Летающий Шагал Эссе

Дмитрий Игошин
"Полёт над городом"

Марк Захарович Шагал (Мойша Хацкелевич Сегал)1887-1985
Государственная Третьяковская Галерея
Холст, масло. 1914-1918

     "...Уеду куда угодно: в Голландию, на юг Италии, в Прованс -
      и скажу, разрывая на себе одежды: "Родные мои, вы же видели,
      я к вам вернулся. Но мне здесь плохо. Единственное моё желание -
      работать, писать картины. Ни царской России, ни советской России
      я не нужен. Меня не понимают, я здесь чужой.
      Зато Рембрандт меня точно любит".

                Марк Шагал


   -Белла, я тебя умоляю, Белла! Потерпи, моё золотко, ещё немного...
Потерпи! До Парижа не так уж и много лететь осталось...

   -Мойша, любимый, а что мы там потеряли? Я и шляпку не накинула.
Дома так хорошо было!

   -Витебск, Беллочка, не та крайняя точка мира, которая начинается
и заканчивается перроном городского вокзала. Модных нарядов и шляпок
тебе будет не пересчитать...

   -Мойша, любимый, и где ты научился так ловко летать?

   -Долгая история, золотко, долгая! В детстве мне цыганка нагадала,
что я проживу много-много лет: что стану очень знаменитым художником
и всегда буду летать...; что у нас родится замечательная девочка Ида;
что ты станешь писательницей и с своих дивных новеллах на идише
будешь писать про то, о чём я буду  рисовать...
   Я уже купил для нас квартиру в богемном "Улее", доме, который
приобрёл Альфред Буше после Всемирной Выставки в Париже в 1889 году.
Познакомлю со многими приятелями. По нраву, глубоко надеюсь, тебе
придётся талантливый поэт из Польши Гийом Аполлинер. Даже и не пытайся
произнести его полное имя: Вильгельм Альберт Владимир Аполлинарий
Кастровицкий. Запутаешься...
   Что стану намного богаче твоего благочестивого отца ювелира
Шмуля-Ноаха Розенфельда; что начнётся страшная гитлеровская война,
которая безжалостно будет уничтожать евреев и европейские народы,
но мы с тобой перелетим в Америку. Там тоже люди живут...
   Что к величайшему горю, ты очень рано оставишь нас с Идой в1944 году
и мне придётся ещё дважды жениться, выбирая женщин, похожих на тебя.
Но, увы! С тобой никогда и никто не сравнится!
Что сам умру в "полёте" - в лифте собственного дома в Сен-Поль-де-Вансе
в 1985 году...

   Летим, летим, Белла! Я тебя умоляю, золотко, потерпи ещё немного,
потерпи! Скоро Париж! У нас столько всего впереди!...

   АПОЛЛИНЕР /фрагмент/

...Что всегда владеет мной
Ты любовь всему причина
Только для тебя одной
Шар вращается земной

Жизнь кончина рай кручина

   Перевод А.Давыдова

   Из сборника "ГОВОРЯЩИЕ КАРТИНЫ".