Зачем мы ходим в кино?

Артур Чубур
   Зачем мы ходим в кино?
   Первое за чем мы идем в кино, в театр - это:
а) за будящей эмоции режиссурой и съемкой и
б) за увлекательным сценарием (что тоже приносит нам в первую очередь эмоции).
Мы идем получать удовольствие. Мы идем пожить немножко в совершенно новой для нас ситуации, в другом мире, в другом состоянии, в другой среде, а в итоге - получить порцию эмоций, переживаний, радостей и (или) страхов, а значит выплеснуть адреналинчик и эндорфинчик, получить заряд бодрости, вдохновения, работоспособности, сексуальности черт побери, в итоге. И при этом совершенно для нас безопасно. Нам лично не нужно сражаться с агентами иностранных разведок, размахивать шпагой, рискуя быть убитыми коварным гвардейцем кардинала, не нужно летать на драконах и осваивать пески Марса. Более того, нам не нужно мучительно ломать голову над тайной кражи бриллианта с королевской короны или вычислять серийного убийцу - это успешно сделает сыщик на экране, наше дело следить за ним. Прекрасно это состояние воплощено в фильме "Аватар". Ты лежишь в кроватке (или сидишь в кресле кинотеатра)- а твой аватар совершает безумства, подвиги во имя любви, охотится, воюет, достигает и преодолевает. Совершенно безопасно для покоящегося, но сопереживающего тела.
Эрзац-переживания.
Это главное в таких действах, равно как и в наблюдении за канатоходцем на рынке средневекового города или за поединком боксеров на освещенном софитами ринге.
Главное встроиться в свой аватар. Найти героя, которого временно отождествляешь с собой, пусть и подсознательно, с которым сопереживаешь то, что тебе демонстрируют.
А уж всякая высокая мораль и скрытый внутренний очень-очень философский смысл того, что закладывали в фильму или спектакль режиссер, сценарист - это вторично, третично...
Хотя конечно это тоже откладывается где-то в подкорке, формирует порой понимание чего-то и прочая, прочая, прочая.
Но это в любом действе для тысяч зрителей не главное.
И только кинокритики и киноаналитики будут ломать голову: "а что такое философское хотел донести до нас режиссер, когда заставил оператора снимать главного героя на 58 минуте фильма через слив унитаза?"
А он никакой философии не имел в виду. Просто решил: да, примитивно, но на этом месте быдло зайдется от хохота. Получит желанную эмоцию и позовет себе подобных, что принесет в мой кошелек еще парочку миллионов зеленых прибыли и возможности новых крутых контрактов на новые творения. Но на случай, если кинокритики начнут задавать вопросы, надо придумать красивый миф о сложных нравственных переживаниях героя - потому что яркая рецензия - тоже пара миллиончиков баксов на новый проект.
Но как же с философией, как с высокими идеями? - спросите вы.
Идеи прилагаются. В качестве бесплатного гарнира.  И те, кто сумеет вложить их вам в голову исподволь, подав под соусом эрзац-эмоций, действительно настоящие гении.
Далеко не все осознают, что получили вместе с такой эмоциональной иньекцией.
Вернусь к уже названному фильму. Многие смотрели "Аватар". Красиво, зрелищно, ярко, хотя сюжет и кажется местами очень знакомым. И многие ли сопереживали в этом фильме землянам, к расе которых сами относятся? Боюсь, что только те, чей разум окончательно извращен ядом патриотизма. Зато многие, пусть неосознанно, вынесли из этого фильма простую и очень важную мысль:
"Родина - это не территория, это не государство, которому ты служишь, а может быть и присягал когда-то по молодости и по глупости. Родина - это друзья, это любимое дело, это любимый человек рядом. А как при этом называется территория - неважно. Есть ценности много выше территорий и идеологий, выше цвета кожи и цвета флага. Вот именно они - по настоящему вечные и общие".
И скажите мне теперь, что Джеймс Кэмерон не гениален.
Правда, мне немного проще и немного сложнее, чем вам. Почему? Потому что то, что Кэмерон пытался вам сказать, я знал и понимал намного раньше. И мог просто наслаждаться его творением, купаясь в море эмоций, не заставляющих перестраивать мое видение мира.