Воспитание и образование часть 2

Владимир Смысловский
 К чему я поднимаю этот вопрос? Поясню на на конкретном примере к чему приводит отсутствие единообразия. Однажды в школе у восьмиклассницы пропала из школьной раздевалки шубка из меха песца. Родители этой девочки решили, что поскольку достаток семьи позволял, можно дочери ходить в школу в такой шубке. Но не все родители были так обеспечены. И вот, девочка из малообеспеченной семьи совершила эту кражу. Ей хотелось тоже иметь такую шубу. Не задумываясь о последствиях, она совершила фактически преступление. В тюрьму ее не посадили, но на учет поставили со всеми вытекающими с этим последствиями. Виновата эта девочка? Безусловно да! Но виноваты и родители «потерпевшей». Своими действиями они спровоцировали эту кражу.  К сожалению, только на моем личном опыте, подобных случаев было множество. А ведь если бы было единообразие, то сколько бы преступлений можно было предотвратить!

    Воспитанием ребенка  должны заниматься не только родители, но и школа. Именно она закладывает основы, фундамент будущего человека «с большой буквы». Возвращаясь к своим школьным годам могу с уверенностью сказать, что в мои школьные годы это неукоснительно соблюдалось. Нужно отдать должное Советскому государству - идеалогия, воспитание патриота свой страны  была на высочайшем уровне.

    Здесь мне многие могут возразить. Вспомнять, в первую очередь, «сталинские» репрессии.Мне это хорошо известно, поскольку пришлось читать уголовные дела своих предков, попавших под эти жернова. Но ведь ребенок еще не в состоянии разбираться в этом и уж, тем более судить кто прав, и кто виноват. У него в детстве должен быть идеал к которому он должен стремиться. Таким идеалом, в моем детстве, был учитель, герои ВОВ и герои пятилеток, строители Днепрогэсса и БАМа, покорители космоса и т.д. Учитель, видимо это еще сохранилось с царских времен, всегда был в почете. Государство все делало для этого. Я уж не говорю о деревнях, где учитель вообще был первым человеком.
    К глубокому сожалению сейчас учитель » не в почете». Его могут оскорбить не только родители, но смотря на них - дети. Раньше это даже в кошмарном сне не могло присниться. Да и сами учителя, в значительной степени, ведут себя не подобающе. Но что с них спросить! Они уже порождение «нового времени».

    Обратите внимание на основную массу современной молодежи. Уступить пожилому человеку место в общественном транспорте, пропустить старика вперед? Никогда! Выругаться нецензурно при женщине, оскорбить ее, ударить - не считается зазорным.
А ведь это все последствия безидейного, бездуховного детства!

    Я соглашусь, что заидеалогизированность - плохо. Но и отсутствие ее - не меньшее, а может и большее, зло. На чем воспитывать патриота своей страны? На «Березовских» и иже с ними? На кумирах «Дома-2»? На «героях» лихих 90-х?                Но ведь это деградация!!!!

     Детство не повторяется, но то что будет заложено в этот период - пожинается с лихвой в зрелом возрасте!

      А теперь об уровне образования.

      В начале 70-х, когда я пришел на работу в школу, через некоторое время  я столкнулся  с проблеммой. Значительная часть учеников 5-го класса, где я преподавал географию, плохо усваивала материал. Причем даже легкие темы. Никак не мог разобраться в причинах. Уже гораздо позже, когда мой сын пошел в школу и мне пришлось «осваивать» школьную программу поэтапно, начиная с первого урока. И тут я понял причину «неусвоения» материала моими учениками. Причина оказалась проста и банальна! Ученики 5-го класса очень плохо читали, а те, кто и читал не плохо, не  могли рассказать о прочитанном.

       Я вспомнил свои годы. Мы чуть ли не пол года учили только алфавит, затем учились читать. Писали ручкой с пером (не авторучкой и уж тем-более не шариковой ручкой) -  палочки. Кстати авторучкой нам разрешили пользоваться лишь в старших классах, а о шариковых ручках вообще речь не шла. Благодаря этому у всех был приличный почерк!
 Читали мы довольно много детских книжек, а потом пересказывали содержимое. Все это вместе закладывало  основы быстрого чтения и умение пересказывать прочитанное. Да и родители гораздо больше уделяли внимания ребенку чем сейчас, когда  все воспитание сводится к одному - одеть, обуть ребенка.

    Сын же учился по другой методике. Таблица умножения- пару недель. Книга - редкость в руках (зачем читать если можно посмотреть кино?). А уж о пересказах прочитанного и письменного изложения - вообще редкость.
Результат - словарный запас уменьшился сильно, косноязычность, речь состоит из простых предложений и т.п. последствия. Как же может ученик усваивать последующий материал? Вся его мозговая деятельность тратиться лишь на чтение! Никаких логических цепочек и как следствие - слабое усвоение материала. Если нет хорошей базы, закладываемой в младших классах, невозможно в дальнейшем обучить «серъезным» предметам. Ведь любой, мало-мальски грамотный человек знает, что не качественный фундамент здания приведет к тому, что оно рухнет.

    Приведу еще пару примеров, подтверждающих мое видение состояние нашего образования.