Воспитание и образование часть 1

Владимир Смысловский
                Воспитание и образование

     Эту главу начну с истории, тем более, что мой прадед всю свою жизнь посвятил  образованию и воспитанию не только своих детей, но и многих достойных людей обучавшихся в Полтавском, Киевском и Московском кадетских училищах. Надо здесь подчеркнуть, что обучение в царской Росси было раздельным. Мальчики обучались в военных гимназиях, позже переименованных в кадетские училища, а девочки - в гимназиях и пансионах благородных девиц.  Такое разделение преследовало различные задачи и цели. Девочки получали образование и воспитывались прежде всего как «хранители семейного очага». Воспитание и образование  кадетов преследовало несколько иную цель - достойное служение своему государству на гражданском и военном поприще, преданность государю и Отечеству.

     Как же проходило обучение и воспитание кадет?

Обычные занятия воспитанников в корпусах велись в следующем порядке: подъем – 6 утра, утренний туалет, одевание, молитва. В классах занимались с 7 до 11 часов и с 12 до 18 часов. По субботам вечерних занятий не было. Так как  на обучение кадет фронту обращалось особое внимание, то ежедневно  с 11 до 12, а летом и более  назначались разводы, а после разводов кадеты занимались экзерцицией. Во время летних каникул, каждый день  с 6-7 утра кадеты имели свободное время, в которое они читали, занимались музыкой, беседами, прогулками и т. п.  В 19 часов ужинали, потом под присмотром офицера-воспитателя делали уроки с 20 до 21 часа, в 21 укладывались спать.  Летние каникулы кадет проходили в лагере, где устраивались практические походы. Окончательно режим  и организация воспитательного и учебного процесса в кадетских корпусах оформились  с изданием «Устава для военно-учебных заведений» - жизнь в кадетских корпусах строго регламентировалась,  получив единое направление.
               
     При составлении расписания теперь учитывались возрастные особенности детей, при распределении времени учитывалось время на отдых и забавы кадет. Рекомендовалось не утомлять кадет, не обременять их память слишком длинными лекциями.  В режиме были отведены часы на повторение уроков и свободные игры.

   В кадетских корпусах получили отражения новейшие течения педагогической мысли  и опыта того периода. Очень большое внимание уделялось элементам наглядности и эксперимента.  Общая схема педагогической методики «от наглядного к отвлеченному».   В корпусах применялся метод проблемного обучения, были созданы новые программы.

     По Общему положению 1830 г. образовательная цель учреждения (как и прочих военно-учебных заведений) заключалась в «доставлении юному российскому дворянству приличного сему званию воспитания, дабы укоренить в воспитанниках правила благочестия и чистой нравственности, обучив их всему, что в предопределенном для них военном звании знать необходимо, сделать их способными с пользою и честью служить Государю и благосостояние всей жизни их основать на непоколебимой приверженности Престолу»

   В этом же указе утверждалось, что цель умственного образования заключалась в том, чтобы «возбуждая собственную деятельность ума,  изощряя их умственные способности, довести их до той степени знания, которая признана нужную, сообразно с целью воспитания вообще и с развитием  в них твердого убеждения в пользе образования, как источника гражданской и общественной добродетели; вместе с тем учение должно иметь влияние на нравственность, образуя мысли воспитанников в теснейшей связи с чувствами сердца и с волею человека от коих рождаются все его поступки».

  В 1835 году штаб военно-учебных заведений возглавил полковник Ростовцев, который принялся за улучшение учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах, справедливо рассудив, что в первую очередь нужен сильный преподавательский состав. По его предложению для привлечения в военно-учебные заведения наиболее подготовленных офицеров и преподавателей их оклады стали приравниваться к высоким в те времена окладам артиллерийских офицеров. Чтобы поднять престиж службы в вузах, гуда стали приглашать офицеров и генералов из гвардейских частей. Были введены более высокие оклады и для гражданских преподавателей.  Преподавательская работа стала считаться государственной  службой, и соответственно всем преподавателям присваивались определенные так называемые «классные чины».

   Были разработаны и специальные правила награждения преподавателей орденами, присвоения им очередных классных чинов. В систему военно-учебных заведений привлекались университетские профессора и преподаватели, которые или совмещали свою основную работу с деятельностью в кадетских корпусах (например, адъюнкт-профессор Петербургского университета Д. И. Менделеев преподавал химию во 2-м кадетском корпусе), или полностью переходили в военно-учебные заведения.     Все усилия педагогов были направлены на то, чтобы дать кадетам  высший уровень знаний. В Московских кадетских корпусах преподавали лучшие педагоги, профессора  Грановский, Рулье, преподаватель военных наук И. В. Кобыляков и многие другие. Кстати в моей средней школе (50-десятые годы) читала математику кандидат математических наук.
                Созданное в 1836 г. «Положение о службе по учебной части в военно-учебных заведениях», давало полную возможность обеспечить Кадетские корпуса надежным составом преподавателей.  Учителя принимались  на работу после предварительного испытания. Очень большое внимание обращалось на  образ мыслей и точку зрения по поводу верности монархическому правлению. Офицеры и преподаватели выбирались  с серьезной осмотрительностью.   Наставление 1848 г. определило основную цель воспитания в кадетских корпусах - «Христианин, верноподданный, русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер,—вот качества, с которыми воспитанник военно-учебных заведений должен переходить со школьной скамьи в ряды Императорской армии, с чистым желанием отблагодарить Государя за Его благодеяния честною службою, честною жизнью и честною смертью».
   
    Главную цель обучения Ростовцев видел в том, чтобы «дать воспитаннику прочное основание в науке дабы при любви к труду, когда ум его впоследствии и летами, и опытом разовьется, он мог учить себя сам и идти далее без помощи посторонней; для чего и надобно всеми мерами приучать кадета к работе самостоятельной, вселяя в него любовь к труду и уважение к наукам». «Не следует впускать из виду, — читаем далее в наставлении, — что способности и склонности воспитанников, как и вообще всех людей, не одинаковы, а потому во всех науках по мере возможности (в языках и искусстве непременно) распределяя преподавание по классам, не сдерживать тех воспитанников, которые вырываются из общего уровня классной массы и заслуживают... идти далее и шире предметов, программою для их класса назначенных».

      Согласно учебной программе кадеты изучали русскую литературу, начиная с рождения письменности на Руси. Они должны были проштудировать «Русскую правду», летописи Нестора «Поучение», «Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», изучали историю книгопечатания, принципы составления словарей, творчество С. Полоцкого, Д. Ростовского, Ф. Прокоповича. Чтобы узнать, «как пробуждалось чувство народной самобытности у русских людей», кадеты знакомились с лирической и эпической поэзией, с русскими народными пословицами и поговорками. Им преподавались основные направления литературных трудов писателей и поэтов Франции и Германии. Изучалось творчество знаменитых соотечественников  М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, К. Н.  Батюшкова, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского,  Н.В. Гоголя, развитие романтизма и классицизма в литературе.
       
  Самостоятельными предметами были выделены физика, химия, механика, математическая и физическая география. Особенно интересными представляются программы курса русской словесности и истории: "... кадеты изучали литературу от начала письменности до XIX в., знакомились с содержанием и языком "Русской Правды",  Повестью Софрония, похвальным словом Дмитрию Донскому, описанием путешествий в чужие края. В третьем периоде русской словесности юноши должны были знать творчество  Я. Б. Княжнина, В. А. Озерова, Д. И. Фонвизина, исторических писателей М. М. Щербатова, И. Болтина, И.Голикова... В четвертом периоде давалось обозрение деятельности Александра I и Николая I в распространении образования в России... Из писателей изучались: творчество Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, А. И. Дельвига, И. И. Козлова, М. Н. Загоскина, А. Марлинского.

     История распределялась в классах следующим образом: в 3-м общем классе - история древних азиатских и африканских народов, в 4-м классе - история Греции и Рима, в 5-м - история римских императоров, история средних веков до крестовых походов и русская история до Ивана III. В специальном отделении новая история и русская история (до Петра I)."
               
   Как видим, эта программа скорее напоминала университетскую. Чтобы изыскать на нее время Ростовцев решился на то, чтобы сократить количество иностранных языков: вместо двух - французский, немецкий кадеты должны были изучать один, причем  по желанию, и надо сказать, что качество преподавания иностранного языка стало выше. Так, например, в 1-м Московском кадетском корпусе был один день в неделю, когда после занятий кадеты должны были разговаривать либо по-французски, либо по-немецки между собой; в этот день устраивались литературные вечера, диспуты. Из учебных программ были изъяты курсы биологии и зоологии, курс военной истории объединялся с курсом тактики. Вот таким образом изыскивалось время на обширную программу по русской литературе.

    На педагогическом совете были определены основные задачи воспитания кадет: « Кадетский корпус должен готовить физически и духовно развитых молодых людей, заботливо воспитанных в религиозно-нравственном отношении, с прочно установленном чувством беззаветной верности монарху и любви к Родине, с твердым сознанием военного долга. Людей способных к корпоративному единению и товарищеской поддержке и вместе с тем людей стоящих  в интеллектуальном отношении на уровне  современных требований военного дела».

   Соответственно указанным законом целям корпус воспитывать должен в каждом кадете «всесторонне развитие физических и душевных способностей, правильно образовать характер, глубоко укоренить благочестие и верноподданных долгу и твердо упрочить те нравственные качества, которые имеют первенствующее значение для офицера».
 Подробные правила физического и нравственного воспитания в Кадетских корпусах, а так же внутреннего устройства, определяются «Инструкцией по воспитательной части». Эта инструкция  для воспитателей военных гимназий была выработана  особой комиссии, под председательством В. П. Коховского, и составлена известным военным педагогом М. С. Лалаевым. Первое издание вышло в 1881 г., 2-е, в 1886 г. Инструкция составлена на очень гуманных педагогических основах, не обошедших своим вниманием ни А. Коменского, ни Дж. Локка, ни Ж.Ж. Руссо.

      Цель умственного, образования заключалась в том, чтобы, «возбуждая собственную деятельность ума учащихся, изощряя их умственные способности, довести их до той степени знаний, которая  признана нужную, сообразно с целью воспитания вообще и с развитием в них твердого убеждения в пользе образования, как источника гражданских и общественных добродетелей. Вместе с тем  учение должно иметь влияние и на нравственность, образуя мысли воспитанников в теснейшей связи с чувствами сердца и с волей человека, от коих рождаются все  его поступки».

       Учебная программа в кадетских корпусах периодически изменялась. Основными предметами были:
     1) Закон Божий, 2) русский язык  и русскую словесность, 3) французский и немецкий языки (в некоторых корпусах и английский), 4) математика (арифметика, алгебра, геометрия, приложение алгебры к геометрии, проекционное черчение, тригонометрия и начало аналитической геометрии, б) начальные сведения по естественной истории, 6) физика, 7) космография, 8) химия, 9) география, 10) история, 11) законоведение, 12) чистописание и 13) рисование и черчение. 

      Не буду больше утомлять читателя кадетскими училищами. Очень многие попытаются мне возращить - «такое образование и воспитание могли получить лишь избранные»!

      Это так и не так. Ведь в царской России, кроме вышеуказанных кадетских училищ, были одноклассные приходские училища, 3-х классные приходские училища (в каждом уездном городе), 7-летние губернские училища (в губернских городах) и наконец университеты. Причем еще в 1802 году, после создания Министерства народного просвещения, было издано положение об их устройстве:
1.бессословность учебных заведений
2.бесплатность обучения на низших ступенях
3.преемственность учебных программ
   Кроме указанных выше учебных заведениях России с 1864 года появились земскиеучилища, церковно-приходские, воскресные и частные школы.

    Причем уровень получаемых знаний был достаточно высоким. В качестве примера приведу данные, касающиеся моего прапрадеда.
Получив домашнее воспитание в семье священнослужителя, он поступил и проучился 2 года в духовной семинарии. Образование соответсвовало низшей школе. Подав прошение и сдав вступительные экзамены, он поступает в Санкт-Петербургский университет на филологический факультет, закончив который он начал трудовую деятельность в качестве учителя русского языка и истории в Лепельском уездном училище.


      Все мои деды и дяди закончили кадетские училища и гимназии. Получив фундаментальные знания и воспитанные в лучших традициях, они верно продолжали служить своему отечеству, пока их жизни не оборвались по различным причинам (см. «Моя семья или генеалогические поиски»).

    Это все об образовании и воспитании молодого поколения. Не могу здесь не остановиться на одной детали - форме учащихся. И вот почему!

     Все учащиеся училищ, гимназий носили форму. И не важно было к какому сословию ты принадлежал. Буть ты отпрыском княжеского рода или купеческого - форма была едина для всех. Такое же единообразие  сохранилось и в период моего обучения в школе, хотя уже ни о каких сословиях и речи не могло быть. Единственно, в чем ты мог выделиться в массе учеников, это своим умом!