Пора взросления

Татьяна Чехова
Благословляйте преследующих вас,
ибо гонят они вас, не ведая сами,
к светлому будущему /Михаил Литвак/.

Как награда за холод и слякоть, наступило долгожданное лето. «Восьмой класс окончен.  Буду ходить на озеро. Читать. Писать. Студия летом не работает. Жаль» - лениво текли мысли. Оля достала тетрадь  с красной обложкой  и записала.

* Бумагу пачкать – грустное занятье,
  Ненужным строчкам форму придавать.
  Писать лишь для себя заумные понятья,
  Лишь для себя законы жизни открывать.

- Олюшка! Где ты? –  позвал оживленный голос.
- Что принесла тебе, доченька!  -уже в комнате, сидя на диване с продуктовой сумкой на коленях,загадочно говорила мама.
- Что? –  Оля встала,  заглянула в сумку.   
- Вкусненькое ищешь? – засмеялась мама.- Есть. Купила, ради окончания школы. Но, я  про это -  оп-па,  - и она ловко достала из сумки, и протянула  Оле бумагу.

- Путевка в оздоровительный лагерь «Факел», -  читала Оля. – Путевка? –   недоуменно. И  сердито добавила. -  Зачем, ма?  Не хочу я никакого лагеря!
- Рыжик мой, любимый,  - мама спустила сумку на пол и, взяв дочку за руку,  усадила  рядом, но в глаза не смотрела. Оля понимала -  тоже  не может радоваться даже и недолгой  разлуке.

- Вот послушай,  - тихим настойчивым голосом продолжила мама. – Следующий год выпускной. Кстати, ты  не передумала? В педучилище? – и уже прямо глянула в глаза.
- Нет, - ответила Оля все так же сердито.

- Эх,  была бы жизнь полегче, закончила бы  одиннадцать и в институт,  –  мама помолчала, как будто представила  эту возможность, а затем  махнула рукой и улыбнулась. – А! Что говорить. Все будет хорошо, доченька.  Ты у меня умненькая, выучишься,  –  материнские руки, самые ласковые в мире  гладили кудрявые, медного цвета  волосы дочери. И уже торопливо, как будто стараясь убедить не только дочку, но и себя.  – Очень удачно получилось. Путевка-то  десятипроцентная и одна на весь цех. Знаешь,  сколько желающих было?  А  профком мне  выделил.  Ну, как я могла отказаться? Ты послушай, послушай, - страдая от погрустневшего вида дочки, -  Отдохнешь, развлечешься. Говорят там очень хорошо. Мероприятия всякие нтересные, -  уже тише, как будто оправдываясь, говорила мама. – И потом, Оля. Ты будешь в лагере, а я тут поэкономлю. Это же тоже не маловажно для нас. Купим тебе  куртку новую. А? Ну, не противься. Только польза от этой путевки. – И заранее предупреждая возражения, напористо и громко  добавила.  –  Другая  обрадовалась бы! Разве плохо? Чем сидеть в четырех стенах.  Удача такая – будешь на воздухе целый день, там и речка, говорят, есть, и кормят хорошо. Не противься, дочка!

Оля отстранилась от рук мамы и  молчала, опустив глаза. «Лучше бы оно не наступало это лето». Настроение  было испорчено.   Купить  что-нибудь летнее, просить она не будет  – знает, что денег нет. Значит, поедет в старом.   И это беспокоило. Еще  волосы, из-за цвета которых,  ее частенько называли рыжей. В школе-то  Оля сумела себя поставить и не ведется на всякие подковырки. Но  как  будет в лагере, где её никто не знает?

С утра зарядил дождь. И так же пасмурно было на душе у Оли, когда она простилась с мамой у ворот лагеря. Наблюдала, как девочки, радостно вскрикивая, обнимались, мальчики,  по-взрослому сдержано пожимали руки, и чувствовала себя чужой и не нужной.
       С хмурым лицом Оля зашла в палату, где  маленькая  девочка застилала кровать у окна.

- Это же первый отряд? 

- Первый, - повернулась девочка.  Маленькие глазки, близко посаженные к большому для лица носу, делали ее удивительно похожей на мышку.
-  Можно на любую? - кивнула  Оля на кровати.
- Да. А как тебя зовут? – в свою очередь  спросила девочка-мышка.
- Оля. А тебя?
- Катя. Я тебя не знаю.  Ты первый раз в этом лагере?
- Первый, - вздохнула Оля, направляясь к кровати у второго окна. Она успела только постелить простынь и надеть наволочку на тощую подушку, как в  палату смеясь и громко разговаривая,  вошли две девочки.

- Ну вот! –  сердито сказала та, что постарше -  высокая, с  черными до плеч волосами, челкой и карими большими глазами, - Говорила же - быстрее! Копуха! Видишь,  лучшие места заняты,  – повернулась она ко  второй девочке с  длинной косой.  Та  молчала, внимательно оглядывая Олю.

- А, крыска, - узнала старшая девочка  Катю и как будто обрадовалась. -  Быстрая моя.  Все-то ты успеваешь, вот и постельку уже заправила.  Можно спасибо сказать?! – ирония и пренебрежение звучало в словах. Она подошла, бросила большую спортивную сумку  на пол  и  носком модной туфельки задвинула под кровать. Олю удивила реакция  Кати, которая молча сняла  халат со спинки кровати  и перевесила на  рядом стоящую.

- Вика! Чего  стоишь?!  - повернулась старшая девочка к своей подруге и показала рукой на кровать Оли. – Иди,  пусть перейдет.
Оля не стала ожидать  и сразу же ответила: - Это моя кровать, я первая  заняла.

- Ты ж посмотри - первая она, - насмешливо произнесла девочка с  челкой.
- Ладно, поспешила отозваться  Вика, оглядывая другие кровати. – Нетка, - обратилась она к Кате. – Может,  перейдешь?  Я  хочу рядом с Кариной. 
- Перейду, - не возражала и в этот раз Катя.
Остальные две кровати в палате заняли  подружки – Соня и  Юля.

- Девчонки!  На обед - в комнату быстро вошел коротко постриженный высокий парень.  Белая футболка обтягивала  спортивную накаченную фигуру, выгодно оттеняя  загорелую мужскую шею и сильные руки.
- О,  Дмитрий Юрьевич, вы  у нас в этом году? -  улыбаясь, подошла к нему Карина, - Справишься, товарищ воспитатель? – засмеялась.

- В угол буду ставить, - отшутился молодой человек, выпускник Пединститута, проходивший  в лагере практику.
- Если с тобой, Дима, то я согласна –  кокетничала Карина, в то  время как он внимательно присматривался к Оле.

- Оля! Ты что, не узнала меня, - улыбаясь,  обратился он к   девочке.-  Литературная студия! Вспомнила?
- Да, - улыбнулась и Оля.  А ты вожатый, Дима?
- Для кого Дима, а здесь и для тебя - Дмитрий Юрьевич, - повернулась к ней Карина.

- Ладно тебе, - примирительно улыбнулся  вожатый. – Девочки,  в столовую, а потом  встретимся в беседке. Будем знакомиться.
Уже выходя из комнаты, Оля услышала веселые  голоса:
- Дима. Только не говори, что тебе нравятся рыжие мочалки.

- А чего тебя Неткой  называют, ты же Катя? - интересовалась Оля, пока  ребята    рассаживались в беседке, сплошь увитой диким виноградом, который стремясь вверх,  энергично пускал  усики.
 
- По фамилии – Нетова. Я привыкла. С первого класса здесь. Мама,  - девочка запнулась. – Уборщиком территории работает.  Братья Вовка и Шурик в другом отряде, – и  проследив взгляд  Оли, сообщила. - Карина – племянница директора лагеря, она  уже школу закончила.  Думала, в этом году ее  не будет. А  Вика – дочь врача.  Каждый год в лагере встречаемся.

- Ребята! – похлопала в ладоши воспитатель  Полина  Ивановна - женщина средних лет. -  Тихо!  Наговоритесь еще, а пока  нужно  выбрать название и речёвку для отряда.  Сначала название. Предлагайте!  - обвела она глазами ребят. Похоже,  это мало  кого интересовало.  -  Ну ладно, есть  хорошее название для  старшего отряда.  «Позитив». Как вам?  - предложила она,  заранее приготовленное.  - И речёвка хорошая:
Наш отряд – Позитив.
Наш девиз – Позитив.
Наш веселый коллектив
Излучает позитив!
 
- А я предлагаю название отряда  - «Сосисочная», -  вскочила и громко с нарочито серьезным лицом высказалась Карина, - а речёвку такую:
Кто вдруг полезет на сосиску,
Тому в штаны засунем крыску!  -   и громко, закинув голову, засмеялась. Ребята оживились,  толкали друг друга  и заливались смехом, понимая о какой крыске идет речь.  Катя сидела, опустив глаза.
 
- Ребята! Давайте серьезнее – утихомиривала  воспитательница. – Так что, принимаем название  и речёвку?

- Кто за название «Сосисочная»? -  подняла руку Карина. -  Вика? – и та, улыбаясь,  проголосовала. – Герка, Дима, Таня, Юля, Сонька,  – перечисляла она имена.- Классное название! -   Ребята с  удовольствием  развлекались.

- Карина! Перестань. Ребята! Что за цирк! Сядьте!  Старший отряд, называется,   –  успокаивал  Дима.

– Значит, название отряда «Позитив», а текст речёвки я повешу, -  показала  на доску объявлений перед беседкой и поспешила закончить беседу Полина Ивановна. – Сейчас все свободны, а  после ужина – дискотека в честь открытия смены.
Ребята  заспешили к выходу.

- Ура! Что ты оденешь? А  ди-джеем – Олег, ты знаешь?  Ну, тот, что в прошлом году.  Что покраснела? До сих пор страдаешь? –  тараторила Карина.
 
- Оля. Подожди. Ты пишешь? Есть новое? – остановил девочку Дима.
- Немного. А ты?
- Есть. Хочешь дам почитать? – как все  поэты, он любил поговорить о своих стихах, но  шедшие впереди Карина с Викой вернулись и, взяв его  с обеих сторон под руки, подшучивая и перебивая друг друга,  устремились вперед.

Это было нелегко - находить уединенное место, но все-таки Оля записывала в дневнике:
«Не нравится мне  здесь.  Дружить не с кем.  С Катей-мышкой  не хочу. Забитая и мне неприятная. Хотя, мне и жалко ее. Ну, разве можно быть такой? Многие, особенно Карина  с Викой  насмехаются,  называют её  крыской  и нагружают  –  принеси, пойди узнай, пойди скажи. Если это не первый год, то как она терпит?   Я бы  сопротивлялась, а она  молчит, часто уходит из отряда, как будто боится. Мне тоже  пытались приказы отдавать. Еще чего! Я им не служанка. Хочу домой».

«Когда мама приедет проведать - буду проситься домой. Сегодня на доске объявлений появился рисунок.  Девочка с красными, распатланными  волосами, в длинной юбке, в огромных кроссовках, пишет,  сгорбившись гусиным пером в толстой тетради. И надпись: - «Я поэт, зовусь я Олька, недоразвитая только». Конечно, это  работа  Карины. Я слышала,  она   хвасталась, что окончила художественную школу. И какие злые все. Хохочут, заливаются. Хорошо подошел Дима и снял рисунок»

«Суббота через два дня. Не дождусь!  Надоело!  Шуточки  Карины, Вики, да и остальные им поддакивают, над моей одеждой уже достали меня. «О, какой сарафанчик веселенький. В каком сэконде покупала?  Дашь поносить?» Стараюсь не показывать, что мне неприятно. На дискотеки  не хожу. Не хочу быть хуже всех».

«На дневном сне,  Карина   вылила  мне  воду  в постель.  Правда, я не видела, кто плеснул. Проснулась, а простынь мокрая.  Думаю, что она. Еще смеется: - Тебе, деточка, нельзя  ездить по лагерям.   Надо будет воспитателям  сказать.-  Гадина!   Димка разговаривает со мной, а она злится.   Не жаловалась, не хватало, чтоб еще и ябедой дразнили.  Пропала зубная паста. Теперь и зубы чистить нечем. Просить не хочу.  Приедет мама и заберет меня. Наверно завтра».

Какими же долгожданными  были слова, прозвучавшие по лагерному радио: - Оля  Ващук. Первый отряд. Подойди к воротам. Тебя ожидают. - И уже полчаса спустя, она вихрем мчалась  забрать уже давно сложенные вещи. Вдогонку, как насмешка, неслись из беседки ребячьи голоса:
Наш солнечный лагерь – он лучший на свете.
Сюда приезжают, знакомятся дети.
И мы никогда не  забудем об этом,
С друзьями мы встретимся следующим летом.

Из палаты слышался шум, смех. Она  вбежала. В глаза бросилась красная обложка тетради.  «Ах, как же я  оставила, всегда ведь носила с собой» - промелькнуло. Карина  возмущено размахивала руками. Вика смеялась. Соня и Юля с интересом слушали.

- Отдай! Кто разрешил?!  Дай сюда! – потребовала  девочка.
- А кто тебе разрешал гадости про нас писать, – повернулась к ней Карина.
- Вот именно – поддержала Вика. - Поэтка!

- Я Полину Ивановну  позову, -  пыталась забрать тетрадь Оля.
 - Забирай, - тетрадь  полетела на пол. -  Все равно ответишь.  Уже  этой ночью получишь, рыжая!- Угрожала Карина.
 
-  Да, рыжая. Что, нравится цвет?  Тогда в парикмахерскую иди, - старалась  держаться  девочка, собирая  тетрадочные листы. –   Ничего у вас  не получится. Я  уезжаю, - она достала  сумку,  заглянула в тумбочку, под подушку, засунула в кулек кроссовки, растрепанную тетрадь и устремилась к выходу.  У  двери услышала окрик Кати, которая все это время молчала.

- Оля! Подожди. Я  провожу тебя,  –  она догнала и пошла рядом. – Давай понесу, -  дернула  за  кулек, тот треснул,  из него выпала тетрадь  и рассыпалась.

- Ну вот!-  сердито воскликнула Оля.
– Ой, прости. Я соберу, – они наклонились за  листами. – Оля, - взволнованно  говорила Катя, сидя на корточках и  заглядывая ей в лицо.- Я хочу попросить у тебя прощения.
– Чего это?  – продолжала сердиться девочка.
– Что не защищала тебя. Я вдруг поняла, что это еще хуже –  не вмешиваться. Еще хуже! Понимаешь?

- Ладно. Давай, - Оля забрала листы. Сбоку раздавался хор ребячьих голосов «Наш солнечный лагерь – он лучший на свете. Сюда приезжают, знакомятся дети…» -  глаза  девочек  встретились.

Они подошли к воротам и постояли немного, уже не смотря друг на друга. Оля медленно вышла, отошла немного и  оглянулась.  Катя стояла, крепко ухватившись за решетку. Стало неспокойно, как будто она должна была что-то сделать и не сделала. Девочка переложила кулек и махнула  рукой: – Пока.
- Пока! – еле слышно прошептала Катя.

Мама уже сходила к начальнику лагеря  и ожидала дочку.
- Я написала, что мне дали отпуск, и мы уезжаем. Давай сумку, - весело говорила она. – Пошли.

Оля не слушала.  Это было уже не важно. Важно было там и это  заставляло  оглядываться на ворота и искать глазами  неподвижную маленькую фигурку.  Если она  уедет, то  будет все время думать о Кате – каково ей  одной без поддержки,  и она  стояла,   раздумывая. В голове крутилось «Это еще хуже –  не вмешиваться». И  хотелось вмешаться, и не дать в обиду, и не только Катю, а вообще всех и всегда.

- Доченька. Что ты? Иль забыла что? – мама тронула ее за руку.
- Забыла, - машинально повторила Оля, а потом решительно – Мам, я не поеду. Останусь. Передумала, – а глаза по-прежнему искали Катю.

- Ничего не понимаю, - растерялась мама.
- Я потом тебе расскажу, -  забирая сумку и стремясь  назад, быстро говорила дочь.  -  Обязательно расскажу! -  крикнула, входя в ворота лагеря.

------------------
* слова Д.Афанасьева.