CВЕТ В ОКНЕ. Размышления о пороках людских

Борис Бем
               
               
               
    
       Вам никогда не приходилось бродить в одиночку  на лыжах по промерзлой заиндевелой тайге? Особенно,когда вокруг на несколько десятков километров ни души. Ты уже выбился из сил, руки стали ватными и  уже не в силах удержать палки, приготовившись всем грузным телом рухнуть в снежную постель, в этот миг, где-то вдали замерцал спасительный свет в сторожке лесника. Ты напрягаешь последние силы и устремляешься на огонек надежды. Свет-это признак жизни, тепла и радости. И вот ты, скрипя полозьями, подходишь к расписному хрустальному оконцу избы, и в отчаянии стучишь полукаменной рукавицей по стеклу. Хозяева находятся дома, но двери тебе  не открывают. Причины - они разные. По тайге не только люди добрые бродят. Простая человеческая боязнь. Тогда ты освобождаешь ботинки от креплений и начинаешь бить заснеженным каблуком по притвору.  Опять  гробовое молчание.  И теряя последние силы ,  ты падаешь у комля молодой сосенки, обнимая ее стройный ствол. Все, больше идти тебе некуда, это - последняя точка твоего маршрута…
                х
     К счастью, подобные картинки в жизни практически не случаются, а если и имеют место, то крайне-крайне редко. Мне и самому стало страшно от такого пессимистического предположения. Ну не может, не должно такого быть!  В людях ведь на генетическом уровне заложено тепло души…
      …Вчера  в интернете я обнаружил ,леденящую душу, информацию. В ближнем подмосковье на многолюдной улице погиб от переохлаждения молодой человек, профессиональный актер, звезда сериала "Интерны". Как могло такое произойти? Этот ребус будут решать следственные органы, а вот почему прохожие,созерцая, распластанное на морозе живое беспамятное тело, проходили равнодушно мимо, это действительно, загадка для ума.
   Русь, великая Русь, всегда выделялась хлебосольством и гостеприимством. Мне моя мама в детстве рассказывала о том, как ее с шестилетней дочкой вывезли в сорок первом из блокадного Ленинграда в уральский город Курган и устроили на работу санитаркой в военный госпиталь. Жили мама с сестричкой в одной комнатке с больной старушкой - божьим одуванчиком ,которая и сама-то еле ходила. Вот так и жили, питались картошкой, когда разживались мукой, пекли оладьи, зато жили в мире и согласии.  Мама сутками  пропадала в больничных палатах, зато за дочку была спокойна, она оставалась на попечении доброй бабули…
     Я и сам  в молодости много путешествовал по Сибири. Очень хорошо помню один день, когда задержался по журналистским делам  на колхозной ферме допоздна, и мне пришлось заночевать в хате у местного тракториста. Домик у него был маленький - сени, пятиметровая кухня и большая двадцатиметровая горница.  Накормив меня ужином, чем Бог послал, хозяева улеглись на пол, а мне предоставили свою кровать с никелированными шишаками. Как я не возражал ,молодая  пара  настояла на своем… Гость для селянина священнее иконы. И сколько еще впереди у меня было подобных добрых и светлых встреч?....
   Я часто задаю себе вопрос: «Откуда в людях берет начало равнодушие и черствость? Ведь в Советское время, когда была всеобщая уравниловка,народ особо не выпячивал свое благосостояние напоказ. Да и нечего было  предъявлять. Процентов 70-80 горожан жили в огромных коммуналках, велосипед считался роскошью, а уж если  во дворе твоего дома отстаивались такие машины, как «Москвич» или «Победа»,то любопытству не было предела, так и хотелось пощупать каждую дверь или бампер своими ладошками.
   Очевидно, мороз в душах людях,поселился с приходом демократических перемен, когда к власти пришли чиновники-казнокрады и уголовные паханы. О его Величестве-законе было забыто на много лет. Прав оказался тот, у кого стало много прав, или в кармане лежал хороший ствол. И такие понятия, как честь, порядочность, душевная теплота -отошли на второй план. Грешно, очень грешно так думать, но как иначе найти оправдание сегодняшней глухоте к людскому горю?
   ... Вот ведь, как странно получается! С одной стороны- большинство станций переливаний крови живут за счет бескорыстных доноров, а те же благотворительные народные фонды финансируют многие медицинские адресные программы, спасая сотни и тысячи человеческих жизней… С другой же стороны наблюдается обратная жуткая картина. Посмотрите, как ведут себя пассажиры на ,терпящем крушении, судне? Или в самолете, когда в одном из моторных отсеков, вдруг запылал двигатель? Люди моментально превращаются в зверей. Никто не хочет умирать и каждый хватается за соломинку, забывая о ближнем. Вот они, какие эти людские инстинкты. Таких примеров можно привести довольно   много. Взгляните на полотна картин, посвященные  самой кровавой войне человечества, или почитайте навскидку  роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»  На войне находились места и солдатским подвигам, и людскому благородству, и подлому предательству. И даже в наше нелегкое время одни и те же солдаты могут одновременно ,как безобразничать в казармах, так и проявлять чудеса мужества и воинской выучки на боевых полигонах. Все зависит исключительно от того, в какие обстоятельства поставит тебя сиюминутная ситуация?. Однако, разве подобная трактовка может служить оправданием той или иной поведенческой модели? Ведь человек на то и человек, чтобы совершать здравые и цивилизованные поступки. Чудны дела твои, Господи!
    И в заключении статьи мне непременно хочется рассказать об одном характерном эпизоде, который из криминального плавно перетек в нормальное цивилизованное русло.
     Дело было в середине девяностых годов в Петербурге. Я тогда жил на Гражданке-в одном из северных районов невского мегаполиса, и поздно возвращался на метро со встречи с друзьями, которая проходила в ресторане Дома офицеров. У одного из друзей -штабиста –политработника из Ленинградского военного округа был юбилей. Проехав свою остановку, точнее ее прспав, я оказался на конечной станции «Девяткино» К моему несчастью я приехал на последней электричке. Ситуация складывалась патовая. Стоянки такси здесь не было, машины ходили крайне редко. Город замер, шел второй час ночи-раздолье для бандитов  и  уголовников всех мастей.  Подходя к железнодорожному переезду, у меня заволновалось сердце, я чуял приближение беды, однако, деваться было некуда, дом был близок в каких-то двух-трех километрах ,и  нужно было еще до него дойти…
      Метров за двадцать до переезда я увидел ватагу парней, поющих под гитару.
     -А вот и наш клиент идет!- услышал я в полумраке чью-то наглую реплику. Ввязываться в драку было бессмысленно, я перебирал в голове всякие ходы ,ничего не лезло на ум. И уже подходя к шлагбауму мне неожиданно пришла в голову идея о том, что самый лучший метод защиты -это нападение. Не физическое. Нужно было погасить агрессию толпы нужными словами. И я смело пошел на гитарный звон, полностью доверившись судьбе.  Поравнявшись  с парнями, я первым учтиво поздоровался, посетовал, что заблудился, коротко рассказал о встрече с друзьями, только пусть Бог меня простит за фантазию, представился офицером-афганцем. У меня попросили закурить, и я пожертвовал парням всю пачку сигарет «CAMEL»
  Мой расчет оказался тактически правильным. Ватага рассчитывала на свой сценарий, я им навязал чуть другое начало. После переброски с ними несколькими фразами я попросил показать мне дорогу к  Светлановскому проспекту. Один долговязый  паренек отважился меня немного проводить:
    - Вперед, браток пройдешь метро триста и завернешь направо, там  трасса, а на ней словишь мотор. Пешком в такое время идти неудобняк , да и по мордам нетрудно схлопотать!
   Я отдалялся от этой  кучки ночных «приключенцев» и не верил  глазам. Как мне удалось одновременно сделать две вещи? Самому уйти целым и невредимым и парней уберечь от соблазна совершить разбойный налет. Честно говоря, денег у меня было немного, в пересчете на доллары сущий пустяк, около сотни, плюс еще перстень золотой на руке, видимо остался незамеченным посторонним глазом…
    Вот так добро и зло, тепло сердца и черствость души ходят рядом. Да что рядом, все это одновременно живет и пульсирует  в каждом из нас. Вот только, что из этих качеств возьмет верх в самый ответственный момент?
   … Артист Анатолий Отраднов, о котором я повел речь, не дожил до своего тридцатилетия ровно один месяц. Не так давно он женился, его молодая супруга через четыре месяца ждет рождение сына. Современный кинематограф потерял талантливую звезду экрана,ведь в фильмографии Анатолия уже свыше трех десятков ролей в кино и на телевидении. Что скажет через некоторое время мама подросшего мальчика своему сыну, от чего ушел из жизни его папа? Ведь погиб он не войне под пулями, не от ножа хладнокровного убийцы , впрочем о хладнокровности я заикнулся в тему. А как иначе можно  охарактеризовать этот мерзкий случай? Замерзнуть на дороге в многолюдном городе. Что может быть нелепее? Только  хладнокровное людское равнодушие привело парня к трагической развязке. И самое страшное! Этим недугом страдают подавляющее число россиян. И о какой лучшей жизни можно сегодня говорить?  Во времена первого демократа Бориса Ельцина призывали голосовать сердцем, сейчас новые власти призывают внять голосу  разума. Все перемешалось в этом мире: и чувства, и разум, и эмоции, и бравада,и малодушие.
    Россия только    тогда встанет с колен, когда каждый из нас научится уважать и любить друг друга. Все начинается с семьи. Ребенок жадно познает мир. Он не терпит лжи  и очень чуток к добру. Так неужели так трудно каждому из нас завести кондуит и ежедневно вносить в него все  исполненные добрые дела?  Только так, своим личным примером мы сможем повсеместно сеять зерна  душевной теплоты.
  Если бы эта моя секундная фантазия  относительно дневника позитивных  поступков  и в правду реально воплотилась в жизнь, мир бы стал значительно богаче, светлее и теплее. Прекратились бы межнациональные распри , люди бы с разным цветом кожи и религиозных конфессий  соседствовали друг с другом  в мире, любви и согласии. Пусть в меня кинет камень тот, кто скажет, что я не прав!

   2010 год.