Попытка создания портрета мадам Тюссо 3

Михаил Лезинский
 Оказалось, что музей её имени уже более двухсот пятидесяти лет находится в Лондоне и что сама основательница начала свою деятельность ...во Франции. И что история жизни не менее интересна, чем, скажем, великой авантюристки Де Ла Мотт, так красочно описанной Дюма-отцом .
Прикоснусь робкой рукой к клавишам равнодушного компьютера, чтобы поведать хоть пунктирно вехи её жизни.
Мари Тюссо была дочерью ...палача.. . И весь род её по отцу - палаческий. А к палачам во все времена относились с презрением и...почтением.
Родилась Мари ( в девичестве Мария Гросхольтц) в городе Страсбурге, что расположился на границе Франции и Германии. 1 декабря 1761 года. Её отец погиб во время Семилетней войны, а мать Марии Анна-Мария, овдовев, устроилась работать экономкой в дом Филиппа Кюртэ - специалиста по созданию восковых фигур. Именно Кюртэ обнаружил у дочери своей экономки незаурядные задатки скульптора и взял её в ученицы.
Впоследствии окажется, что господин Гросхольтц не погиб, а бежал от своей неверной жёнушки Анны-Марии, наставившей ему рога с...правильно думаете - с Филиппом Кюртэ.
Иначе, - как отмечают многие биографы! - зачем бы Филиппу Куртэ распознавать таланты в чужом ребёнке, продвигать её по тяжёлой лестнице славы и, умерев, оставить ей всё своё солидное имущество!?
А от кровного отца с редкой профессией - палач, досталась Мари фамилия, чтобы не слыть незаконнорожденной, и, как ни странно, не навлечь хворобы на благосклонность судьбы, о которой я тоже поведаю, но несколько позже.
Из Страсбурга доктор Куртэ с семейством перебирается в Берн, а оттуда - в Париж!
“О-о-о, Париж!” - воскликну я ещё не один раз, даже находясь в Амстердаме.
В Париже Куртэ порвал со своей многолетней докторской практикой и занялся шоу-бизнесом на фронте изготовления восковых фигур.
Нет, нет, не изобрёл восковые фигуры, что вы, а впервые занялся именно бизнесом! До него ещё древние римляне снимали посмертные восковые маски, но держали их дома. Так сказать, для внутреннего пользования. И Европа средневековая по церквам своим устанавливала фигуры святых, литых из воска..
Год 1771. Браком сочетаются будущий Людовик ХУ! с Марией-Антуанеттой и Филлипп Куртэ смоделировал портреты новобрачных и выставил их на всеобщение обозрение.
Успех был колосальный, но... денежек не принёс!
Год 1776. Филипп Куртэ и выросшая Мари Гросхольтц  создают постояннодействующую выставку восковых фигур - ещё не музей, но уже нечто приближённое к нему.
На всех парижских тумбах - недаром я обратил на них внимание! - развешаны красочные призывные афиши:
“Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюртэ! Потрясающая выставка! Все фигуры - как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие”
Перед кассой,. - а билетами торговала сама Мари! - выстроилась очередь...Даже язвительный Вольтер притопал - ему сообщили, что его изваяние тоже есть на выставке и, что отлила его из воска семнадцатилетняя Мари Гросхольтц и эта её первая работа.
Вольтер приобрёл билет, вошёл в зал и...остолбенел: на Вольтера смотрел Вольтер собственной персоной! Короче, Вольтер весьма похвально отозвался в печати о прекрасной Мари и выставке в целом.
Людовик ХУ! билета приобретать не стал - король всё-таки! - но выставкой остался весьма доволен и расплатился щедро: для своего воскового двойника он подарил личный мундир с настоящим орденом, приветливо потрепал Мари по щёчке и пригласил её в Версаль преподавать своей сестре принцессе Елизавете изобразительное искусство.
Десять лет прокрутилась во дворце Мари, пока не произошла буржуазная революция, когда многим вельможам поотрубали головы,. а всю восковую шатию-братию вельможных двойников переплавили.
Двадцатисемилетняя Мари тоже чуть не поплатилась своей головкой - её вместе с матерью заключили в Бастилию. Ей повезло - Мари поместили в камеру, в которой уже сидела будущая жена Наполеона Жозефина Богарнэ и впоследствии она отольёт её восковую копию. А пока ей доверили снять посмертную маску с головы казненной Марии-Антуанетты и прочих вельмож.
Долгих два года просидели вместе Мари Гроскольтц и Евгения Богарнэ и в один день вышли на свободу,
У ворот Бастилии мы растанемся с Жозефиной Богарнэ и переключимся на Мари.
А что Мари!? Мари вновь окунулась в семейный восковой бизнес! Только вместо людовиков появились вожди революции и посмертные маски казненных аристократов.
А потом, не мной замечено, революция «сожрала» своих детей и Мари - совершенно не политизированная Мари! - извлекла и из этого явления пользу для своего бизнеса. После казни Робеспьера огромным успехом пользовалась ею картина “Смерть тирана”.
И в эти дни родился, а может быть это продукт более позднего времени! - анекдот. А, может быть, и быль.
Однажды Людовика Х!У спросили:
- Сир! О чём вы так долго беседовали с господином Гиотеном?
- Он изобрёл очень интересную фиговину с морковиной, пальчики оближешь до чего хороша штукенция!
- Что же он выдумал, сир?
- Гильотину.
- И что, изобретение стоит того, чтобы о нём говорить целых два часа!?
- О! Голову потерять можно...
Изобретение этого господина Гиотена,. названное гильотиной, стоило голов не только людовикам!
А у Мари неожиданно возникла проблема,. Не возникла - она никогда не исчезала: проблема волос. Поскольку синтетикой тогда не пахло, требовались волосы натуральные. Возникла проблема и тут же разрешилась: Мари воспользовалась фамилией отца из палаческого рода и самый Главный палач города Парижа разрешил ей срезать волосы с казненных аристократов, потом - с революционеров, вчерашних знакомцев Мари. И эта молоденькая девушка отмывала кровь с отрубленных обезображенных голов, чтобы эти волоса утвердились на восковых двойниках.
А между тем, состарился её настоящий отец Филипп Куртэ и в 1794 году навеки закрыл глаза, не забыв отписать всё своё имущество Мари Гроскольтц.
Жизнь и смерть соседствуют рядом - через год Мари меняет фамилию на Тюссо, выйдя замуж за инженера и под этой фамилией станет воистину бессмертной, став “матерью восковых фигур”.
Но так назовут её потомки, а сегодня, то есть в году 1795 у неё родится сын Жозеф, и ещё через год - Франсуа.
Но мысли будущей “матери восковых фигур” далеки от семейных устоев - она попрежнему снимает маски с гильотированных, и попрежнему занята больше восковыми фигурами, чем собственной семьёй.
А ещё через год, Мари приходит к мысли, что Франция через чур беспокойная страна и она покидает её. Но без мужа и младшего сына. С собою Мари увозит фамилию супруга, старшего сына Жозефа и все восковые фигуры - корабль везёт мадам Тюссо в Англию.
Пусть не покажется странным, но в Англии, в этой незнакомой для себя стране, Мари прибегнет к помощи... палачей! Главный палач города Парижа (фамилии его не знаю - М.Л.) ходатайствовал перед Главным палачом города Эдинбурга Джоном Вильямсом , чтобы тот разрешил Мари Тюссо снимать посмертные маски с казненных преступников . Воистину, палачи всех стран, соединяйтесь!
А недавно, ( в 2003 году – М.Л.) на аукцион в Париже были выставлены дневники последнего профессионального палача Франции Анатоля Дебле . В этих дневниках, исписанными карандашом и чернилами, изобилующая деталями и точными датами хронология казней : где, когда и при какой погоде окончил жизнь свою грабитель, отцеубийца, анархист, пират или безумец . Поднявший руку на род свой – безумец!
Может быть, в дневнике том есть и фамилии тех, с кем имела дело мадам Тюссо!?.
Но вернёмся от дня сегодняшнего ко вчерашнему-позавчерашнему!
А прославлять восковые фигуры и картины мадам Тюссо будет начинающий журналист, впоследствии ставший всемирно известным писателем Чарзлом Диккенсом.
Умерла мадам Мари Тюссо в 1850 году в возрасте 89 лет. И до самой смерти занималась делами музея.
И детей своих Жозефа и младшего Франсуа, который став взрослым, переехал из Парижа в Лондон, приобщила к делам своим.
И потомки, - дети детей! - продолжают вести её дело. С успехом.
Совсем недавно, - ох, эти дети детей! - в лондонском музее мадам Тюссо, установили фигуру... Ясера Арафата! Это в традиции семейства Тюссо. Когда-то Мари изобразила кровавую сцену казни Робеспьера и так называемую “пыточную комнату” , которая популярна до сих пор. А на стенах той “комнаты пыток” - лица маньяков-убийц. Так почему же среди убийц не найдётся места Ясеру Арафату?
Одно вызывает недоумение: почему растопыренные пальцы раиса демонстрируют букву У, что по-английски означает “виктория”, то есть, победа? Тем более автор этого жеста Уинстон Черчилль.

+++                +++                +++
 
 Очень понравилось!!! К стыду моему я никогда не интересовалась биографией этой удивительной дамы, а вот прочла с нескрываемым интересом. Спасибо.
Улыбнитесь и никогда не болейте! Ваша ночная гостья, Кмит

Ольга Кмит   05.09.2010 01:18   • 
 +++
Ужасно рад , что изредка сообщаю тебе вещи , с которыми ты мало знакома .
Будь здорова , крошка Кмит , очень голова болит .
Дед с мерзопакостным настроением .

Михаил Лезинский   05.09.2010 11:58   
+++
А я уж было начала беспокоится - нет Лезинского и нет - здоров ли - к сожалению оказалась права...
Не болейте! Гоните вы прочь эту боль из светлой головы, Михаил Леонидович, дорогой мой!!!
С искренней заботой и уважением, Ваша Кмит

Ольга Кмит   05.09.2010 12:35   
Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания

+++

Интересный исторический очерк, Дорогой Михаил! Очень понравился!
Пусть Ваша жизнь будет полна Радости, Солнца и Тепла!
С уважением,
Александр Плэчинтэ   30.05.2010 23:43   • 
 +++
Спасибо , дорогой Саша ! Приятно получить миниотклик от талантливого человека .
Счастья и удач , коллега!
Михаил Лезинский   31.05.2010 00:01   
+++
Интересная заметка! Это ж какой силой духа надо обладать, чтобы не свихнуться, отмывая волосы казненным! БРРР... А может, и свихнулась. Кто знает? Я видела выставку восковых фигур только мельком, ходили с девчатами, в колледже когда училась. Но у меня странная реакция: меня на некоторые книги начинает тошнить, и там затошнило. Вот просто, без логического обоснования!...
Но на статью Вашу - все нормально :)))
Екатерина Горбунова-Мосина   30.05.2010 18:26   •
  +++
"Интересная заметка!" - написали вы .
Но это не ЗАМЕТКА! Это - ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК . Учитесь , пока молоды , различать жанры .
Но , это замечания старого перечника , и спасибо вам , что читаете .
С уважением, Мих. Лезинский .
Михаил Лезинский   30.05.2010 18:57 
 +++
Буду учиться :))). Если научите :)))
Екатерина Горбунова-Мосина   30.05.2010 19:05   
+++
Конечно, фигура уникальная, и никто до Вас на моей памяти ее историю не писал, мне не попадалась.
Но вот что интересно - мужчины в этом роду отнимали жизни и вместо них женщина творила кукол, так похожих на людей. Словно сам дьявол над ними над всеми и над родом людским издевался.
Наверное, нам надо представить какими они были, но вопрос куда их помещать, если в музее скопление таких фигур на каждом шагу, то это с ума сойти можно.
Вообще, даже просто в скульптурах есть что-то тяжелое и таинственное, а в таких созданиях тем более.
Я по наивности думала, что она получила в наследство и руководила всем, а если она сама все мастерила-ужас...
Сколько нового-то открывается.
Люба
Любовь Сушко   30.05.2010 17:08   • 
 +++
Спасибо , Любаня , за всё , за всё ! За твоё тонкое понимание психологии написанного и прочитанного ...
Всегда ваш Дед Михайло .
Михаил Лезинский   30.05.2010 18:53 
+++
Все было так интересно и увлекательно. А в конце... зачем вы прицепились к Арафату? Ну и Черчилль тоже много поубивал своими приказами - мирных людей. Нет, все настроение испортили этой политикой. Зачем она? Не люблю политику.
А Ленка   24.12.2003 07:41   •
  +++
Девочка!
Те женщины и дети, которые погибли в терактах в Москве, на Северном Кавказе, Турции, Израиле, Нью-Иорке, Индии и др. , тоже не любили политику. Но лидерам террора выгодна твоя позиция.
Тебе, бедненькой, "все настроение испортили этой политикой", а других сделали инвалидами или просто лишили жизни. И об этом нельзя молчать!
I.Pismenny   24.12.2003 08:50   
+++
А в заглавии стоит "МАДАМ ТЮССО" - большими буквами. Если Вы купите газету "Известия", а там фантастический роман будет написан Вам понравится? Ведь нет же?
А Ленка   24.12.2003 08:54 
 +++
А Ленка!
Ваш пример некорректен, ибо Вы противоречите сами себе.
В самом начале Вы написали:
"Все было так интересно и увлекательно..."
Значит, Вам НЕ ПОДСОВЫВАЛИ фантастический роман вместо газеты "Известия".
А автор вправе (более того - обязан!) говорить о том, что его волнует, а не сюсюкать с нежными читательницами. Даже, если у некоторых из них может от этого "настроение испортиться".
I.Pismenny   24.12.2003 09:23   
+++
А разве Вы автор? Вы ведь не Михаил Лезинский?:)))
А Ленка   24.12.2003 09:36   
+++
А.Ленка, - Леночка! По-моему, очерк "МАДАМ ТЮССО" и есть сплошная политика!.. Просто кровавая политика прошлого нас сегодня мало задевает, и мы её воспринимаем как беллетристику!Вы же не можете заявить, что Арафата и Черчилля я вспомнил не в связи с мадам Тюссо!?.Я бы тоже хотел, чтобы Арафат стал историей! А что касается Черчилля с его кровавой политикой, то он единственный человек, который выступил против англо-бурской войны. И потом - Черчилль никогда и ни при каких обстоятельствах НЕ ВРЕДИЛ СОБСТВЕННОМУ НАРОДУ, в отличие от Арафата.
К Черчиллю можно относится по разному, но нельзя его ставить на одну доску с Ясиром, который Арафат!
О Черчилле вы, А.Леночка, можете прочесть в моей маленькой повести "ЧЕРЧИЛЛИАДА", которая тоже разместилась на ПРОЗЕ РУ. И там тоже - сплошная политика. Когда прочитаете - вернёмся вновь к серьёзному разговору.
Спасибо вам, что прочли и высказали своё мнение.
Михаил Лезинский.

Михаил Лезинский   24.12.2003 12:35   
+++
Нет. "Черчиаллиды" никак не могу найти. Пробежавшись несколько раз вниз-вверх - все-равно не видно. Дайте, будьте добры, ссылку.
Спасибо.
А Ленка   24.12.2003 13:14   
+++
http://zhurnal.lib.ru/l/lezinskij_m_l/tshertshilliada.shtml
А.Ленка!Это адрес "ЧЕРЧИЛЛИАДЫ". Кликните!
Михаил Лезинский.

Михаил Лезинский   24.12.2003 23:59