Дедушкины истории III. Цена Победы

Пётр Комочин
Всю жизнь я считал своего деда большим везунчиком. Шутка-дело: пройти Великую Отечественную от 41-го до 45-го и остаться живым и невредимым. Это с учетом того, что дед был фронтовым офицером: ходил в разведку и по окопам лазил.

Я всегда им гордился и немного ему завидовал. Дед для меня был словно сказочный герой. Но однажды, я наглядно убедился, что жизнь- это не сказка.

На пожелтевшей от времени фотографии был запечатлен сильно исхудавший незнакомый молодой человек с потухшим взглядом и впалыми щеками. Его лицо не выражало ничего, кроме боли. «Костлявая» уже положила свою ледяную руку на плечо гвардейца- майора…

1944 год. Венгрия. Будапешт.
 
С ходу город взять не удалось, пришлось применять осаду. Артиллерия принимала в операции далеко не последнюю роль. Именно она сильно влияла на боеспособность оборонявшихся.

Победоносное шествие Красной Армии в 1944- 45 годах по просторам Европы впоследствии было сильно преувеличено. Никто никуда отступать и сдаваться не собирался. Люди сражались не на жизнь, а на смерть. Каждый немец, румын, венгр защищал свой собственный дом, свою пядь земли, свою Родину. Кто бы мог подумать об этом тогда, в июне 41-го?

Будапешт штурмовали совсем не один раз и далеко не всегда удачно. Кроме того, было предпринято большое количество вылазок, неоднократно проводилась разведка боем. За все это наши солдаты расплачивались своими жизнями.

Скорее всего, именно в одной из таких вылазок дед мой получил персональный «привет». Это было его самое тяжелое ранение за всю войну. Выжил он исключительно благодаря расторопности и самоотдаче медицинского персонала полевого госпиталя. Его выходили, поставили на ноги и вернули к жизни совершенно неизвестные мне люди, которым я бесконечно благодарен.

9 мая 1945 года дедуля честно отвоевал где-то в Австрии, как и многие-многие другие солдаты и офицеры Красной Армии. О Победе узнал через несколько дней, но толком порадоваться этому не успел. Не до того было.

Сейчас, сидя за рулем любимой «Волги» и нежно обнимая красавицу-жену, ясно осознаю, что своим счастьем обязан именно таким людям, как мой дед. Это они ходили в яростные атаки, кидались с гранатами под танки, совершали смертельные воздушные тараны и уходили под воду вместе со своими кораблями. Они воевали за нас.

В настоящее время идет много споров о том, кем же была Красная Армия для Европы: освободителем, или захватчиком?

Лично я придерживаюсь следующей точки зрения.

В том далеком 44-м году деду моему – высокому и статному красавцу-майору из Гвардии, с ясным, искренним взглядом, действительно нужна была гарна-дивчина с крепкой грудью и косой до пят. А вот, вся эта Венгрия, вместе с фашистами-недобитками, не нужны ему были совершенно! Он приказ выполнял. И правильно делал.

Медаль «За взятие Будапешта» - лишнее тому подтверждение!

27.01.2012