Утка по-пекински. Часть 5. Смешались в кучу...

Ирина Фетисова-Мюллерсон
«СМЕШАЛИСЬ В КУЧУ КОНИ, ЛЮДИ...»

Прожив в Китае неделю — то есть, побывав и пешеходом, и пассажиром, я бы сказала так — китайские водители заслуживают почестей и славы за безграничное терпение и невозмутимость. Представьте себе изученное в школе хаотическое Броуновское движение частиц, через которые нам нужно пробраться целыми и невредимыми — почти невозможно, правда?
В принципе, если с китайских дорог убрать всё и вся, то проезжая часть будет выглядеть довольно цивильно — линии прочерчены, где положено, пешеходные переходы указаны, светофоры тоже стоят на своих местах. Теперь в это идеальное пространство потихоньку добавим машины, автобусы и грузовики — это была бы прямо чудненькая картинка, ясная и понятная, если бы к этому размеренному движению не нужно было бы добавить армию велосипедистов, мопедистов, мотоциклистов и рикш, которые едут со своей собственной скоростью и по своим собственным маршрутам, почти не обращая внимания на старших братьев. То есть они запросто подрезают, поворачивая прямо под колеса машин, они едут по встречной полосе, как по просёлочной дороге, они съезжают с тротуаров на мостовую в том месте, где им кажется удобным, и при этом многие везут с собой пассажиров, включая маленьких детей. Естественно, что защитные шлемы, светоотражающая одежда и другие опознавательные принадлежности здесь не в моде. Этот круговорот воды в природе довершают пешеходы, имея философию велосипедистов — то есть простыми словами сказать можно так — танцуют все!

При этом аварий на дорогах практически нет! И это поразительно! Только однажды я видела последствия небольшого столкновения машины с мотоциклистом — ребята из машины ремнями отхаживали мотоциклиста, и никто не вмешивался в эту разборку. Все тихо стояли вокруг — может быть учились уму-разуму, во всяком случае, во всех других, более простых ситуациях, люди говорят громко, если не сказать сильнее.

Такси, по английским меркам, стоит недорого, точнее — дешево, мы редко платили более двух фунтов даже за поездки на дальние расстояния по городу (это не относится к поездкам до аэропорта). От пассажиров на заднем сидении водитель отгорожен прочной металлической решёткой. Каждый таксист при расчете за проезд обязан дать стандартный чек, указывающий номер машины, свой личный номер, номер выданного сертификата, дату, цену за километр проезда, пройденное расстояние, время ожидания пассажира, время посадки, время прибытия и цену услуги. Потрясающий пример организованности! Также это удерживает отдельных таксистов от того, чтобы колесить по городу и дурачить пассажиров: его закон — четкая прямая между посадкой и прибытием, поскольку с этим чеком можно обратиться с жалобой в местные органы власти, если вы чувствуете, что вас надули!

Однажды мы смогли сами убедиться в суперкачестве этой системы. Приехав домой поздно вечером на такси, мой супруг вдруг спохватился, что у него пропали ключи от офиса. В такси у него выпали некоторые вещи из карманов, то есть у нас была почти 100 процентная уверенность в том, что ключ потерялся в такси. Чек остался у нашего китайского приятеля, который был на пути домой (от нас толку бы все равно не было, объясняться по-китайски мы никогда не научимся), так что он быстро позвонил в центральную диспетчерскую и через 20 минут злополучный ключ лежал в университетской приемной — таксист не успел далеко уехать. Денег за эту услугу с нас не взяли, хотя в такси на чистом английском для забывчивых иностранцев произносится замечательная фраза: «Граждане пассажиры, проверяйте вещи и ценности, не отходя от кассы!».

Кстати, разговорившись с одним таксистом, который через переводчика поинтересовался у нас, как переехать жить в Англию, мы выяснили, что зарплата у него в два раза больше, чем у профессоров китайских университетов, при том, что работает он по 12 часов в день. Я думаю, особенно глядя на своего супруга, что профессора работают не меньше, если не больше, чем таксисты. Наука всё ещё в большом долгу, не обидеть бы водителей такси.

И ещё – за всё время жизни в Китае я никогда не видела за рулём иностранцев, да и женщины составляют не более 20 процентов водителей автотранспорта. Меня это не удивляет — я бы никогда не села за руль машины в Китае!

Бороться с ужасающим количеством машин нужно, потому что дышать городу совсем нечем. Из публичного транспорта 10-миллионный Сиань довольствуется только автобусами, так что неудивительно, что люди ездят на всём, чём попало. Но городские власти предпринимают некоторые шаги для разгрузки города. Так, по чётным дням в центр въезжают машины с одним числом на номерном знаке, по нечётным — с двумя, и это тоже разгрузка движения.

Проезды на автобусах здесь стоят дешёво, я не могу придумать эквивалента 1 юаню, за который можно уехать на другой конец города, то есть, это почти даром. Все жители с большим нетерпением ждут открытия метро, хочется надеяться, что строят его по всем правилам, положенным для сейсмических стран, к которым Китай относится в первую очередь.

продолжение следует

фото автора