Двести сорок третий. Часть вторая

Юрий Гладышев
  В нос ударил уже привычный запах неухоженного жилища. Капитан поставил звенящую бутылками сумку в узком коридорчике, зашел на кухню.  За столом, в облаках табачного дыма, сидели хозяйка квартиры Лилька и Санька-Артист. У Лильки глаза-щелочки, под глазами многоярусные мешки, одета в грязный домашний халат.

Капитан вытащил из лежащей на столе пачки «Примы» сигарету, закурил. Санька ощерил гнилые зубы:
  - С улицы пришёл, а курева не насшибал.
  - Что, жаба задавила? Не обеднеешь. Молчун пришёл?
 Лилька затушила окурок в банке из-под рыбных консервов, запахнула ворот халата.
 - Пришел, дрыхнет уже. А ты чо задержался?
 - Воздухом дышал.

Капитан не собирался рассказывать про Хомяка, пришлось бы объяснять, почему не наказал «крысу».  Кровожадные «компаньоны», особенно Санька, не поняли бы его. Докурив, Капитан ткнул бычок в «пепельницу»
 - Ладно, пойду я тоже покемарю.

 - Иди,-  Санька сказал это так, будто  разрешение дал.  Вообще между Санькой-Артистом и Капитаном шла холодная война. Санька считал себя вожаком их компании. Лилька и Молчун принимали лидерство Артиста.  Капитан тоже  вроде бы открыто не возражал против такого положения дел, тем более, что сам он на первую роль не претендовал, но был далек от беспрекословного подчинения, и всегда имел своё мнение. Артиста это раздражало, и он при любом случае старался уязвить Капитана,  показать свою власть.
Капитан,  уже выходя из кухни,  остановился, и посмотрел на Саньку.

  - Артист, я что-то не пойму,  или у тебя такая майка большая, или ты такой дохлый?
 Действительно, вылинявшая майка на худом, синем от татуировок, Санькином теле, висела мешком. Санька вскочил:
  - Ну, ты!
  - Говори.
Капитан улыбнулся, но доброй эту улыбку назвать было трудно.  Секунд пять противники смотрели друг на друга. Артист отвел взгляд,  сел на табурет.
 - Вали на шконку.
 - Эх, где она, та шконка?

Капитан прошел в единственную комнату квартиры,  в которой напрочь отсутствовала какая-либо мебель.  Сквозь немытое окно слабо пробивался утренний свет.  Обои на стенах давно утратили свой рисунок и по цвету совпадали с серым, покрытым в углах паутиной,  потолком.  На облезшем полу валялось тряпье вперемешку с верхней одеждой и два полосатых матраса. На одном из них, свернувшись клубком, тихо сопел Молчун.
Подобрав с пола военный бушлат, Капитан сдвинул в сторону ворох одежды со второго матраса, положив бушлат в изголовье, лёг не раздеваясь.

Полежав немного, не расшнуровывая,  скинул с ног разношенные аддидасовские кроссовки.   Из кухни доносился хрипловатый голос Артиста, иногда прерываемый затяжным,  на грани рвоты кашлем.  Капитан закрыл глаза.  На сегодня они с Молчуном свою работу сделали.  В десять часов, когда откроется палатка,  Лилька с Артистом пойдут сдавать бутылки.  На вырученные деньги купят чего-нибудь поесть.  Дальше по распорядку следует завтрак,  он же обед,  после которого Артист пойдёт «разводить фраеров».

Санька недаром носил погоняло «Артист».  В своем роде он был мастером разговорного жанра. Мастерство Артиста заключалось в следующем:   он каким-то особым чутьем выбирал себе жертву -  обычно это были мужчины,  не отличающиеся крепкой волей,  либо подвыпившие,  годились и «интеллигенты».  Выбрав объект,  Артист, широко улыбаясь,  кидался навстречу «фраеру»,  словно увидел родного брата.
 - Привет, Серега!
                Варианты имени могли быть разные,  но «Серега» лучше, ведь, как известно у нас «что ни рожа, то  серожа».   Если Артист не угадывал имя, тоже не беда, он делал удивленное лицо и говорил: « А как похож, вылитый Серега, золотой мужик я тебе скажу. Мы с ним вместе…», а дальше по обстановке, «…работали в одной бригаде.., служили в армии…, на нарах парились… Кстати, братан, тебя как зовут? Виктор. Слушай, Витёк, мы вчера с друганами хорошо погуляли, башка раскалывается, займи червонец, на чекушку не хватает. Понимаешь, домой заходить не хочу, баба гундеть будет».

     И в доказательство того, что он не какой-нибудь прощелыга,  а вполне состоятельный гражданин,  случайно оказавшийся на мели,  Артист демонстрировал свой «неразменный» полтинник.  А неразменным он был потому,  что Санька,  ни при каких обстоятельствах его не тратил. Это не деньги,  говорил он,  это рабочий инструмент.
   В общем, если Артиста сразу не посылали куда подальше, как правило, беседа заканчивалась в прямом смысле плодотворно для него.

      Лежать на спине было больно. Капитан задрал футболку и пощупал поясницу. Так и есть, возле позвоночника появилась опухоль размером с куриное яйцо.
Капитан повернулся на бок, закрыл   глаза. Надо уснуть, а чтобы уснуть, нужно отвлечься от постылой действительности. Для этого у него  был проверенный способ, придуманный ещё на зоне. Капитан начинал «крутить кино». Для начала он вытаскивал из памяти картинку из той, как ему теперь казалось, счастливой жизни, и кадр за кадром начинал воспроизводить прошлое.

http://proza.ru/2012/02/07/1332