Золотая пара русского авангарда

Татьяна Шмидт
Русский авангард

Эссе


Татьяна Шмидт

Давно меня интересует история русского авангарда  начала  20 века – этого феномена русского искусства, судьбы художников, ставших  впоследствии знаменитыми, имена которых  теперь известны многим, а работы стоят на аукционах баснословные деньги.

А как же все начиналось?


БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ.

Сто два года назад в 1910 году в Москве открылась выставка с необычным названием  «Бубновый валет».
Эпатажное название, не правда ли?   Организаторами выставки стали московские художники-футуристы: Давид Бурлюк, Михаил Ларионов, его жена Наталья Гончарова, Аристарх Лентулов и другие.  Ядром этого общества стали художники Машков, Фальк, Рождественский, Кончаловский. Туда же был приглашен и Казимир Малевич – тогда еще не автор знаменитого «Черного квадрата». «Бубновый Валет» распался в 1917 году.

Сюжеты картин были своеобразными. Эта выставка была неплохая оплеуха общественному вкусу, она наделала много шума. В числе выставленных работ были картины Михаила Ларионова «Провинциальная франтиха» и  «Прогулка в провинциальном городе»,  героями   которых  стали чопорные мещане. А картину Натальи Гончаровой «Бог плодородия» полиция потребовала вообще  снять с выставки.

Кто же были они – эти ревнители  нового искусства? Какие идеи выдвигали в своем творчестве? Ведь борьба между  старым классическим и новым искусством уже тогда была нешуточной.




ЗОЛОТАЯ ПАРА РУССКОГО АВАНГАРДА

Глава 1.

МИХАИЛ ЛАРИОНОВ

Очень яркой, колоритной  фигурой  русского авангарда был  Михаил Ларионов. Он родился в 1881 году в Тирасполе в семье полкового врача. Отец его происходил родом из  архангельских поморов, мать была южанка. Детство  до 10 лет прошло у Михаила в доме бабушки под Тирасполем. Она очень любила внука, и в зрелом возрасте художник с нежностью вспоминал рубашечки с вишенками, которые  бабушка вышивала ему.

 Вокруг дома  был большой сад,  который спускался  к реке. Все благоухало и  цвело здесь весной – и  чудная сирень, и белые акации, и розы.  Ларионов  любил приезжать  сюда   и работал  с упоением  – писал этюды.  Летом   в саду  бабушка варила  в медном  большом тазу чудесное  вишневое варенье,  а  Михаил, вдохновленный природой, с наслаждением вдыхая запах цветов,  работал  и  написал лучшие  работы, такие, как его «Акация весной», которая продолжает чаровать нас  уже в век компьютерных технологий.

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества  он учился у мастеров живописи: Валентина Серова,  Исаака Левитана и Константина Коровина  и на протяжении учебы три раза исключался за несогласие с учебными методами. В училище он познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей его женой. И  всю долгую жизнь  - целые 60 лет  они  будут вместе, их  будет связывать любовь  к искусству и земная любовь…
Хотя и он был грешен.
 У этого художника была кипучая натура, он любил жизнь во всех ее проявлениях.

В 25 лет он едет  вместе с Дягилевым в Париж, где их картины с Натальей Гончаровой будут выставляться в знаменитом Осеннем салоне, затем  они с женой  посещают Лондон, серьезно и много работают. В 1907 году Ларионов становится членом Общества свободной эстетики (было тогда и такое), там знакомится с человеком неуемной энергии Давидом Бурлюком и участвует в различных выставках.

 Михаил Ларионов  становится одним из  главных организаторов  общества «Бубновый валет», но и  тут вскоре у него возникают разногласия  - его товарищи были поклонники Сезанна, а он создавал новое искусство в своем стиле. Одной из таких работ была картина  «Трамвай. Городская улица» 1911 года. Казалось бы –  обычный урбанистический пейзаж, но все движется в нем  и качается в нем - и дома, и трамвай, и конечно люди.

   В  1912 году  Михаил Ларионов  организует выставку «Ослиный хвост»   (после раскола « Бубнового валета»)   - это был вызов консервативной  публике и намек на скандал в Париже в Салоне  в 1910 году, когда противники нового искусства  попытались выдать за шедевр авангардной живописи холст, размалеванный  хвостом осла…

В начале своего творчества Ларионов и Гончарова увлеклись примитивным народным искусством, идущим из глубины веков. Они открыли для себя новое в том,  что лежало на поверхности, рядом,  и не  было  востребовано в дворянской культуре. Ларионов первым организовал выставку  русского лубка  в 1913 году (всего ему удалось собрать 600 образцов лубков).

Затем  Ларионов  работает  в  стиле  лучизм, созданном им и его женой - известной художницей Натальей Гончаровой.  Это был первый вариант беспредметной живописи! Целые потоки света и цвета на холсте,  вместо изображения  предметов, красочный хаос, стихия красочных пятен.

Ими был создан Манифест,  подписанный  10  художниками, в котором  провозглашалось новое искусство. Вот некоторые положения из этого манифеста.

«Будущее за нами.
 Довольно бумажных  пощечин,  даваемых  рукой младенца! 

Мы против Запада, опошляющего наши и восточные формы и всё нивелирующего.
Выдвигаемый нами лучистый стиль имеет в виду пространственные формы  и условно изображается цветной линией.

Да здравствует  созданный нами лучистый стиль!
Нам не нужна популяризация – все равно наше искусство займет в жизни свое место – это дело времени.
Когда художественный трон свободен, мы  садимся  на него  -  и  будем царствовать - пока не придет на смену нам царственный заместитель».


Ларионов был первым  во всем – он одним из первых попал в Третьяковку со своей картиной «Прогулка в провинциальном городе» 1907 года, а потом резко повернул и ушел к футуристам, и даже пытался создать футуристический театр – «Футу». 
 Он не только изобрел лучизм, но и написал книгу с изложением его теории. И сюжеты его картин стали качаться, ломаться и исчезли совсем.

 Вокруг его имени ходили легенды. На него писали пародии и шаржи  - Ларионов любил эпатировать публику. Это был московский бунтарь.  Очевидцы рассказывали, что иногда  во время бурного диспута на художественную тему он,  яростный спорщик  и апостол  русского авангарда,  кричал:
- Вы – ослы современности!  - и  бросал  в публику стулья. Его доставляли в участок, штрафовали, потом разбирались  и отпускали, а на другой день писали фельетоны в газетах об этом скандале. Художник платил штраф и успокаивался,  но ненадолго.

 В то же время  у него в уютной  мастерской любили собираться художники и поэты. Это был талантливейший, добрый и честный человек. В нем была какая-то сказочная молодецкая удаль, хотя  внешность Михаил Ларионов имел самую обыкновенную – это был высокий лобастый молодой человек, светлоглазый, светловолосый, казалось, с виду ничем не примечательный. 

Однажды, художники готовились  к  очередной   выставке, в зале было очень жарко, на одной из стен работал обыкновенный электрический вентилятор. Ларионов бросил на него взгляд, загадочно улыбнулся,  а на вопросы товарищей: как сделать  побольше  шума  в обществе предстоящей выставкой,  не отвечал, только заметил, загадочно улыбаясь:
- Нужен шум? Так он будет!
 
Он выбрал стену в выставочном зале  с электрическим вентилятором, которую раньше никто из художников не брал.  Выдумка его была гениальна  и наделала много шума в обществе -  Ларионов  прибил на стену косу жены, картонку из-под шляпы,  вырезки из газет, географическую карту и другие предметы, а потом включил вентилятор. И все ожило,  задвигалось, зашевелились волосы косы – эффект был потрясающий!

 

Работы художника тоже характеризуют его. Вот одна из них – «Ссора в кабачке» 1911 года.  Двое выводят  гражданина в подпитии, а четвертый уже спит  с трубкой во рту за  столом с графином вина и стаканом  с крепкой жидкостью.

А вот другая, не менее эпатажная картина Ларионова «Кацапская Венера» 1912 года,  на которой на переднем плане лежит  на ложе обнаженная женщина в красной косынке с торчащими в разные стороны сосками большой груди. У женщины крупные обветренные руки и покатые плечи, пышные объемные бедра и до середины икры  загорелые ноги. Женщина эта с угольно – черными бровями и алым ртом, позиционируется художником, как  эталон мужицкой красотки.  Фигура женщины залита теплым светом, и вся картина написана в теплых тонах.

Позднее Ларионов  пишет цветистые композиции, экспонирует свои картины в Париже в галерее Поля Гийома. Затем оформляет  целый ряд замечательных спектаклей на темы русских сказок с музыкой Прокофьева и Лядова, сотрудничая с Дягилевым.

До первой мировой войны  Михаил Ларионов – центральная фигура русского авангарда.   В 1914 году Ларионова призывают в армию, он служит прапорщиком, участвует в боях в Восточной Пруссии, получает контузию, и его демобилизуют в 1915 году.

От русского лубка и иконы он прошел свой путь в  живописи. Он хотел быть верным самому себе,  но это не всегда получалось. Вскоре  в 1915 году  Ларионов с Гончаровой принимают приглашение С. П. Дягилева работать в его  антрепризе, и они уезжают в Лозанну, а с  1917 года окончательно поселяются в Париже. И жизнь их разделилась на  до и после России…

С отъездом за границу новаторский период творчества художника закончился, хотя он много работал, как живописец, тонкий график,  прекрасный  иллюстратор, сценограф.
Но в основном  с  1917 года  Ларионов  работает,  как  театральный  художник – он соединил свою судьбу с  дягилевскими  балетными постановками. На  сцене у него тоже все двигалось: например, избушка Бабы-Яги брела по сцене на курьих ножках, он же изобрел  и  движущиеся кулисы.

 А   живопись его  стала  бесплотной и неосязаемой: он писал девушек в саду,  но это был лишь намек на девушек, и сад был призрачен, как сон…
И даже театральным декорациям Ларионов старался придать воздушную легкость и «бестелесность».


И  живопись Мастера  стала похожа  на  звук -  может потому,  что долгие годы он работал в балете и  «насквозь пропитался» музыкой?  Со временем   живопись   Ларионова  стала тайной,  которую надо разгадывать…
  Он писал свои картины:  такие,  как «Солнечный день», « Прогулка», Женщина и море», и никогда не стоял на месте, а шел вперед, отталкиваясь от только что созданного.
 
За  границей  Ларионов много работал, дружил с  французскими художниками, особенно  с  Модильяни  и  Пабло Пикассо и конечно мечтал и   надеялся  вернуться в Россию…

Но после 1938 года, когда возвращение становится невозможным, он  с женой принимает французское подданство. Их  семейным гнездом в Париже стала двухкомнатная квартира, одну из комнат  которой   занимали картины и их общий архив.

  Жизнь их здесь была наполнена трудом. Надо было много работать, чтобы выжить на чужбине. Забота о хлебе насущном отнимала много времени у обоих.  И конечно оба тосковали по родине…



На счету Ларионова было много выставок за границей,   в   Париже  супруги  прожили  много  лет    рука  об руку,  и  все это время поддерживали друг друга, хотя  Ларионов долгие годы имел любовницу. И долгие годы  их брак  с Натальей Гончаровой был гражданским  (свои отношения они узаконили  лишь в 50-е годы).

 Любовницей Ларионова  была тоже русская  эмигрантка  Александра Томилова. Она была моложе Ларионова на 19 лет.  Он женился на ней через год после смерти Натальи Гончаровой.

Михаила Ларионова  не стало в 1964 году – он пережил  Гончарову  на два года,  и второй жене досталось по завещанию все их наследство, в  том  числе и картины.
Томилова оказалась единственной законной наследницей картин не только Ларионова,  но и Гончаровой.

 Но парижские их  картины все-таки вернулись в Россию и находятся в Третьяковской галерее в соответствии с волей Ларионова и Гончаровой по завещанию Томиловой.


Прах Михаила Ларионова покоится на кладбище Иври  в Париже, а  в истории русского и мирового искусства талантливейший и разносторонний художник  Михаил Ларионов  навсегда останется одним из отцов  русского авангарда вместе с  Казимиром  Малевичем и   Василием  Кандинским.