Русский авангард
Эссе
Татьяна Шмидт
Давно меня интересует история русского авангарда начала 20 века – этого феномена русского искусства, судьбы художников, ставших впоследствии знаменитыми, имена которых теперь известны многим, а работы стоят на аукционах баснословные деньги.
А как же все начиналось?
БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ.
Сто два года назад в 1910 году в Москве открылась выставка с необычным названием «Бубновый валет».
Эпатажное название, не правда ли? Организаторами выставки стали московские художники-футуристы: Давид Бурлюк, Михаил Ларионов, его жена Наталья Гончарова, Аристарх Лентулов и другие. Ядром этого общества стали художники Машков, Фальк, Рождественский, Кончаловский. Туда же был приглашен и Казимир Малевич – тогда еще не автор знаменитого «Черного квадрата». «Бубновый Валет» распался в 1917 году.
Сюжеты картин были своеобразными. Эта выставка была неплохая оплеуха общественному вкусу, она наделала много шума. В числе выставленных работ были картины Михаила Ларионова «Провинциальная франтиха» и «Прогулка в провинциальном городе», героями которых стали чопорные мещане. А картину Натальи Гончаровой «Бог плодородия» полиция потребовала вообще снять с выставки.
Кто же были они – эти ревнители нового искусства? Какие идеи выдвигали в своем творчестве? Ведь борьба между старым классическим и новым искусством уже тогда была нешуточной.
ЗОЛОТАЯ ПАРА РУССКОГО АВАНГАРДА
Глава 1.
МИХАИЛ ЛАРИОНОВ
Очень яркой, колоритной фигурой русского авангарда был Михаил Ларионов. Он родился в 1881 году в Тирасполе в семье полкового врача. Отец его происходил родом из архангельских поморов, мать была южанка. Детство до 10 лет прошло у Михаила в доме бабушки под Тирасполем. Она очень любила внука, и в зрелом возрасте художник с нежностью вспоминал рубашечки с вишенками, которые бабушка вышивала ему.
Вокруг дома был большой сад, который спускался к реке. Все благоухало и цвело здесь весной – и чудная сирень, и белые акации, и розы. Ларионов любил приезжать сюда и работал с упоением – писал этюды. Летом в саду бабушка варила в медном большом тазу чудесное вишневое варенье, а Михаил, вдохновленный природой, с наслаждением вдыхая запах цветов, работал и написал лучшие работы, такие, как его «Акация весной», которая продолжает чаровать нас уже в век компьютерных технологий.
В Московском училище живописи, ваяния и зодчества он учился у мастеров живописи: Валентина Серова, Исаака Левитана и Константина Коровина и на протяжении учебы три раза исключался за несогласие с учебными методами. В училище он познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей его женой. И всю долгую жизнь - целые 60 лет они будут вместе, их будет связывать любовь к искусству и земная любовь…
Хотя и он был грешен.
У этого художника была кипучая натура, он любил жизнь во всех ее проявлениях.
В 25 лет он едет вместе с Дягилевым в Париж, где их картины с Натальей Гончаровой будут выставляться в знаменитом Осеннем салоне, затем они с женой посещают Лондон, серьезно и много работают. В 1907 году Ларионов становится членом Общества свободной эстетики (было тогда и такое), там знакомится с человеком неуемной энергии Давидом Бурлюком и участвует в различных выставках.
Михаил Ларионов становится одним из главных организаторов общества «Бубновый валет», но и тут вскоре у него возникают разногласия - его товарищи были поклонники Сезанна, а он создавал новое искусство в своем стиле. Одной из таких работ была картина «Трамвай. Городская улица» 1911 года. Казалось бы – обычный урбанистический пейзаж, но все движется в нем и качается в нем - и дома, и трамвай, и конечно люди.
В 1912 году Михаил Ларионов организует выставку «Ослиный хвост» (после раскола « Бубнового валета») - это был вызов консервативной публике и намек на скандал в Париже в Салоне в 1910 году, когда противники нового искусства попытались выдать за шедевр авангардной живописи холст, размалеванный хвостом осла…
В начале своего творчества Ларионов и Гончарова увлеклись примитивным народным искусством, идущим из глубины веков. Они открыли для себя новое в том, что лежало на поверхности, рядом, и не было востребовано в дворянской культуре. Ларионов первым организовал выставку русского лубка в 1913 году (всего ему удалось собрать 600 образцов лубков).
Затем Ларионов работает в стиле лучизм, созданном им и его женой - известной художницей Натальей Гончаровой. Это был первый вариант беспредметной живописи! Целые потоки света и цвета на холсте, вместо изображения предметов, красочный хаос, стихия красочных пятен.
Ими был создан Манифест, подписанный 10 художниками, в котором провозглашалось новое искусство. Вот некоторые положения из этого манифеста.
«Будущее за нами.
Довольно бумажных пощечин, даваемых рукой младенца!
Мы против Запада, опошляющего наши и восточные формы и всё нивелирующего.
Выдвигаемый нами лучистый стиль имеет в виду пространственные формы и условно изображается цветной линией.
Да здравствует созданный нами лучистый стиль!
Нам не нужна популяризация – все равно наше искусство займет в жизни свое место – это дело времени.
Когда художественный трон свободен, мы садимся на него - и будем царствовать - пока не придет на смену нам царственный заместитель».
Ларионов был первым во всем – он одним из первых попал в Третьяковку со своей картиной «Прогулка в провинциальном городе» 1907 года, а потом резко повернул и ушел к футуристам, и даже пытался создать футуристический театр – «Футу».
Он не только изобрел лучизм, но и написал книгу с изложением его теории. И сюжеты его картин стали качаться, ломаться и исчезли совсем.
Вокруг его имени ходили легенды. На него писали пародии и шаржи - Ларионов любил эпатировать публику. Это был московский бунтарь. Очевидцы рассказывали, что иногда во время бурного диспута на художественную тему он, яростный спорщик и апостол русского авангарда, кричал:
- Вы – ослы современности! - и бросал в публику стулья. Его доставляли в участок, штрафовали, потом разбирались и отпускали, а на другой день писали фельетоны в газетах об этом скандале. Художник платил штраф и успокаивался, но ненадолго.
В то же время у него в уютной мастерской любили собираться художники и поэты. Это был талантливейший, добрый и честный человек. В нем была какая-то сказочная молодецкая удаль, хотя внешность Михаил Ларионов имел самую обыкновенную – это был высокий лобастый молодой человек, светлоглазый, светловолосый, казалось, с виду ничем не примечательный.
Однажды, художники готовились к очередной выставке, в зале было очень жарко, на одной из стен работал обыкновенный электрический вентилятор. Ларионов бросил на него взгляд, загадочно улыбнулся, а на вопросы товарищей: как сделать побольше шума в обществе предстоящей выставкой, не отвечал, только заметил, загадочно улыбаясь:
- Нужен шум? Так он будет!
Он выбрал стену в выставочном зале с электрическим вентилятором, которую раньше никто из художников не брал. Выдумка его была гениальна и наделала много шума в обществе - Ларионов прибил на стену косу жены, картонку из-под шляпы, вырезки из газет, географическую карту и другие предметы, а потом включил вентилятор. И все ожило, задвигалось, зашевелились волосы косы – эффект был потрясающий!
Работы художника тоже характеризуют его. Вот одна из них – «Ссора в кабачке» 1911 года. Двое выводят гражданина в подпитии, а четвертый уже спит с трубкой во рту за столом с графином вина и стаканом с крепкой жидкостью.
А вот другая, не менее эпатажная картина Ларионова «Кацапская Венера» 1912 года, на которой на переднем плане лежит на ложе обнаженная женщина в красной косынке с торчащими в разные стороны сосками большой груди. У женщины крупные обветренные руки и покатые плечи, пышные объемные бедра и до середины икры загорелые ноги. Женщина эта с угольно – черными бровями и алым ртом, позиционируется художником, как эталон мужицкой красотки. Фигура женщины залита теплым светом, и вся картина написана в теплых тонах.
Позднее Ларионов пишет цветистые композиции, экспонирует свои картины в Париже в галерее Поля Гийома. Затем оформляет целый ряд замечательных спектаклей на темы русских сказок с музыкой Прокофьева и Лядова, сотрудничая с Дягилевым.
До первой мировой войны Михаил Ларионов – центральная фигура русского авангарда. В 1914 году Ларионова призывают в армию, он служит прапорщиком, участвует в боях в Восточной Пруссии, получает контузию, и его демобилизуют в 1915 году.
От русского лубка и иконы он прошел свой путь в живописи. Он хотел быть верным самому себе, но это не всегда получалось. Вскоре в 1915 году Ларионов с Гончаровой принимают приглашение С. П. Дягилева работать в его антрепризе, и они уезжают в Лозанну, а с 1917 года окончательно поселяются в Париже. И жизнь их разделилась на до и после России…
С отъездом за границу новаторский период творчества художника закончился, хотя он много работал, как живописец, тонкий график, прекрасный иллюстратор, сценограф.
Но в основном с 1917 года Ларионов работает, как театральный художник – он соединил свою судьбу с дягилевскими балетными постановками. На сцене у него тоже все двигалось: например, избушка Бабы-Яги брела по сцене на курьих ножках, он же изобрел и движущиеся кулисы.
А живопись его стала бесплотной и неосязаемой: он писал девушек в саду, но это был лишь намек на девушек, и сад был призрачен, как сон…
И даже театральным декорациям Ларионов старался придать воздушную легкость и «бестелесность».
И живопись Мастера стала похожа на звук - может потому, что долгие годы он работал в балете и «насквозь пропитался» музыкой? Со временем живопись Ларионова стала тайной, которую надо разгадывать…
Он писал свои картины: такие, как «Солнечный день», « Прогулка», Женщина и море», и никогда не стоял на месте, а шел вперед, отталкиваясь от только что созданного.
За границей Ларионов много работал, дружил с французскими художниками, особенно с Модильяни и Пабло Пикассо и конечно мечтал и надеялся вернуться в Россию…
Но после 1938 года, когда возвращение становится невозможным, он с женой принимает французское подданство. Их семейным гнездом в Париже стала двухкомнатная квартира, одну из комнат которой занимали картины и их общий архив.
Жизнь их здесь была наполнена трудом. Надо было много работать, чтобы выжить на чужбине. Забота о хлебе насущном отнимала много времени у обоих. И конечно оба тосковали по родине…
На счету Ларионова было много выставок за границей, в Париже супруги прожили много лет рука об руку, и все это время поддерживали друг друга, хотя Ларионов долгие годы имел любовницу. И долгие годы их брак с Натальей Гончаровой был гражданским (свои отношения они узаконили лишь в 50-е годы).
Любовницей Ларионова была тоже русская эмигрантка Александра Томилова. Она была моложе Ларионова на 19 лет. Он женился на ней через год после смерти Натальи Гончаровой.
Михаила Ларионова не стало в 1964 году – он пережил Гончарову на два года, и второй жене досталось по завещанию все их наследство, в том числе и картины.
Томилова оказалась единственной законной наследницей картин не только Ларионова, но и Гончаровой.
Но парижские их картины все-таки вернулись в Россию и находятся в Третьяковской галерее в соответствии с волей Ларионова и Гончаровой по завещанию Томиловой.
Прах Михаила Ларионова покоится на кладбище Иври в Париже, а в истории русского и мирового искусства талантливейший и разносторонний художник Михаил Ларионов навсегда останется одним из отцов русского авангарда вместе с Казимиром Малевичем и Василием Кандинским.