Шестиклассница

Андрей Дмитренко
I

Я учился в той школе, где теперь работает мама. Поэтому иногда захожу к ней проведать своих бывших учителей. Так случилось и в день, когда я впервые увидел Настеньку.
Это была пятница. Мама, рано утром уходя на работу, забыла дома ключи. Около 10 часов она разбудила меня телефонным звонком и попросила заехать к ней по пути в университет, иначе вечером без ключей она просто не попадет домой.
Мне нужно было ехать на учебу к двум часам дня, поэтому я легко мог позволить себе зайти в школу. Я не торопясь начал свой день, а через час уже был в дороге.
Войдя в здание школы, поздоровался с охранником, после чего подошел к расписанию и убедился, что у мамы в тот момент не было урока. Тогда я поднялся на второй этаж к ее кабинету и, открыв дверь, зашел в класс.
За партами сидели ребята, а моя мама стояла у доски и что-то говорила. Я, конечно, прервал ее своим появлением. Заметив меня, она извинилась перед учениками, кивнула в мою сторону и вышла в коридор. Я вышел вслед за ней.
 – Привет. Извини, не знал, что у тебя урок. В расписании было написано, что кабинет свободен.
– Да, мне вдруг замену поставили. Ну что, ты принес ключи?
– А, да. Вот они.
– Спасибо. Ты куда сейчас? Еще двенадцати нет... Можешь пойти в столовую поесть.
– Схожу позже. А скоро перемена? Я к учителям зайти хотел...
– Хорошо, давай. Перемена через десять минут.
– Ладно, подожду. Десять минут – не долго.
– Ну все, мне пора. Потом подходи на перемене, если получится.
– Подожди, мам. Слушай, мне ручка нужна. Шариковая или гелевая, любая. Я с утра собирался и не нашел дома ни одной. У тебя есть?
– Одна-то была точно… Но она мне самой нужна. Ну, подожди, сейчас посмотрю, – мама прошла через весь класс к своему рабочему столу и начала перебирать на нем бумаги. Я не спеша подошел к ней и переспросил:
– Ну что, есть?..
– Не нахожу пока... Потише, пожалуйста! – прикрикнула мама на ребят, которые подняли шум. Я поднял глаза и окинул их взглядом. Мальчики на задних рядах кидались бумажками, девочки болтали между собой, кто-то спал, кто-то сидел спокойно. Мне пришла мысль о том, что когда-то и я сидел за этими или такими же партами, а впереди у меня было еще несколько лет школьной жизни. Но тогда я не думал ни о выпуске, ни о будущей профессии… ни о чем, по правде говоря.
– Слушай, у меня нет, – сказала наконец мама. – Спроси в университете у кого-нибудь. Хоть один, да найдется кто-нибудь, у кого есть лишняя ручка.
– Ладно, – ответил я и уже собирался развернуться и выйти, как вдруг детский голос спросил:
– Вам нужна ручка?
Я повернул голову и увидел, как девочка лет десяти, сидящая за первой партой, вопросительно смотрит на меня своими выразительными карими глазками.
– У меня есть лишняя. Могу дать вам, – улыбнулась она.
– Ах, спасибо, Настенька, но как же он потом вернет ее тебе? – вмешалась мама.
– Да ладно, – ответила девочка. – У меня таких завались. Что мне, жалко что ли?
Настенька протянула мне черную гелевую ручку. Я сделал движение навстречу и аккуратно взял ее, произнося с улыбкой:
– Спасибо тебе, моя спасительница…
– Ну, всё, иди, давай, – настаивала мама.
Я еще раз посмотрел на эту девочку, развернулся и вышел из класса.

II

Прошла неделя.
В преддверии праздника Нового Года маму задаривали разными подарками. Наступила пятница, для некоторых – последний рабочий день на неделе, и мама попросила меня заехать около часа дня, чтобы принести все надаренное домой. В школе был объявлен короткий день, поэтому она освободится раньше и даже сможет мне помочь.
Так у меня появился повод снова прийти в школу.
Я приехал, как мы и договаривались, к часу. Мама уже дожидалась меня в своем кабинете.
– Привет! Вот, смотри, я приготовила сумки. Ты возьмешь эти три, а я вот эту, – она показала их мне.
– Хорошо, – сказал я. – У тебя здесь одежда или внизу?
– Здесь. Ты отнеси пока сумки вниз. Там оденешься и пойдем. Я еще к завучу зайду на минутку. Ну, встретимся внизу, хорошо?
– Хорошо.
Я взял приготовленные сумки и вышел из кабинета.
Подходя к лестнице, я поднял глаза и увидел девочку почти прямо перед собой. Это была Настенька. Она смотрела на меня с серьезным выражением своего детского личика. Я ответил ей широкой добродушной улыбкой. Она все-таки не переставала серьезно смотреть на меня, пока я приближался. Но затем я снова опустил глаза и повернул на лестницу.
Один взгляд этого чудесного создания поднял мне настроение на весь день. Вернувшись вечером домой, я сел за стол, достал ту самую черную ручку и начал водить ей по лицу. Мне хотелось что-то написать. Я взял чистый альбомный лист, положил его перед собой и еще долго сидел в неподвижном состоянии, держа в руках черную ручку.

III

Мне и раньше приходила мысль написать ей письмо. Еще когда в последнюю пятницу я ехал в университет...
Но теперь у меня были абсолютно пустые два выходных дня, и я просто не мог от безделья не заняться сочинительством. Я решил, что мне даже необязательно отдавать это письмо ей… Но просто занять время – вот, что было настоящей целью этого занятия. А еще мне просто хотелось помечтать.
Я несколько раз переписывал конечный вариант письма, потому что написать его, оказалось, не так-то просто.
Когда  две недели назад я уходил из школы, то решил проверить, действительно ли я не заметил, что у мамы стоит замена в расписании, или просто никто об этом не написал. Подойдя к стенду, я увидел бумажку с названием «Замещения» и нашел в ней имя своей мамы, цифру три в следующей графе и класс 6 «В» – напротив. «Значит, не заметил», – подумал я в тот момент.
А вот и вопрос дня. Что можно написать в письме девочке из 6 «В»? …девочке, которой, наверное, недавно исполнилось одиннадцать лет?
«Не о своих же чувствах, мечтаниях ей писать, не рассказывать же ей о своих мыслях на разные философские темы, да и про любовные похождения не очень-то напишешь… Она просто не поймет этого. К тому же, надо написать так, чтобы ей захотелось ответить... Нужно ее заинтересовать», – рассуждал я.
Написав письмо, я решил, что все-таки вручу его. Я потратил на него слишком много времени, чтобы оно осталось лежать в ящике моего рабочего стола. К тому же, эта идея казалась мне все более привлекательной.

IV

Я решил, что подойду к ней в понедельник перед уроками под предлогом того, чтобы вернуть ручку. Заодно и письмо отдам.
План был прост и казался мне неплохим. Единственное, что несколько беспокоило меня – не хотелось попадаться на глаза знакомым учителям и, тем более, не хотелось, чтобы об этом узнала моя мама. «Я не в том возрасте, чтобы придумывать глупые оправдания, как повинившийся подросток», – думал я.
Мама очень не любит опаздывать, поэтому приходит в школу пораньше. Занятия начинаются в девять, в полдевятого она уже там. Я подумал, что самый лучший вариант добраться до школы незамеченным – пойти прямо за ней.
Мы встали рано, примерно в одно и то же время. Позавтракали вместе.
Спокойно проводив ее на работу, я начал летать по квартире, собирая все необходимое. Через десять минут я был готов. Достал из стола письмо, ручку, положил их в свою папку и, погасив свет, вышел из дома.
Когда я ступил на порог школы, было без пятнадцати девять – я обратил внимание на часы напротив парадного входа. Поздоровался с охранником и, не раздеваясь, подошел к расписанию. Первый урок у 6 «В» будет в 302 кабинете. Повесив пальто на руку, я стал подниматься на третий этаж.
У 302-го ее не оказалось. Там стояли несколько ребят и что-то обсуждали. Я прошел в рекреацию – и там нет. Только какая-то малышня играла в догонялки. Коридор третьего этажа был пустым, поэтому я решил выйти на лестницу и подождать там. Я подумал, что она в любом случае будет подниматься наверх... Так что здесь мы в любом случае встретились бы.
Между вторым и третьим этажами на лестнице есть окно и очень удобный подоконник. Я подошел к нему, положил свою папку и аккуратно расправил пальто, чтобы не мять его. В этот момент за моей спиной в числе многих прошли две или три девочки. Я различил несколько отдельных слов, произнесенных их детскими голосами. Кинув пальто, я повернул голову.
«Да, черт, это она».
Настя, пройдя мимо, и не посмотрела в мою сторону. Может быть, просто не заметила.
«Ну, пора», – проводив девочек взглядом, подумал я и достал письмо из папки. Я прикрепил ручку к письму при помощи колпачка, взял пальто на руку, папку подмышку, выдохнул и стал подниматься вслед за ней.
На входе в коридор меня чуть не сбил с ног какой-то мальчишка, что внезапно выбежал на лестницу и поскакал вниз. А за этим мальчишкой стремительно вышла Настя со своей подружкой. Она бросила на меня недоверчивый взгляд, и девочки начали спускаться вниз.
Я затянул про себя пару неприличных слов, после чего отправился вниз за девочками. И мне не сразу удалось их найти. Сначала я спустился на первый этаж, затем, поднимаясь обратно, заглянул в коридор…
Настя стояла перед большим зеркалом в рекреации на втором этаже. Она расчесывала свои густые слегка вьющиеся волосы. Рядом с ней стояла ее подружка. Они о чем-то разговаривали.
К счастью, кабинет моей мамы находился в противоположной стороне. Так что, заметив девочек, я смело направился к ним.
– Насть, я тебя ищу… – обратился я к ней, после чего посмотрел на рядом стоящую девочку и извинился за то, что перебил ее. – Я зашел, чтобы сказать тебе спасибо за ручку. И вот, возвращаю… – я протянул ей ручку с письмом.
– А это что? – она посмотрела на конверт.
– А это – слова благодарности, – улыбнулся я.
Я был всего в двух шагах от нее и поэтому мог лучше разглядеть это чудо природы. Но мне бросился в глаза только блеск на ее детских губах. И я бесстыдно рассматривал ее губы.
Очень скоро прозвенел звонок, он прервал наше короткое молчание.
По дороге в университет и обратно, и вечером, будучи уже дома, я думал о том, не сказал ли чего лишнего... Я вспоминал ее блестящие глазки, губки, носик, забавные кудряшки… Ее миниатюрные ручки и всю ее, такую маленькую, такую хрупкую и потрясающе милую девочку.
А еще я представлял, как Настенька, уставшая после долгого дня, сядет вечером в свое любимое кресло в уютной комнатке, включит светильник, откроет письмо и прочтет пару моих несуразных строк. Но посчитает их взрослыми, интересными… Глазки ее заблестят сильнее обычного, и вся она будет светиться от тихой радости, и ей захочется обнять свою любимую мягкую игрушку и спрятаться от всех под теплым одеялом.

V

В школе было запланировано детское новогоднее мероприятие. Я называю это «Елка». Не знаю зачем – туда пригласили главу района и еще несколько официальных лиц.
Разумеется, накануне возникли проблемы с аппаратурой, у нас иначе не бывает. По старому знакомству организаторы этого празднества обратились за помощью к моей маме. Короче говоря, в день проведения мероприятия мне пришлось приехать в школу и помочь с настройками аппаратуры.
В общем, все прошло успешно. Гостей уже провожали в столовую для чаепития, когда я бежал вниз по лестнице по просьбе завуча. Нужно было отнести удлинитель в его кабинет и подключить компьютер к сети.
Я остановился в пролете между этажами из-за того, что услышал детский плач. Повернувшись, я увидел, как, спускаясь вслед за мной, плачет девочка. Она шла медленно, опустив голову, так что волосы закрывали ее лицо. Я обратился к ней с участием:
– Эй, ты чего плачешь?
Настенька подняла голову и улыбнулась мне.
– Ну-ка, подожди… Кажется, я знаю, почему ты плачешь, – продолжил я с улыбкой.
– Правильно, – сказала она, тем временем поравнявшись со мной, и тихонько пошла рядом.
Спустившись на первый этаж, я открыл нужную дверь и уверенно прошёл в другой конец небольшой комнаты. Девочка вошла за мной и прикрыла дверь. Свет оставался выключенным.
– Знаешь, в твоем возрасте я тоже баловался всякой дребеденью в рационе питания, скажем так. Ну, чипсы там всякие, сухарики… – между делом заговорил я.
– А ты откуда знаешь, что я это ем?
– Я как-то видел тебя с подружкой на улице. Что-то такое было у вас в руках, мне показалось…
– Ну да… Да я, по правде сказать, не очень и сама люблю эту чушь! Ну, только если с собой в компьютерный клуб взять. Я там в Интернете сижу, а то дома родители запрещают.
В это время я подсоединял провода к удлинителю, чтобы привести компьютер в рабочее состояние. Закончив с этим, я нажал кнопку включения и посмотрел на девочку. Она уже стояла коленями на кресле перед другим компьютером, что был на столе напротив, и увлеченно водила мышкой. Я подумал, что девочка, должно быть, нагоняет упущенное в компьютерном клубе время.
– А как ты учишься?
– Ну… – затянула она. – В этой четверти тройки три будет…
– Понятно. Ты учись, старайся. Это важно… Тебе, конечно, до выпуска далеко, но все равно. Хотя бы без троек учиться надо.
Убедившись в работоспособности компьютера, я выключил его и направился к девочке. Я подошел и заглянул к ней в монитор:
– Что делаешь?
– Ничего, – быстро ответила она.
Девочка при мне нажала на сайте «Подтвердить заказ» и, торопливо закрывая окна на рабочем столе, между делом  объявила мне:
– Мы едем в апреле, на три дня.
Она закрыла последнее окно и выключила компьютер.
– Куда едем? – спросил я и посмотрел на нее.
– В коттедж на две семьи. Это в 300 километрах от Питера, – пролепетала она, спрыгнув с кресла, и побежала к выходу.
– Отлично. А кто «мы», можно узнать? – крикнул я ей вдогонку.
Девочка остановилась перед дверью и повернулась ко мне. Она серьезно посмотрела на меня и произнесла каким-то учительским тоном:
– Ты и я. Кто же еще?
Настенька покачала головой, рассмеялась и выбежала из комнаты.
– Эй, подожди! Ты что, сделала отсюда заказ? – снова крикнул я.
Тогда из-за двери выглянула симпатичная голова с косичками.
– Нет, дурачок. Я только подтвердила его, – игриво сказала она.