Лея Часть 1

Ирина Склярова
               
        - Пять сясов пятеся минут, - промяукал китайский будильник женским голосом. Маришка высунула руку из-под одеяла и остановила монотонную песню про пятеся минут. «Дура, перестань орать, – подумала она – я сегодня на работу не иду, сегодня суббота». Она повернулась на другой бок, но сон уже испарился и быстро заработали мозги. Так, сегодня суббота: сходить в магазин, приготовить обед на два дня, постирать и сделать генеральную уборку. Вон соседка сверху, Ирка, уборки делает по ночам. Маришка   до двух утра не спит от стука передвигаемой мебели и грохота воды, бьющейся об ванну из полностью открытых кранов. Ей это не подходит, ночью она будет спать. Свое она уже «отпахала», десять лет работая за границей.

          Лихие девяностые… В эти годы горя хватило всем сполна. Сначала перестали платить зарплату, потом на заводах вместо денег расплачивались производимым продуктом. А военным, так как они ничего не производили, вообще платили… «сжатым воздухом».
          Наши защитники Родины взяли плетеные корзины и подались в лес за грибами. А некоторые стали ловить рыбу. И чтобы свести концы с концами, продавали все это на рынке.

          Чтобы не умереть с голоду, Маринкина семья поехала на Кавказ к родителям, хотя они не очень этому обрадовались.

           Родители по выходным торговали на рынке. Заработанные деньги они хранили в домашнем сейфе – в старом обшарпанном чемодане, в укромном месте под кроватью. Завтракали родители «не отходя от станка», тут же на рынке.
           Еду Маринка доставляла на рынок каждое воскресенье. На время завтрака она подменяла мать. Отец же в это время торговал. Он был туговат на ухо и дочь зачастую выступала в качестве переводчика между отцом и людьми. Покупателю приходилось по нескольку раз обращаться к старику.

         - Дед, почем поплавки?
         - А-а-а,- приставив руку к уху, каждый раз отвечал дед. Догадливая дочка, поняв в чем дело, на весь рынок прямо в ухо отцу дублировала вопрос. Тот с улыбкой отвечал:
          - А поплавки...?
          - Поплавки по пять рублей.
          - Продай мне пяток, такую красоту нигде не купишь. 
         И довольный дед только хитро улыбался.
           Однажды придя на обычное место, дочь отца не нашла. Без колоритного деда торговля в этот раз у матери не шла, и она направила Маришку на поиски удравшего "талисмана удачи".
           Дочка пошла искать его на верхнем рынке, где встретила уже хорошо подвыпившего деверя Славку. Он жил за мостом на хуторе, был добрым, отзывчивым и очень мастеровитым. Запросто мог починить любую "телегу с мотором", подобрать колер и закрасить любую царапину на автомобиле. За такой талант расчет был традиционен – бутылек.

         Славкино лицо носило отпечатки уличных драк, следы от сварки и впитавшейся краски. Широко оттопыренные уши могли прийти в движение в любой момент  разговора, как бы дублируя мимику лица. Но самой заметной частью был нос. Приплюснутый у переносицы, он горбинкой уходил вправо и к концу распускался громадными ноздрями, из которых торчали пучки пыльных волос. На натруженных мозолистых руках выделялись  прокуренные янтарные ногти.

        - Ты моего батю видел? – спросила Марина.
        - Да, видел. Ну, у тебя  и батя!!! – восхищенно воскликнул Славка.
        - А что случилось? – взволнованно спросила женщина.
        - Он сидит у бочки с вином, пьет и травит анекдоты. Собрал возле себя весь рынок. Люди побросали торговлю и слушают его, держась от хохота за животы.
        - Что же смешного он рассказывает?

        И тут Славик, давясь от смеха, рассказал анекдот.
        - Больной пришел к врачу: «Доктор, я плохо слышу. Даже не слышу, когда пукаю. Выпишите мне лекарство». Получив рецепт, больной спросил: «Я буду лучше слышать?» - «Нет, громче пукать!» – ответил врач.
          - Это в духе моего отца – рассмеялась Марина.

         Отец у Маринки был весельчак и балагур, иногда мог выпить, но деньги делать умел. Он никогда не был «челноком», не ездил ни по каким турциям. В ход были пущены талант художника и природная находчивость.

         В голодные годы базар всегда кормил людей. Там еще моя бабушка торговала.

        Это было самое оживленное место в городе. Туда ходили, чтобы узнать последние новости, продемонстрировать наряд, погулять и просто интересно провести время.

         На "птичьем рынке" отец собирал гусиные перья, чтобы потом дома с матерью сделать поплавки.  Производство было поставлено на поток, но самым захватывающим был процесс раскраски. Из-под кисти мастера выходили настоящие шедевры. Их покупали даже те, которые никогда удочку в руках не держали.

          Вечером, как обычно, вся семья была в сборе. Мы с мамой готовили ужин, а отец, закрывшись в комнате, подсчитывал выручку. Хотя Маринка неоднократно предлагала конвертировать рубли, отец наотрез отказывался.
          - Зачем все это? Бандиты если узнают, то придут и отнимут деньги.
          Так что, все оставалась по-прежнему: деньги продолжали обесцениваться, находясь в домашнем сейфе. Но все были довольны – «и дед при деле, и навар есть».

           В один из вечеров в калитку кто-то постучал. Отец никогда не открывал дверь  незнакомым людям. Посмотрев в щель забора и увидев там страшную рожу, он не на шутку испугался. Хотя был довольно высоким и физически сильным человеком, ворота дед открывать не стал и через калитку вступил с «бандитом» в переговоры.       
            - Ты зачем пришел?  Уходи отсюда. Я тебе не открою, – громко сказал отец.
            - Не уйду, я к Вам пришел, – отвечал непрошеный гость.
            Отец калитку не открыл, а побежал в дом с возгласами.
             - Маришка, вызывай милицию: какой-то урод нас пришел грабить!!!
             Маринка сразу догадалась, что это ее деверь своей «сногсшибательной  внешностью» так перепугал деда.

             Эта история закончилась далеко за полночь под перезвон стаканов. 


                ***
    
            Маринка жила как на вулкане. Денег не было и в ближайшее время не предвиделось их где-нибудь заработать. А сидеть на шее у стариков было стыдно.
            Как-то, возвратившись, домой, она увидела письмо. Ее младшая сестра вышла замуж и уехала в Израиль. В письме она просила денег, в университете учиться ей не хотелось, а на жизнь не хватало. Высылать было нечего, и Маринка решила попросить сестру об оформлении вызова на работу за границу.


           http://www.proza.ru/2012/02/10/1072