Древний Киев

Александр Руденский
               
                Вначале,  что такое Древний Киев.
 Древним Киевом принято называть определенную часть города Киева, которая относится к его истории 10-13 веков.
                Состоит же эта  территория из  трех частей:
                Города Владимира Святославича, (10 – 11 века)
                Города Ярослава Мудрого ( 11-13 века ) и
                Подола, каким он был в 10-13 веках.

   К этому следует добавить то, что cуществовавший в  9-10  и 11 веках Киевский Детинец, а с 10 века (город Владимира Святославича),
в 11 веке был полностью частью города при Ярославе Мудром. Но подробно об этом позже.   
               
                Историческая справка: -
Город Владимира - принятое наукой название киевского детинца конца Х - 1-й полов. XIII века, построенного
                во время княжения Владимира Великого.

Город Ярослава - принятое в историографии название части древнего Киева, которая была построена на Старокиевской
            горе во времена княжения Ярослава Мудрого (1019- 1054).
               
               
                Маршрут экскурсии:
   1 -  Вступление – На Старокиевской горе, слева от здания Исторического музея, на краю площадки, откуда открывается вид на Подол, на Замковую гору, Щекавицу и Хоривицу и вдалеке Вышгородские горы.

   2 -  Рассказ о ротонде Ольги и О княгине Ольге.. (возле фундамента ротонды)
   
   3 -  Рассказ о язычестве и языческом капище – возле капища.
   
   4 -  Рассказ о Крещении Руси   
   
   5 –  О строительстве  Десятиной церкви.  (возле ее фундаментов)
 
   6  - Княжеский дворец на Старокиевской горе. (возле фундаментов княжеского дворца)
   
   7 -  Бабин Торжок – Андреевская церковь, Подворье Ярослава Мудрого.
   
   8 -  О круглой ротонде на противоположной стороне Владимирской улицы.

   9 -  О школе в древнем Киеве.

   10 - О воротах города Владимира. (возле фундаментов на улице Владимирской). 
               
   11 - Проход по улице Владимирской на Софийскую площадь.
 
   12 - Рассказ о Софийском Соборе и строительстве города Ярославом Мудрым.
 
   13 – Рассказ о Михайловском Златоверхом соборе.
 
   14 – Проход на улицу Ирининскую и Георгиевский переулок. Рассказ о Ирининской и Георгиевской церквях. 
 
   15 - проход  по улице Золотоворотской к Золотым Воротам.
   
   16 – Рассказ о строительстве Золотых ворот и крепостных стен города Ярослава Мудрого.
 
   17 - Рассказ о нашествии Хана Батыя в 1240 году и обороне Киева.
 
   18 -  Заключение.

    История,  предания старины далекой,  легенды, сказки  и  еще многое,
      не всегда понятное,  живет  в каждом из нас, а мы это не всегда
             замечаем и понимаем. 

                Ведь  даже воздух , что вобрал               
                Ты в легкие свои               
                Он прежде в легких побывал
                У Муромца Ильи...       
               
            
                1 -  Вступление.

  Наше путешествие по Древнему Киеву  Мы начинаем на том месте, о котором писал Летописец Нестор – монах Киево-Печерского
              монастыря в Повести Временных Лет в 11 веке.

               Свою летопись он начинает словами:
      « Вот повести времянных лет, откуда есть пошла руская земля, кто в
        Киеве нача первее княжити, и откуда руская земля стала есть.»

И дальше он пишет: « И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь.
Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне называется Шековица, а Хорив на третей
горе, которая прозвалась по нему Хоревица. И построили городок во имя старшего своего, брата и назвали его Киев.»

 /Согласно археологическим данным первое поселение на территории Хоривицы возникло в бронзовом веке. По мнению ряда исследователей, резиденция полянского князя Кия могла располагаться на территории Хоривицы ещё задолго до постройки укрепления на Старокиевской горе, которое положило начало г. Киеву. В IX-X вв. на горе располагался загородный княжеский дворец. В 70-80-х гг. XIV в. киевский Подол стал центром города, а на Хоривице сооружается деревянный замок литовского воеводы Владимира Ольгердовича, который был уничтожен в 1482 г. нашествием крымского хана Менгли Герея, но уже в 1532–1545 гг. он был восстановлен и перестроен заново. В 1651 г. восставшие украинские казаки сожгли восстановленный замок, который принадлежал Адаму Киселю и где засели польские захватчики. После уничтожения построек гора долгое время использовалась местными жителями под огороды и бахчи. В 1816 г. на Хоривице было образовано кладбище для населения Подола, Гончаров и Кожемяк, а также священнослужителей Флоровского женского монастыря, который владел горой с 1854 г. и располагается у подножья горы со стороны Подола. В 1857 г. на горе была возведена кладбищенская церковь во имя Пресвятой Троицы, а кладбище было обнесено кирпичным забором остатки которого сохранились до наших дней. Официально кладбище существовало до 1921 г., но функционировало вплоть до 50-х гг. XX в. На кладбище были погребены профессор-литературовед Н. И. Петров, профессор-химик П. П. Алексеев, инженер-изобретатель проката рельс на Боткинских заводах В. А. Жмакин и мн. др. В 1940 г. на Хоривице была построена радиостанция, которая использовалась для глушения сигналов иностранных радиовещательных станций. В нач. 1990-х гг. вышка была демонтирована.
Сегодня Хоривица входит в историческо-архитектурный комплекс «Древний Киев», который охраняется Законом Украины, и является частью небольшого естественного парка в районе Подола как один из двух холмов, расположенных рядом с Андреевским спуском. На горе также расположена мемориальная стела памяти предков и установлен крест памяти Сечевых стрельцов./

  Если вначале поселения возникли только на вершинах холмов и были ограждены высоким частоколом, то со временем
часть населения: ремесленники, торговцы и разный простой люд селятся внизу, под горой,  в долине Днепра.
Откуда и пошло название этой части города – Подол ( по долу реки).

   Вот Мы с Вами и стоим сейчас на краю того верхнего города  Кия. Размером он был всего один – полтора гектара, примерно
100 метров на 100-150 метров. А внизу под горой и расположен Подол. Внизу перед Вами улицы Дегтярная, Кожемякская,
 Гончарная и другие, говорящие своими названиями, кто были их обитатели.
 
Напротив этого холма Вы можете видеть Щековицу и дальше слева Хоревицу.  И как пишет летописец дальше: 
 
« Кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смыслены, и назывались они поляне,
               от них поляне и до сегодня в Киеве».

 Вот я и хочу обратить Ваше внимание на его слова. Вокруг города был лес и бор великий. Все вокруг,
         что вы видите было покрыто дремучими лесами.

Как вы сами знаете Киев стоит на берегу Днепра.  И это место для города было выбрано не случайно.
Только в трех местах к берегу Днепра подходят высокие крутые склоны холмов.  Это то место которое находится
севернее Киева примерно на 20 километрах и получившее название Вышгородских холмов. Построенный там в
древности город, стали называть Вышгородом  /от того, что он был выше Киева по Днепру). Потом сами Киевские холмы,
которые протянулись вдоль берега на несколько километров. И южнее Киева холмы, на которых позже появился город
Канев, известный сегодня, как место захоронения поэта-художника  Тараса Шевченко. 
      
   Вот на средних из этих холмов и поселились легендарные три брата –основатели Киева.  Произошло это, как считают
некоторые историки в 5 веке нашей эры. Место для строительства города было очень удачным.

По Днепру проходил самый известный в то время торговый путь «из Варяг в Греки».  Вся Северная и Восточная Европа
торговала с Византией - Греками, как ее называли в те времена, благодаря этому водному пути.  Надо понимать,
что в те далекие времена пространство Европы на север от Киева было покрыто дремучими лесами, наполненными дикими
животными. И путешествие по суше было не только длительным и затрудненным при отсутствии регулярных дорог, но и
опасным. Самым удобным, быстрым было сообщение по рекам. Хотя и они не были совершенно безопасными, так как в те
времена были и шире и глубже. Выгодное положение Киева создавало возможность контролировать не только
путь по Днепру, но и по Десне и Припяти. Десна впадает в Днепр чуть выше Киева. А удобное расположение Вышгорода,
позволяло предупреждать киевлян о том, что с севера плывут гости, которые не всегда бывали желанными.   

  Киев стоит на границе лесной и лесо-степной географических зон. Именно в этих местах и начинается то поле, по
которому и начали называть племена здесь обитавшие – Поляне. И летописец Нестор описывает многочисленные
племена восточных славян соседей Полян. На север от Киева – Северяне ( район Чернигова), а на реке Полоче – Полочане,
а в верховьях Волги и верховьях Днепра -  Кривичи, их же город Смоленск. А на Белозере сидит  Весь, а на Ростовском
озере –Меря и на Клещине озере также Меря.. А по реке Оке, там где она впадает в Волгу – Мурома, говорящая на своем
языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке.
      
   И дальше Нестор перечисляет племена или правильнее будет сказать –племенные союзы, кто собственно, по его
разумению, говорит по-славянски на Руси. Это Поляне, Древляне, Дреговичи, Новгородцы, Полочане, Северяне, Бужане,
/ прозванные так, что сидели по Бугу, а затем ставшие называтся Волынянами). 

Особо хочу обратить Ваше внимание, что в 11 веке летописец называет всех славян живших на этой обширной территории
не терминами обозначающими этническую принадлежность, а названиями племенных союзов,  полученных по территориальным
названиям. Нет среди них ни русских, как мы сейчас понимаем, ни украинцев, белоруссов и прочих народностей.
В то время их просто не было и не было этих терминов, и не следует считать и говорить - «Терминов не было, а они были».
Всех, кто хочет подробно разобраться как, откуда и почему произошли эти народы, хочу отослать к замечательной
книге русского историка Мавродина «Происхождение русского народа». Прочитав ее, все вопросы отпадут сами собой.
               
                А  О Полянах летописец пишет с особой симпатией:
    
   « Поляне имеют обычай отцов своих кроткий  и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями.
Перед свекровьями и деверями великую стыдливость имеют ( под стыдливостью вероятнее всего надо понимать уважение).
Имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают.»

После смерти братьев основателей города « Поляне были притесняемы Древлянами и иными окрестными людьми.»
И пришли к Киеву Хазары и сказали : « Платите нам дань ».  Поляне посовещались между собой  и дали хазарам от
каждого дыма ( дом с трубой) по мечу.  Отнесли хазары эту дань своему князю и старейшинам своим говоря:
« Вот  новую дань захватили мы ». Те  спросили у них : « Откуда?» Они отвечают – « В лесу на горах над рекою
Днепром.»  Посмотрели на эту дань старцы и сказали, что «Не добрая это дань. Мы доискались ее оружием острым
только с одной стороны ( сабли), а у них оружие обоюдоострое, то есть мечи: станут они когда нибудь собирать дань и с нас и с наших земель.

Свое лето-исчисление Нестор начинает с 852 года (6360)- точные даты, рассказывая, что именно с этого года  в
византийских летописях появляется наименование Русь,  приходившая на Царьград (Константинополь) во время
                правления императора Михаила.

А в  год 859  (6367)  сообщает Нестор, что Варяги из-за моря собирали дань с чуди и славян, и с мери, и всех кривичей,
а хазары по-прежнему брали дань с полян и Северян и с Вятичей – брали по серебряной монете  и белке от дыма. (
                Монеты конечно были не местные).

А в год 862  (6370) Изгнали Варяг за море и не дали им дань и начали сами собой владеть - управлять).
Но не было среди них правды и согласия. Начались усобицы и начали воевать между собой. И тогда сказали они сами себе.
Если не можем управляться, сами поищем себе князя, который будет править нами по закону и справедливости.
« И пошли они за море к Варягам, к Руси. Те Варяги назывались Русью, подобно тому как другие назывались свеи
(шведы), а иные норманы и англы, а иные готландцы.»

 Здесь я хочу прерваться, что бы обратить Ваше внимание на тот факт, что Те, к кому обратились с просьбой
представители славянских племен были тоже русью, как бы тоже своими – родственными. Летописец точно говорит,
что это были не Свеи(шведы и не норманы ( скандинавы в полном смысле). Что усиленно навязывали всегда
сторонники скандинавской (нормандской) теории.      

    Вернемся к Нестору. И сказали Чудь, Славяне, Кривичи и Весь:

 « Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами ».

И собрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю русь ( очевидно какое-то небольшое  племя) и
пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой – Синеус – на  Белоозере, а третий Трувор – в Изборске.
         
                И от тех варягов прозвалась Русская земля.   

 Хотя существует мнение, что пришел один Рюрик, а слова Синеус и Трувор были неправильно поняты и приняты, как имена,
  и в таком варианте дошли да Нестора, как имена братьев Рюрика.

    А через два года умерли Синеус и Трувор и все их владения перешли к одному Рюрику.
   
        А в те времена в Киеве ( 866-880)  правили два брата Аскольд и Дир.
       
                В год 866 (6374) они ходили в поход на Византию.
   
А в год 879 (6387 ) умер Рюрик, передав свое княжение своему родственнику Олегу, вручив ему на воспитание сына своего - Игоря.

В год 882 (6390) Отправился Олег с большой дружиной на юг по Днепру.  Подчинив себе Смоленск, Любеч,
приплыли к горам Киевским. И узнали , что в городе правят Аскольд и Дир.

И вот что произошло тогда. Проплыв  и остановившись немного ниже Киева, Олег спрятал своих воинов в ладьях и
на берегу, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что приплыли купцы из Новгорода от Олега и Игоря.
И позвал их  прийти к родичам своим  (к одноплеменникам).  Ничего не подозревая Асольд и Дир пришли на берег Днепра,
все спрятанные воины окружили Аскольда и Дира, а Олег сказал им , что не княжеского Вы роду и не Вам княжить
в Киеве  и показал им юного Игоря. Аскольда и Дира убили, а тела их похоронили в разных местах. Аскольд  был
похоронен  на склоне горы, что называлась тогда Угорской, где ныне символическая ротонда - Аскольдовая могила,
а Дир на том месте, где позже в 11 веке, рядом будет постороенная Ирининская церковь. Мы с Вами там побываем.
 
Ну а Олег сел княжить в Киеве. И сказал  киевлянам, пророческие слова, что город сей
 
                « Да будет матерью городам русским ».               

Через год в 883 году Олег начал подчинять себе другие племенные союзы восточных славян. Можно по праву сказать,
 что он начал объединять эти племеннные  союзы вокруг Киева. Подчинение - взимание дани,  как тогда говорили,
было еще не объединением в единое государство, но это было начало того, как это понимали в те времена.
   
   В 885 году Радомичи тоже перестают платить дань хазарам , а платят Олегу – Киевскому Князю.

Неоднократно ходил Олег в походы на Византию и получал от императоров большую дань.
Ну а умер Олег, как мы
все хорошо знаем, благодаря знаменитой Песне о Вещем Олеге, от укуса змеи. Так это было или нет, или Нестор
рассказывает красивую легенду о предсказании  волхва  и смерти Олега, не так уж и важно сегодня. Все это предания
старых времен. Главное, что после смерти Олега в Киеве начал княжить Игорь – сын Рюрика. 

 В 945 году Игорь после заключения договора о мире с Византийским императором решил идти в землю Древлян за сбором
новой дани. Получив дань, Игорь отправился обратно, но по дороге передумал и решил вернуться. Отпустив большую дружину
с данью в Киев, с малой вернулся обратно к Древлянам. А те рассудили, если волк повадился в стадо за ягнятами,
то пока всех не изведет – не успокоится и избавиться от него можно только убив его. Так они и сделали. 
А после этого решили послать 20 лучших своих мужей в Киев и просить жену Игоря - Ольгу выйти замуж за их князя – Мала.

         Давайте пройдемте на то место, где стоял, как считает некоторые,
              терем Ольги, фундамент которого нашли археологи.

                2 – Ротонда Ольги       
         
    На территории Детинца в десятом веке находилась круглая постройка, которую условно называют ротондой Княгини Ольги.
От нее остались только фундаменты, контуры которых Вы можете видеть перед собой.

   Постройка была небольшой. Первый ярус, как считают исследователи был сложен из традиционного для 10 века
 материала плинфы на известняковом растворе. А второй этаж был деревяный.   

  Ольга встретила приплывших в Киев послов и сказала им, что мужа моего все равно не вернуть, то лучше выйти
за вашего князя, но я хочу воздать вам достойные почести. Идите  к себе в ладью. А завтра утром к вам придут
мои люди. А вы им говорите, что сами не пойдем, на лошадях не поедим, а несите нас,  как есть в ладье.
 А ночью Ольга приказала вырыть за городом огромную яму. И когда утром древлян в ладье принесли на гору, их
сбросили в эту яму. А Ольга спросила у древлян -  « Хороша ли вам честь? На что те отвечали: « Пуще нам Игоревой смерти.»
 И Ольга приказала засыпать их землей заживо.  А сама послала к Древлянам сказать, если они вправду хотят ее просить,
то пусть пришлют мужей лучших, что бы с великой честью пойти за вашего князя.  Те обрадовались и послали
            лучших своих мужей, что управляли Древлянами.

  Когда же эти послы прибыли, Ольга повелела приготовить баню и сказала  им :
 
     « Вымывшись придите ко мне ». Когда же древляне стали мыться, баню закрыли и по повелению Ольги зажгли и
сгорели все.  И решила третий раз Ольга наказать Древлян. Послала им со словами: « Вот уже иду к вам, приготовьте
меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну.» Древляне все
приготовили. А Ольга прибыла с малой дружиной. Повелела она людям своим насыпать великую могилы, а после совершать
тризну, а людям своим прислуживать древлянам  - угощать их. Когда же древляне охмелели, приказала дружине
               своей изрубить всех. И зарубили их 5000.

А Ольга вернулась в Киев и собрала большую дружину против оставшихся древлян. И на следующий год пошла
в их земли вместе с малолетним своим сыном Святославом.. После битвы древляне разбежались по своим городам
и закрылись для обороны. Ольга же пошла к Искоростеню, жители которого убили Игоря.
Долго не удавалось взять
город, тогда она пошла на хитрость, говоря, « До чего хотите досидеться, все города ваши уже смирились и платят мне
дань», а вы хотите умереть с голоду. И продолжала: Я уже мстила за обиду моего мужа, когда приходили вы к
Киеву и в первый раз и во второй, а третий, раз мстила, когда устроила тризну по своему мужу. Больше не хочу
мстить – хочу только взять с вас небольшую дань» И в ответ на вопрос, что она хочет. сказала: « Дайте мне от
каждого двора по три голубя и три воробья». Получив такую дань, Ольга вечером приказала своим воинам привязывать
к всем птицам трут, зажечь его и выпустить птиц. А те летели в свои гнезда и город загорелся со всех сторон.
Жители разбегались, попадая в руки дружинников Ольги. Покорив все города Древлян и наложив на них большую
                дань, Ольга вернулась в Киев.

   В 955 году Ольга отправилась в Константинополь к императору Константину Багрянородному.
Император был поражен ее красотой и разумом и сказал ей: « Достойна Ты царствовать с нами в столице нашей ».
Поняв чего хочет от нее император, она отвечала, что  она язычница и если он хочет, что бы она стала царицей,
то должен сам её крестить, иначе не крестится. Император согласился и вместе с патриархом крестил её.
Имя ей было дано при крещении – Елена. Когда же после крещения император призвал ее говоря, что хочет взять
ее в жены, она ответила: « Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью».
Понял император, что она его перехитрила, наградил ее дарами большими, золотом, серебром, тканями и сосудами
            различными и отпустил ее, называя дочерью своей.

 Когда Ольга вернулась в Киев, ее сын не захотел креститься, как мать, но не запрещал тем, кто это хотел делать.

 В 964 году Святослав отправился в поход в землю Вятичей, которые платили дань хазарам.

 А в 965 отправился на хазар и взял их город Белую Вежу.И победил Ясов и Касогов.

 В году 966 пошел опять к Вятичам и побил их, и дань на них наложил.
 И через год,  в 967 отправился на Дунай на Болгар, одолел их и взял городов 80 по Дунаю и сел княжить в Переяславце.

 А в 968 году впервые на Русскую землю пришли Печенеги. Святослав был с дружиной в Переяславце, а Ольга с
внуками затворилась в городе. Хорошо, что он смог вовремя оказать помощь киевлянам.   

      В 969 году умерла Ольга и была похоронена по христианскому обряду.

Святослав же посадил в Киеве Ярополка,  Олега у Древлян, а из Новгорода тоже  пришли просить князя. 
Новгородцы получили Владимира. А сам Святослав отправился в Переяславец на Дунае.

 Совершил там много походов, одержал победы над Болгарами и Византией. В одной из битв с 10-ти тысячным отрядом
победил 100 тысячное войско византийцев.  Но в 972 году возвращаясь в Киев был  убит напавшими на него Печенегами.

   В 973 году в Киеве начал княжить Ярополк.

   В 977 году он отправился против своего брата Олега и победил его, а Олег во время бегства  в город, погиб.
Когда же Владимир в Новгороде узнал, что Олег погиб, испугался и бежал из Новгорода за море к Варягам.
   А Ярополк посадил в Новгороде своих посадников.

   В 980 году Владимир вернулся в Новгород с варяжскими воинами, сказав посадникам Ярополка:
  « Идите к брату моему и скажите ему : Владимир идет на тебя, готовься с ним биться».

 И сел в Новгороде. Собрал Владимир войско большое и отправился на Киев. Как говориться, всеми правдами
        и неправдами, он одолел брата и сел княжить в Киеве.

  Хочу сделать небольшое отступление, что бы Вы лучше понимали специфику отношений между князьями и даже братьями.
Многие князья были в родственных отношениях между собой,  но это родство было своеобразным.
В большинстве своем они были сводными братьями от разных матерей, наложниц князей. И соответственно не
испытывали настоящих братских уз.  К этому надо добавить постоянное стремление их матерей за обладание статуса
лучшей, главной. любимой, для продвижения к княжению именно своих детей. Ну а где же взять столько вотчин –
городов, что бы обеспечить всех достойными условиями. Вот и возникает постоянное соперничество между ними
за право хоть где нибудь княжить. Вот и завоевываются соседи, родственные племена, где могут княжить, иначе говоря,
кормится твои отпрыски. И для достижения этой цели, понятия родства не подходят. Кто сильнее и хитрее, тот и Князь.
            Из грязи в Князи. Это про те еще далекие времена.
Все беды русской историиЁ это братские междуусобицы между потомками Рюриковичей и продолжались они до тех порЁ пока вся эта династия не извела себя в 16 веке.
    
               Ну а мы в нашем повествованием вернемся в Киев 10 века.

      В то время киевский Детинец был еще небольшой в несколько гектаров.

Сейчас можно увидеть только небольшое возвышение - насыпь показывающее место древнейшей границы города.
                Давайте подойдем туда.
               
                3 -  Вал  города 6 - 9 веков   

Мы с вами сейчас стоим  у небольшого длинного возвышения. Это то место, где проходила граница верхнего городища
Киева, можно сказать замка, или как говорили на Руси, Детинца до 9 -10 века. Именно в этом месте проходил
насыпной вал отгораживающий Детинец от остальной нагорной части. Сверху вала стояли деревянные укрепления.

Здесь же, на территории этого городища, немного в стороне, располагалось языческое капище, место, где
совершались языческие жертвоприношения. Иногда их так и называли – жертвенник.

    Это капище было найдено археологом И.Хвойко. К нему мы с вами сейчас и подойдем. 
 
                4  - Капище 

Поляне, как и все славянские племена прошли через все три стадии славянского язычества.               
      Первая стадия - это поклонения добрым и злым силам природы. Славяне тогда поклонялись берегиням и защищались
от воздействия злых упырей и прочей нечести. Жили поляне среди дремучих лесов на берегах рек. Самым безопасным местом,
как раз и были высокие холмы на берегу. Отсюда и поклонение Берегиням – оберегающим и защищающим. Тогда и появились
легендарные обереги – своеобразные амулеты на все случаи жизни. Они представляли собой небольшие изделия из глины,
дерева с символическим  изображением разных животных и наделялись магической силой.

Реконструкцию древних оберегов в середине 20 века сделали художники – керамисты мастерской на территории
Софийского заповедника. Сегодня их можно увидеть в одном из холлов третьего этажа Киевского дома Кино.
   

   Вторая стадия славянского язычества, это время поклонения Роду и Рожаницам. 

   А третья стадия – это поклонение антропоморфным богам- идолам.      

  От периода перехода от второй стадии к третьей дошел до наших дней знаменитый Збручский идол.
                Он был найден в реке Збруч.
 
  И мы с вами сейчас находимся на том месте, которое непосредственно было связвано с выполнение ритуальных действий
именно этого периода славянского язычества. Перед вами остатки - реконструкция языческого славянского капища –
того сооружения, где киевляне (поляне) приносили жертвы Роду, рожаницам и позже Перуну.

Для жертвоприношений служили разнообразные растения и животные. Имели место и случаи человеческих жертвоприношений.
Но после возвращения Княгини Ольги из Константинополя, где она была крещена, о чем говорилось раньше, она
             запретила человеческие жертвоприношения.
 
Начавший княжить в Киеве ее внук - Владимир Святославич попытался собрать в Киеве весь пантеон языческих идолов,
поклонение которым имело место у разных племенных союзов восточных славян. Но организация этого общего языческого
пантеона не содействовала объединению всех этих племен под властью Киевского князя. А именно такую цель поставил
перед собой Владимир Святославич. Появилась острая необходимость решать вопрос, как быть дальше, что делать, что
бы желаемое, превратилось в действительность.  На помощь ему и прошло христианство, с которым Русь уже имела
контакты и не только  в лице Княгини Ольги. На Подоле уже была небольшая христианская церковь и небольшая община.
                Вот как описывает это событие летописец.
               
                5 – Крещение Руси

С 986 года в Киев к Владимиру начали приходить представители разных религий, рассказывая  каждый о своей вере.
Приходили болгары магометанской веры и агитировали поклонятся Магомету. Владимир ответил, что на « Руси есть
веселие пить, не можем без того быть».  Приходили  посланцы Папы Римского, которым он сказал :
          « Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого ».
 
          Потом приходили хазарские евреи и тоже получили отказ.

        И прислали к Владимиру своего философа  греки (из Византии).

Надо напомнить, что в христианстве уже произошел раскол на католическую и православную веру.
  Как всегда эти явления приобретают непримиримые рамки и со временем только усугубляются. 
 
   В 987 году, как сообщает Нестор, собрал Владимир своих бояр и городских старцев и стал с ними советоваться,
как быть. И сказали старцы: « Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле
разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их,  разузнай какая у них служба и кто как служит богу».
Выбрали десять мудрых мужей и отправили их вначале к болгарам-магометанам, затем к католикам, а после в
Византию ( в Царьград), к грекам. 

  Император Византийский узнав за чем пришли русские мужи, вместе с патриархом устроил в соборе праздничную службу,
с почестями принял посланников. А те под впечатлением всего увиденного, в восторге вернулись в Киев и поведали
             о том Владимиру и боярам и дружине княжеской:

   « И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на
земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знали,  как рассказать об этом. Знаем мы только,
что пребывает  там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той,
ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.»

  И сказали бояре Владимиру:  « Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его баба твоя Ольга, а была
она мудрейшей из всех людей». И тогда спросил их Вдадимир: « Где примем крещение?» .Они ответили – « Где тебе любо». 

  Через год в 988 году отправился Владимир в поход в греческий (Византийский) город Корсунь.
Очень долго не мог его взять. Получив сведения, как этого добиться, пообещал, если получится крещусь.
 В результате город был взят.  Владимир отправил послание императорам Василию и Константину  в Царьград с
предложением отдать ему в жены их сестру, угрожая взять Царьград (Константинополь).  Те ответили, что не могут
отдать сестру за язычника,  крестись и будет по твоему.  Владимир согласился. Императоры уговорили свою сестру
Анну и она с сановниками и духовенством приплыла в Корсунь.  Как рассказывает предание, Владимир разболелся в это
           время глазами и почти не видел. И сказала Анна:

       « Крестись быстрее, а если не крестишься, не избудешь недуга своего ». 

 Епископ Корсунский крестил Владимира  в церкви святого Василия и к нему вернулось зрение. 
                Вслед за князем крестились многие дружинники.

  После этого Владимир вместе с Анной, священниками  и многими христианскими святынями (мощами святого Климента и Фива),
  иконами, и прочим, в том числе с четырьмя медными лошадьми,  вернулся в Киев.

Прийдя в Киев приказал сбросить деревянные идолы со своих мест и уничтожить, а Перуна приказал стащить в Днепр
  и не давать ему приставать к берегу. И только после порогов оставить его. 
 
  Верные Перуну люди бежали вдоль берега, крича: « Выдыбай боже, выдыбай ». Одно место, недалеко от Киева,
где волны выбросили его на берег, стали называть Выдубичи. И там возникло поселение, сохранившее
      это название о наших дней. Сейчас там расположен Быдубицкий монастырь.
 
/ Вы;дубицкий монастырь (укр. Видубицький монастир) — древний монастырь в Киеве. Монастырь был основан между 1070 и 1077 годами Всеволодом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого. Являлся семейным монастырём сына Всеволода, Владимира Мономаха и его потомков./

           А Владимир избавившись от идолов,  повелел всем креститься:

 « Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг».

 Крестили киевлян на Днепре.  И повелел Владимир строить церкви в разных городах, где прежде стояли идолы.
 Было в то время у Владимира 12 сыновей. И каждого посадил княжить в отдельном городе.      
 
 В это время, при Владимире Святославиче Киевский Детинец занимает уже площадь в 10 гектаров и занимает все
самое удобное для обороны пространство вершины холма.. Весь Детинец окружается мощными укреплениями,
представляющие системы соединенных между собой деревянных срубов, засыпаемых внутри трамбованной землей.
Срубы ставились на земляные и естественные валы, имевшие с внешней стороны крутые склоны. А сверху этих срубов,
как на фундаменте сооружались деревянные стены и  каменные башни с воротами и с бойницами.               
               
                Детинец 10 века имел трое ворот:
   
    -  Первые - Северные или Киевские вели на Подол,
 
    -  Вторые - восточные, называвшиеся позже Михайловскими, выходили на спуск к устью реки Почайны, где тогда располагалась киевская гавань;               
 
    -  Третьи, позже называвшиеся Софийскими, вели на юг, где в то время на «поле вне града» еще сохранялись
                высокие курганы старого некрополя.
         
             Именно фундаменты этих ворот мы с вами позже увидим.               
      
    А в этой части  нового, большого детинца, Владимир Святославич построил большой комплекс красивых каменных зданий,
которые почти кольцом окружали главную постройку конца 10 века – Церковь Богородицы, или как ее привыкли называть – Десятиной.               


                6 – Десятиная церковь.   

      Вот как летопись рассказывает о строительстве Десятиной церкви:
 
   - « В лето 6497  ( 989 году)… Володимер помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек.»

Владимир Святославич,  выделил ей, этой, главной тогда церкви  и митрополии  десятую часть своих доходов —
десятину, откуда ее начали так  называть. Своим даром Владимир Святославич,  как бы узаконил на Руси церковную десятину.
Она была в то время самым большим  в Киеве  храмом. Летописи рассказывают, что она была пышно  украшена: 
     иконами,  крестами,  драгоценные сосуды, церковной утварью  из Корсуня. 

   В  украшении ее  интерьера   использовался мрамор,  за что современники называли ее  мраморным храмом. 
Перед западным входом, древней ее части, с той стороны, где мы  с вами стоим,  археолог Ефимовым  обнаружил   
остатки двух пилонов,  очевидно служивших постаментами для тех бронзовых  коней, привезенных Владимиром  из Херсонеса.
Первым настоятелем Десятиной церкви был корсунский священник прибывший с Анной -  Анастас Корсунянин].

Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы.

 В ней хранились  мощи Святого священномученика Климента, погибшего в Корсуни.
 В Десятиной церкви находилась княжеская усыпальница, где в 1011 году была похоронена христианская супруга
                Владимира — византийская царевна Анна,
 А  1015 году  и сам Владимир. Сюда же  были перенесены из Вышгорода  останки княгини Ольги.
 
А в  1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятиной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.

 В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен
юго-западный угол. Перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти работы, вероятнее всего, явились
восстановлением  после частичного обрушения из-за  землетрясения,  от которого  тогда пострадал и Успенский собор Киево-Печерской Лавры.

К сожалению, в  1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, 
          а  в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича.
 
В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятиную церковь — последний оплот киевлян.

  Руины церкви стояли очень долго. В 1651 году их зарисовал бывший в Киеве с поляками А. ван Вестерфельд ..   
А в 18 веке на ее месте  заботами митрополита  Петра Могилы была сооружена небольшая церковь, позже тоже перестраивавшаяся.

До наших дней сохранились подлинные фундаменты десятиной церкви ,  по которым археологи могут судить о ее внешнем виде.
Вы видите перед собой выложенные по этому фундаменту контуры десятиной церкви. Вначале церковь представляла
собой трехнефный – шестистолпный храм с пристройками с севера и юга, аналогичный Успенскому собору Киево-Печерской Лавры..
 
В 10-12 веках Десятиная церковь выполняла роль придворного храма, так как совсем рядом с ней стояли княжеские и боярские дворцы.

К тому месту где стоял самый большой княжеский дворец в 11 веке и где сохранились его фундаменты мы сейчас и пройдем.
 
                7 -  Фундаменты княжеского дворца 11 века.

 Напротив Десятиной церкви с запада стоял самый большой каменный дворец. Его длина достигала 70 метров,
при ширине 12 метров. Центральная, квадратная в плане часть, представляла собой, вероятнее всего, башню,
которая могла служить укреплением, как в старинных замках.  Слева и справа от центральной башни находились
  боковые стороны дворца, в них располагались парадные и жилые помещения.

Остатки других каменных построек, которые археологи тоже относят к дворцовым постройкам, были найдены на юг,
северо-восток и северо-запад от Десятиной церкви. Они, как бы, полностью ее окружали.  Считается, что постройка
с юга от церкви представляла собой парадный зал – гридницу. А северо-западная, вероятнее всего, была построена
еще в 10 веке, до Владимира Святославича, при Ярополке. Иначе говоря этот архитектурный ансамбль формировался с
            учетом построек, которые уже существовали. 

  Так же, в те времена в 10 веке, существовал известный из летописей Бабин Торжок.
 
 Это имевшая место в любом европейском средневековом городе, и в том числе на
                Руси, торговая городская площадь. 

                И мы с вами сейчас пройдем на это место.   

 Мы выходим с вами на улицу Владимирскую и обратите внимание на красные камни, которые видны слева от нас в
толще зеленого склона. Это выложены остатки фундамента той постройки, о которой я перед этим говорил.
               
               
                8 – Бабин Торжок

       Сейчас мы находимся на небольшой площади , пересечении трех улиц.

 Самой важной в то время была дорога на Подол, в нижнюю часть города, к  Днепру. 

Сегодня это улица Андреевский спуск. Говорят, что именно не нем появилась поговорка – «Что с воза упало,
то пропало». Дело в том, что пошлину брали с каждого воза, что въезжал в город, вот купцы и старались нагрузить
телеги, как можно больше, чтоб их было меньше. Ну а поднимавшиеся по крутому подъему с Подола в Гору сильно
нагруженные возы, ломались, не выдерживали колеса. И все то, что падало с телеги, становилось собственностью города.
Вторая улица, справа от нас –Десятиная. Она вела от Бабиного Торжка к Михайловским воротам. Это в сторону
фуникулера и Владимирской горки.  В древности (11 век) эта улица шла вдоль ограды известного из летописей
Ярославова двора (Двора Ярослава Мудрого) В до христианские времена там поблизости, в районе фуникулера, было
место, где стояли языческие идолы, отчего это место называли Перуновым холмом. В 11-13 веках именно  Ярославов двор
являлся правительственным  центром города. На его территории находился комплекс дворцовых и хозяйственных построек
с площадью внутри двора..
На ней происходили конные состязания, о чем говорит летопись под 1151 годом.

Там же,  в 1183 году князь Святослав Всеволодович, герой «Слова о Полку Игореве», построил небольшую церковь
Василия. Как раз на месте южной части Ярославова двора в 1935 -1937 годах, по проэкту архитектора И.Г. Лангбарда
было построено советское монументальное правительственное здание, которое вы можете увидеть возле фуникулера.
Своеобразие расположения и архитектуры здания вызваны тем, что именно в этом месте предполагалось построить
величественный комплекс правительственных построек столицы советской Украины. Но осталось построенным только
одно здание из этого комплекса. Третьей улицей была современная Владимирская (Софийская), которая в 11-13 веках
              вела к Софийскому собору. По ней мы позже пройдем.      
          
    Ансамбль этой площади в древние времена замыкала Крестовоздвиженская церковь, которая была построена около
1210 года. Именно на ее месте в 1747-1753 годах и была построен этот прекрасный архитектурный шедевр – Андреевская
церковь, на которую Вы уже обратили свое внимание. Это творение замечательного зодчего Франческо Бартоломео Растрелли.
   
    Это место после крещения Руси считалось символическим, благодаря летописцу Нестору.  Именно он оставил нам
легенду, что Апостол Андрей, которому посвящена церковь, путешествуя по Днепру  приплыл к будущим киевским горам.

 « И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать божия,
 будет город великий и воздвигнет бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их и поставил крест.» 

Вот как следствие этой легенды, предсказавшей появление на этих горах Киева, на этом месте всегда строились церкви
                посвященные этому событию..

 В непосредственной близости от этой древней площади, есть еще одна постройка о которой следует рассказать. 

           9 -        Это - Ротонда  12-13 века

               
Благодаря раскопкам 1975- 1976 годов во дворе одного из домов по улице Владимирской, за зданием этой школы,
были найдены и открыты остатки фундамента круглой постройки – Ротонды, строительство которой относится к концу 12 века. 
Для ее строительства применялись те же строительные материалы, что и других построек Древнего Киева: плинфа,
камень-валуны и известь. Считается, что вероятнее всего, у этой ротонды было гражданское – светское назначение:
место общественных собраний, съездов, и прочее.  Ротонда была в диаметре 20 метров, а ее перекрытия опирались на
столб расположенный в центре постройки.. Как Ротонда примерно выглядела можно увидеть благодаря архитектурной
реконструкции, сделанной Асеевым Ю.С.  Вероятно, что она примыкала к городскому торжищу, или была совсем рядом с ним,
          чем можно и объяснить ее гражданское назначение. 
 
    В этой части древнего Киева находилась ещё одна постройка, которая служила общественным- гражданским нуждам.
Это была, так называемая, школа для девочек. Возможно это был древне-русский вариант института Благородных девиц.
Конечно информация об этом полученная из летописей очень ограниченная, но сам факт существования такой школы
говорит о многом. Находилась она немного дальше, слева, по улице Владимирской.

А мы, пройдя  дальше по улице Владимирской , не доходя до пересечения с  улицей Большой Житомирской,  увидим
 фундаменты древних ворот города Владимира Святославича – Софийских -  10-12 веков. 

Вдоль центральной улицы города 10 -11 века располагались усадьбы знати и монастырей. Справа, с севера,
 примерно там где сейчас здание Главного телеграфа, был Мстиславов двор. Здание телеграфа было построено
    в 1903 году по проеэкту архитектора А.В. Кобелева в стиле модерн.

 С южной стороны улицы был Федоровский монастырь, построенный  в 12 веке. Остатки собора этого монастыря были
          обнаружены на месте усадьб домов 9 и 11, слева от нас.

Так же в Детинце находились дворы Гордяты, Никифора, Воротислава,Чудина, которые представляли собой укрепленные
усадьбы – хоромы. Были специальные дворы деместиков (священнослужителей) и известный из летописей Андреевский
             (Янчин) монастырь , основанный в 11 веке.      


           10 – Фундаменты ворот города Владимира (Батыевы ворота)

Мы с вами сейчас стоим на том месте где были ворота Киева в конце 10 – 11 веке. Или вернее их проезжая частью.
В 11-12 веках их называли Софийские, они вели из города Владимира на Софийскую площадь. Ворота представляли собой
мощную квадратную каменную башню с проездом внизу. Контуры ее фундамента, выложенные красным камнем вы и  видите сейчас.   
 
 Эти ворота  были  разрушены  в 1240 году во время штурма Киева ордами Хана Батыя. Ну и естественно, что все
события последующих эпох сохранить их не способствовали, тем более прокладка улицы Владимирской в 19 веке.
             
             А мы продолжим наше путешествие по древнему Киеву.
               
Когда Вы будете пересекать улицу Большую Житомирскую, посмотрите направо. В перспективе улицы, на расстоянии менее
километра находится Львовская площадь. Это то место, где в 11- 13 веках находились одни из важных ворот города
Львовские,  которые вели на запад , в Литву, Польшу и дальше в Европу. Эти ворота, как и другие постройки
         Древнего Киева в той части города не сохранились.    

Мы выходим на  главную площадь №№!№/ веков в Киеве – Софийскую площадь города  Ярослава Мудрого.               

      Вот как Летописец поведал о этих деяниях  Великого Киевского Князя:
   
« В год 6545 (1037)  заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые Ворота, заложил и церковь
святой Софии, митрополию, а затем церковь святой Богородицы Благовещенья на Золотых Воротах, затем монастырь
                святого Георгия и святой Ирины».

    Это был первый случай в русской истории, когда город строился по плану.

 Эти четыре главные каменные постройки были так расположены, что они в плане образовывали, как бы
крест с началом от церкви на Залотых воротах, по краям  Ирининская и Георгиевская церковь и вешина креста –Софийский Собор.
    
 Вот его мы с Вами хорошо увидим пройдя на противоположную     сторону площади, ближе  к входу в  Софийский  заповедник..   
               
               
                11  - Софийский Собор  1037 год

               
    С момента своего строительства и до наших дней Софийский Собор не переставал удивлять
           и восхищать всех, кто в нем побывал хотя бы раз.

Точно так же, как в конце 10 века русских послов поразила София Константинопольская, так с 11 века всех
 увидевших её, поражала София Киевская. Древнерусский писатель Иларион  написал:

              « Церковь дивна и славна всем окружающим странам ».

  Но если учесть, что она была в Киеве в 11 веке одной из более чем 400 церквей, то становится понятным
ее статус, как главного храма не только Киева, а и всей Древней Руси. Так к ней и относились современники.
 В Соборе находилась самая первая на Руси библиотека, мастерская переписчиков книг и художников рисовавших миниатюры для этих книг.

   Здесь решались самые важные вопросы в жизни города и Руси: торжественные церемонии «посажения»
на престол, заключались договора между князьями, принимались послы, собиралось городское вече и многое другое.

   С архитектурой, историей и внутренним убранством Софийского собора можно подробно познакомиться отдельно.
   Это отдельная большая, более часа, экскурсия. Я предлагаю Вам сделать это обязательно,
 
          или в самом Софийском соборе, если Вы в Киеве, или на сайте: 
 
                http://proza.ru/2011/07/10/134

          А мы с Вами продолжим дальше наше путешествие по Древнему Киеву.

 Покинув территорию Софийского заповедника,  мы пройдем по улице Владимирской направо, к перекрестку с
улицей Ирининской, к тому месту где находилась Ирининская церковь, о которой я упоминал раньше.

       12.      Но перед этим мне следует упомянуть о
                Михайловском  Злотоверхом  Соборе.

    Понорама на этот собор просматривается на восток от Софийской площади.
 
В Древнем Киеве 11-13 веков находилась еще одна интересная постройка – это собор  Михайловского Златоверхого
монастыря, построенный в 1108 -1113 годы князем Святополком Изяславичем  Первоначально он имел вид шестистолпного,
крестовокупольного, трех нефного храма, аналогичного Успенскому собору Киево-Печерской лавры, с точно такой
же пристройкой с юга четырехстолпной крещельни.  У западной части притвора, с севера была расположена
круглая башня с лестницей, которая вела на хоры. Вероятнее всего, что его строили мастера из Лавры по
подобию своего собора. Он был однокупольным  и пострадал, как и другие соборы Древнего Киева в 1240 году.
 В 17-18 веках он перестраивался, и как Софийский собор, приобрел черты стиля Украинского барокко.
В таком виде он простоял до тридцатых годов 20 века, когда он был разобран, что бы освободить место
для строительства комплекса правительственных зданий. О чем я рассказывал немного раньше. Помните, построили
только одно здание. Также была разобрана и колокольня монастыря.  Древние мозаики и фрески 12 века, и
другие детали убранства, которые сохранились были демонтированы и хранились в Софийском заповеднике.
Другие постройки монастыря ( трапезная церковь)  остались целыми и дошли до наших дней.

        Также полностью сохранились и фундаменты разобранного собора.
 
Следующий абзац не имел места в моей экскурсии в прежние годы, но вероятно сегодня имеет смысл ему быть озвученным.

 Сегодня на месте собора можно увидеть, как я называю, его макет в натуральную величину. Я не знаю правильно
или нет, строить заново, то что  ушло безвозвратно в  бурные волны  истории. Пусть свое мнение скажут потомки –
будут ли им нравится дорогостоящие игрушки взрослых дядей, стремящихся таким образом оставить свой след на земле. 
               
             Надеюсь, что  время лучший судия деяниям нашим.   

А поэтому, если вы захотите осмотреть этот макет, то ВЫ сможете это сделать отдельно, после моей экскурсии 
   
             А мы пройдем на перекресток улицы Владимирской и Ирининской,
                там где в 11-13 веках стояла церковь Святой Ирины.

          
                13 – Фундаменты  Ирининской церкви - 11 века


Ирининская церковь — церковь XI века в древнем Киеве, о которой повествует летопись под 1037 годом.
 Она возводилась одновременно с Золотыми воротами и Георгиевской церковью и была разрушена 1240 году во время  нашествия Хана Батыя.

В 1840 году во время прокладки Владимирской улицы руины Ирининской церкви были разобраны, остался
лишь один из четырёх столпов. На месте Ирининской церкви в 1855 году была построена небольшая часовня,
           которая впоследствии была тоже разобрана.

Остатки фундамента Ирининской церкви — под дорожным покрытием Владимирской улицы напротив Ирининской улицы Вы можете увидеть.

   А сейчас Мы перейдем через улицу Владимирскую и пройдем на Золотоворотскую улицу. 
            
                14  - Фундаменты Георгиевского собора 11 век

     Мы с вами стоим на том месте, где в 11-13 веках был Георгиевский монастырь и его собор.
       
     Георгиевская церковь  была построена в XI веке, как говорилось раньше,  одновременно с Софийским
собором и церковью Святой Ирины. Своим названием он обязан святому покровителю князя Ярослава Мудрого
 Святому Георгию. Христианским  именем Ярослава Мудрого было Георгий (Юрий).

Эти постройки: Георгиеваская и Ирининская церкви представляли собой, вероятнее всего, трех нефные
крестовокупольные храмы окруженные с трех сторон галереями. Как бы уменьшённые подобия самого Софийского собора. 
   
Находилась Георгиевская церковь на  этом месте.  Это немного в стороне от  современной Владимирской улицы,
перед  Георгиевским (ныне Стрелецким) переулком.  Также эта церковь упоминается и в Лаврентьевской  летописи,
согласно которой освящение храма могло произойти не ранее ноября 1051 года.  Вероятнее всего, что церковь
        была разрушена  тоже  в 1240 году ордами Хана Батыя.
 
  В 1674 году на месте развалин была сооружена небольшая деревянная церковь.

 А 1744 году на древних фундаментах заложен каменный храм, строительство которого было завершено в 1752 году.
 
Интересно, что в этой церкви в 1816 году был похоронен Константин Ипсиланти — господарь Молдовы и Валахии. 
      
                В 1934 году эта Георгиевская церковь была разобрана.

А сейчас давайте мы с вами повернемся налево и перед нами открывается вид на Золотые ворота в перспективе улицы Золотоворотской.
 
   И мы пройдем сейчас по этой улице и подойдем к самим Золотым воротам.

 
                15  -  Золотые  Ворота  -  11 века       

               
  Перед вами полная реконструкция древних Золотых ворот Киева 11- 13 веков, которая была сделана в 1982 году
      на основе той части Золотых ворот, которые сохранились до 20 века.
 
  Золотые ворота представляли собой мощную, можно сказать, неприступную боевую башню высотой 14 метров.
С внешней стороны она имеет, как бы малую башню с бойницами. С одной стороны ворота имели раскрывающиеся створки
ворот, окованные железом, а с другой подъемную деревянную решетку, тоже окованную железом. Через эту решетку
можно заглянуть внутрь проезжей части, ширина которой  была примерно 6 - 6,5 метра.

    Сверху на площадке башни была сооружена трехнефная – шестистолпная- однокупольная церковь.
В 11-13 веках церковь на Золотых воротах была внутри украшена мозаикой и фресковыми росписями.
Так же, как и в других храмах древнего Киева, в ней для лучшей акустики применялись голосники - резонаторы.
          Полы были украшены мозаикой, как и в Софийском соборе.
Строились Золотые ворота и церковь так же, как и другие постройки того времени, из кирпича плинфы на
известняковом растворе с применением смешанной кладки с использованием каменных валунов и глыб. 
При реконструкции Золотых ворот эти древнерусские строительные особенности были полностью повторены.
  Поэтому, когда мы смотрим на Золотые ворота, мы видим их такими, как они были.

  Единственно, что надо учитывать, что некоторые декоративные и архитектурные элементы являются архитектурной
творческой реконструкцией и могут отличаться чем-то от подлинных.  Высота сохранившихся стен составляла 9,5 метра.
Но в распоряжении архитекторов были рисунки руин Золотых ворот, сделанные еще в 16-17 веках, когда ворота
были в два раза выше и в лучшей сохранности. По этим рисункам можно было воссоздать многие детали и элементы.            
   
          Слева и справа от Золотых Ворот шли оборонительные укрепления.
По своей прочности эти укрепления не имели себе равных во всей восточной Европе, и вероятнее всего не только. 
В  11-12 веке Город  был полностью окружен мощными укреплениями. Это были не стены города, как позже
бывало в 15-16 веках, а специальная система укреплений. Протяженность укреплений города Ярослава Мудрого составляла
3,5 километра. Направо от Золотых ворот они шли вдоль кромки холма,  сегодня это вдоль улицы Ярославов вал.
Чувствуете, в названии улицы сохранилось её местоположение. И доходили они до Львовских ворот, современная
Львовская площадь.  А от Львовских ворот, укрепления продолжали следовать крою холма и поворачивали вдоль современной
улицы Большой Житомирской и подходили к Софийским воротам города Владимира, на месте которых Мы с вами были.
Дальше укрепления шли в сторону юга, как бы окружая верхнюю часть Владимирской горки и оттуда вдоль современной
улицы Челюскинцев /даже не знаю, как переименовали эту улицу / спускались в низ к  Лядским воротам, современная
площадь Революции на Крещатике / Майдан Незалежности/. От Лядских ворот они опять поднимались вверх по склону
вдоль современной улицы Мало Подвальная. И опять подходили к Золотым воротам, но уже слева.

С внешней стороны в самой нижней части это был высокий с крутым склоном вал,. Вдоль этих укреплений везде где
это было целесообразно и  возможно проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров, который наполнялся водой.
На самом валу  сооружались стены из толстых деревянных бревен. Стена представляла собой три – четыре ряда срубов
в толщину. Все ряды были скреплены между собой и прочно были врыты в основание вала.  Ширина основания
укреплений составляла 18 метров. Внутрь всех срубов засыпалась земля вперемешку с валунами и плотно утрамбовывалась,
наращивая срубы вверх получалась высокая и очень прочная конструкция. Самые верхние срубы были полые и служили
галереями, где находилась городская стража или воины во время обороны. Высота составляла 14 метров.
По мнению Высоцкого С.О. самый верхний ряд срубов – галлерей немного нависал над внешней частью, что позволяло
во время обороны лучше защищать стены и иметь  больше возможности наносить урон нападавшим. Против таких
конструкций не очень помогали даже стенобитные машины. Даже повредив бревна внешнего ряда срубов, таран попадал
в утрамбованный, слежавшийся годами грунт и валуны внутри сруба.  На всем протяжении стен, на определенном расстоянии,
в удобных для обороны местах находились дополнительно деревянные высокие башни. В город вело несколько хорошо укрепленных ворот.

  Главными среди них, как говорилось раньше,  были Золотые, Лядские и Львовские ворота.

   В конечном результате все зависело от наличия продуктов и воды. А то и другое в городе всегда имелось.      
Учитывая, что город располагался на самом высоком месте, нападающие не могли видеть, что происходило за стенами
города. Исключение составляла только та часть города, которая примыкала к Лядским воротам, которые находились
в районе современной площади Незалежности – возле  Козьего болота.. В этом месте часть города находилась на склоне
и просматривалась со стороны  Крещатой долины.  Сама долина, расположенная между Старокиевским холмом и
Печерским, своё название получила благодаря тому, что в ней перекрещивались дороги ведущие на юг, запад и восток от Киева.   
Это место было самым уязвимым местом в обороне города. И что надо еще учитывать , говоря об обороне Киева в 1240 году,
это то, что постоянные княжеские междоусобицы за право княжить в Киеве, в 12- 13 веках постоянно наносили ущерб
укреплениям города. А восстанавливать эти разрушения не всегда удавалось в полной мере.
После того, как испугавшись
татар, великий Киевский князь Михайло Всеволодович в 1239 году сбежал в Венгрию, городом овладел Галицкий князь
Данило Романович. Он посадил в Киеве своего наместника - воеводу Дмитра. Он и руководил обороной Киева в 1240 году.
Летописец записал, что
город окружила такая масса воинов, что от скрипа  повозок, ржания верблюдов и лошадей не было слышно голоса
                человеческого на улицах Киева.

 Очень долго не удавалось ничего сделать, но поздней осенью, когда Козье болото и вода во рву замерзли, батыевы
воины смогли подойти к укреплениям Лядских ворот и стенобитными машинами их разрушить.

 Благодаря этому удалось прорваться и захватить верхнюю часть  Города Ярослава. Но пришлось все начинать заново,
что бы овладеть внутреней частью Киева – городом Владимира. Но он имел не такие прочные стены.  Когда же удалось
ворваться на его территорию, последние защитники города укрывались в Десятиной церкви.
 Очень большая масса народу
собралась в ней. Так много, что даже появилась версия, что она рухнула под тяжестью людей в ней.
Но в действительности это произошло, вероятнее всего, под воздействием стенобитных машин.

   В полуразрушенном состоянии Золотые ворота простояли до 18 века, когда было принято неверное решение засыпать
их землей, якобы для сохранения. И в засыпанном виде они были до 1832 года, когда археолог К. Лохвицкий раскопал
остатки Золотых ворот, Уцелело меньше чем было засыпано. На тот момент сохранились две параллельные стены длиной
23 и 13 метров и высотой 8-9 метров. При участии архитектора В.Беретти были осуществлены работы по их консервации,
укреплению для дальнейшего сохранения. Вокруг была сооружена чугунная ограда. И в таком виде они простояли до
1970 года, когда было принято разумное решение провести комплексное исследование остатков ворот и все,
что с ними было связанно. В результате этих работ был создан проект защитного павильона, который сам по себе, с
достаточной точностью воспроизводит древние золотые ворота. Этот проект  и работы были сделаны под руководством и
участием: архитектора-реставратора Э.Лопушинской, доктора исторических наук С.Висоцкого, архитектора-реставратора
         М. Холостенко и инженера-конструктора Л. Мандельблата.
 
   При этой реконструкции древние, сохранившиеся  части полностью сохранены, реставрированы и доступны для осмотра
со всех сторон, в чем Вы сможете сами убедится, когда пройдете на территорию этого павильона.
 Вы можете также подняться на верхнюю площадку башни и осмотреть деревянные галереи оборонного вала примыкающие
к самим воротом. Небольшие участки этих галерей тоже были реконструированные.      

    После 1240 года, можно сказать, что Киев, как город,  перестал существовать.

Он почти весь был разрушен, сожжен и населения в нем сразу после нашествия вообще не было. Только постепенно
в нем начинает возрождаться жизнь. Но это уже был совсем не тот величественный город, которым восторгались
все, кто в него попадал. Городская жизнь возрождалась уже не на горе, в верхнем городе, а на Подоле, ближе к берегу Днепра.

Если по некоторым данным население Киева в 12 веке было около 100 тысяч,  то через 400 лет после нашествия, всего 10-15 тысяч.
 
                Заключение 
    
  Заканчивая наше путешествие по Древнему Киеву, хочется напомнить,  что наша пешеходная экскурсия проходила только
по верхней части города. Мы не спускались на Подол, где тоже имели место древние постройки.
Кроме этого на территории современного Киеве располагается древняя Кириловская церковь и собор Выдубицкого монастыря,
которые тоже представляют сегодня интерес для любого, кто интересуется историей Киевской Руси.
 
   В заключении хочется сказать,  что Киев сыграл значительную роль в истории Древнерусского
государства и всех восточных  славян. Судьба, которую ему уготовила истории, очень поучительна. 
Сегодня трудно усмотреть в событиях тех далеких веков аналогии с событиями современности.      
                Но они, как это ни странно есть !
          
        Всех Вас благодарю за терпение и хочу пожелать Вам любить  свою историю как таковую,
                а не как политический аргумент.   
               
                Всего вам хорошего.