Письмо Первого пионера Богушевска Аркадия Овсищера

Александра Васильевна Кузнецова
              Москва 3.04.1972 г. Дорогие мои юные друзья - следопыты!
           С какой радостью я воспринял сообщение моего друга детства Левита Наума Львовича о том, что вы интересуетесь судьбой и жизнью нашей - пионеров с 50-тилетним стажем. Нам, безусловно, есть о чем вспомнить, в частности незабываемые и неизгладимые из памяти годы нашего вступления в ряды пионерской организации в начале 1923 года. Собственно мы несколько ребят в возрасте 10-11 лет, впервые отважившиеся вступить в пионеры, а затем наши 5-6 человек переступившие порог этой организации в Богушевске, переросли вскоре в два пионерских отряда вожатыми которых в последующем стали Левит Н. Л., я и Абрасимов Петр Андреевич (ныне посол советского союза во Франции о делах и заслугах которого вы конечно знаете).
         Когда мы превратились в организацию Богушевска, в нашу задачу входила организация пионерских отрядов в окружающих селах. Помнится мне неоднократные походы в деревню Добрино, куда мы выходили не просто с агитацией о вступлении в пионеры, а показывали подготовленную нами, как это сейчас называется художественная самодеятельность, а раньше мы готовили пьесы, которые очень нравились и посещались, как в самом Богушевске, так и в деревнях. Не скрою то, что наша агитация за вступление ребят и девочек в пионеры не всегда воспринимались с распростертыми объятьями.
         Мы встречались с большими трудностями т. к. ребят некоторые родители и взрослые отговаривали от вступления, в пионеры, запугивая тем, что их «заберут на войну». Но, в конце концов, эти запугивания не помогали, и ребята тянулись в отряд т. к. там было разнообразно и интересно. Я с радостью сейчас вспоминаю эти пионерские годы, как мы бежали в свой клуб и активно проводили в нем все свободное от учебы время.
          А под клуб мы использовали пустой ветхий, никем не занятый дом, который помню, был расположен недалеко от переезда «на той стороне». Мы своими силами все в нем оборудовали и ежедневно дополняли всякими флажками, плакатами и украшениями из цветной бумаги. В то время, какое было оформление, все делали сами.
       Спустя около 3-х лет - 1925 году меня, в числе других ребят, торжественно перевели в комсомольскую организацию. Это были для нас самые счастливые дни, нашему торжеству по этому поводу не было предела. Должен вам сказать откровенно, выразив критически замечания то, что смотрю я сейчас на некоторых юношей и девушек, вступающих в комсомол, и думаю, куда девался тот идейный завод и торжество по поводу вступления в комсомол? Ведь нечего греха таить, ведь мы сейчас иногда просто «тянем» в комсомол парня или девушку. Не понимаю этих юных «старичков», которым ничего не интересно. Думаю, что среди вас таких конечно нет.
         Таких конечно не много, большинство комсомольцев сейчас самоотверженно трудятся, учатся и умеют отдыхать, веселится, и быть настоящим примером для других.
        Вас интересует как мы, старички, живем, как прошел наш путь с того времени как мы, 50 лет назад, стали пионерами?
        Об этом можно было бы написать много, но нужно вам изложить вкратце, не утруждая ваше внимание.
        После окончания Богушевской семилетней школы (была она в Королино), я в конце лета того же 1927 года уехал в Москву. На фото, которое я вам посылаю, вы видите весь состав учеников и учителей. На этой же фотографии вы найдете и вашу учительницу Евгению Никифоровну Климченко. Дорогая Женя я посылаю эту карточку, на тот случай если у тебя не сохранилась она. Ваш покорный слуга стоит в середине последнего ряда, очень важный, на нем одета футболка с белым воротником, а под ней галстук. В этом отношении я казался «самым важным» потому что только на мне (не считая учителей) был галстук. С другой стороны, заметьте, ни на одном из ребят в то время нет костюма.
       Сейчас эта «несправедливость» ликвидирована. Много можно было бы рассказать о ребятах на этой фотографии, но за меня это сделает вам ваша учительница Климченко.
        В Москве в 1932 году я закончил индустриальный техникум и по окончании его поступил на работу в авиационную промышленность. До сих пор я непрерывно работаю на заводах этой промышленности. За 41 год работы в этой промышленности я воочию увидел, как она гигантскими шагами выросла от клееных из дерева и материи деталей самолетов до сверхзвуковых лайнеров и ракет, летающих на другие планеты, спутников.
       Сейчас я работаю на одном да приборных заводов изготавливающих сложные, точные приборы авиационной техники. Работа моя очень сложная, ответственная и почетная. Детали приборов изготавливаются часто с микронной точностью, это значит, что отклонения от размеров деталей допускаются в пределах тысячной доли миллиметра, а если допустить в этом деле неточность, то сами понимаете, такой прибор уведет ракету или спутник вместо луны в бесконечные просторы галактики. А я работаю ведущим инженером - технологом, мой подшефный цех работает по написанной мною технологии, в которой даются указания на каких станках, на каком инструменте и каким образом изготавливать детали приборов.
       Всю свою жизнь я активно участвую в общественной работе, будучи комсомольцем до 1939 года неоднократно избирался секретарем комсомольской организации. На данном заводе я работаю 21 год, 11 раз избирался секретарем цеховой парторганизации и несколько раз членом парткома всего завода. Сейчас я уже, как говорят «в годах», но не оставляю общественную работу.
        27 июля этого года мне исполняется 60 лет, как говорится пенсионный возраст, но я, если позволит состояние здоровья, не собираюсь оставлять работу, пока мой опыт и знания могут пригодиться нашей промышленности, родине и передать вам родные ребята.
         У меня есть два внука, старшему Леве в этом году исполняется 10 лет и его в дни З0-летия пионерской организации, будут принимать в пионеры. А младший Ильюша в этом году пойдет в школу, ему 7-ой год.
     Мне бы очень хотелось побывать в Богушевске, в родных местах, которые конечно стали неузнаваемы за эти годы. Да из близких родных уже почти никого не осталось. Если обстоятельства позволят, то в конце лета нужна будет приехать и привести в порядок могилу отца, который похоронен в августе 63 года. Возможно, мы с кем-нибудь из вас и повидаемся, хотя у вас в это время будут каникулы.
          Ну, хватит далее распространяться. И так написал очень много, не знаю интересно ли вам будет это мое сообщение?
      Р. S. На второй фотографии, которую я посылаю? мы уже в костюмах, приехали на лето в отпуск из городов первые пионеры и самые близкие друзья детства - 1927 год фотографировалось в молодом лесу, как мы тогда называли «хмызьник».
Ты Женя, конечно, всех, или почти всех узнаешь.
Буду рад получить от вас ответ Обнимаю вас дорогие ребята - красные следопыты, вы делаете очень большое дело, и в первых рядах этого важного дела идут белорусские следопыты.