Лидия Маркияновна Уваренко

Валерий Любивый
Любивый Валерий. Отец : восстановление биографии / В. Д. Любивый; под. ред. И. И. Кочевых.– К.: ФАДА, ЛТД, 2011.– 448 с. – ил., портр. –  Библиогр.: с. 441–443.

Фрагмент "Другая даль" (Часть седьмая)

Седьмая часть посвящена автору книги, сыну Дмитрия – Валерию Дмитриевичу Любивому, – который продолжил родовую ветвь Любивых и своей производственной и общественной деятельностью доказал и доказывает приверженность отцовским и родовым традициям: не бояться трудностей, преодолевать невзгоды, быть патриотом, творчески подходить к своей работе, постоянно ставить перед собой новые задачи и, главное, заботиться о том, чтобы будущие поколения больше знали о пути и доле своих отцов, росли настоящими людьми.
Этот раздел содержит опубликованные интервью Валерия Любивого, где он рассказывает о своей основной работе – закройщика мужской одежды, – которой он занялся после переезда семьи в Киев в 1946 году. В интервью содержатся многочисленные словесные портреты известных людей, которые являлись клиентами закройщика.
Кроме того, повествуется об участии Валерия Любивого в деятельности Совета Организации ветеранов Украины, в том числе Комиссии по международным связям, подготовившей к публикации книгу «Мир крепить неустанно» – о ветеранах войн ХХ века, сохранении памятников и могил, поиске пропавших без вести, поддержании активных связей между ветеранами различных стран.
Приводится исследовательский материал Валерия Любивого о солдате 1-й отдельной Чехословацкой бригады Людвика Свободы – Лидии Маркияновне Уваренко.
Сюда также включены сведения и фотографии об участии автора в конференциях, дипломатических приёмах, встречах и др.

Подрисуночная надпись:
Лидия Маркияновна Уваренко

ЛИДИЯ МАРКИЯНОВНА УВАРЕНКО – БОЕЦ 1-Й ОТДЕЛЬНОЙ ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ БРИГАДЫ ЛЮДВИКА СВОБОДЫ*
Родилась 24 ноября 1916 года. Была пятым ребенком в семье каменщика Маркияна Никоновича Уваренко. Совсем маленькой осталась без матери. Нелегко было отцу одному поднимать восьмерых детей. Жили под девизом А. С. Макаренко: «Не пищать!»
Училась Лидия в 56-й киевской школе, дома помогала по хозяйству, но понимала, что семье нужна более серьезная поддержка. В 14 лет она пошла работать на фурнитурный завод, потом поступила швеей-мотористкой на фабрику им. Розы Люксембург. Быстро овладела всеми тонкостями этой профессии. Вступила в комсомол. После работы занималась в медицинском кружке Осоавиахима, училась на рабфаке. В 1935 году стала стахановкой, выполняя норму на 200-250 процентов. В 1937 году Лидия заняла первое место среди спортсменов фабрики в беге на 1000 метров.
Перед войной вышла замуж, родила сына. В июне 1941 г. в составе команды украинских спортсменов поехала в Ленинград на Всесоюзные соревнования. Заняла первое место, получив право выступать в Москве на Красной площади, в День физкультурника. Но радость спортивной победы омрачила весть о войне. Пришлось возвращаться в Киев.
Муж Федор сразу ушел на фронт. Фабрику эвакуировали в глубь страны, а тут, как на грех, заболел трехлетний Витя. Врачи запретили перевозить ребенка. Пришлось остаться в оккупированном городе. Потянулись два года фашистской оккупации. Лидию с больным ребенком выдворили из дома. Ютились в холодной школе. Ребенку стало хуже. В отчаянии обратилась к немецкому врачу, но было уже поздно... Вскоре умер и отец. Узнала о гибели мужа.
После Сталинградской и Курской битв грохот боёв подступил к Киеву. В начале ноября 1943 года киевляне с трепетной надеждой прислушивались к нему. На рассвете Лидия услышала канонаду и решила, что пришел её час. «Там наши сражаются,;– подумала она,;– а я здесь отсиживаюсь!» Накинула пальто и платок, и выскользнула из подвала. Зарево на северо-западе охватило полнеба. Направилась навстречу вспышкам. Возле станции Киев-товарный заметила, как фашисты спешно создают огневую позицию. Незаметно прошла за заборами на Степановскую улицу, по которой двигались немецкие танки. Хотела выйти на Брест-Литовское шоссе, но и там были немцы. Побежала к заводу «Большевик». Снаряды разрывались совсем близко...
Услышав рёв моторов и увидев красные звезды, Лидия выскочила наперерез танкам, которые двигались во вражескую западню. «Наши! Родненькие мои! Немцы, там немцы!» Машина остановилась, из нее выглянул танкист. Лидия растерялась: на нем была незнакомая военная форма. «Не бойся, сэстричка, мы свои, содруги», – сказал он, потом спрыгнул на землю и представился: «Командир чехословацкой танковой роты, поручик Антонин Сохор. Ты хорошо знаешь город?» Глаза Лидии засияли: «Не только город, но и вражеские укрепления». «Тогда идём с нами, мала голко [девушка, чеш.], будешь показывать дорогу».
Танк развернулся и, разбив ворота, ворвался на заводской двор. Несколькими меткими выстрелами разбил противотанковую батарею, поджег транспортёр с боеприпасами и пулемётным огнем уничтожил фашистов.
Это были воины сформированной в Советском Союзе 1-й отдельной Чехословацкой бригады под командованием Людвика Свободы. Сыновья страны Клемента Готвальда и Юлиуса Фучика плечом к плечу с воинами Страны Советов боролись против общего врага – гитлеровцев. Освобождая Киев, они приближали день освобождения Златой Праги.
Все боевые машины имели имена: «Яношик», «Ли’дице», «Ян Жижка». Танк, в котором находилась Лидия, назывался «Соколове». Она повела танкистов в обход известных ей опорных пунктов врага – к железнодорожному вокзалу, потом – на Печерск. Освобождая улицу за улицей, машины двигались вдоль р.;Лыбедь к Киево-Печерской Лавре.
Чехословацкие офицеры Сохор, Петрас, Бражина были восхищены ее мужеством и предложили остаться с ними. Лидия согласилась. В рапорте командиру бригады она обещала быть мужественной и стойкой. Сообщила, что метко стреляет из винтовки, поскольку училась в кружке Осоавиахима. Ей выдали автомат и зачислили разведчицей. Так Лидия породнилась с воинами прославленной Чехословацкой танковой бригады.
6 ноября 1943 года в 6 часов 50 минут танковое соединение генерал-лейтенанта А. Г. Кравченко, куда входили и чехословацкие подразделения, вышли к берегам Днепра южнее Киева. Поручик Антонин Сохор получил приказ установить связь с советскими войсками на Левобережье. Вместе с десятью смельчаками-разведчиками Лидия Уваренко отправилась на выполнение этого задания.
За участие в освобождении столицы Украины чехословацким воинам Антонину Сохору и Рихарду Тесаржику было присвоено звание Героев Советского Союза. Лидия Уваренко была награждена орденом Красной Звезды.
Она принимала непосредственное участие в боях за Васильков, за Большую и Малую Ольшанки, Степок. Преследуя остатки разбитых частей врага, воины вышли в район Обухова. Танковая рота Р. Тесаржика и автоматчики А. Сохора завязали бой в районе села Черняховка. Гитлеровцы закрепились в балке, на их стороне был огневой перевес. Шесть раз А. Сохор поднимал в атаку своих бойцов.
Лидия вместе с группой автоматчиков бежала вперед под прикрытием танка «Ян Жижка». Прямо возле нее разорвался снаряд. Столб огня и земли поднялся в небо. Антонин Сохор наблюдал в бинокль за передним краем. Когда осела завеса земли, он увидел Лидию, истекающую кровью. Подполз к ней под шквальным огнем, оторвал ремешок бинокля и перетянул ей руку. Последнее, что она слышала, был клич: «За чешско-словенско! За Лидушку! Вперед!»
Лишь к вечеру удалось снарядить группу на поиски Лидии, но девушки нигде не было. С болью в сердце сообщили командованию о смерти храброй киевлянки. За героизм, проявленный в бою под селом Черняховка, Лидия Уваренко была награждена орденом Отечественной войны 2-й степени.
Взрывом Лидии оторвало правую руку и контузило, но в левой руке она продолжала крепко сжимать автомат. В том бою ротмистру Бернарду Бражине также оторвало руку. С поля боя их вывез на машине Андрей Бежинец. Довез до с. Красное. Семилетний мальчик смачивал губы Лидии, пока его мать звала на помощь санитаров. (Уже после войны Лидия посетила село Красное и нашла дом, в котором лежала, встретилась с хозяйкой по фамилии Шпак и ее сыном Николаем).
Санитары отвезли Лидию в Обухов. В полевом госпитале, который размещался в Доме культуры, ей сделали сложную операцию по ампутации руки. Состояние девушки было очень тяжелым: она находилась без сознания, началась гангрена. Из Обухова ее переправили в Киев, в Дарницкий госпиталь. Вскоре самочувствие Лидии улучшилось, но рана не заживала – осколок снаряда оставался в мышечной ткани. Пришлось перенести еще одну операцию.
...Санитарный поезд увозил ее на Восток. Врачи Курского, Череповецкого и Омского военных госпиталей приложили все усилия, чтобы спасти ей жизнь. Потянулись дни. В госпитале Лидия Уваренко увидела список награжденных за бой под Черняховкой. В этом списке она числилась «павшей смертью храбрых». Но мужество взяло верх. Лидия решила: во что бы то ни стало вернуться на фронт. Для этого нужно было научиться все делать левой рукой. И она училась – сначала заправлять постель, потом стрелять, ходить на лыжах. Тренировалась до изнеможения, до бесчувствия, поражая видавших виды военных хирургов. Маленькая хрупкая девушка проявляла чудеса выносливости и настойчивости.
После госпиталя ее направили в Свердловск, где изготовили протез. Весной 1944 г. Лидия без билетов добралась на поездах до Москвы. Сердобольные проводницы, выслушав ее историю, всячески помогали. В Москве приютили студентки железнодорожного института. Цель была одна: добраться до Чехословацкого посольства...
В апреле 1944 года в Кремле Лидии Уваренко вручили награды и назначили пенсию по инвалидности. Вручавший награду секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Ф. Горкин спросил, что она собирается делать дальше. Ответ был непреклонным – вернуться в строй.
В Посольстве Лидия встретилась с представителем Чехословацкой военной миссии генералом Кратофелем, который сообщил, что 1-я танковая бригада воюет на территории Польши, в районе города Садо­гура. Она попросилась обратно в своё подразделение, и, несмотря на все трудности, добилась своей цели. Вскоре рапортовала полковнику Антонину Сохору: «Ефрейтор Уваренко прибыла на фронт для дальнейшего прохождения воинской службы». Ее появление в штабе бригады было неожиданным. Все радостно приветствовали Лидию, однако отговаривали от решения воевать снова: «Ты заслужила право на отдых, тебе не по силам будут фронтовые невзгоды». Но Лидия об этом и слушать не хотела. От принятого в госпитале решения не отступила. Тогда ее назначили помощником к доктору Свиделику. Так она стала санинструктором.
Взялась за дело со своей обычной энергией и бесстрашием. Перевязывала раненых левой рукой и зубами, вытаскивала на себе бойцов с поля боя, вывозила вместе с шофером санитарной машины Йозефом Моравцем. Отдавала свою кровь воинам, спасая их от смерти. Ее всегда можно было увидеть там, где трудно и опасно. Лидия могла и обучать воинов санитарному делу (снова пригодился опыт Осоавиахима), и в боях участвовать. Попадая в засады, зубами выдергивала чеку гранаты и бросала ее левой рукой.
Целый месяц шли ожесточенные сражения на Дукельском перевале в Карпатах. Раненых было много, а по крутым горным склонам машина не ехала. Тогда Лидия выпросила у местных крестьян повозку, и сама перевозила в ней раненых горными тропами. На ее счету десятки спасенных жизней. (Многие годы после войны писали ей письма благодарности бывшие воины, которых она вынесла из-под огня. Обращались к ней в письмах «сэстричка». Нет ничего сильнее братства, рожденного в окопах, скрепленного кровью и борьбой за общее дело!)
До конца войны молодая женщина участвовала в боях за освобождение Прешова, Кошице, других городов и сёл. Войну закончила в Остраве. В самом центре, в парке, на гранитном постаменте стоит танк Т-34. На его броне номер 51. Он первым 30 апреля 1945 года ворвался на улицы города. На мосту через речку Одру машина попала под огонь противотанковой батареи фашистов. Среди тех, кто спасал жизнь экипажу, была и Лидия Уваренко.
После окончания войны Лидия Маркияновна была приглашена на празднование Дня Победы в Прагу. Правительством Чехословацкой Республики была награждена орденом Военного Креста и медалью «За храбрость». Среди ее боевых наград, кроме ранее перечисленных советских орденов, также медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945», югославский орден.
Сначала Лидия решила остаться в Чехословакии, за освобождение которой сражалась на фронтах Великой Отечественной. Некоторое время работала, имела собственную автомастерскую.
И все же возвратилась в Киев, чтобы посвятить себя сестрам, их детям и внукам. С неукротимой энергией взялась за работу в кинотеатре, потом – на фабрике им. Розы Люксембург экспедитором и контролером готовой швейной продукции. Часто встречалась с молодежью, школьниками, вела большую военно-патриотическую работу: рассказывала о военных годах, о своей жизни, о послевоенном восстановлении Киева. Участвовала во встречах ветеранов в Новохопёрске Воронежской области, где формировался 1-й Чехословацкий армейский батальон.
В июле 1961 года, во время пребывания в Киеве, Людвик Свобода с женой Иреной гостили у Лидии. Генерал сказал: «Здравствуй, мала голко, как живешь? Не забыла чешский?» Не забыла она ни чешский язык, ставший для нее родным, ни чехословацких друзей. Генерал Свобода подарил ей свою фотографию с дарственной надписью.
Людвик Свобода очень тепло отзывается о мужественной киевлянке в своей книге «От Бузулука до Праги».
В мае 1962 года по приглашению Людвика Свободы Лидия посетила Прагу. Очень тепло принимал ее будущий Президент ЧССР. С воспоминаниями о боевом прошлом Лидия выступила в Народном доме Чехословацкой Армии. Она также посетила завод «Прагодев» в г.;Нимбурке. Работники предприятия с большим вниманием слушали выступление ветерана. Коллектив завода решил присвоить имя Лидии Уваренко одной из бригад. Долгие годы продолжалась дружба: Лидия неоднократно бывала в гостях на заводе «Прагодев».
«Солдаты любили ее за храбрость, находчивость, называли сестрой...»;– это слова о Лидии Уваренко во втором томе «Истории Киева». Военные подвиги Лидии Маркияновны описаны также в книге «Девушки в погонах». Ее боевые заслуги отмечены в Национальном мемориальном комплексе «Украинский государственный музей истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов», в Мемориальном музее села Новопетровцы.
В 2003 году, как участнице освобождения Киева, Лидии Маркияновне Уваренко был вручен украинский орден Богдана Хмельницкого. [1.11; 1.16; 1.19]

_____________
* См. также: http://www.stihi.ru/2011/02/10/7452