Соперники

Надежда Опескина
1.      Жили мы в ту пору в маленьком провинциальном городке на стыке двух рек: Великой Волги и Прекрасной Вазузы. По специальности мне устроиться на работу не удалось  и приняла я решение поработать заведующей книжным магазином.  Торговля никогда не привлекала, но вот книги манили, поскольку дефицитом  были огромным, а читать в нашей семье любили.
       Магазин был великоват для нашего городка, больше напоминал библиотеку. Доступ к книгам был свободным  и каждый мог подойти к стеллажам, выбрать себе ту или иную литературу... Многие, прийдя в магазин могли часами читать стоя. Мы не запрещали, понимая как трудно выделить из семейного бюджета средства  на покупку книг. Городок маленький,  с работой трудно, оклады мизерные.
       Бригада, работавшая до нас , состояла из людей грубых. Задерживаться у стеллажей подолгу не разрешали, окриком требуя либо оплатить покупку, либо вернуть книгу на место.  На стеллажах, как правило, выставлялись рекламные образцы, которые в последствии списывались и безвозмездно передавались в городскую библиотеку.  После месяца моей работы, людей в нашем магазине  прибавилось, возросли продажи. Мы стали практиковать обслуживание по заявкам. Покупатель оставлял перечень требуемой литературы, а мы уж стремились заявку выполнить.
       В один из дней  в магазин зашёл элегантно одетый мужчина лет сорока, постоял на входе несколько минут, вчитываясь в оглавление стендов . Выбор его пал на стенд по атеизму и религии. Он долго и внимательно рассматривал выложенную литературу.   Бережно беря каждую книгу, перелистывал, что-то записывал в свою записную книжку... К кассе он подошёл с внушительной стопкой книг.
       Мы с сотрудниками знали, что в городок приехал новый секретарь райкома партии  по идеологической  работе и приняли незнакомца за него. Он нам понравился и своим внешним видом, и галантностью.  Да и подборка литературы вызвала уважение к посетителю.
       Однако мы здорово ошибались. Через пару дней на пороге магазина появился  незнакомец в слегка примятом костюме , небритый... Пройдясь по залу, подошёл к стенду художественной литературы,  небрежно подвигал книги  и подойдя к нам сказал:
-Я новый секретарь райкома партии ,  найдите что-нибудь приличное для вечернего чтива, у вас там на стендах один хлам и побыстрее , у меня обед заканчивается.
        "Приличного" ничего не нашлось и посетитель ушёл недовольным, громко хлопнув дверью...

2.    Однажды к нам заглянула бывшая работница книжного магазина, хохотушка и озорница Тася. Смеясь, рассказала городские сплетни  как ходят в книжный магазин местный священнослужитель батюшка Михаил и секретарь райкома Платонов, мол батюшка покупает книги Маркса и Ленина, а секретарь райкома всё больше Бальзака и Золя... Так мы и узнали имя загадочного посетителя, оставившего о себе хорошее впечатление. Да ещё Тасенька  поведала нам, что с приходом  отца Михаила местные красавицы повадились в церковь, не пропуская ни одной службы. Батюшка был женат и имел в браке двух деток ангелочков. И жена  и дети пели в церковном хоре. Голос у жены батюшки был чудесный, а вот лицом и фигурой бог обидел. О новом секретаре райкома она отозвалась нелестно, назвав его хамом и  бирюком. Приехал он в наш городок без семьи. Видимо, жена , столичная штучка , не пожелала разделить судьбу мужа, направленного к нам после какого-то скандала.
        Церковь стояла на противоположном высоком берегу Волги, возвышаясь над городком. Добраться туда  можно было только на пароме. Там же, рядом с церковью, находился детский сад-ясли,  куда мне приходилось водить своих мальчишек. Однажды на пароме мы и познакомились с отцом Михаилом. Он пригласил меня с детьми посетить церковь, а когда я сказала о том, что мы с детьми не крещённые, отец Михаил ответил :
- Да не важно это, просто заходите, у нас хороший хор, заслушаться можно. Заходите, вам понравится.
 Я как-то  давно была в этой церкви и её неприглядный вид навсегда отбил охоту бывать там. Обшарпанные стены , неметеный  пол и плохо закрывающиеся двери.
        Забрав мальчишек,  решила не откладывать своё посещение  церкви... Первым что привлекло внимание, были новые дубовые двери, которые, несмотря на массивность, открывались легко и без скрипа. В церкви было светло  и чисто,надраенные до блеска иконы и лампады блестели как новые. Несмотря на ещё ранний час, в церкви было  много народу. Отец Михаил  стоял спиной к прихожанам, его одежда  была скромна , однако выглядел он в своей сутане весьма импозантно... Запел церковный хор, прихожане стояли как завороженные и у нас с мальчишками не хватало сил уйти ,не хотелось покидать этот  мир света и чистоты. Так мы и простояли молча всю службу...

3.      Течет река времени, принося новые события в жизнь людей. Пришли они и в наш небольшой городок , взбудоражив сознание всех жителей без исключения, и верующих  и нет.
       Платонов начал борьбу с религиозными настроениями весьма необычным способом. Он дал указание исполнительной власти городка  останавливать  работу парома утром и вечером  на время проведения церковной службы, не подумав своей дурной башкой, а уж умной её никак назвать было нельзя. На том берегу Волги находились больница, детский сад ,да и жилых домов немало. Начались опоздания на работу, люди часами не могли добраться домой.
       Народ кинулся к председателю местного исполкома, тот только руками разводил :
- Не моё это ,братцы, решение, так приказал новый секретарь райкома партии...
Для посещения райкома партии надо было предъявлять партийный билет.Был он не у всех...
И пришла мне в голову мысль как попасть на приём к первому секретарю. К нам в магазин часто приходила его тёща, Мария Васильевна. Мой рассказ поверг даму в шок. Кому как не ей, прожившей в нашем городке без малого семьдесят пять лет, было не знать что значит для жителей переправа на пароме. Досталось и Платонову, и председателю райисполкома по полной от первого секретаря .
       Так стала я для Платонова врагом номер один. Приходя в магазин придирался к каждой мелочи, то ему не нравилось как расставлены книги, то казалось что мало атеистической литературы.
         Первому секретарю райкома  Афанасию Григорьевичу исполнялось пятьдесят лет. В городке его уважали и считали  - "всё будет путём ежели Григорьевич прознает". В юбилей всем хотелось подарить ему  что-нибудь интересное. Двери в магазине не закрывались от посетителей. Заказы на подарки к юбилею были разные. Кто-то хотел купить подборку книг, кому-то понравились бронзовые статуэтки. Платонов заказал репродукцию картины "Даная". На мой вопрос какого художника репродукцию заказать, он удивился вопросу и сказал :
- Мне надо ту, которая голая лежит , не надо умничать мадам.Да чтоб в раме прислали.
Заказали мы репродукцию Рембрандта ван Рейна, прислали её срочно, в красивой раме...
       Увидев картину, Платонов потерял дар речи. Долго молчал ,а потом выпалил :
-Вы что мне заказали, дуры. Какая это Даная, это баба беременная... Черт бы вас побрал!
Было это в день юбилея, поменять невозможно и Платонов репродукцию забрал. Скорее всего он видел раньше "Данаю" художника  Орацио Джентилески...

Отца Михаила на юбилей не приглашали, но и он припас подарок для юбиляра. Это было юбилейное издание произведений Александра Сергеевича Пушкина в очень красивом переплете и Библия.
Вручить подарок он попросил меня. Вручая подарок отца Михаила , я положила Библию сверху стопки книг. Афанасий Григорьевич ,взяв книги из моих рук, тихо сказал :
- Спасибо батюшке Михаилу за подарок, порадовал он мою душу, давно мечтал почитать Библию. А где ж он такого Пушкина достал ? Редкое издание, для музеев. Спасибо.

4.    Пьянство в нашем городке было беспробудным, редкий мужчина приходил домой после работы ,не заглянув по дороге в чайную и не опрокинув стаканчик перцовки. Отец Михаил стремился в своих проповедях направить пьющих людей на путь истинный. Привлекал мужчин к работе по восстановлению церкви и это ему удавалось. Свои беседы с мужиками вёл он ненавязчиво, приводил примеры из своей жизни , непростой . Ушёл он из  семьи , от отца с матерью , совсем юным отроком. Бежал от пьянства отца, а потом и старших братьев. Теперь престарелые родители жили вместе с ним, не бросил, не забыл . Жалел старших братьев, сгинувших в драках, да пьянстве.
       Вскоре и молодухи перестали смотреть на батюшку влюбленными глазами, понимая , что не совратить отца Михаила.  Верность жене ,детям и служение Господу Богу - единственный путь в его жизни. Прихожан становилось всё больше и больше. С соседних деревень потянулся народ  за словом добрым. Участились случаи крещения детей. Молодёжь стремилась праздновать свадьбы с венчанием.
       Платонов тоже боролся с пьянством, да разгильдяйством,но по своему. Учинял разнос секретарям партийных организаций , требуя от них невыполнимого : искоренить пьянство, проводить разъяснительную работу о вреде религии, выявлять и исключать из партии тех, у кого в семье были верующие . Присутствуя на одном партийном собрании, он назвал отца Михаила  вражеским лазутчиком ..., пропагандирующим чуждые советскому народу идеалы.  Досталось и выпивающим мужчинам ....
       Одно только он не учёл, что в маленьком городке невозможно утаить свои пристрастия к выпивке.Даже если ты  пьёшь без свидетелей,сидя с потушенной лампой... Покупаешь ведь ты её,горькую, в местном сельпо и в больших количествах. Да и в семейной жизни сплошной разлад, жена так и не приехала.
       Личная жизнь руководящей верхушки города была на виду, скрыть что-либо было невозможно. Многие знали о романе председателя райисполкома с местной красавицей Галиной. Не заладилась у неё личная жизнь, пропустила она свой срок выскочить замуж, а теперь вот влюбилась в женатого мужчину,  в семье которого было двое детей. И жена у него было женщина ладная, но не устоял человек перед соблазном.
            Платонов вынес на бюро райкома вопрос о недостойном поведении руководителя исполнительной власти  города. Да только делал он это совсем не для наведения порядка...

5.   Бюро райкома прошло в весьма накаленной обстановке.  Афанасий Григорьевич сидел в президиуме хмурый. Молча выслушал доводы Платонова и предложение " вплоть до исключения из партии  виновника в подрыве партийной чести". Не прерывал и ответную речь председателя райисполкома, в которой тот каялся в содеянном, просил о снисхождении, всё объясняя одним - бес попутал, обязался исправиться , всякие отношения с Галиной прекратить.
       Афанасий Григорьевич, не вставая с места, громко стукнул по столу кулаком, так что графин с водой подпрыгнул и  обрушился на обоих с гневной речью :
- Вы что здесь оба за клоунаду устроили ?! Я вас спрашиваю  ?! Один пьёт по ночам как последний алкаш, другой ни одной юбки не пропускает ! Вы что себе позволяете, товарищи партийцы ? Да какие вы товарищи ! Дерьмо вы ! Как после этого народу в глаза смотреть ?  Люди на улице мне проходу не дают ! Прими ,Григорьевич, меры к  своим помощникам, видеть стыдно! Какой пример вы народу,подлецы, подаете ? Обоим влепить по строгачу !
На том и порешили, влепить по строгому выговору,одному за пьянку ночную, другому за шашни с женщинами.
       Время бежит , стала покрываться льдом Волга-матушка, паром уже не мог перевозить народ на другой берег. Платонов стал приходить в наш магазин почти каждый день, подолгу стоял у стендов с книгами, перебирать перебирал, а вот покупать не желал. Мы молчали и он молчал. Другие покупатели делали заказы, выбирали из того что было. В один из дней встретились в магазине Галина с Платоновым. Он как всегда бродил по торговому залу в поисках неведомо чего , а она забежала купить новые  открытки,  из серии "Артисты СССР".
       Не успела закрыться за Галиной дверь ,как Платонов кинулся следом. Из больших  витринных окон было видно, как догнав Галину он стал о чем-то ей говорить. Разговор, видимо, не заладился. Галина наотмашь  влепила  Платонову пощёчину и кинулась к нам магазин. Вбежав, плюхнулась на стул возле кассы ,повторяя слова:
- Вот ведь мерзавец, вот ведь мерзавец !
В магазине было немало народу, многие бросились успокаивать Галину со словами не обращать на Платонова внимания, известный гад, никому доброго слова не скажет и кто-то спросил :
- Чего ,Галина, он от тебя то хочет ? Для чего ты ему понадобилась ?- Галина и ответила:
- Знамо для чего, говорит чтобы я к нему квартиру убирать ходила и по женской линии обслуживала. Одиноко, видите ли, ему в нашей глухомани, платить собрался за мои услуги. - и громко расхохоталась.
По щекам потекли слёзы. Не заладилась жизнь у неё, но встречалась-то она с мужчинами по любви, не за деньги и подарки. По любви и никак больше, а тут...

6.      Всколыхнула городок новость, повергшая многих в шок. В  Москву к церковному начальству было прислано письмо о неблагонадёжном поведении отца Михаила.  Письмо подписало пять человек, которые обвиняли батюшку  в незаконном использовании труда человеческого ,причём без оплаты. Намекалось в письме также о непристойностях , кои допускались батюшкой с местными молодухами и много ещё чего скверного. Из Москвы приехал  большой церковный чин, осмотрев церковь был приятно удивлён  происшедшими изменениями. Отремонтировано, покрашено, от прихожан об отце только слова добрые. Поговорил с молодухами, они,скромно опустив глаза, по-честному рассказали о своих намерениях соблазнить батюшку, но ничего из того не вышло, не польстился он.
        С этим письмецом пришёл он на приём к Афанасию Григорьевичу с просьбой оказать содействие в поиске авторов .  Труда большого не составило найти  написавших письмо, все они были завсегдатаи  местной чайной, трое из них  состояли в партии, хотя членские взносы  платить не спешили и числились в должниках. Двое других и вовсе опустились на самое дно жизни, нигде не работали, выклянчивали выпивку у других посетителей чайной.
        Отпираться мужики не стали, письмо они не писали, а только расписались под ним. Принес письмо это, неизвестно кем написанное,Платонов. Весь вечер угощал перцовкой, объясняя какой вред приносит религия в наш городок, вот мужики под пьяну руку и подписали письмо, не читая.
       Так Платонов, второй секретарь райкома по идеологической  работе, схлопотал свой второй строгий выговор. В обкоме партии  за голову хватались. Где ж такого дурака  отыскали в Москве. И что теперь с ним делать ?
       После такого сраму другой бы сквозь землю провалился, но не тот человек был Платонов. Стал он мстить. Один из подписантов был отец Галины, потерявший облик человеческий. Вот через него Платонов начал свою охоту на Галину. Отец устраивал дома дебоши, избивал мать Галины до полусмерти, требую чтобы  дочь уважила  человека. Ходила в полюбовницах председателя, ничего не станет, походит и у секретаря райкома. Галина готова была в реке утопиться, говоря своей закадычной подруге как не мил ей свет.
       Выручила из беды Галину  бывшая соперница, жена председателя райисполкома , Валентина. С начала она прилюдно в продмаге  отчитала Платонова, высказав ему всё что думала о нем и влепив пощёчину, а потом пошла на приём к Афанасию Григорьевичу...
       Течёт река Волга, неся свои воды к Каспийскому морю, молчаливо созерцая жизнь  малых городов...
       Вот и мы переехали в другой город и,  уже живя там,  прочли в газете "Правда" о закате партийной карьеры  второго секретаря райкома партии нашего городка Платонова. Все события в газете  были изложены верно, ничего не было искажено, приходили другие времена...