Заводской гудок. Бабушкины байки

Наталья Минчакова
             
     Главная наша улица в поселке Заводской раньше называлась. Да и то сказать, как ее еще иначе называть, когда она от железной дороги начинается и до заводской проходной больше двух вёрст тянется! Заводская и есть! Это уже позже, при советской власти, она улицей Коммуны называться стала.  Мода, вишь, на такие дела была, улицы переименовывать. Да только по сути своей улица так и осталась – Заводской!

     Ранним утром, перед сменой, народ в завод идет – как на демонстрацию! На тротуаре людям тесно – по дороге шагают! Берегись, машины! Народ на работу спешит план выполнять! Некогда ему лясы точить, по сторонам смотреть! Нет-нет, заводской гудок заголосит-запоет! И, слышь-ко, голос у этого гудка наособицу был. Сначала тихонечко свою песню начинал, будто голос свой пробовал. Потом погромче да посмелее запевал. А после, как силу свою почует, в полную мощь гудеть начинает, на всю округу слыхать!

      По утрам-то в заводе гудок два раза давали. А то и три! Первому, семичасовому, больше всего ребятня рада была! Знали детишки, что в это утро мороз лютый ударил, в школу идти не надо, можно портфель свой подальше закинуть да на горку ледяную бежать! Второй, за полчаса до смены, предупреждал, что пора настала на работу собираться! А третий, восьмичасовой гудок, начало дня трудового объявлял. Ну и вечером, конечно, гудок особенно радостно шумел, чтобы все слышали, что рабочая смена закончилась! Бросай работушку, народ! Домой пора, дети ждут!

     Так и жили люди, от гудка до гудка… Время бежало, жизнь шла своим чередом. От одного съезда партейного до другого. Конечно, и радости  бывали, а подчас и горести, как без них! Просто жили. В гости друг к другу ходили, пельмени стряпали, на свадьбах гуляли, песни пели.  Молодые влюблялись, дети рождались, дома новые строились, садики.  А на главной заводской улице целый ряд новых домов-пятиэтажек друг за дружкой встали. В народе их "китайской стеной" прозвали.

     В те годы партейные лозунги уж больно любили на всех видных местах развешивать. Потому, может, сразу никто и не заметил, как на крыше одной из новых пятиэтажек на главной улице выложили буковка к буковке призыв: «Решения XXVII съезда партии – в жизнь!». Да и то сказать, некогда было лозунги эти читать, скорей надо в завод бежать, план выполнять! Денежки зарабатывать. Привыкли все к этим буквам, народ мимо с работы, на работу бежит… Детишек за руку в садик ведут, торопятся…

     Тем временем, самые внимательные граждане заприметили, что  в партейном призыве буковки исчезать стали! Потихонечку, одна за другой. И вот ведь что интересно, пропадают буквы с конца лозунга! То есть решения партии и правительства остались нетронутыми, а вот куда их претворять, можно было только догадываться! Сначала восклицательный знак потерялся, может, кто несознательный его к себе домой уволок, в хозяйстве приспособил. Или ветром сдуло! Потом мягкий знак пропал в слове «ЖИЗНЬ», а за ним, слышь-ко, буква «Н», потом «З». Буковка за буковкой как сквозь землю исчезают, дошло до того, что от слова «жизнь» одна буква «Ж» осталась! Прямо, как в считалке детской: «А» упала, «Б» пропала, кто остался на трубе?

     А на  трубе, то есть на крыше, самые несознательные товарищи уже читали: «Решения XXVII съезда партии – в...». А далее только буковка «ж» красуется!  Читали люди и головами качали! То ли согласны были с прочитанным, то ли недовольны чем. Ну, конечно, начальству доложили, что к чему. Крепко задумались партейные головы! Непорядок! Мало ли, кто что подумает!

     Ну, пока суд да дело. Вскоре перестройка началась. А позже и того хуже времена наступили. Сами знаете, что рассказывать… Никто уже и не заметил, как все буковки до единой с крыши пропали.

     Гудок заводской после еще долго служил, по утрам свою песню пел, на работу народ созывая!

     А потом замолчал враз. Время другое пришло. Хоть и по-прежнему по заводской улице народ по утрам на работу торопится, да только не так, как в старые времена. Река людская в ручеек превратилась.

     И по утрам тишина, как будто не хватает чего-то…

     Как знать, может быть, придет еще то время, когда заводской гудок вновь свою песню запоет в полный голос... И вновь потечет людская река к родному заводу…
 
                04.02.2012


     *Примечание. На Урале в устной речи часто можно услышать словосочетание «в завод», «в заводе» вместо общеупотребительного «на завод», «на заводе». В тесте также встречаются и другие словосочетания, которые еще можно встретить на Урале в устной речи.