Сотворение луны

Валерий Осипов
СОТВОРЕНИЕ  ЛУНЫ

     Есть в  простенькой русской народной сказке  «Курочка Ряба» некая тайна.Сколько её не перечитывай,а избавиться от ощущения некоторой недосказанности не удаётся.Едва начавшись,сказка эта внезапно обрывается.О чём она?Чему учит? И как это при всей своей недосказанности и туманности содержания она умудри лась стать одной из любимейших сказок русского народа?
     Чтобы ответить на эти вопросы,попробуем перечитать эту сказку вместе.Итак…
     Жили-были.Этот сказочный зачин уводит нас в стародавние времена,в седую старину.На давно прошедшее время указывает слово «были».В современной русской грамматике такого времени уже нет .Дед да баба.То есть Солнце и Земля.И была у них курочка ряба – звёздное небо.Снесла курочка яичко,не простое – золотое.Читай: «На небе появилось новое светило».Дед бил,бил – не разбил.Новое светило вращалось вокруг Солнца.С Земли казалось,что оно то приближалось,то удалялось от неё,что выражено словами «било,било».Баба била,била – не разбила.Новое светило подобно Солнцу заходило,как бы падая на Землю,но не разбиваясь.Спустя некоторое время оно вновь всходило над земным горизонтом.Мышка бежала,хвостиком задела,яичко упало и разбилось.Пролетавшая мимо комета зацепила новое светило своим хвостом.Светило прекратило своё существование.Дед и баба плачут.Крушение нового светила плачевным образом отразилось на состоянии Земли и Солнца.Начались катаклизмы.Курочка кудахчет: «Не плачь,дед.Не плачь,баба.Я снесу вам яичко другое,не золотое – простое».
     Появилось ли обещанное мышкой яичко? Если такой вопрос у слушающего возникал,то рассказчик указывал ему на Луну,давая ему тем самым ключ к пониманию смысла этой сказки.Точнее даже не сказки,а преподанного в мифологической форме урока истории планеты Земля,воспоминания о былом существовании двух солнц на нашем небе и о рождении холодного («простого») светила с названием «Луна».Так в форме  мифа-сказки ,лишённого привычного назидания или морали,без намёка на борьбу добра и зла до нас дошло древнее предание о былой космической катастрофе,об изменениях в ближайшем к нам Космосе.
     Мало родиться русским.Русским ещё нужно стать.В раннем детстве.Примерно в возрасте от двух до пяти лет,когда постигаются таинства родного языка,когда закладываются устои национального характера,когда происходит приобщение к народной памяти.По законам генетики,наследственные признаки лучше всего проявляются в третьем поколении.Культурные признаки нации тоже,по-видимому,лучше всего передаются от дедушек и бабушек ко внукам и внучкам.И одним из мостов такой передачи служит народная сказка,рассказанная бабушкой по преимуществу.В этом отношении примечательны строки из известного стихотворения И.З.Сурикова «Детство»:
                Ветхую шубёнку
                Скинешь с плеч долой ;
                Заберёшься на печь
                К бабушке седой.
                …   …   …
                И начну у бабки сказку я просить
                И начнёт мне бабка сказку говорить: …
     Отголоски всё тех же космических событий фантастической давности дошли до нас в виде древнегреческого мифа о Фаэтоне.В этом сыне Солнца-Гелиоса угадывается всё то же  «золотое яичко».Этот отпрыск Солнца (звезда-карлик) очень неумело управлял «солнечной колесницей»: то чересчур удалялся от Земли,оставляя её замерзать на космическом холоде,то,напротив,входил с Землёй в опасную близость,угрожая спалить на ней всё живое.Разгневанный таким поведением Зевс поразил Фаэтона Перуном.Фаэтон упал и прекратил своё существование.Таким образом на месте мышки с её хвостиком в  мифе оказывается перун,а на месте рябой,то есть пёстрой курицы – сам тучегонитель Зевс.Зевс или,как писали во времена Пушкина,Зевес – это,возможно,от русского слова «завеса».За этим именем может скрываться ночной небосклон,то есть испещрённое звёздами небо.Ну чем не курочка-пеструшка из русской сказки,эпитет которой,ряба (рябая), со временем превратился в кличку «Ряба».О месте падения Фаэтона помнили этруски,назвавшие место катастрофы русским словом «Пад» с тем же корнем,что и в слове «падать».Это нынешняя Паданская равнина,что на севере Италии.
       Как известно,миф о Фаэтоне придумали не древние греки.Они  лишь заимствовали его у более древнего,догреческого населения Эллады,у так назывемых пеласгов с их характерными славянскими чертами в  культуре,обычаях и языке.О том,что пеласги помнили момент зарождения Луны в качестве спутника Земли,писал А.Гумбольт в «Космосе».О былом сосуществовании двух солнц на небе оставили записи шумеры.
     Мы,русские,народ с глубинной исторической памятью.И ничто не заставит нас впасть в беспамятство.Всё самое важное из народного опыта передаётся и будет передаваться от поколения к поколению.В том числе и через сказки.В том числе и теми,кто эти сказки не понимает.

     Впервые опубликовано в газете «Иные измерения»,вып.4,1999 г.
     Перепечатано в несколько иной редакции журналом «Чудеса и приключения» под заголовком «Космогоническая история с курочкой Рябой»,№4,2000 г.,с.27.
       Опубликовав эту статью в газете,журнале и в Интернете (www.km.ru),
я несколько лет ходил с чувством человека,сделавшего открытие.И вот,перечитывая как-то стихи С.Есенина,нахожу его стихотворение «Пропавший месяц»,где первые строки такие:
                Облак,как мышь,
                подбежал и взмахнул
                В небо огромным хвостом.
                Словно яйцо,
                расколовшись,скользнул
                Месяц за дальним холмом.
     Так ведь это же знакомые сказочные мотивы из «Курочки Рябы»! Есенин
как-бы сравнивает Луну («месяц») с яйцом  ( «словно яйцо») и тем самым
напоминает нам об истинном содержании этой народной сказки.Для него изначально,с детства было ясно,что эта сказка про сотворение Луны.
     Кстати, а как вы лично объясняете для себя плач деда и бабы по поводу разбитого яйца? Ведь по логике вещей им не плакать, а смеяться надо. Мышка сделала за них то, что не получилось ни у деда, ни у бабы.


                В.Д.Осипов