Глава 5. День один

Сергей Чекалин
  День один

И был вечер, и было утро: день один.
     (Быт. 1:5).

«У Бога всегда праздник».
«И дурак празднику рад».
 Поговорки.

12 июля праздник Славных и Всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла (кажется, ничего не забыто, прямо хоть в пляс пускайся). Как говорят в народе – Петров день. Да и не только в народе, но и в самой церкви отдают предпочтение Петру, даже установив специальный Петров пост: от праздника Святой Троицы (через неделю после него) до дня Петра и Павла. В зависимости от того, на какое число в данном году приходится Троица, а она зависит от даты Пасхи, Светлого Христова Воскресения, Петров пост может оказаться большим, почти как и Великий пост, а может продолжаться всего неделю.

Существуют двунадесятые непереходящие и двунадесятые переходящие праздники. Все переходящие праздники определяются днём празднования Пасхи в данном году.

12 июля праздник Всехвальных Апостолов Петра и Павла (он не переходящий, не относится к двунадесятым, но является одним из главных праздников, особенно, как мне кажется, в католичестве; у них там, в Ватикане, даже и самый главный собор – Петра). Основная им (указанным Апостолам) служба, вечерня, начало праздника, проходит вечером 11 июля. С чего бы это? Праздничный-то день завтра. Поди-ка, разберись! Карусель какая-то получается, товарищи! Точно также, оказывается, и со всеми остальными праздниками, малыми и великими, двунадесятыми и местночтимыми. Карусель-то, оказывается, не только для Петра и Павла. Какой-то, прямо, старый и новый стиль, определяющий начало дня с вечера заднего числа.

Уж не пошло ли это с сотворения мира, рабочей шестидневки, что подробно описано в Ветхом Завете в книге Бытия? Описание каждого рабочего дня Создателя заканчивается фразой:

«И был вечер, и было утро: день один», (...вторый, …третий, ...).

Последовательность сама по себе правильная: вечер – утро. Между ними, конечно – ночь, время для отдыха. А сотворялось всё, надо полагать, как это следует из текста, между вечером и утром. Но не днём, как у всех нормальных людей (правда, речь о сотворении чего-то, в смысле – мира, относится не к нормальным людям, а к Тому Самому, не нормальному по отношению к людям, особенному). По-нашему – днём, в определённую часть суток. Суббота, например, как пишет В.В.Розанов [18] в статье «Нечто из седой давности», «начинается с вечера, кончается в полдень, и нетрудно догадаться, что её центр есть ночь». Надо полагать, что такое определение должно относиться и к другим дням недели, а не только к избранной субботе.

Мы в разговоре, да и в письме, редко употребляем слово «сутки». Чаще говорим – «день». Например, «это случилось за два дня до того-то» или «эту работу хорошо бы сделать за четыре дня», а также – «день и ночь – сутки прочь» и т.п. Логично, что и сотворение мира определялось шестью сутками или, как говорится, шестью днями. Вот и не получается никак, что день (сутки) начинается с вечера. Ведь не творил же Бог мир ночью, «аки тать во нощи». Конечно, творил Он в светлое время суток, днём, как частью этих суток. (Хотя, конечно, Богу, надо думать, должно быть всё равно, день или ночь.) Ночью-то Он честно отдыхал от Своих праведных трудов. А вот полный отдых Себе Бог устроил на седьмой день (на седьмые сутки):

 «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2: 2,3).

Продолжительность этих дней нам неизвестна, не только нам, но и тем, кто ратует за такую сказку о сотворении мира.

Вопрос этот вызывает некоторые дискуссии в сотворённом мире, поскольку не всё складывается в нашей природе по записям в Священных Книгах и научных исследованиях бывшей и настоящей природы. Когда появился человек? Были ли тогда динозавры? Почему возраст человека несколько отличается от божественных данных? Вот, например, один из моих коллег по серверу ПРОЗА.РУ предложил не называть дни творения днями, а этапами…

Так и продолжим вопросом: а что делал Бог в восьмые и последующие дни (сутки, этапы) до того, как вплотную не занялся судьбой Адама и Евы, а также и их потомками? Об этом – сплошной молчок.

Нельзя сказать, что всё живое по ночам отдыхает. Есть и такие твари, которые охотятся по ночам на отдыхающих по ночам, а потом отсыпаются, переваривают свои ночные дела и успехи, а потом становятся, возможно, добычей тех, кто охотится днём. Да, впрочем, и среди людей находятся индивидуумы, работающие по ночам, кто во что горазд. Но будем считать, что все они – исключение из правила.

В.В.Розанов ([18], «По тихим обителям») боготворил ночь. Он сказал так:

«…Ночь более одушевлена, чем день: но не рациональным оживлением, а полётом скорее мистических сторон души. Тогда – молятся; тогда – изобретают стихи; тогда – слушают музыку; мечтают; всё – после захода солнца или ранее восхода его. Таким образом, тут есть что-то космическое, «небесное» – и в прямом астрономическом смысле».

Так что, получается по В.В.Розанову, Бог проявил мистическую сторону Своей души, сотворив ночью наше бытие вместе с нашим же сознанием. Вообще лирику В.В.Розанова в отношении «дня», «вечера», «ночи» и «утра» надо почитать отдельно в той же упомянутой выше книге. Вот, например, он говорил, что день и ночь имеют в себе разную психологию, поэтому и психика людей днём и ночью различна. В связи с этим, если бы Бог сотворил человека днём, то совсем другой он у Него получился бы. А вот ночь в это дело и вмешалась.

До самого вавилонского плена (597-539 гг. до н.э.) израильтяне не пользовались часами, а начало дня отсчитывали с захода солнца. Вот и получалось, что день (не этап, конечно, а именно день) начинался с вечера и ночи. Утро и светлое время суток были продолжением дня. А ещё раньше считалось, что ночь является продолжением дня, а не наоборот. Всё это связано с тем, что раньше календарь был лунный, поэтому уход Солнца с небосклона означал как раз начало работы Луны. А с Луной были связаны все праздники, с учётом её фазы (полнолуния, новолуния). Вероятно потому, что на небосклоне существовали сравнительно стабильные светила: звёзды и Солнце. А вот Луна и некоторые «звёзды» (планеты), не входили в это скопление светил своим непостоянством на небосклоне, поэтому на их поведение и обратили внимание, как на что-то мистическое и знаковое для человека.

Да и празднование Пасхи тоже начиналось с вечера. Вот указание Бога, записанное в Исходе (12:18):

«С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца. Семь дней не должно быть закваски в домах ваших; ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израильтян, - пришелец ли то, или природный житель земли той».

Такие же указания даны и в третьей книге Моисеевой, Левите (23:4–6):

«Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в своё время: в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня. И в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу. Семь дней ешьте опресноки».

Опресноков православие не взяло к себе в обиход, а вот путаницу с вечером и днём оставило. Можно было бы при переводе соотнести со своим календарём и праздновать праздник в своё время, а не вечером, как это продолжает делать народ, более всех любимый Богом. Когда у этого народа не было деления на часы, то разное время суток он обозначал довольно большими промежутками: вечер, утро, день, ночь; когда взошла заря или когда взошло солнце; до утренней стражи или до дневного зноя; около времени вечерней жертвы или во время вечерней жертвы и т.п. Сама ночь делилась, например, на три стражи: первую, среднюю и утреннюю. А потом появилась и четвёртая ночная стража, как это было в Египте. Кстати, Матфей где-то в своём Евангелии говорит и о четвёртой страже. Утро, как определённое время дня, очень часто используется для начала каких-либо событий, связанных напрямую с жизнью человека либо с определёнными действиями, совершаемыми именно в это время и ни в какое другое: подъём человека ото сна; начало рабочего дня; по утрам начинают работу суды (Иисус был осуждён именно утром); да и сам Господь наказывает преступников и грешников каждое утро (см. Пс. 72:14):
 
«И подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро».

Иисус воскрес, надо полагать, утром, хотя в церквах поют «Христос воскресе» в двенадцать часов ночи; богослужения у православных начинаются (лучше сказать – продолжаются, а начинаются они вечером) утром; раньше и жертвы Богу были утренние.

Да и несколько странно, что для некоторых праздников установлено совершенно другое начало, а именно, с полуночи: Воскресение Христово (хотя Христос воскрес утром). Как только наступит полночь, тут же и начинается пение «Христос воскресе!» Рождество Христово (хотя никто не знает времени суток рождения Иисуса; впрочем, не только не знают времени суток, даже с годом-то рождения какие-то нелады, а раз так, то и про день-то рождения можно сомневаться). Крещение (хотя вряд ли можно предположить, что Иоанн Креститель совершал это таинство именно в полночь).

 А так получается, что никакими большими натяжками вечер не может быть началом дня. Это нелогичное преобразование начала дня с вечера может быть связано, вероятно, и с ошибками при переводе с первоисточника. Можно допустить, что в оригинале слово «вечер» или «день», как сумма его составляющих, не совпадало с обозначением одного из его составляющих: «день» (сутки) = утро + день + вечер + ночь. В оригинале не было повтора «день» – «день». Скорее всего, переводить надо было так: «И был вечер, и было утро: одни сутки». Но и тогда всё равно завершение рабочего периода суток: вечер + ночь + утро. Это годилось бы, то есть начало суток с вечера, только в том случае, если бы работа происходила ночью, без света, на ощупь, наугад. Что, впрочем, не лишено логики, глядя на сотворённый Им мир: с небесной твердью, на которой закреплены звёзды; со светилами для управления днём и ночью; мир, лишённый динозавров; лишённый древнейших людей, живших на Земле (планете), не созданной ещё Богом; с радугой, которая появилась только после потопа; с ковчегом, вместившим в себя всё живое (не менее чем по паре каждого вида), кроме тех животных, о которых и Богу не было известно, что Он их сотворил. Потому что ночью всё это происходило, без света, на ощупь, наугад. Когда создавалась Земля и всякие произрастания на ней, то и дня-то, как такового, не было. От чего его считать, если Солнце было сотворено потом, после Земли, только на четвёртый день (а по предложению коллеги из сервера ПРОЗА.РУ – Солнце появилось на четвёртом этапе деятельности Бога). Да, скорее всего всё это и происходило ночью. Ночью можно было и на ощупь.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26,27).

Вот, простите за частое напоминание о размышлениях Платона, «мужчину и женщину сотворил их», как раз два в одном, каков, надо полагать, и Сам, одним словом – андрогин. Конечно, всё это происходило ночью. Иначе, днём, вряд ли Бог стал бы лепить Адама и Еву по образу и подобию Своему. Днём Он хотя бы видел бы, куда что прилеплять к глиняному человечку. И другую фигуру, Евину, слепил бы, не похожую на Себя, чтобы Самому оставаться загадочным и не изображаемым Обликом, таким же загадочным и неопределённым, как и сказка Бытия.

     М е ф и с т о ф е л ь
Творец, мужчину с женщиной создав,
Сам отдал должное высокому призванью,
Сейчас же случай для того им дав.
        И.В.Гёте. «Фауст». Сцена 13: Беседка.

Это раньше был один день на всей плоской Земле, израильский день. Потом, гораздо позже, когда Земля округлилась до неузнаваемости, появился Петропавловск-на-Камчатке, где в то же самое время была уже полночь, где раньше нас, европейцев, стали воспевать «Христос воскресе!», а для соседней с христианством религии раньше начинали радоваться благополучному исходу евреев из Египта, в день, называемый этим любимым Богом народе Песах (Пасхой).

День один. Что он значит? Многое, если, как сообщается в Ветхом Завете, были только шесть дней, которые… Нет, не потрясли мир, в эти дни как раз строился мир, который потом и начал трястись под тем же руководством и, опять же по той же науке, трясётся два с тремя четвертями миллиона дней (это из расчёта Того, Кто задал эту «тряску»). И где-то в них, во всех этих потрясениях, замешаны те первые шесть с седьмым для отдыха.

А что касается названий дней недели, то Бог ими не пользовался. У Него они шли по прямому счёту: первый, второй, третий и т.д. От чего Ему было считать дни, если Солнце, их определяющее, сотворено было только на четвёртый день? Но это, надо полагать, были Его личные дни (этапы), продолжительность которых, с их началом и концом, известна только Ему одному.

Это мы сейчас по своим соображениям, дав дням названия, полагаем, что землю Бог создал в воскресенье, первый день недели. Хотя и считаем, вопреки установкам, его последним, завершающим неделю днём. Отдыхать-то надо в субботу в нашем христианстве и, соответственно, в нашем православии. Но мы, например, в России, сейчас отдыхаем по два дня. Понятно, почему. Мы, конечно, послабее Бога. Быстрее устаём, хотя и гораздо меньше делаем. Вопреки достаточно обоснованным предположениям, исходящим из Ветхого Завета, в народе сложилось такое название дней недели: воскресенье – свято, понедельник – чёрный, вторник – потворник, среда – постница, четверг – перечит, пятница – корячится, суббота – делу почин (В.И.Даль. «Пословицы русского народа»). И постным днём народ сделал только среду, а в православии, не знаю, как у католиков, есть и ещё один постный день, пятница, которая от этого, вероятно, и корячится. Так вот, суббота – делу почин, а никак не день отдыха, как это было установлено Богом. И получается по определению: Богу Богово, а кесарю кесарево; а нам, конечно, наше.



Далее: Глава 6. Бытие определяет Исход.