Глава 7. Успение

Сергей Чекалин
Успение

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша (тропарь).
В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную (кондак).
        Роди вси блажим Тя, единую Богородицу (припев 1-й).


***
Примерно в 57 г. от Рождества Христова (так полагают, но точно не знают), в возрасте 72-ти лет (так полагают, думая, что Она в пятнадцать лет родила Иисуса, но точно не знают) в конце нашего календарного лета тихо умерла Мария-Богородица в окружении, по её просьбе перед Богом, апостолов (от 12-ти первоизбранных Иисусом). Но к тому времени от первоизбранных осталось одиннадцать, даже и не одиннадцать, а десять, потому что уже не было в живых апостола Иакова Зеведева Старшего, убитого в 44 г. Десять ещё и потому, что отошёл от первоначальной группы избранный Иисусом Иуда Искариот, которого Она наверняка знала лучше, чем неизвестного Ей Матфия.

Точно дата (больше имеется в виду – год) Её смерти неизвестна, во всех Евангелиях об этом не сказано ни слова, хотя многие исследователи склоняются примерно к одному сроку. Так, например, Ипполит Римский, Никифор Каллист и Евсевий Кессарийский указывают соответственно 43, 44 и 48 гг. от Р.Х., а вот Епифаний Критский сказал, что Она умерла через 25 лет после вознесения Иисуса, что, вообще говоря, примерно так же и приходится, как и у названных выше исследователей. Это про год смерти неизвестно, а уж что и говорить о дате. Правда, празднуется этот день 28 августа по новому стилю. Но это так приняли, ткнув пальцем в небо, как и при назначении праздника Рождества Богородицы 21 сентября по новому стилю, которое приходится на день осеннего равноденствия. Поэтому и праздник «Зачатие праведной Анны», матери Марии, тоже привязан к рождеству Богородицы, за девять месяцев до него (в декабре предыдущего года). Словом, как в песенке про остров Невезения: «В день какой неведомо, ни в каком году».

Почему же умерла Она так рано? Какие события повлияли на то, чтобы взять из земной жизни Ту, Которой было предначертано свыше дать миру Пришедшего для спасения, Указавшего через Себя и Своих учеников путь к спасению, к благочестивой и вечной после земной смерти жизни? Ведь, казалось бы, можно было бы и продлить жизнь Богородицы на земле, прославить имя Бога Её дальнейшими подвигами в том же направлении. Согласитесь, что маловато отпущено было жизни Богородице, можно было бы и побольше дать Ей побыть на земле. Раньше ведь и с меньшими заслугами долго жили-поживали. Первый согрешивший Адам, например, прожил девятьсот пятьдесят лет, и другие его сыновья и внуки – около девятисот и больше, Мафусаил (Мафусал) вообще обскакал всех – до девятисот шестидесяти девяти, да и Ною повезло –  без  полвека  тысячу лет  протянул. Бог потом, позже, призадумался и определил, что век человека на земле будет сто двадцать лет. Кто доживёт, конечно. Но доживали, надо полагать и раньше, да и в наше обозримое время. Вот, например, в 1973 г. умер Ширали Мислимов в возрасте 168 лет. Как и библейские долгожители, он в 136 лет стал отцом, женившись на 57-летней даме. 164 года прожил Заро Ага, англичанин Томас Парр умер в 1635 г. в возрасте 152 лет. Но это – отступление от правил, да и, судя по именам, такую большую жизнь дал этим людям совсем другой бог, разве что Томас Парр был облагодетельствован Тем Самым, Нашим. А в текущем бытие человек подвёл жизнь на земле к разумным человеческим срокам. Святой ты, или нет, творишь чудеса или просто глазеешь на них. Срок всему примерно один. Это те, ветхозаветные, кого мы не знали, да, пожалуй, и никто-то их не знал, долго жили, чтобы чудом было. Да и спросить не у кого об этом. А тут уж как не исхитряйся, ничего не поделаешь. Даже и не в воле Бога.

Так вот почему и умерла рано Богородица! Нельзя по-другому было. Иначе получилось бы, что Она жила. А так, почти на самой заре христианства, когда всё ещё только начиналось, составлялись Святые Благовествования (Евангелия), настало время убирать разбросанные камни. Одним из таких камней и оказалась Богородица.

Пока ещё не поздно. И могилы Её нет. И тело Её вознесено (вознесли) на Небо. Осталось только в качестве доказательства чудо Её Успения и какие-то ещё материальные части в виде некоторой Её одежды.

Евангельские повествования о Марии настолько скудные, что ничего вразумительного о Её жизни по ним сказать нельзя. Всё, что известно нам сейчас, узнали о Ней только с XII в., то есть почти через 1200 лет после всего произошедшего! Как нам вешают на уши лапшу, не моргнув при этом ни одним лукавым глазом, – по свидетельству очевидцев. В то же время, кажется, и нарисовалась евангелистом-исследователем Лукой Её икона с Младенцем, как определили уже близкие к нам исследователи. Примерно в это же время появились и Её Честный Пояс, Покров и Риза, неизвестно где пропадавшие (но нашлись-таки умные люди, сочинили – где). Узнали даже с большой точностью и год Её смерти с разбежкой  лет в десять. Но уже 800 с лишним лет назад стали почитать Её практически наравне с Богом. Если не с Богом, то с Её Сыном. Откуда-то взяли множество событий Её детства, юности Иисуса в семье и т.д. Через тысячу с лишним (значительно «с лишним») лет нашлись свидетели Её жизни в каком-то очень уж большом поколении от тех времён. Вот, например, в XIV веке некий Николай Каллистов, поэт и церковный историк, совсем даже и ничем не прославившийся, поведал нам некое выдуманное им чуть ли не поэтическое описание Богородицы (надо же было как-то продолжать придуманную про Неё сказочную историю, тем более, что любые нелепости и ложь, которые хоть каким-нибудь образом укрепляют религию, считаются правдой, даже и не правдой, а аксиомой):

«Была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-чёрные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далёкая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что ещё и теперь доказывает Её священный головной покров. Коротко сказать, во всех Её действиях обнаруживалась особая благодать».

Да, писатели-фантасты были всегда: в человеческом обществе процент сдвинутых по фазе всегда остаётся постоянным. Это не моя придумка, это практические наблюдения самого же человеческого общества.

Имя Богородицы, как уже сказано выше, стоит наряду с именем Бога. Это достоверно подтверждается тем, что из всех великих и двунадесятых праздников чуть ли не половина связана непосредственно с Богородицей (даты приводятся по новому стилю): Рождество Богородицы (21 сентября); Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря); Благовещение (7 апреля); Успение (28 августа); Покров (14 октября). Да и само Рождество Христово (7 января) прославляет, естественно, и Саму Богородицу. И это не считая праздников Её чудотворных и помогающих в жизни икон, которых насчитывается гораздо более двухсот. Настолько гораздо, что даже можно назвать и двести пятьдесят. Ни один из живших святых такого, естественно, не удостоился, потому что Она – Избранная Богом, а не людьми.

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя, Непорочная; увидев же Твое зачание от Духа Свята, рече: Аллилуиа (кондак 4).
Новую показа тварь, явлься Зиждитель нам от Него бывшим, из бессменныя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну, да чудо видящее, воспоём Ю, вопиюще: Радуйся, цвете нетления; радуйся, венче воздержания. Радуйся, воскресения образ облистающая; радуйся, ангельское житие являющая. Радуйся, древо светоплодовитое, от него же питаются верни; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози. Радуйся, во чреве носящая Избавителя плененным; радуйся, рождшая Наставника заблудшим. Радуйся, Судии праведного умоление; радуйся, многих согрешений прощение. Радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, любы, всякое желание побеждающая. Радуйся, Невесто Неневестная  (икос 7).

Это только самая малая часть из обширного акафиста Пресвятой Богородице.

Но не только иконы Божией Матери являются чудотворными. Пояс Пресвятой Богородицы, который недавно путешествовал по России, тоже причастен к чудесам. Например, четыре женщины, находясь в очереди к святыне, пострадали от наезда на них иномарки (посланный, надо думать, сатаной водитель не справился с управлением). Невозможно даже и подумать (свят-свят-свят!!!), что это подстроено было Богом. А одна (другая) женщина, как утверждает сопровождавший святыню архимандрит Ефрем, имевшая один видевший мир глаз, прозрела настолько, что может теперь что-то и читать. Имя женщины, естественно, не называется. Как, вспомним, в то время, когда между Россией (СССР) и Китаем были прочно недружественные отношения, китайское радио часто начинало так: «Один рабочий из Челябинска сказал…». Здесь – понятно, зачем злонамеренно подводить под монастырь этого одного рабочего из Челябинска. А про женщину-то что скрывать? Наоборот, назови всех поимённо, кто оздоровел, громко прокричи их имена по христианскому и православному миру, да и по всему белу свету, чтобы все знали, каков наш Бог и Его окружение.

Кстати, о Поясе. Этот Пояс, как утверждают в христианстве, был сшит лично Марией из чёрной верблюжьей шерсти. С ним Она находилась постоянно, от ношения в Своём чреве Иисуса до Своей кончины. Это единственная версия его появления. А дальше идут уже многочисленные версии его существования.

По одной из них, по преданию из Менология Василия I, Пояс и Ризу Дева Мария лично перед своей смертью передала двум вдовам, которые хранили их, а затем эти реликвии передавались из поколение в поколение примерно до 400-х гг. В эти уже годы Пояс был перенесён в Константинополь (при императоре Аркадии), а при императоре Льве I был положен в золотой ковчег. Сейчас он находится в монастыре Ватопед (Афон, Греция). Последнее – это не версия, он именно там и находится. Но неизвестно, где оказалась Её Риза? Известно, конечно, почему неизвестно? Досужие умы докопались, вот тут уж, наверняка с Божьей помощью. Риза хранилась у потомков одной из упомянутых вдов, но была в начале пятого столетия, в начале 500-х годов, конечно, нашей эры, украдена у них братьями Галдином и Колдином. Много путешествовала, пока не оказалась во Влахернской церкви. В 1434 г. во время пожара всё сгорело, но частицы Ризы как-то чудесно сохранились. Не вся сохранилась чудесно, а только её частички. Самые чудесные, надо полагать. В настоящее время одни из её чудесных частиц находятся в России в ковчеге Дионисия (до недавнего времени – в музее Московского Кремля, а сейчас, вместе с другими ценными реликвиями, переданы в 2008 г. Президентом Д.А.Медведевым Московской патриархии), все другие частицы – в Влахернской церкви в Зугдиди (в Грузии) и в Риме (в Латеранской базилике).

По второй версии, православной, на третий день после Своего погребения Богородица явилась опоздавшему на похороны апостолу Фоме и с Неба бросила ему этот самый Свой Пояс (вероятно – копию, заверенную нотариально у Своего Сына). Как Фома дальше распорядился Поясом – где-нибудь и придумано, но это уже другая история, как говорит Леонид Каневский в своих телевизионных передачах «Следствие вели…».

По третьей версии в первые века христианства Пояс хранился в Иерусалиме, Святыня много путешествовала (не Сама, конечно, а с помощью, как я думаю, досужих языков), исцеляла от болезней и спасала от бед и напастей всё теми же досужими языками. В частности, она помогла исцелиться Зое Карбонопсине, жене царя Льва VI, которая за это сделала своими руками на реликвии вышивку золотыми нитками. После этого Пояс попал в Сербию, князь которой, Лазарь, в 1151 г. подарил Пояс Ватопедской общине, находившейся на Афоне.

Есть и дополнительно над чем призадуматься. Вот такая ещё существует история. В V в. жила-поживала регент Византийской империи императрица Пульхерия (Элия Пульхерия Августа), которая построила в Константинополе храм, посвящённый Богородице. Пульхерия решила разыскать заодно и тело Богородицы, но иерусалимский патриарх Ювеналий рассказал ей историю, которая произошла с апостолом Фомой в отношении неверия в распятие Иисуса, и прислал ей взамен тела Богородицы сохранившиеся чудесным образом погребальные Её пелена. Пульхерия и распорядилась поместить эти пелена в специальной раке в построенном храме. За время правления Пульхерии было построено два храма, связанных с Богородицей: в Халкопратейском храме хранился Пояс Богородицы, а в храме Одигитрии – икона, именуемая как «Влахернская Божья Матерь».

Поскольку таких совершенно непохожих версий обнародовано, похоже, три, то вполне может существовать, как показывает многовековая религиозная практика, и ещё какая-нибудь версия, оправдывающая нахождение в золотом ковчеге плетёного из чёрной верблюжьей шерсти практически единственного атрибута, оставшегося от Богородицы на этой земле.

Это от Богородицы. Но, я здесь и упомяну попутно и о других атрибутах, связанных не с Ней, а с Её Сыном, Иисусом, которые тоже путешествуют по городам и весям. Речь идёт о Дарах волхвов: золоте, ладане и смирне, тоже чудесным образом сохранившихся в совершеннейшем нетлении с тех самых пор, до нашей поры, то есть. Надо же, какое чудо! Кроме того, в католицизме сохранились и кусочки Креста, на котором был распят Иисус. Эти кусочки в какое-то время распродавались желающим за некоторую плату. В православии такого не было. Вот и зачем это было разыскивать Крест святой Елене, матери императора Константина, если в дальнейшем ему предстояла такая незавидная участь. Имеются и кусочки Тернового Венца, которые тоже путешествуют по городам и весям с теми же целями, что и Риза, Пояс и Дары волхвов.

Откуда же всё это появилось? Именно оттуда. Мне кажется, что я это точно угадал. Приведу некоторое сопоставление этих фактов с известным анекдотом про дегустацию вина.

Распорядитель дегустационного зала принёс дегустатору две небольших рюмочки с винами. Дегустатор попробовал из одной, подержал её содержимое некоторое время во рту. Проглотил. Подышал. Словом, проделал всё необходимое для определения качества вина, как говорят – «его тела». То же самое проделал через некоторое время и с содержимым другой рюмочки. Распорядитель спрашивает:
– Ну как? Что вы скажете? В какой рюмке вино лучше, на Ваш взгляд?
Дегустатор говорит:
– Пожалуй, что во второй. В нём больше чувствуется тела, вкусовая гамма богаче, чем в первой.
– Да? Это странно, потому что наливали-то мы в эти рюмки из одной бочки.

Так и в случае с Божественными атрибутами в виде Пояса и Ризы Богородицы, Даров волхвов, Креста Господня и Его Тернового Венца. Все они тоже из одной бочки, сотворённой человеком. Но я ещё раз повторюсь: поскольку эти вещи, приписываемые своей принадлежностью к Богородице и Иисусу, укрепляют религию, в частности, христианство, то это принимается достаточным для определения их, как настоящих и священных.

Да, пришла пора через какое-то время после воскресения Христа чудесным образом обходиться с жизнью Богородицы. Она Сама не просила (а может быть, и просила) Бога о том, чтобы Он взял Её к Себе. Направил Бог к Богородице в одно из Её посещений Гроба Господня, а для Неё – Гроба Её Сына, всё того же известного Ей за девять месяцев до Рождества Христова сохранившегося всё таким же молодого человека, Ангела, по имени Архангел Гавриил, который и сообщил Богородице о скорой Её кончине. По просьбе Богородицы чудесным образом собрал Господь у Её одра всех оставшихся в живых к тому времени апостолов (кроме Фомы, по каким-то Своим, конечно, соображениям), сподвижников Христа. Апостолы наблюдали, как Сама Богородица передала Свою душу в руки Своего Сына. Этот момент передачи души изображается на всех иконах «Успение Пресвятой Богородицы». На иконах душу Богородицы изображают в виде спелёнутого ребёнка, безгрешного существа. Так же, как и Она Сама когда-то держала в Своих руках спелёнутого Христа, так и Сын Её держит в руках спелёнутую Её Пречистую душу отдельно от греховного тела.

Но для людей чудеса продолжились в естественном направлении. Апостолы погребли тело Богородицы в пещере, в Гефсимании, вход в пещеру закрыли, как было принято, камнем. Не обошлось и без эксцессов: первосвященники настроили горожан и воинов, чтобы помешать траурной процессии апостолов, но у них ничего, конечно, не получилось. Однако скоро пришлось камень открыть, потому что со вздохами и причитаниями, что в живых не застал Марию, явился опоздавший всего на три дня апостол Фома, со всех ног мчавшийся на похороны из Индии и размахивающий, вероятно, Поясом Богородицы, если верить православной версии. И тогда были эти осточертевшие пробки на дорогах, только не автомобильные, а ослиные или пешеходные. Когда открыли гроб, то оказалось, что в нём остались одни только погребальные одежды, в том числе и, к вящему удивлению апостолов, Пояс, которым размахивал Фома.

Вопрос к православию: зачем было Богородице бросать Свой Пояс Фоме, если этот Пояс вполне мог быть (и был) вместе с остальными погребальными одеждами? Да и куда подевались остальные погребальные одежды-то? Возможно, что Иисус забрал к Себе тело Богородицы в части погребальных одежд. Зачем всё это там? Ведь такого добра, вероятно, в тех местах навалом. Но нам повезло, одежды исчезли не совсем до конца, остался Пояс, разделённый на три части, и частицы Её Ризы, чудесно не сгоревшей до конца.

Оставить тело на земле было нельзя. Желающих посмотреть, как это случилось и с апостолом Фомой, да и потом, например, как с Элией Пульхерией Августой, было бы много. А было бы что смотреть? Вопрос, конечно, кощунственный, но оставим его. Поэтому и вознесена Она была полностью на Небо, не в то, конечно, место, «иде же несть ни болезни, ни воздыхания, ни печали, но жизнь бесконечеая», а непосредственно в то место, с которого и наблюдают эти бесконечные жизни. Я настойчиво напоминаю, что все эти события не отражены в первоисточниках – Священных Книгах, а перестали быть совершенно секретными и были обнародованы только спустя почти 1150 лет после вздохов апостола Фомы. Поэтому эти сведения и не могли попасть в Священные Книги. А ведь, судя по времени написания Евангелий, эта информация, хотя бы в усечённом виде, должна бы появиться на их страницах. Пусть даже и не во всех, но в Евангелии от Иоанна – точно могло бы быть. Известно, что он не просто Иоанн Зеведеев (Богослов), написавший Евангелие, он, ведь, и сравнительно близкий родственник Богородицы. Но, к моему, например, счастью, не попала эта ложная информация к нам на глаза. Без всяких тогда и сейчас вопросов.

На то оно и чудо, чтобы без вопросов.

Но о чудесах, об этом чрезвычайно неоспоримом и необъяснимом в совместном существовании божественного и человеческого, следует поговорить и будет сказано отдельно. А здесь ограничимся чудом Успения Богородицы и Её полного исчезновения с созданной Богом Земли.

Богородица является самым почитаемым посредником между человеком и Богом, а то даже и Её Сыном. Со всеми вопросами и просьбами верующие чаще всего обращаются именно к Ней, а не напрямую к Богу, не желая, вероятно, загружать Его прозаическими бытовыми проблемами. А вот через посредника это считается возможным. Сначала загрузить проблемой посредника, а уж потом ожидать решения вопроса Свыше. В иудаизме, например, да и в исламе, насколько мне известно, все подобные обращения направлены именно к Высшему Существу, без посредников.

Хотя возможный читатель и сам знает, но я приведу здесь, наряду с Богородицей, дополнительно имена и других, наиболее почитаемых посредников, которые используются, например, в православии: Николай Чудотворец (Николай Угодник, епископ Мир Ликийских), преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Матрона московская и некоторые другие. Но есть и посредники целевого направления: при болезнях, для рожениц, для успехов в делах и предприятиях, благополучия в семейной жизни, успехов в ратном деле и мн.др.

Никак не могу об этом не сказать. В упомянутом выше Ватопедском монастыре имеется хорошо известная икона «Отрада и Утешение», на которой Мария в левой руке держит Младенца, а правую Его руку поднесла к Своим губам. Здесь тоже не одна версия такого изображения. Оставим в стороне вопрос о том, что эту икону считают нерукотворной и чудотворной. Но она, действительно, на мой взгляд, Нерукотворная. По существующей версии это Сам Иисус закрывает рот Матери, чтобы Она молчала в определённой создавшейся ситуации, а Она отстраняет эту руку и произносит какие-то слова, соответствующие создавшейся ситуации. Но по моей версии не так, здесь совершенно другой смысл, глубокий и нерукотворный. Конечно, матери целуют своим детям ручки-ножки. Но Богородица целует руку Иисуса и не смотрит в Его сторону, в ту сторону будущего времени, где Её сыну уготована Великая Жертва. Вот оно, Успение-то! Вот оно, Великое и Нерукотворное Чудо! Не надо изображать Бога? Надо! Ещё как надо! И вот такими приёмами. Иначе как на словах выразить изображённое на этой поистине Нерукотворной и Чудотворной иконе?

Далее: Глава 8. Чудеса в решете.