Глава 8. Чудеса в решете

Сергей Чекалин
        Чудеса в решете

                Там чудеса, там леший бродит…
А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила».

М е ф и с т о ф е л ь
Что в решете у вас?
И.В.Гёте. «Фауст». Сцена 6: Кухня ведьмы.

Чудо предназначено для утверждения великих и удивительных дел Бога либо Его ставленника. Не обязательно Иисуса. Были и другие, которым дано было право творить чудеса, сравнимые с чудесами, исходящими от Бога. Чаще всего, да и не чаще всего, а всегда, чудо противоречит известным человеку законам природы. Поэтому и не объясняются эти чудеса в Библии, они приводятся как величие, как власть Всевышнего, Вседержителя, Его воля. А как их объяснить, если они противоречат законам природы? Даже часто и здравому смыслу. Вот и бессильны все естественные науки перед такими фактами, как чудеса. Кишка тонка у них на такие дела. Легче с инфузорией справиться. Против Лома приёма нет. Да и не будет. Ну что можно возразить на слова богоборствующего: «А вот поди ж, ты! Не нашего ума это дело. Всё это Его промысел». Вполне достаточное и всеобъемлющее объяснение.

Надо думать, да что там думать, это уж точно известно, что наука всегда мешала религии, любой религии. Это только митрополит Филарет превознёс науку (см. здесь же, в главе «In extenso»), да ещё и добавил, что она помогает объединить всех верующих и неверующих. И Патриарх не возводит сейчас напраслину на науку. А уж как христианство сотрудничало с учёными – известно не понаслышке. Можно прочитать в сохранившихся документах инквизиционных судов. Сотрудничало с усердием очищающего огня. Вот Ломоносов Михаил Васильевич, на что уж был верующим, а заодно, как известно, и великим учёным. Или наоборот? И ему, похоже, доставалось от церкви. Так что пришлось даже попенять её за это (см. «Первые основания металлургии»):

«Кто в таковые размышления углубляться не хочет или не может и не в состоянии вникнуть в премудрые дела божии, тот довольствуйся чтением священного писания и других книг душеполезных, управляй житие свое по их учению. За то получит от бога благословление, от монаршей власти милость, от общества  любление. Прочих оставляй он также в покое услаждаться притом и премудрым божеским строением вещей натуральных для такой же пользы, какую он получает и получить уповает».

А то, что Ломоносов был верующим, так он об этом сам, ничего не скрывая, и пишет («127 заметок к теории света и электричества»):


«Пусть никто не удивляется, что у мельчайших тел столь организованное строение, – ведь мы видим  гораздо более удивительное в чувствительных телах. Для воспроизведения стольких явлений верховный мастер построил органы, орудия, пригодные для всех случаев. Так как явления природы неизменны, то неизменными должны быть и формы мельчайших [тел]. Это доказывает существование бога-создателя и показывает, что не случайно материя образовала всё».

И перед этим некоторые чудеса назывались, те, которые противоречат законам природы. Но вот хочется привести ещё одно, колоссальное по значению чудо, совершённое Иисусом Навиным (см. Иисус Нав. 10). Чудеса Иисус Навин творил и другие, о чём можно посмотреть в других главах этой указанной выше книги. Но здесь – невообразимо какое расчудесное чудо.

Иисус Навин был преемником Моисея, царём израильтян. Он очень много воевал по указанию Самого Бога и с Его же помощью (Иисус Нав. 10:8,11):
«И сказал Господь Иисусу: не бойся их (пяти царей Арамейских с многочисленным войском – С.Ч.), ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим… Когда же они (цари с войском – С.Ч.) бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечём».

Но и этого оказалось недостаточным, всё равно не хватило сил и дня, чтобы поубивать всех врагов. Даже с помощью Всесильного Помощника с небесной тверди с градом Его камней. Вероятно, у Бога, находящегося на каменной тверди небесной, не хватило камней. Тогда Иисус Навин воскликнул (10:12):
«Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!»

Так оно и случилось (10:13):
«И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день».

Впечатляет до потери сознания. Как в сказке, не вошедшей в Ветхий Завет: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» Во-первых, тем, что, имея в союзниках Самого Бога, да и сам, обладая такой могучей силой, останавливающей движение Солнца и Луны, не мог вояка-Навин побить войска каких-то пяти совсем простых царей. Да тьфу на них через плечо! И делов-то! И Бог – тоже хорош! До такого допустил, что простой человек, по имени Иисус Навин, вмешался в установленный ход небесных светил, подвешенных Им в начале Своих творений на небесной тверди.

Это во-первых. А во-вторых, чтобы увеличить продолжительность дня (а в описываемые времена день уже точно равнялся нашему) для совершения таких важных дел, как уничтожение своих врагов, надо не Солнце и Луну останавливать, а суточное вращение Земли, дорогие писатели Книги Иисуса Навина. А если удалось бы остановить движение Солнца и Луны, то день от этого не удлинился бы. Ах, вы об этом не знали! Да и не о вас речь, а о Боге вашем, что не подсказал не писать такую отъявленную глупость.

В-третьих, ни у каких других народов не была замечена в то время (да и ни в какое другое) остановка Солнца и Луны на небосводе. Случилось это не так уж и давно, поэтому было бы наверняка в народах известно. Даже в той же Америке, тоже созданной, вероятно, тем же Богом, но ещё не открытой Колумбом. Ведь, посмотрите, как подробно описывается история о похождениях всех еврейских царей, с такими подробностями, что уши вянут. А тут, такое выдающееся событие на Земле – остановка важнейших небесных тел, и никем из других народов не замеченная. Уж, вероятно, индейцы различных направлений (майя, инки и пр.) Америки не пропустили бы такого события.

Да и в-четвёртых, представьте себе, что Бог, сотворивший Вселенную, Землю, человека и множество всего другого, для помощи Иисусу Навину бросает камни в его врагов. Чисто человеческое действие. Воистину, «есть время собирать камни, и есть время разбрасывать камни». Времени, чтобы собрать эти камни, у Бога было достаточно. Вот и поют анафему тем, кто очеловечивает Бога, а сами на эти человеческие бессильные физические действия Бога, описанные в непререкаемых Священных Книгах, смотрят как на чудо, утверждают, что это чудо.

Ну и, добавлю, в-пятых, Луну-то незачем было останавливать, дело её в этой бойне было совершенно бесполезное.

Чудо это необыкновенное с Иисусом Навиным случилось только лишь благодаря глубокой вере в Господа. Бог-то и остановил Солнце и Луну вопреки всем здравым в настоящее время смыслам. Поэтому, если глубоко веришь, то могут происходить чудеса невообразимые, такие, например, как продление Иисусом Навиным дня для совершения весьма важных государственных дел.

Здесь можно побежать вперёд, примерно в 1100 гг. до н.э., и встретиться с очередным чудом, связанным также с исключительной верой в Непобедимого (а мы дальше увидим, что это совсем не так) неким Гедеоном, упомянутым и апостолом Павлом среди прочих и подобных в Послании к Евреям (11:32,33):
«И ещё что скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою победили царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов…».

Об этом чуде (или этих чудесах) упоминается в Псалтири (82:10,12):
        «Сделай им то же, что Медиаму, что Сисаре, что Навину у потока Киссона… Поступи с ними, как с Оривом и Зивом, и со всеми вождями их, как с Зевеем и Сампаном».
         
          И в Книге Пророка Исаии (10:26):
          «И поднимет Господь Саваоф бич на него (на неправедного правителя – С.Ч.), как во время поражения Медиама у скалы Орива…».

Так что же случилось примерно 3100 лет тому назад? Посмотрим об этом в Книге Судей (6–8).

Тогда Господь за зло, чинимое уже в который раз Сынами Израилевыми, на семь лет отдал их Медиатянам для примерного наказания. Досталось этим Сынам на полную катушку. И вот когда Израильтяне «возопили к Господу», Он решил избавить их (тоже в очередной раз) от рабства, для чего и призван был один из них, Гедеон. Судя по тексту, хотя и послал Господь к Гедеону пророка (или Ангела?), беседа происходила, скорее всего, один на один между Богом и Гедеоном. Запросто, в очередной же, повторюсь, раз. Гедеону была показана сила Господа, для доказательства правоты Его слов, в виде небольшого чуда. Гедеон ошалел, но потом засомневался, а вдруг это фокусник, и попросил Бога ещё что-нибудь сотворить эдакое чудесное. За этим тоже дело не стало, тут же чудо и подтвердилось. Деваться было некуда, согласился Гедеон на условия Бога – стать застрельщиком в войне с Медиатянами.

Для этой войны набралось порядка тридцати тысяч воинов, а точнее, по списку, – тридцать две тысячи. Богу это не понравилось: «А что если эти проклятые Мной Сыны подумают, что они победили Медиатян числом, а не Моим умением?» Поэтому число воинов сократили до невозможного. Сначала две трети из них забраковали (по какому-то Своему Божественному усмотрению), а из остальных, порядка десяти тысяч, оставили только тех, кто смог напиться воды из какой-то лужи, не становясь на колени. Вот так! Таких умельцев оказалось всего триста человек. Враг, конечно, был разбит, победу израильтян над Израильтянами одержали Бог во главе с Гедеоном. Ох, нет, наоборот – Гедеон во главе с Богом. Не следует искажать эту правдивую историю.

Однако и здесь (опять же, простите, в очередной раз) Бог глубоко просчитался, хотя и знал, вероятно, исходя из известных свойств Его мельчайших частиц, чем дело кончится. Но это был, просчёт, конечно, Его необъяснимый промысел. А просчитался Он в том, что Гедеон и победители снова, тут же, не сходя с того самого места, отвратили от Него свои лица, снова стали язычниками. Всем большой привет и масса наилучших пожеланий! Чечётка с притопами и прихлопами.

Какая-то безысходность чудес, ничего не дающих, да и никак не подчёркивающих величие Бога, скорее – наоборот. О чём же Ты думал, когда творил это, когда пресмыкался перед каким-то ничтожным Твоим рабом, Гедеоном, доказывая ему Свою силу испрашиваемыми им чудесами, что Ты сильнее его, можешь сделать невероятное? Нет, значит, в чудесах-то Твоих силы! Одно чудо бесполезнее другого.

Почему Богом и церковью осуждается в человеке неверие в чудеса? Почему для того, чтобы человек поверил, ему необходимо организовать что-то необъяснимое и нормально не воспринимаемое? Казалось бы, достаточно воскресить умершего Лазаря или накормить пять тысяч человек (имеется в виду – мужчин, конечно) пятью хлебами, чтобы обеспечить веру в Себя, родного. Но пять тысяч наелись, а сотни тысяч голодными остались. Как же они этому могут поверить? Не видели они этого сами, и дети их голодными оставались. Не только сытый голодного не разумеет, а и наоборот. Для остальных-то – враки всё это. Они знают, как хлеб достаётся. Да сейчас и представить себе невозможно подобное чудо. Хотя чудо и представлять не надо, бессмысленно это и бесполезно, поскольку необъяснимо. А поскольку необъяснимо, то нечего и втыкаться в такие дебри.

Бесплатная кормёжка началась ещё с незапамятных времён, когда народ Израильский ходил во главе с …тропом Моисеем, искал пристанища. Читаем Исход (16 : 2–4, 13, 14, 31):
«И возроптало всё общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне. И сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта (курсив мой – С.Ч.), ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом».

Никак нельзя не заметить, что не так уж плохо жилось израильтянам у египтян. Представьте, рабы сидели у котлов с мясом и ели его досыта с хлебом вместе. Отсюда, вероятно, и пошло: «Люблю господина моего». Можно возразить, что важнее не мясо и хлеб, а свобода? Да об этом и речи не было в ропоте сынов Израилевых. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь!» Однако, про насущный хлеб написано в Новом Завете, которого как раз и нет у этих современных заблудших сынов Израилевых. Опять можно возразить, что под понятиями «хлеб» и «мясо» имелся в виду другой смысл, иносказательный – свобода. Да нет, в пустыне уж как свободно было, не о свободе речь, а именно о хлебе. Тогда бы понятие «свобода» иносказательно надо понимать и во фразе «когда мы сидели у котлов с мясом…».

Так какого же дьявола копытного в пустыню попёрлись, и для чего для этой цели казнили в абсолютном большинстве своём безвинных египтян и их наверняка безвинных рабов, не египтян, десятью казнями? (Вот здесь я вполне приемлю, к сожалению, не помню автора, догадку, что Моисей так долго водил своих соплеменников по пустыне, чтобы всякий из оставшихся в живых забыл то время, когда они досыта в рабстве ели у котлов мясо с хлебом.)

Однако хлеба на всех у Моисея не оказалось.

«И сказал Господь Моисею: вот Я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет».

Тут наметилась небольшая проверочка на вшивость: а ну как найдутся отщепенцы, которые будут рассовывать лишнее по карманам. Вот Я их тогда!

«Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана. Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле».

Это и была как раз та самая небесная манна.

«И нарёк дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя белая, вкусом же как лепёшка с мёдом».

Кориандровое семя, кинза, совсем не белое. Здесь речь идёт о размерах зёрен манны небесной. А вкус лепёшки с мёдом совсем не похож, конечно, на вкус кориандра. Если бы это было так, лепёшка из зёрен кориандра, то Богу, через Его ставленника Моисея, пришлось бы совсем туго.

Я немного отвлекусь и скажу свою крамольную мысль. Ведь перед тем, как появиться манне небесной, над станом пролетела очень большая стая птиц, перепелов, как это доподлинно известно из священной истории. Что-то не очень приятное на язык ко мне просится в отношении манны небесной. Интересно, сказано было про манну, что она белая и размером с кориандровое семя, но ничего не сказано про её запах.

Но первым кормильцем является, скорее всего, помимо Бога, конечно, пророк Елисей. Это он умножил ещё задолго до всех этих событий двадцать хлебов в десять раз, о чём можно почитать в 4-й Книге Царств (4:42-44).

Да и не один Господь был такой ловкий на халявную кормёжку. И у других это получалось славно. Вот, например, блаженный Николай Новгородский. Тоже мог чудеса подобные делать, да и почище Божьих. Рассказывают, надо полагать – очевидцы, что Новгородский посадник пригласил в числе прочих к себе в гости и блаженного Николая. Николай пришёл, а слуги посадника его не пустили, и даже побили. Гости собрались, за стол сели. Хозяин послал за вином в погреб. Ан не тут-то было! Вина в бочках не оказалось. Тут же снарядили гонцов, почему-то за блаженным, привели его. Блаженный сказал, чтобы шли в погреб за вином. Конечно, бочки все были полным-полнёхоньки. Скажите, разве это не чудо? Прямо Иисус Новгородский! Только что не в Кане Галилейской, а в Новгороде на Руси. Такое и во сне не приснится. А уж какой этот Николай блаженный был известный во всём Великом Новгороде! А вот слуги-то посадника его и не признали, не пустили погостить-попировать, хотя сами за ним и бегали, а не посадник. Грех-то какой им! Да и святой-то Николай, по прозвищу Новгородский (не дай Бог перепутать с епископом Мир Ликийских), каким оказался мстительным!

А некоторые и другим способом хлеб добывали. Сами себя спасают от грехов, а хлебушек чужой едят, как, например, пустынножитель, святой, конечно (как же без этого?), Феодор, прибывший на реку Устье в Чёрный лес из Новгородской стороны. Построил Феодор хижину себе из хвороста, а при большой дороге из Москвы в Белозёрск повесил на дереве посудину для сбора хлеба от проезжающих. Нет, он не выпрашивал, сами давали. Но дорога, всё-таки, была большая, что вызывает некоторые ассоциации. Как сказано об этом Феодоре: «Он жил, как птица Небесная, без забот о земном, проводя время в молитвах». Тем святость себе и заработал, повторюсь, простите, ещё раз – при большой дороге.
Питаться при большой дороге совсем даже не запрещено.

О том, как себе добывать пищу, подробно описан совет Самого Иисуса Своим ученикам:
«И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чём недостаток? Они отвечали: ни в чём. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч». (Лук. 22:35,36).

Во-первых, и тогда не пошли оборванцами – всё имели, что надо было, отказа ни в чём не было. Во-вторых, для чего меч? Понятно для чего, чтобы наполнить мешок и суму. Это надо понимать именно так, хотя про грабёж Он ничего и не сказал. Тут даже ничего в Его словах нет тайного или иносказательного. Смысл прямой – вот меч, а вот пустая сума, без всяких намёков. На-пол-няй!

По церковному уложению считались и считаются все указанные выше (да и которые будут указаны ниже) подвиги назначенными во спасение своей души с целью обретения Царства Божьего. За чужой счёт. Православие различает несколько видов такого спасения: отшельничество, затворничество, постничество, молчальничество (безмолвие) и юродство ради Христа. Без сомнения, вряд ли все эти подвиги являются лёгкими для человека. Но подвиг выращивания хлеба нисколько не легче. Попозже монахам стало легче спасаться, потому что стали князья и богатые люди делать для спасения своих душ вклады в монастыри, в том числе и целыми деревнями, в которых насчитывалось и более тысячи мужских только душ (другие не шли в счёт). Расширяли тем самым для себя игольное ушко, чтобы пролезть в Царство Небесное. И тогда службы ночные в монастырях стали проходить при свечах, и фимиам появился на каждое время, и пища на каждый день за счёт остальных неучтённых душ того же мужика. Брали, не отказывались, почитая, вероятно, и это за чудо Бога. Вот, например, известно, что в конце XV века Успенский монастырь на Волоке Ламском, насчитывающий примерно 400 иноков (нахлебников), владел 51 селом с числом жителей порядка 11,5 тысяч. Эти деревни содержали 300 голов крупного рогатого скота, ежегодно приходилось заготавливать до 65 тонн сена, больше 50 тонн пшеницы. Вот подлинные слова преподобного Иосифа Волоцкого (из того самого монастыря в Волоке Ламском), ученика Пафнутия Боровского, сказанные им на Соборе 1503 года:

«Если у монастырей сёл не будет, то как честному и благородному человеку постричься, а если не будет доброродных старцев, откуда взять людей на митрополию, в архиепископы, епископы и на другие церковные властные места? Итак, если не будет честных и благородных старцев, то и вера поколеблется».

Вернёмся к началу его речи и к её концу: «Если у монастырей не будет сёл…, … то и вера поколеблется».

Противником Иосифа был его ученик, Нил Сорский, который здраво говорил, что монастырям не подобает, да и неприлично владеть сёлами, поскольку чернецы должны жить в пустынях и кормиться своим рукоделием. Но вопрос решился прозаически просто: если, мол, в Греческой Церкви не было запрета на владение недвижимостью и имениями, а то же самое было и при святых Владимире и Ярославе, а, тем более, даже неверные ордынские ханы не трогали собственности епископов и иноческих обителей, то что говорить, значит – это от Бога, и покушаться на отказ от собственности не следует, во избежание Божьего гнева. Вот так и победил на Соборе другой здравый смысл в отношении собственности монастырей. Логика абсолютно неубийственная. Если…, то…

 Это, завладение недвижимостью в виде крестьянских сёл и деревень, продолжалось постоянно. Я приведу один из примеров с упоминавшимся выше патриархом Никоном, известным любителем попользоваться чужим трудом. В 1656 г. Никон уничтожил коломенскую епархию и полностью присоединил её к своим владениям, хотя к этому времени у него уже было в собственности 25000 крестьян. Как говорит Павел Алепский, Никон в год имел доходов до 20000 рублей. С одних только московских церквей он получал до 14000 рублей, присваивал и часть доходов Троице-Сергиевой Лавры. Он имел во владении шесть монастырей, с которых ежегодно получал 35 ведер лучшего вина, 18 ведер мёда, 30 ведер уксуса, 50 пудов свежего масла и 50 ведер сливок, хотя непосредственно в своём хозяйстве имел 36 коров. Обслуживали его хозяйство 22 слуги. Кроме этого он получал с монастырей и рыбную продукцию: 50 сёмг, 20 белуг, 70 стерлядей, 150 свежих щук, другой рыбы 2250 штук, 400 штук копчёной рыбы, да по 30 пудов икры. В его конюшне находилось 11 лошадей.

Кроме всего этого Никон очень любил украшения. Его риза и ряса сияли всеми цветами радуги. Он в таком количестве использовал для украшения своей богослужебной одежды (жемчуга, драгоценных камней, золота, серебра), что, несмотря на свою силу, не мог вынести её тяжести и во время богослужения сменял на более лёгкую. 

Зачем же себя кормить своим трудом? Это как-то не совсем даже и приятно. И такое существовало долгое время, пока было крепостное право. В 1767 г. Екатерина открыла известную так называемую «Законодательную Комиссию» для разработки нового уложения, на которой, в частности, рассматривался, одним из основных, крестьянский вопрос. Об этом подробно описано Ключевским ([10], т. 5, лекция LXXVIII). Вот что он пишет по этому вопросу:

«…В Комиссии на крепостное право смотрели не как на правовой вопрос, а как на добычу, в которой, как в пойманном медведе, все классы общества: и купечество, и приказно-служащие, и казаки, и даже черносошные крестьяне – спешили урвать свою долю. И духовенство не преминуло очутиться при дележе, и оно ухватилось за край медвежьего ушка: в один из городских депутатских наказов оно провело ходатайство о дозволении священно- и церковно-служителям наравне с купечеством и разночинцами покупать крестьян и дворовых людей».
 
В середине XVIII в. Новодевичий монастырь, что в Москве, имел в собственности 15 тысяч крестьян мужского только пола, 36 сёл в 27 уездах России. Отменные рабовладельцы! А что, не запрещено быть рабовладельцем самим Ветхим Заветом. Да и Новый Завет, повторюсь, никак не запрещал иметь рабов.

Ну как тут не упрекнуть милосердие этих монастырей, о котором они рассыпались направо-налево. Давным-давно, в конце XV – начале XVI вв. жил известный Эразм Роттердамский. Вот что он тогда писал, не страшась костра инквизиции:

«В том ли состоит милосердие, чтобы постоянно торчать в церкви, ползать в пыли перед иконами и изваяниями святых, жечь свечи и петь молитвы? Нет! Быть милосердным – значит помогать ближнему, радоваться благополучию брата твоего, как своему собственному благополучию, это значит врачевать его раны, как свои собственные, кротко и осторожно исправлять ошибки, обучать неведающих, утешать обиженных, нести облегчение всем, кто придавлен нуждой».

Если все победы на поле брани определять чудом, произошедшим по чьим-либо молитвам к Богу, то уж совсем непонятной будет победа коммунистического безбожного режима во Второй мировой войне, в которой погибло по самым скромным подсчётам порядка сорока миллионов человек, включая женщин, детей и стариков, включая христиан, мусульман, язычников и людей прочих религий, в том числе и атеистов. Может быть, потому, что Русь – Святая? С подачи лириков, книжников и фарисеев. Не говорят же – Святые Соединённые Штаты Америки, Святой Алжир, Святая Франция. Чем же таким освятилась Русь, что эта приставка стала таким определением, безо всяких на то оснований. Сами себя и благословили, не со стороны. А со стороны наша Русь – самый настоящий агрессор. Получается – святой агрессор. Да и есть в Кого тогда. История об этом не умалчивает. Конечно, всякая война обязательно имеет хотя бы две стороны, обозначаемые конкретными странами. В любой войне есть и зачинщик. Так вот, часто сама Святая Русь и была тем самым зачинщиком. По истории российских войн в Интернете есть таблица, составленная Ксенией Викторовной Акиньшиной. Можно её посмотреть и решить самому, с чьей стороны была инициатива войны. Известно, что и само царское правительство называло войну на Кавказе его покорением. То же самое можно сказать и про Среднюю Азию (Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и прочие бывшие наши республики). Даже возьмём и не царское, а советское правительство. Например, «Зимнюю войну» с Финляндией 1939-40 гг., которая возникла после провокации со стороны СССР в ответ на отказ Финляндии об уступке части её территории в окрестностях Ленинграда за сравнительно большую площадь в другом месте. Пусть не война, но действия СССР, например, в 1953 году (Восточный Берлин), в 1956 году (Венгрия), в 1968 году (Чехословакия), Афганская война, вмешательство в дела Польши в 1980 году (угроза танками против движения «Солидарность») никак не назовёшь дружескими и не агрессивными.

Как тогда, так и сейчас многим таким чудесам вряд ли кто здравомыслящий может поверить. Да, собственно, и ученики Иисуса, надо полагать – здравомыслящие, мало Ему верили, не только окружающий народ. Постоянно их Учителю приходилось доказывать им Своё божественное происхождение, Свою, данную Ему Богом (да и не Богом, Он Сам – Бог) возможность творить невообразимые чудеса. Почитайте об этом Новый Завет. Евангелие от Иоанна, например, в котором в 6-й главе об этом и говорится (о кормлении 5000 человек и хождении по воде). И правильно. Своими чувствами живёт человек, своими, а не чужими мыслями. А то, что в книге написано или кем-то о чём-то невиданном рассказано, сделано – остаётся в восприятии как «одна баба сказала». Лука это будет или Матфей с Иоанном и Марком, Епифаний, летописец, биограф Сергия Радонежского, или другой кто – не столь важно. Каждый человек сам должен точно знать, что Бог есть. Тогда и чудеса будут свершаться в каждом из нас, и верить мы им будем все. Только какой из богов должен это сделать, то есть во всеуслышание заявить о себе, если богов много разных, и все они непререкаемо единственные? Это чудеса Ветхого и Нового Заветов. Но человек на этом не остановился. Даже и не человек, а церковь. Чудеса надо было продолжать. И появилось их неисчислимое множество. Где уж тут их перечислить! Конечно, такие чудеса человек сам сделать ну никак не мог.

Вот, например, приплыла в Великий Новгород по реке Волхов круглая деревянная икона Николая Чудотворца. Да это всё бы ничего, но, оказывается, приплыла она против течения реки. Тут уж ничего не попишешь. Чудо, оно и есть чудо настоящее: что там – без помощи рук, мелочи всё это, а вот по воде, да ещё против течения! Это тебе не благоухание из могилы святого при обретении мощей. Известны многочисленные исторические факты, что от всех святых мощей, при их открытии (обретении) разносился благоуханный дух. Другого духа не было, да и не предусматривалось.

А вот, похоже, другая икона того же Николая (а может быть, и та же). Но с такой вот легендой. Больному князю Мстиславу в 1113 году привиделся здоровый святой Николай, бывший архиепископ Мир Ликийских. Николай велел Мстиславу послать в Киев за иконой своего образа, сказал, что это за икона, какая она круглая вся из себя и каких она размеров. Послы отправились за иконой, но тут на озере Ильмень, по которому они плыли, поднялась сильная буря. Пришлось послам задержаться на три дня у одного из островов. Но, как видно, икона Мстиславу очень срочно требовалась, поэтому у своей стоянки нашли послы на третий день стояния плывущую мимо них икону Николая (да, скорее всего, – та самая и есть), как раз такой формы и размеров (примерно 50 см), которые и были переданы во сне Мстиславу святым Николаем. Мстислав приложился к иконе и исцелился. Слабоват оказался Николай в чудесах своих. Только иконой мог исцелить Мстислава. С таким, к слову сказать, вывертом.

Это ещё что, икона какая-то приплыла по воде из Киева. Чего не бывает. Тут похлеще пловцы оказались. В Новгороде почти девятьсот лет назад была создана первая общежительная обитель, которую организовал преподобный Антоний. Это примерно в то же время, когда и икона в тот же Новгород приплыла. Антоний был родом из Рима, из богатой семьи. Свою жизнь он посвятил христианству. В 1086 году Антоний удалился в пустыню (недалеко от Рима было очень много пустынь), но перед этим, в возрасте 18-ти лет, он раздал большую часть имущества бедным, а оставшиеся золото и серебро и драгоценную посуду раздавать не стал, пожалел, наверно, а запечатал в бочку и бросил в море, авось, куда-нибудь пристанет. Ну, такая милая шутка восемнадцатилетнего шалуна. В пустыне Антоний нашёл православных монахов, побыл с ними некоторое время, а потом перешёл на одну из приморских скал, на которой, стоя на коленях на камне, проторчал год и два месяца в посте и непрерывных молитвах. И достоялся-таки. Неизвестно какими силами и зачем Антоний перенёсся вместе с этим камнем по морю, по Неве, по Ладожскому озеру и по реке Волхов в Новгород. Случилось это, что достоверно известно со слов очевидцев, в ночь с 7 на 8 сентября 1106 г., не ведомо только по какому стилю, на Рождество Богородицы (значит – по старому стилю). Камень с берегов Средиземного моря до сих пор находится в обители, где упокоился его всадник. Когда через 450 лет обретали благоуханные, конечно, мощи Антония (по указанию придурковатого царя, святого  Феодора Иоанновича, сына Иоанна Грозного), то камень этот так и находился под мощами Антония. Да и этого оказалось мало.

Как-то Антоний, ещё живой, конечно, наблюдал за рыбаками на реке Волхов. Ничего у них не получалось. Они собрались было уже и по домам, но Антоний предложил им денег, чтобы они ещё раз сети забросили. Забросили, за деньги-то. И что же, вы думаете, они достали? Никогда не отгадать, находясь если в трезвом уме и доброй светлой памяти. А достали они ту самую бочку с золотом и серебром, которую забросил в своё время в Средиземное море святой (тогда ещё не святой, а кандидат в святые) восемнадцатилетний паренёк Антоний (в переводе на русский – Антошка). На это добро, как и на добро, добытое из известного двенадцатого стула, был построен дом. Только не Центральный Дом Железнодорожников, а каменный храм. А на оставшиеся деньги и землицы для монастыря прикупили, надо полагать, вместе с рабами, чтобы уж совсем милосердными быть. А то кто ещё этих крестьян облагодетельствует? Что они сами-то умеют, кроме как работать?

На этот счёт опять же у В.О.Ключевского читаем ([10], т. 3, лекция LIV):
«Вера православия в Царьграде испроказилась махметовой прелестью безбожных агарян, а у нас на Руси паче просияла святых отец учением: так писали наши книжники XVI в.».
«И такой взгляд стал верованием образованного древнерусского общества, даже проник в народную массу и вызвал ряд легенд о бегстве святых и святынь из обоих павших Римов в новый, третий Рим, в Московское государство. Так сложились у нас в XV-XVI вв. сказания о приплытии преподобного Антония-римлянина по морю на камне со святынями в Новгород, о чудесном переселении чудотворной Тихвинской иконы Божией матери с византийского востока на Русь и пр.».

Про Антония-римлянина, каменного всадника, выше было сказано. Скажем немного об упомянутой иконе. Тихвинская икона Божией Матери во время иконоборческой ереси уплыла из Константинополя в Рим, а после Торжества Православия возвратилась на своё место. Но перед взятием Константинополя турками она «светозарно шествуя по воздуху», «ангелами невидимо носима» благополучно переселилась на берега реки Тихвинки. Понятно, что до этого, в Константинополе, эта икона Тихвинской не называлась.

Скорее всего, совсем даже и не «светозарно» появилась, как достоверно говорят, в 1295 г. (а сказано об этом было только в XVII в.), на корнях дерева икона Божией Матери, ставшая, естественно, потом чудотворной, называемой в обиходе «Коренная». Об этой иконе есть хорошо известная картина И.Е.Репина «Крестный ход в Курской губернии», с этой именно иконой там и идут. Нашли её в Курской губернии, и находилась она на попечении двух хозяев-монастырей, Коренного, построенного на месте обретения иконы, и Знаменского, что находился непосредственно в Курске. Этот Знаменский монастырь являлся основным хранителем иконы, а Коренному монастырю её приносили крестным ходом на три дня. Выручку от крестного хода монастыри делили пополам. Однако при пожаре 1896 г. собор, в котором находилась «Коренная», сгорел, а вместе с ним и упомянутая икона. Но это ничего не значило, поскольку у монахов имелся с неё список (копия), который немедленно объявили чудом спасшейся иконой.

Было бы что соврать, а врали найдутся. Выше я писал о распределительном колодце, вода в котором появлялась немедленно после молебна, а серебряные монеты полностью растворялись в его святой воде. Так вот, эти чудесные события проходили в том же монастыре, в котором объявили икону «Коренная» чудесно спасшейся после пожара.

Заодно уж поговорим и о Феодоре Иоанновиче, к слову сказать, святом, да ещё и, почему-то, чудотворце. К скорби Иоанна Грозного сын его, Феодор, был слаб душой и телом. Грозный больше скорбел о том, что Феодор был слаб душой. Другими словами, он был несколько слабоумным, а если уж совсем сказать правду, то был он самым что ни на есть умственно отсталым, как это отметил в своих лекциях по истории и известный учёный В.О.Ключевский. Больше Феодор занимался тем, что много молился, уже в четыре часа утра к нему должен был заходить духовник. Словом, сам не гам, имеется в виду – поспать, и другим не дам. Духовник приходил со святой водой, с крестом, с благословением, а также с иконой того святого (или святых), который(ые) на этот день приходился(лись). А потом Феодор шёл к утренней службе в церковь, потом, в 9 часов, – к литургии. Потом, позавтракав, в 11 часов ложился отдыхать и дрых три часа кряду. А те, кого он разбудил своей прихотью, сделать этого уже не могли, поскольку у них продолжалась работа. После обеда Феодор шёл к вечерне. Вечером развлекался с шутами, карлами, слушал песни, смотрел, как работают ювелиры, швеи, живописцы. Перед сном долго молился с духовником и после его благословления спокойно отходил ко сну, чтобы назавтра, в четыре утра, начать новое общение с Богом. Феодор любил пышные церковные обряды, любил звон колоколов, каждую неделю приезжал в какой-нибудь монастырь, находящийся недалеко от Москвы, забавлялся медвежьей травлей. С челобитчиками не общался и их просьбами не занимался, не обременял себя чем не следует. Было не до того. Чего Бог не додал, то пусть Сам и распоряжается, дать или отобрать последнее оставшееся. (Надо сказать, что в современном фильме 2018 года «Борис Годунов» характеристика Феодора Иоанновича дана несколько искажённой, не полной и не соответствующей бывшему положению вещей.)

Иоанн Грозный, скорбя о большом недостатке ума в своём сыне, назначил к нему советниками аж пятерых знаменитых и толковых вельмож. Одним из этих вельмож и был Борис Годунов.

Поскольку царь Феодор Иоаннович ничего не делал для своего государства и народа, а больше всего занимался своим спасением, обращениями к Богу, то он, естественно, был причислен к лику святых, да ещё и отнесён к чудотворцам. По делам и заслуги! Рассказывают свидетели, что перед самой смертью Феодор беседовал с кем-то незримым для других, называя его великим святителем. А в момент вылета души Феодора в палатах всеми ощущалось очень сильное, что бы вы думали, правильно, конечно, –  благоухание, которое нельзя было описать ни словами, ни какими-либо другими приёмами.

Вот вы можете сказать, да и право на это имеете, что я напрасно напустился на святого Феодора Иоанновича, безо всяких на то оснований. Да и не один я называю его несколько слабоумным. Ключевский не современник Феодору, он сам ссылался на современников Феодора Иоанновича, которые говорили о нём не очень лестные слова. Современники отмечали, что царь Феодор отличался болезненностью, слабым телосложением, нетвёрдой походкой. Он в свои 30 лет производил впечатление весьма недеятельного человека. На его лице постоянно бродила улыбка. Английский посол того времени отмечал, что «царь прост и слабоумен», «мало способен к делам политическим и до крайности суеверен», но «весьма любезен и хорош в обращении». А вот папский нунций А.Поссевино говорил о Феодоре, что умственное ничтожество этого человека граничило с идиотизмом, почти с безумием.

Ну, безумным-то ему было в кого стать. Папаша-то Грозный как раз этим страдал, хоть и был весьма незаурядным правителем. Разве не безумие царя Феодора развлечение медвежьими боями. Если бы он сам был с рогатиной против дикого медведя, тогда ещё ничего. А то ведь против медведя выходил с рогатиной какой-нибудь охотник. Потеха эта весьма часто заканчивалась смертью охотника, потому что деться из круга с медведем, огороженного стеной, было некуда.

А вы говорите – на улице снег. На улице-то снег, а здесь – горе и смех.

Как написано в Ветхом Завете, христианский Бог общался раньше с людьми запросто, как и они с Ним. Не со всеми, правда, а с избранными. Но запросто.
– Авраам! – зовёт Бог.
– Вот я, – тут же отвечает осчастливленный Авраам, которому Бог не доверяет в его искренней вере и хочет это проверить испытанным способом.

Для проверки Бог толкает Авраама на убийство сына, и это практически осуществляется. Неважно, что Бог подсунул в последний момент невинную овечку вместо жертвенного сына. Авраам убил бы его, не задумываясь, для Бога-то. Авраам и нож уже занёс для последнего удара, поскольку Он так попросил, стать убийцей.

Но одно из убийств (библейских), подстроенных  Богом, первое на земле, было доведено до конца. Достаточно было, чтобы Богу понравилось подношение животных в виде жертвы от пастуха Авеля, сына Адама и Евы. Но ведь и брат Авеля, Каин, тоже принёс Богу всё лучшее, что он вырастил. Ну, потерпи, не оголодаешь, тем более, что Тебе вполне обойтись и без этого. Странно и даже страшно подумать, что Бог питается так же, как и человек. Такие мысли говорят о еретическом очеловечивании Бога. Иначе как же Ты живешь сейчас без указанных Тобой в священных книгах жертв, как же Ты жил до сотворения мира? Кто Тебя кормил? Значит, можно. А значит, можно было бы сказать Каину, что, мол, спасибо за жертву, сынок, всё было очень вкусно (ну можно же здесь и слукавить). А в следующий раз обменяй у Авеля за твой хлеб для Меня овечку. Я всё равно люблю тебя так же, как и Авеля. Ведь вы оба – Мои дети. И тогда не было бы в мире христианства, хотя бы в мире христианства, упрёка подстроенному и спланированному Богом братоубийству.

Да и не всегда так случалось. Вот история из Книги Судей Израилевых, описанная в 11-й главе. Один мужик, Иеффай, хотя сам и будучи сыном блудницы, но очень храбрый, дал обет Богу, что он принесёт в жертву то, что (вероятно – кто) выйдет первым из дома при его возвращении. Вышла-то его единственная дочь. Пришлось её в жертву и принести. И Ангел Господень где-то в пути застрял, да и не посылался он Богом для спасения неповинной девушки. А она-то Богу зачем? Какой прок Ему с её убиенной души? Да и Иеффая допустил до нарушения Свой же заповеди.

А вот совсем даже и не библейское убийство, которое произошло почти в наше с вами, читатель, время. 1 ноября 1755 г., католический праздник День Всех Святых, почти полдесятого утра. Все церкви Лиссабона (Португалия) заполнены до предела, народ  молится. А тут, вдруг, на тебе! (вам!) – божье наказание в виде землетрясения почти в 9 баллов по современным оценкам. 6 минут – и как корова слизнула языком только в Лиссабоне около 80 тысяч человек, все церкви были разрушены. После удара земного трясения, от которого в земле образовались трещины шириной до пяти метров, на берега обрушилось цунами (для оставшихся в живых) с высотой волны до 20 метров. И это только в Лиссабоне, не говоря уж о других местах по побережью Европы и Африки. Это, понятно, тоже относится к чудесам от Самого Бога. От Кого же ещё?

К слову, о Каине и Авеле. Упомянутый выше Эразм Роттердамский такую притчу сложил об этом. О чём об этом? Да о том, почему Бог невзлюбил Каина. Каин, мол, слышал от своих родителей (Адама и Евы, конечно), что в раю, растут чудесные злаки. Например, колос у пшеницы был размером прямо-таки с ель. Каин задёргался, стал приставать к Ангелу, который с огненным мечом сторожил ворота рая от проникновения в него людей без разрешения Бога, чтобы он вынес из рая несколько зёрнышек пшеницы. Уговаривал долго, пока Ангел (практически получается, что падший) не сдался и вынес требуемое. Каин и вырастил новый урожай. А когда принёс его в жертву Богу, то Бог и понял, в чём тут дело, и проклял Каина таким вот известным способом.

И ещё – к слову, не о Каине и Авеле, Бог с ними, а о жертвоприношениях.

Ж е р т в а  –  совершаемое по ритуалу установленное приношение в виде дара какому-либо божеству с целью благодарности, снискания любви, смягчения возможного наказания, ограждения от напасти или беды и т.п.

Во-первых, с какого это глубокого перепоя решили Каин и Авель, а возможно, что и Адам с Евой, приносить Богу жертву? Он, Бог, на этот счёт ещё никаких указаний не давал. Это случится ещё ох как нескоро. Однако Адам, выброшенный с супругой из рая, начал, вероятно, сразу же с построения жертвенника. В нём и коптили мясо, жгли растения для услаждения нюха Господа. Вот оно, язычество-то, с его жертвоприношениями, вошло в начало Священной Книги поперёд Батьки. Так и получается, что от языческих богов отказались, повернулись к одному, единственному, а жертвоприношение осталось ещё с язычества. Как же без этого? Потом уж спохватились, да и записали в Ветхий Завет правила принесения жертвы, подробно, в красках. Но, опять-таки, если сравнить с языческими правилами, то всё получается один к одному. А как же сейчас мы в христианстве обходимся без этого, овечек не режем для жертвоприношения, ни горлиц, ни другой какой живности, да и не живности, а и растений никаких не приносим? Имеется в виду, что не делаем это мы, христиане и православные. Мусульмане своего Аллаха не забывают и до сей поры. Голодовку, что ли, там, в наших местах, устроили? А ведь Христос не отменил в Новом Завете жертвоприношений. Он говорил о других нарушениях закона Божия книжниками и фарисеями, но о жертвах – ни слова. Конечно, могут возразить, что жертвоприношение заменено в Новом Завете причастием. Но это же никакого отношения к смыслу жертвы не имеет! Не Бог причащается, а мы. А Он только слюнки глотает. Могут также возразить, что Иисус пожертвовал Собой, была Его жертва искупления, жертва спасения. Так кто же возражает? Иисус и пожертвовал Собой, а не мы из своего кармана. Единственное, против чего нельзя никак возразить, это свечки. Вот они, жертвы-то наши! Не овечку, не бычка, а кусочек воска или парафина за пять или десять рублей. Смотри и нюхай на здоровье! Или ещё, в церкви говорят: «Жертвуйте на храм». Это не одно и то же. Жертва на храм предусматривает поддержание дома, где совершаются церковные службы, в порядке, не дай Бог – на голову что-то свалится. Эта жертва относится к обычному фундаменту и стенам, к основаниям и грунтам, а не к Богу. Церковь, как здание, ничем не отличается от дома Пашкова или здания Эрмитажа, от коттеджа или девятиэтажки. Так же разваливается, если на то будут аналогичные причины, и примеров тому – множество. И никакой молебен тут не поможет.

Закончу здесь про чудо вот этим. Чудо в любой религии не доказывается, не обсуждается, так это или не так. Оно просто констатируется и должно приниматься верующими как истинное.

Я искренне приношу извинения за такое большое отступление, но это всё из-за того, что и здесь снова возникли вопросы. Но продолжим.

Далее: Глава 9. О наших преподобных.