Глава 13. Споёмте, друзья...

Сергей Чекалин
«Споёмте, друзья…»

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шёлк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
 Сергей Есенин. «Выткался на озере алый цвет зари…».

Имелась ночь. Имелось губ
Дрожанье. На веках висли
Брильянты, хмурясь. Дождь в мозгу
Шумел, не отдаваясь мыслям.
                Борис Пастернак. «Имелось».

Некоторые рассуждения здесь будут о произведении «Песнь песней», о поэме или сборнике песен, авторство которых не совсем заслуженно приписывают царю Соломону. Эта Книга Соломона совсем небольшая, поменьше его же Екклесиаста. По содержанию, если увидеть в ней прямой смысл, совсем даже и не религиозная. Да и по другим смыслам – тоже. В Книге говорится о любви двух молодых людей, о любви мужчины и женщины.

Но надо бы сказать несколько слов и о самом Соломоне, отметившемся в такой основополагающей Книге, как Ветхий Завет. Но отметился Соломон не только этим произведением. Под его именем, как говорят, имеются в Ветхом Завете ещё и «Притчи». К его имени некоторые присовокупляют и Книгу проповедника Екклесиаста, Книгу Премудростей, о которой речь шла выше. Так что на долю язычника Соломона приходится сравнительно большое число священных изложений, по количеству уступающее разве что Пятикнижию Моисея. Но, конечно, не по объёму.

Соломон, сын царя Давида, стал царём ещё при жизни отца, отспорив это место у своего сводного брата Адонии. Соломон правил тогда большим государством, объединявшим Израиль и Иудею. Было это давно, в 965 – 926 гг. до н.э. В 3-й Книге Царств (11:3) говорится, что Соломон был официально женат семьсот раз (то есть одновременно у него было семьсот жён) и, кроме того, помимо одновременных жён, у него было ещё триста наложниц. Он так, вероятно, не хотел, он был вынужден быть таким исключительным многоженцем для улаживания всяких политических проблем, которых оказалось, как мы видим, семьсот, если не больше. Бурная политическая деятельность у него была, и сказать нечего!

Соломон был мудрый политик и стратег, многое сделал для укрепления и развития своего государства. Большое внимание в описании жизни Соломона отводится постройке им храма. Мы тоже уделим этому некоторое внимание. Храм начал строить ещё его отец, Давид, тот, которого на церковных иконах изображают рыжим кудрявым красавчиком, в бывшей юности он прославился различными ратными подвигами и играл на гуслях. Но не достроил он храм, не хватило у него ума для этого подвига. Раньше у израильтян, мотавшихся с места на место, не было постоянного храма. Его заменяла так называемая скиния, представляющая собой обычный шатёр. В шатре был ковчег с дощечками, на которых были записаны законы Моисеевы. Когда же израильтяне стали жить осёдло, то и появилась необходимость в строительстве постоянного храма по образу шатра с ковчегом. Так вот, Давид и начал строительство, но не закончил, потому что ему было предсказано свыше, что достраивать это хозяйство будет его сын. Соломон начал строительство в 961 г. до н.э., а закончено оно было через семь лет, т.е. в 954-953 гг. до н.э. Кстати говоря, храм этот строили без применения металлических инструментов, так указывается в Талмуде, поскольку металл использовался для изготовления оружия, значит – это было греховно.

Но уж раз начали про храм, то надо и закончить. Храм, построенный Соломоном и Давидом, простоял 350 лет, а затем был разрушен халдеями при Навуходоносоре. В 515 г. до н.э. храм восстановили, простоял он ещё пятьсот лет до момента разрушения его в 19 г. до н.э. царём Иродом Великим. Потом он снова восстанавливался, разрушался, пока окончательно не был снесён в 135 г. н.э. при римском императоре Адриане (76 – 138). И осталась от этого храма до настоящего времени только одна стена, «Стена Плача».

Как бы то ни было, а храм относился к Давиду и сыну его Соломону.

Весьма прославляется мудрость Соломона. Однако этот мудрец никак не мог решить, за кого ему стоять: то ли идти вместе с Богом, сотворившим землю и всё на ней, то ли идти по греховным дорожкам, призывая к себе в помощь языческих богов. Многонациональные жёны Соломона сделали своё чёрное дело: обратили мужа к языческим богам. Соломон стал поклоняться богине любви и плодородия Астарте (ханаанская богиня), стал чествовать аммонитянского бога Молоха, в жертву которому приносили детей. Да и другим богам, но не нашему и своему единственному Богу Соломон отдал своё предпочтение. И это несмотря на то, что Господь лично беседовал с Соломоном (см. 3 Цар. 3:5,11–14; 6:11–13; 9:2–9; 11:11–13). Уж, казалось бы! За это, идолопоклонство, Соломон изрядно поплатился. Бог, наш с вами Бог (по национальности – еврей), его и наказал: единое царство, собранное неимоверными усилиями Давида и Соломона, разлетелось по пушинкам. После восхождения на трон сына Соломона Ровоама начались распри, северные племена (десять племён) откололись и отошли от Иудеи, на трон себе посадили служившего при Соломоне Иеровама I. Дальше-больше, покатилось-поехало. И всё это из-за жён Соломона, которых мудрец неосторожно послушался. Как в своё время произошло и с Адамом. Верил бы господин Соломон в нашего Бога – было бы государство крепким. А так – пшик и получился. Поэтому, вероятно, и записал Соломон в Екклесиасте (7:26):

«И нашёл я, что горче смерти женщина, потому что она –  сеть, и сердце её – силки, руки её – оковы; добрый перед Богом спасётся от неё, а грешник уловлен будет ею».

Но давайте, всё-таки, посмотрим на наказание Соломона, которое он понёс за отступление от Бога. Бог его наказал, размотав на части царство, которое он собрал. И всего-то! Чем же сам Соломон был наказан за такой невообразимо страшный грех, более которого и придумать ничего нельзя? Бог об этом постоянно предупреждал. Ну да, Соломон на сковородке поджаривается, а мы тут читаем его священные изречения, памятуя о том, что в месяцеслове о нём нет никакого упоминания, в отличие от его отца, Давида. Хотя причисление Давида к святым хотя бы с какой-нибудь стороны является весьма неблагоразумным, судя по его истории жизни, описанной в Ветхом Завете. Только что если его назначили предком Иисуса – тогда уж ладно, пусть посветится хотя бы на иконах.

Соломон-то от Бога отступил, а вот мысли его и мудрость украсили Ветхий Завет, люди распорядились по-другому, не обращая внимания на Бога. Скорее всего, здесь усматривается чья-то «рука», вероятно – его отца. К слову сказать, ничего плохого в Соломоновой писанине нет. Что «Притчи», что «Премудрости», что «Песня песней» – произведения красивые, поучительные. Да и написана эта мудрость не Соломоном. Сборники этих мудростей, песен и прочего ходили по рукам, хранились в памяти ещё задолго до рождения Соломона. А Соломона, скорее всего, приплюсовали из-за необходимости иметь всему этому имя. Примерно так, как сказал кто-то из наших бывших вождей во время расцвета посадок в тюрьму и расстрелов «врагов народа»: «У каждой аварии есть фамилия, имя и отчество». Вот и нашли для этого автора, богоотступника, которому, по закону православия, поётся анафема, а по Божьему закону – голова с плеч.

О чём же пел Соломон в «Песне песней»?

«Песня песней» – поэма чисто эротического содержания, но во вполне допустимых пределах пристойности для хождения в обществе, но никак не для хождения в священных книгах. То, что это поэма, говорит и её построение, можно сказать – классическое. Встречается много повторов одинакового содержания, но с некоторым усилением, с расширением основных понятий. Например, (1:1) и (2:4), (1:6) и (3:1), (2:6) и (8:3), (4:4) и (7:5) и др.

Посмотрим несколько любовных частушек, приведённых Соломоном.
 «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина» (1:1).
Это идёт разговор двух влюблённых.

«О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас – зелень; кровли домов наших – кедры, потолки наши – кипарисы» (1:14-16).
Хвала друг другу.

«Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня» (2:5,6).
Тоже понятно, можно и не комментировать.

«О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими… Зубы твои, как стадо выстриженных овец… Как лента алая губы твои, и уста твои любезны… Шея твоя, как столп Давидов… Два сосца твои, как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями» (4:1-5).
Хвала возлюбленной, описание её достоинств.
 
«Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других. Голова его – чистое золото; кудри его волнистые, чёрные, как ворон; глаза его – как голуби при потоках воды… Щёки его – цветник ароматный… Губы его – лилии… Руки его – золотые кругляки, усаженные топазами; живот его – как изваяние из слоновой кости, обложен-ное сапфирами; голени его – мраморные столпы, поставленные на золотых подножиях… Уста его – сладость, и весь он – любезность» (5:10-16).
Хвала возлюбленного, описание его достоинств.

«О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бёдер твоих как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой – круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твоё – ворох пшеницы, обставленный лилиями… Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви её; груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах из ноздрей твоих, как от яблоков; уста твои, как отличное вино. Оно течёт прямо к другу моему, услаждает уста утомлённых» (7:2,3; 8-10).
Хвала возлюбленной и описание её достоинств.

Фактически «Песнь песней» – это сборник свадебных и любовных песен. В таком виде он был составлен примерно в 300 г. до н.э., а возможно, что и раньше. Решили приписать его Соломону? А кому же ещё, как не ему? Человек имел семьсот жён с тремястами наложницами. Уж кто-кто, а Соломон, понятно, в таких делах хорошо разбирался.

У израильтян «Песнь песней» почитается весьма высоко, поскольку, как они толкуют содержание этой Книги, песни символизируют любовное отношение между Богом и Израилем. Просто это передаётся в виде аллегории в форме любви между мужчиной и женщиной. Этот текст, входящий в «пять свитков», израильтяне зачитывают уважительно в дни великих праздников, например, на праздник иудейской Пасхи (Песах), назначенный Богом как избавление от владычества Египта над израильтянами. Так же с почтением и уважительно, как в православии читают в эти дни, например, «Двенадцать Евангелий». Такое же отношение к «Песням» приняли и в христианстве и православии: мистическая свадьба или единение между Христом и Церковью. Как в недавнее время у нас говорили: «Неразрывное единство партии и народа». (Я бы только добавил сюда – «до поры до времени», как оно и произошло.) Вот и надо было вместо коммунистического Манифеста взять книгу «Песнь песней».

И снова никак нельзя не сказать, что практически аналогичные песни были в ходу и у инков, у майи, про которых наш еврейский Бог в то время ничего не знал. Здесь можно предположить, что если бы из современных обезьян получился бы человек разумный, через много-много лет, то и у нового разумного человека появились бы точно такие же песни. Раз уж включили в Ветхий Завет, то надо как-то и объяснить это. А если подумать, то всё, что ни напиши, всё можно включить в Ветхий или Новый Завет. Даже и эти богопротивные, надо сказать, записки. Только предварительно надо дать удобоваримое объяснение хотя бы с маленькой зацепочкой, почему это должно быть там, и почему это может быть там.

Помимо всего, «Песнь песней» является драматическим произведением, в котором описывается переживание насильственной разлуки с возлюбленным. Это и песни чисто культового характера, которые распевались на празднике растений у восточных народов. Это и фактически беспорядочный набор свадебных песен, в которых как жених, так и невеста расхваливают себя и свои достоинства, а также и достоинства друг друга. Справедливости ради, следует отметить – довольно смелое сопоставление любви между мужчиной и женщиной и любви между Богом и человеком. Какая же в этом необходимость, вот так выражать эту любовь, имеется в виду любовь Бога и человека или человека к Богу? Как же следует убедить человека в таком сравнении, особенно монашествующего брата или монашествующую Христову сестру?

А в таком случае, чем же плоха для включения в «Песнь песней» такая, например, народная частушка, воспевающая достоинства возлюбленной:

У моей у милки
Глаза как у рыбки,
Как у рыбки у ерша –
Моя милашка хороша!

Что, думаете, Бог обидится за такое сравнение глаз? А что, ершистые глаза – это что-то интересное! Даже в некотором смысле и оригинальное. Ну, хорошо, не понравятся Ему ершистые глаза, тогда давайте пополним «Песнь песней» «чёрными очами». Романс известный. То, что он любовный – наверняка. Сравните его слова со словами из «Песни»:

Очи чёрные, очи жгучие,
Очи страстные и прекрасные,
Как люблю я вас, как боюсь я вас,
Знать увидел вас я не в добрый час!

Вполне достойны высокого, то есть внесения в список священных текстов. А можно составить и отдельный сборник лирических стихов разных авторов и дать его приложением к Библии либо выпустить дополнительный том Библии или Ветхого Завета. Читай на здоровье и учись, как надо Бога любить. Или чем, например, плоха для включения в библейский сборник песня Сергея Гончаренко:

Там раскалённые поленья
Струятся волнами огня,
И разведённые колени
Колеблются, но ждут меня…
Там в лепестках, томимых тайной,
Влажнеет розовый рассвет,
И в зеркале струной хрустальной
Трепещет пальмовый хребет.

Порезче, пожалуй, чем у Соломона, но очень к тому близко.

А вот, например, чистая божественная Песнь Песней, написанная А.А.Фетом, рукой которого, несомненно, водил Сам Бог:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных.
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.


А вот и ещё одно, тоже Фета, раз уж книжка его стихов под рукой:


Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река – как зеркало  и вся блестит звездами;
А там-то… голову закинь-ка да взляни:
Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным! Назови
Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею
И в сердце чувствую такой прилив любви,
Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблён; но мучась и любя –
О слушай! о пойми! – я страсти не скрываю,
И я хочу сказать, что я люблю тебя –
Тебя, одну тебя люблю я и желаю!

Достойно есть! Фет – это второй Соломон, один только сборник его стихов вполне может быть назван Песнью Песней-2. И это ещё не всё. И у других хватит на несколько Заветов, даже, например, что-то и у Козьмы Пруткова. Правда, Прутков выделил для похвалы только шею, но уж, у кого что болит. Можно просмотреть всю лирику всех времён и народов – соберётся весьма солидная библиотека Песней Любви, посвящённых именно любви. Можно просмотреть всю прозу всех времён и народов – тоже можно выделить в отдельную библиотеку Прозы Любви, посвящённую именно любви. Можно их объединить и посвятить эту общую книгу-библиотеку Ему, тоже назвав её Песнью Песней. Только придётся указать всех авторов, стихи и проза которых о любви были помещены в эту Книгу. И тогда в ней мы найдём, например, молитву, с которой можно обратиться к Богу (М.В.Исаковский):

Услышь меня, хорошая,
Услышь меня, красивая,
Заря моя вечерняя,
Любовь неугасимая!

И только потом можно попросить о самом насущном, без чего просто нет и не может быть никакой жизни.

Далее: Глава 14. Кого люблю, тому дарю.