Ну ты и ученый

Владимир Капустин
       В мае 1986 года улицы Киева опустели - Чернобыльская авария наложила свой отпечаток на город. Кто мог уехать – уехал, кто не мог, того страх перед радиацией заставил сидеть дома. Лично меня, командировочного из Челябинска, проблемы с радиацией не волновали, так как радиационный фон в Киеве, в тот период, был точно такой же, как на площади Революции - в центре моего родного города. Работающие вместе со мной, из других городов СССР, командировочные коллеги, также, особо не заморачивались. Продукты в Киеве резко подешевели, особенно на рынках. Викторию, например, продавали практически даром. Местное население, кроме бедных студентов и командировочных, покупать ягоду отказывалось. Пользуясь ситуацией и озвученными рекомендациями ученых, мы выпивали с утра пару бокалов каберне и шли на работу. Ученые утверждали, что красное вино выводит вредные вещества из организма и, тем самым, защищает его от радиации, и мы им с удовольствием верили. Киевляне паниковали - сдавали вещи в комиссионки, книги в букинистические магазины, а сами уезжали из города к родственникам или знакомым.
        Однажды, прогуливаясь по прореженному Киеву, зашел в книжный магазин в центре города, в те годы хорошие книги были в дефиците, смотрю и глазам своим не верю – изобилие. На полках стоит Сталинская энциклопедия – издание конца сороковых, которое я мечтал приобрести, и много-много других книг. Не медля,  побежал в гостиницу. Схватил две свои спортивные сумки, огромный походный рюкзак и обратно в магазин. Закупив, на имеющиеся деньги, понравившиеся  издания, в том числе дефицитную энциклопедию, стал паковать книги в сумки, перевязывать веревочками. Видно, я сильно просчитался - только томов энциклопедии, больших и толстых, оказалось более пятидесяти. В каждую сумку входило по несколько томов, в рюкзак чуть больше, остальные книги аккуратно перевязал в стопочки. Только теперь до меня дошло, а как же я все это понесу в гостиницу - груз был неподъемным. Я сел на подоконник и задумался. Продавщицы магазина стали меня настойчиво выпроваживать.
        - Что сидишь? Купил, уноси! Не загораживай проход!
        Вышел, случайно поймал такси с пассажиркой и попросил, сначала заехать в магазин, а далее, довезти меня до гостиницы. Пассажирка упиралась, не хотела делать маленький крюк, да и таксист потребовал, чтобы я книги донес к дороге, до машины. С большим трудом удалось уговорить водителя подъехать прямо к двери магазина, а когда я стал сумками и пачками вытаскивать книги и складывать в машину, таксист удивился их количеству. Последним вынес рюкзак и положил в багажник – «Волга» явно просела, а ее хозяин только смог вымолвить:
        - Ну ты и ученый!
        И мы поехали. Из-за упрямства пассажирки, меня высадили напротив гостиницы, на противоположной стороне улицы, через переход. Мелкими перебежками, туда и обратно, весь в мыле, занес книги в свой номер.
        Билет на обратную дорогу в Челябинск был куплен заранее через Москву. Кто бы мог предвидеть события. В Москве предстояло перебраться с Киевского вокзала на Казанский. А как? Я представления не имел, как буду перемещаться с таким объемным грузом, практически без денег с вокзала на вокзал через всю Москву. Коллеги - женщины из других городов, с которыми я работал в командировке, сначала предложили помощь, но потом, почувствовав  вес пачек, согласились только их сторожить. Вечером поезд. За два часа, до отхода поезда,  выдвинулись из гостиницы - я мелкими перебежками с грузом, дамы сторожат. Так и добрались до вокзала. Голова уже не соображала. Одна женщина, которая ехала поездом в Уфу, подсказала, что есть прямой поезд Киев-Челябинск. Удачно поменяв билет, в последний момент, и добравшись до своего купейного вагона, украдкой от проводника стал заносить книги в купе и распихивать их по полкам. Денег на доплату за груз не оставалось, поэтому когда поезд тронулся, наступило радостное облегчение.
        В поезде двое суток кормила коллега. На вокзале в Челябинске я взял такси на последний рубль и, наконец-то, добрался до дома. Отдохнув, взвесил книги на напольных весах - оказалось сто семьдесят один килограмм и пять килограмм потерянного моего личного веса.

1986г.