АКШ - Аорто-коронарное шунтирование

Ольга Корсак
Вопрос серьезного дорогостоящего для государства оперативного лечения в нашей стране всегда стоял остро. Есть больной, есть, болезнь, которая требует немедленного хирургического лечения, но...У больного нет денег, да и у Здравоохранения на то, чтобы помочь ему, тоже денег нет.. Или?..


Я приведу в пример два случая из жизни, две реальные трагические истории: болезнь и смерть моего отца, и матери моей близкой знакомой. Я повторяю, что не упоминаю имен врачей, не указываю места действия.


Первый инфаркт он перенес в 2000 году. Неожиданно. Боли за грудиной, стало плохо, вызвали "скорую". Кардиореанимация, потом Отделение Кардиологии, потом санаторий... Второй инфаркт грянул так же неожиданно в 2003. При том, что мой отец регулярно принимал медикаментозную терапию, проходил все необходимые обследования. Третий инфаркт в начале 2004 года. Схема та же: "скорая", кардиореанимация палата отделения...Тогда впервые прозвучало "АКШ" - аорто-коронарное шунтирование. Отца направили в институт кардиологии, там провели необходимые обследования и подтвердили необходимость и срочность проведения АКШ. Но как? У нас не было денег на столь дорогостоющую операцию.
Можно было добиться бесплатного проведения лечения, но перечислить количество кабинетов, которые обошла его беременная дочь невозможно. И в этих же кабинетах назывались вполне конкретные суммы. Неужели мой отец, в погонах с четырнадцати лет, с кадетского корпуса, и до звания полковника Советской, а потом и Российской Армии не заслужил права на бесплатное лечение? У нас опускались руки.
Радость близости и общения с долгожданной  новорожденной внучкой была короткой...
Четвертый инфаркт. Два часа "скорая" боролась за него у нас дома. Они не хотели везти его в мою больницу. "Пробки. Долго. Не довезем..." Я умоляла. Я думала, там же "свои", помогут. Его довезли до  нашей кардиореанимации. Зав. отделением положил его в свой бокс. ЭКГ, анализы... Я сидела в кабинете заведующего с кипой предыдущих ЭКГ, анализов, заключений, рекомендаций и назначений... "Ему необходимо срочно провести АКШ. Он у вас крепкий, подтянутый, сильный организм, выдержит. Стабилизируем, и нужно переводить в институт..." Он говорил, а я уже не слышала его слов. Три с половиной тысячи долларов, три с половиной...Откуда? Где мне их взять? В кармане своего белого халатика? У меня зарплата четыре тысячи рублей с копейками, пособие матери-одиночки, пенсия мамы... На руках четырехмесячная крошка, работа: "сутки" через, как получится. Что делать? Продать дачу? Но не за пару же дней? Взять кредит? А кто мне даст кредит под такую мизерную зарплату?
Я ехала домой, а слезы катились сами собой. Он такой жаждущий жизни, такой молодой...Ему семидесяти лет никто не даст. Красавец, нежный, добрый, заботливый, мой папочка. Я найду деньги, конечно, найду.
Через пару дней его перевели в Отделение Кардиологии. Заведующая была абсолютно согласна с необходимостью проведения АКШ и как можно быстрее, но она предложила другой институт за те же деньги. Видимо, у них там конкуренция.
Это было в четверг, а в субботу я пришла к папе во время дежурства. Я бегала к нему по длинному больничному подвалу в другой корпус, и мне казалось, что каждые лишние минуты, проведенные вместе, последние. Он был веселый, только все время жаловался на боли, на слабость, одышку, но сам подбадривал меня. "Переживу. Не в первый раз!"
Этим же вечером ему стало хуже, и его снова перевели в кардиореанимацию. В воскресенье я сидела рядом с ним и держала его ледяную руку, смотрела в прозрачные стеклянные голубые глаза. Я боялась, что с операцией, а я уже нашла деньги, мы можем опоздать. "Доченька, я сейчас так хочу жить, как никогда... У меня внучка! Сделай все, что сможешь... Только, я тебя умоляю, уходи из медицины...Не такой судьбы я хотел для своей дочери... Очень устал, спать хочется..." Я посмотрела на него, он меня поцеловал, и я пошла к дежурному врачу в ординаторскую.
"Да не переживайте вы так! Тяжелый, но стабильный... Завтра переводим в институт. Все сделаем, поможем."
Утром в понедельник я ехала в больницу с фруктами, журналами для папы и тремя с половиной тысячами долларов в сумочке. Если бы я задержалась на десять минут дома... Маме позвонили, и сказали, что он скончался.
Месяца три назад отец писал письмо с просьбой о содействии в проведении АКШ Начальнику ГВМУ МО РФ генерал-полковнику медицинской службы... Ответ пришел. Спустя месяц после папиной смерти. Да, его направили в лучший военный госпиталь для проведения АКШ, а его семье предложили бесплатное медицинское обслуживание в достойном ЛПУ. Да, мой отец это заслужил, но Государство отвернулось... Оно так часто отворачивается от просящих помощи. Господин Министр Здравоохранения, Господин Президент ЧТО возместит и ЧТО заменит мне и моей семье столь тяжелую утрату??? А ведь этот человек всю свою жизнь отдал служению Отечеству. Сколько написано научных трудов, разработано и испытано ракетных установок в Капустином Яре, скольким студентам переданы знания, сколько разработано оружия для защиты нашего Великого Государства, которое не пришло на помощь и не откликнулось на слезы дочери своего больного отца.
Я простила их всех...врачей... Господь велел прощать.


Вторая трагедия произошла в семье моей знакомой. Она была на работе, дома были ее сестра с грудным ребенком и пожилая мама. Ей неожиданно стало плохо. Боль в груди, в спине, опоясывающие боли, она стала задыхаться. Вызвали "скорую". "Остеохондроз у бабульки. Сделаем укольчик..." Они сделали инъекцию баралгина и уехали. Женщине становилось хуже. Вторая "скорая". Уже за деньги готовая отвезти в приемное больницы, где есть Отделение Неврологии. Диагноз тот же. Денег нет. Какая-то мелочь в кошельке. Еще укол. Уехали. Третья "скорая". Повторение старых историй. Они даже не делали ЭКГ. И только четвертая "скорая" вызвала на себя БИТ-бригаду, и женщину уже в кардиогенном шоке доставили в кардиореанимацию. Она скончалась через два дня. 
Ее дочь отказалась от вскрытия по религиозным причинам, но, когда отпустила боль, она обошла всех знакомых врачей и профессоров. Что можно было сделать? Двенадцать часов женщина находилась без необходимой медицинской помощи. А если бы первая "скорая" отвезла ее в кардиоблок, тогда, что тогда?..
Возможно, ее спасло бы АКШ. Но только один последний вопрос: опять за ДЕНЬГИ?..


Это лишь единичные случаи. А сколько таких людей, ждущих и не дожидающихся помощи. Отдающих последнее, продающих квартиры ради спасения жизни своих детей...Не успевающих продлить жизнь своим близким. Сколькие могли бы еще жить. И этот отбор не назовешь "естественным",как во времена сотворения человечества. Это жестокий, жесточайший "искусственный" отбор. Выживают те, кому повезет, или у кого есть деньги...