Эстетические фрагменты. Отрывок

Николай Островский
               ЭСТЕТИЧЕСКИЕ фрагменты.



     1.
В книге Йозефа Томана «Калигула» император древнего Рима Тиберий спрашивает своего звездочёта Фрасилла: «Может ли дерево, которое сто лет росло от корней к кроне, внезапно начать расти от кроны к корням?» «Дерево не может – отвечает астролог, - но … человек может всё, что захочет».
Это иллюзия, но иллюзия ценная, иллюзия всемогущества. Она питает и стимулирует всякую значительную по последствиям активность человека. Сознательно мы с этой идеей могущества получаем и осознание своих пределов. Реальность доказывает нам нашу слабость.

Всемогущество предполагает успех ВСЯКОЙ деятельности. Этим не обладает даже Бог. Но в своём подсознании мы хотим быть не просто могучими, а именно всемогущими – наперекор логике и действительности. В сознании это оборачивается верой в себя, в свои возможности и силу рук или духа, вера в своё дело и его успех. «Хочу» здесь сливается с «могу». Неуверенность в хорошем исходе деятельности подавляется.  «Могу», в свою очередь, преобразуется в подсознании в тотальное «могу всё».

Вот истоки нашей силы действовать или энергии, степени нашей активности. Удаётся меньше, чем ожидается. Но с приоритетом «не могу» не удавалось бы ничего.

Иллюзия всемогущества формирует и наше отношение к себе, как к самоценной личности.  А далее мы переносим это представление и на других людей. Чем интенсивнее деятельность, тем успешнее могут быть её результаты и тем больше у человека появляется самоуважения. Реальность и сознание корректируют нашу самооценку, показывают границу наших возможностей. Но только здравые принципы никогда не стимулируют нашу активность. Или скажем так: это чисто формальные принципы, внешняя реакция на конкретное событие.

Творчество – это в огромной степени вера в наше «могу, поскольку хочу». Это претензия на талант, даже на гениальность, без которой мы вообще отказались бы от творчества или занимались бы им только с посторонней искусству, корыстной целью.

Вера в себя, в свою духовную и творческую силу, стимулирует интерес к душе и объекту. Погашается страх перед чуждым миром. Возникает потребность оперировать элементами реальности, потребность духовного, «идеального» освоения и одухотворения мира. Для этого необходимо созидание, согласное с законами разума и гармонии. Постепенное накопление конкретного опыта в определённой деятельности корректирует, закрепляет, усиливает все эти тенденции. Даже осознание нашей эмпирической слабости лишь устремляет наше «хочу-могу» вглубь нашей души; наперекор нашей серой среде или физической немощи мы оказываемся центром, творцами, богами нашего пышного идеального мира. Если талант есть, он при этом обязательно реализуется.

Акт творчества ценен именно для нас и потому что этим занимаемся именно мы, повышая свою значительность и внося в мир нечто новое. Вместе с тем он объективно самоценен, безотносительно к своей продукции. В силу этого, последнего, возможно  бескорыстное  или романтическое графоманство. Даже оно становится жизненной ценностью индивидуальности и повышает её авторитет в среде и в собственных глазах. Когда графоман поддаётся увещеваниям критики и перестаёт писать, он погружается в более серую обыденность, деградирует. В романтическом  графоманстве, как и в поэзии талантов, главное – самовыражение. Но графоман, не имея таланта и опыта, не уделяет должного внимания качеству произведенья, как по части содержания, так и по части формы. Чем выше было самообольщение графомана, тем трагичнее прозрение и плачевней итог.

Существует и другой тип графоманства, которое в искусстве носит название «ремесла». Ремесло меркантильно. Оно использует искусство для своих корыстных и эмпирических целей – как средство. Это сознательная имитация творчества.  «Хочу-могу» ремесленника-от-искусства направлено именно на имитацию – и в этом отношении есть люди бездарные или талантливые. Графоман имеет приоритетом эмпирику и сознание её. Поэтому сознательные тенденции побеждают в нём бессознательные. В лжетворческой деятельности графоман не развивает и не одухотворяет себя: чем он деятельнее, тем больше деградирует.

     2.
«Видимости» в искусстве, исключая графоманство, созидают, окрыляют, одухотворяют, развивают фантазию и чувство, чуткость души художника слова, выявляет сущность явлений и, в конечном счёте, оказываются инструментами Правды.

     3.
Как часто вопросы в искусстве грандиознее и существеннее всяких ответов на них !..

     4.
Искусство предполагает единство людей по душе,духу,характеру, вкусу, ценностям. Это сущностное единство творцов создаёт затем не только однородные группы, но и раздробленность (индивидуальные пристрастия,школы, направления ...). Любая эстетическая способность - например,вкус,- имеет две стороны - сущностную (общее для двух и более творцов) и феноменальную (разное,индивидуальные позиции и точки зрения на одно).Родство душ принимает форму партийности, хорошо осознанной и укреплённой.Но отчуждённость групп друг от друга велика.Это проявляется если не во враждебности творцов к другим творцам и творениям, то в равнодушии и пренебрежении."Независимые творцы", в той мере, в какой их вкусы и пристрастия совпадают, образуют обычную, а чаще парадоксальную группу.Второе имеет две формы. 1. Одинаковость тем и приёмов в творчестве, одна проблематика, схожие идеи и чкувства. Но творцы при этом не знают друг друга, живут в разных местах и городах,не общаются. 2. Родство душ и творчества у творцов разных эпох, стран,прошлых,настоящих и даже грядущих.Или один из творцов ещё жив, а другой уже умер.Осознание этого родства достигается через книгу.Но не зная и не читая автора,творец всё же объективно может быть родственным ему по духу.

Для творца книга порой имеет большее значение, чем живой человек под боком, чуждый по духу. Книга - зафиксированная в словах, образах, сюжетах Душа творца, её лучшая сторона.В этом случае книга может быть ценнее даже родни.

Автору нужны читатели. Без них творение как бы не существует. Оно превращается в акт безумия, в эгоистическое самовыражение,в театр абсурда.Но творцу нужны не всякие читатели, а родственные по духу,ценностям,пристрастиям.Помимо известных автору читателей, могут быть ему неизвестные,потенциальные,а порою и читатели будущие,подчас грядущей эпохи. Только поэтому творец не перестаёт писать и среди равнодушных читателей.Автор всегда имеет смутный образ "своего"читателя, для которого он и пишет.Образ этот может быть реалистичен и фантастичен.Но творец от образа "друга" может перейти и к противоположному - к образу своего противника, критика. И творец творит не только для друзей, но и наперекор противникам.Это дополнительный стимул творчества.У каждого произведения есть свой ценитель,отвергатель и равнодушный, случайный читатель.Но равнодушие сродни отвержению и можно поэтому говорить лишь о двух типах читателей.

Содержательные оценки произведения всегда относительны,субъективны. Более объективно можно оценить лишь технику исполнения. Можно достаточно хорошо показать, соблюдае ли автор законы искусства или нарушает их.Мы не знаем всех законов искусства, но многое нам известно и поддаётся специальному исследованию.

Смыслы творения - самое в нём существенное.Всякая критика несправедлива в том, что выдаёт свои частные оценки за абсолютные. Поэтому критик не только должен давать оценки, но тщательно,по возможности,обосновывать их.

     5.
Проблема эстетических авторитетов.Многие творцы переживают период подражания образцам.Нечто предпочитают свободно и лично,вместе с тем личность подвергается влиянию со стороны. Это означает,что творец сознательно подчиняет свою волю чужой. Это взаимоотношение традиции и частной воли. Образец скорее принадлежит к первой. Выбирают за автором традицию,определённое направление в искусстве. Но вместе с тем подражают стилю и приёмам творчества одного автора.Понятно,что ученик подражает учителю. Но в искусстве этот период развития критический. Подражание может закончиться графоманством. Талант есть самостоятельность - с самого начала.Рабская зависимость от чего-то внешнего скорее подавляет талант,чемнь его независимости или оригинальности. Подражание может стать привычкой.Переход от неё к личной самобытности очень труден.Подражают не только стилю,художественной технике,но и темам,идеям,смыслам,самому духу авторитета. И всё же "подражательный период" чаще всего необходим. Даже если отказываютя от подражания личному авторитету,поодражают направлению,школе,общим приёмам творчества.Техническое подражание необходимо, творец должен "набить руку". Но оно вступает в противоречие с подражанием духовным. Духовное влияние авторитета на душу творца бывает очень сильным и ослабляет тягу к оригинальности.Попробуем бросить более глубокий взгляд на это явление. Фактически,мы подчиняемся только тому,что нам сродно. Авторитет опередил нас. С его помощью мы лишь эффективнее проявляем то,что уже имеется в нашей душе,в подсознании. Проявляется наш потенциал - подсознательные установки,зачаточные симпатии и антипатии,ещё не высказанные идеи,ещё не пережитые чувства. Родственный по духу авторитет более стимулирует,чем корректирует нашу самобытность. Совпадение идей,чувств,приёмов - это совпадение душ двух творцов. Или способность индивида перенять от традиции лучшее.Графоманы подражают без всякого родства душ,не умеют отделить лучшее для них от того,что может повредить их самобытности. Истинный человек искусства никогда не перенимает чужое,он ассимилирует его в своё. Могут иметь место разные формальные соответствия,но дух индивидуальности остаётся центром её творчества.Это не копирование чужого,а индивидуальное повторение того,что дано в образце - с личной коррекцией взятого.Могут совпадать общие приёмы,идеи,идеалы,пристрастия,чувства.Частично совпадают смыслы,настроения,образы и символы.Важное значение приобретают частности.Со временем талант расходится со своим образцом или даже опережает его в развитии. Родство душ всегда частично.В чём-то души не только различаются,но прямо противоположны друг другу. Иногда может иметь место авторитет-наоборот.То есть,творец выбирает образец,насквозь ему антипатичный и на его примере учится как не надо писать.
Итак,подражание - это необходимый этап творческого развития. Талант подражает-одобряет,иными словами,имеет место оценка чужого,а она есть критическое отношение к чужому. Талант по своему использует найденное.Свободное самовыражение творца всегда доминирует.

     6.
Ценность литературной критики в том,что она развивает и изощряет контр-аргументы того,кто с ней не согласен. Но оппонент при этом сам должен быть критиком,т.е. аналитиком по части художественных произведений.Активируя,в ответ на критику, свои эстетические и прочие прин ципы,автор сильно пополняет свой творческий опыт.Что было бессознательным сознаётся, собственные позиции становятся сознательной системой взглядов и убеждений. И чем критика несправедливей,тем более аетивен и плодотворен в контр-аргументах автор-аналитик. Справедливая критика помогает автору познавать себя и устранять ошибки. Таким образом, недружелюбная критика,желая ослабить творца,лишь усиливает его творческую мощь.Чем больше летит в тебя камней,тем более развивается твоя способность увёртываться от них и защищаться.В слишком тепличных условиях талант может быстро увянуть,утонуть в серебряном болоте самомнения.
Но есть тип критики,перед которым заведомо бессилен любой творец,любой талант. Это критика в форме Ничто или полное отсутствие критики как её присутствие.Это равнодушие читателей. Сам факт чтения ни о чём не говорит.Если нет явного одобрения или порицание читателя,это значит,что в общем автора не принимают за талант.относятся к нему отрицательно. Нет аргу ментов - нет и контр-аргументов.Возникает неопределённость,которая заставляет автора усомниться в себе. Равнодушие - вид постепенного убийства автора читателем.Но чем больше авторов,чем изобильнее и доступнее произведения,тем труднее по настоящему расположить к себе читателя.

     7.
Иногда развитие души -эрудиция - влечёт за собой ухудшение творческих способностей.Но были и чрезвычайно эрудированные поэты,а талантливый прозаик без эрудиции вообще невозможен.
Классические примеры эрудитов - Гёте,Пушкин.Гёте в своём стихотворении "Эпиррема" советует:
    Мирозданье постигая, / Всё познай,не отбирая!.." Л.Антокольский в статье "Поэзия и физика",впадая в крайность,пишет: "Если для поэта нашего времени не звучит музыкой и ритмомтекучая вселенная Гераклита и движение меченых атомов в кровеносной системе, значит,он ещё не поэт нашего времени." (2).Пушкин основательно занимался историей м прочими науками. М.Пришвин был и агрономом,этнографом,географом. Примеры можно было бы продолжить.
Научные способности так же важны для поэта,как поэтические чувства важны для учёного.
Но следует отличать общие способности от специфических. Аналитическая способность общая для поэта и учёного.Приоритет её может плохо отразиться на таланте поэта.Речь именно о приоритете одной способности над остальными,тогда как эстетика требует гармонии ума и чувств.Эрудиция в поэзии должна поддерживать другие способности,а не подавлять их. Учёному,в принципе,достаточен приоритет ума. В поэзии общие с наукой способности подчинены поэзии,её законам и ценностям,целям искусства. Как эстетические способности учёного подчинены интересам науки.Более того,как это подметил ещё А.К.Толстой;"чтобы что-нибудь хорошо передать,оценить,нужно быть вне этого.(3).Таким образом,чтобы анализировать искусство,нужно быть - во время этого - вне искусства,нужен взгляд со стороны.Но тот же человек может действовать иначе,занимаясь поэтическим творчеством.Научная эрудиция вырабатывает изощрённый взгляд на реальность.В поэзии это оборачивается изощрённостью в самой поэзии,постижением многих её законов,углублением творчества,его содержательности.
Говорят,что изучение творчества уничтожает его спонтанность,экзотичность,таинствен ность,эмоциональность. Но это происходит только в том случае,если человек и в самом творчестве своём будет вести себя как сухой учёный,абстрактно.Но это означает,что он не преуспел в изучении специфики поэзии,что он всего лишь графоман - и в науке и в поэзии.
Возможно,здесь можно говорить о двух типах людей - с быстрым переключением с научной деятельностью на эстетическую - и с медленным.Есть,следовательно,поэты и учёные,которым противопоказана другая специфическая деятельность.При преобладании подсознательных процессов поэт может быть невежественным,но талантливым.Это не значит,что он не аналитик.
Существует чисто подсознательное мышление.Человек обычно инстинктивно чувствует свой психологический тип и на основе этого или отвращается от науки,искусствознания как такового,или приобщается к ним.

     8.
Творчество облегчает процесс развития духа творца,а развитие усиливает мощь творчества (существуют и исключения).

     9.
Неудачные стихи по своему важны и полезны.
Качественная поэтическая или прозаическая продукция требует большого подъёма сил,напряжения. Плохие стихи - своеобразная разрядка напряжения,выход энергии,впечат ления.Просто этот выход преобладает над другими составными творческого процесса.Творческая способность тренируется,но впол-силы.Поэт желает создать то,к чему ещё не готов или временно не готов.Это может быть и следствием творческой "перегрузки".В итоге талантливый и знаменитый поэт пишет плохие стихи.
Часто слабые стихи предшествуют поэтическим удачам и шедеврам.Главная творческая работа осуществляется в подсознании.Что мы пишем лишь следствие. Но подсознательное творчество сложный процесс,многоаспектный и многоэтапный.Чась этого общего процесса проникает в сознание и так получаются слабые стихи.Чем хуже то,что создаётся,что сейчас выдаёт сознание творца,тем лучше то,что ещё формируется в подсознании.
Неудачные стихи также негативный опыт поэта,который учит его как писать не надо.Но это происходит или при самоанализе или с помощью критика.

     10.
Логика не чужда эстетизму: всё алогичное эстетика воспринимает как безобразное.Если безобразное несёт некий смысл,имеет связь с другими элементами произведения,оно становится эстетическим явлением.

     11.Эстетическое отношение неизбежно включает в себя и отношение к безобразному,то есть необходима встреча с последним,его осознание.Безобразное это и нарушение меры,диспро порция.Более того, безобразное,его сознание первично.Это исходное,звериное в человеке,до-культурное.Эстетика,в частности, психологическая защита от безобразного в душе,от животности,от внутренне-разрушающих факторов.В противовес представлению о тьме появляется представление о свете.Но весьма сильная тяга человека к безобразному остаётся и является основой всех наших негативных явлений в жизни.Но в литературе чрезвычайно важно уметь описывать отрицательные характеры,отношения и ситуации.Всё же центр искусства - прекрасное(вторичное).В постмодернизме к безобразному относятся как к прекрасному.В отношении к такому объекту,каков бы он не был объективно,кроется любовь к нему,доверия и тяга к красоте. Безобразная форма может быть символом её отрицания,отражать некий разумный смысл в контексте целого.Можно сделать произведением искусства огромную кучу мусора,дав ей название "Цивилизация".И в этом имплицитно будет содержаться мечта о прекрасном обществе.Безобразное в искусстве служит целям прекрасного начала.

Поэзия должна быть эгоистичной,поскольку всё для неё лишь средство эстетического самовыражения.Поэзия не должна быть эгоистичной,как сфера общезначимых ценностей.И лишь достаточно развитая душа может сублимировать эгоизм в альтруизм или даже совместить в себе эту противоположность.Личное сопрягается с общественным.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.