Друзья

Римма Стаханова
Они не только жили на одной площадке,но и вместе ходили в садик в одну группу. Потом учились в школе и даже сидели за одной партой.А после окончания школы поступили в Высшее Военное Инженерное Училище Связи. Их знакомство происходило и тогда,когда они ещё ходить не умели. Их мамы обычно сидели на скамейке и обменивались опытом,а дети, находясь в колясках, разговаривали  друг с другом на своём языке, который понимали только они сами.
  Когда они подросли,их дружбе мог бы позавидовать любой парень. Если  увидишь одного из них,значит и другой рядом.С самого детства они были неразлучны. Дима жил с матерью,а у Ромы были и мать, и отец. Родители были не против их дружбы,тем более,что учились  ребята хорошо. Вместе ходили в кружки, катались на коньках, купались в речке. Даже влюбились в одну и ту же девчонку.Они отличались только внешне. Дима был невысокого роста,худощавый. А Рома - на целую голову выше своего друга и крепкого телосложения.Дима был светло-русый,а у Ромы волосы были,как смоль,чёрные. Они любили одну и ту же музыку,смотрели одни и те же фильмы. Когда мать посылала Диму в магазин,он обязательно звал с собой Ромку.
  Один раз, мама послала его за молоком. Но прошёл час,а Димы всё не было. Мария Николаевна пошла за ним к соседям,зная наверняка,что он там.
- Здравствуйте! Дима у вас?
- Да,а где же ему ещё быть?- и Светлана Игоревна крикнула:"Дима, мама за тобой пришла!"
  Сын вышел с таким виноватым видом,что матери стало его жаль.
- Ладно,иди уж! Что с тобой делать-то? - и она потрепала сына по непослушным волосам. А когда они зашли домой,Димка начал восторгаться тем,что Роме купили компьютер,и они играли в игры.Мария Николаевна понимала,что сыну хотелось бы тоже  иметь такую вещь,но она не могла себе позволить такую роскошь. И так было всегда:у Ромки всегда всё появлялось в первую очередь. А уже потом, мама покупала это же Диме.
  Ребята взрослели.Когда учились в училище, и когда им давали увольнительную,они ходили в кино,это было их увлечение.А однажды Ромка позвал друга на танцы. Молодёжи в ДК было много. Друзья стояли и разглядывали девчонок.
- Видишь вон ту,с рыжими волосами? Вроде ничего!
- Девчонка, как девчонка,- ответил Димка.
- Я её приглашу на танец! А ты пригласи её подружку!
  Когда зазвучала песня Талькова"Чистые пруды",Ромка потащил друга к девушкам.
- Можно Вас пригласить?-спросил рыжеволосую Ромка и согнулся в полупоклоне.
Девушка кивнула, и он, взяв её за локоть,повёл на середину зала. Дима стоял и не знал, что делать. Друг ему пытался всячески показать,что тот должен пригласить даму,но Дима вошёл в ступор.
  Блондинка оказалась смелее, и сама подошла к нему.
- Вы здесь в первый раз?-спросила она его.
- Да,друг уговорил.
- А Вы хорошо танцуете!
Дима пожал плечами и ответил:" Да я, вообще-то, в танцевальный кружок в детстве ходил,а потом решил,что это для девочек и бросил. Мы с другом вместе ходили.
- А как зовут вашего друга?
- Роман.
- А вас?
- Дима.
Музыка закончилась, и он проводил девушку до места,так и не успев спросить, как её зовут.А потом были быстрые танцы. И Дима потихоньку смелел.
- Я обещал проводить Таню до дома! Ты как? -спросил Диму друг.
- А я  ничего не обещал!
- Но ты же не отпустишь её одну! Проводи до дома! Кстати,девчонка неплохая.
  Друг распрощался с Димой и, подхватив подругу под руку, повёл её к выходу. Диме ничего не оставалось,как сделать то же самое. Они шли с Инной по тёмным улицам и молчали.У Димы не было никакого опыта общения с девушками, поэтому, оставшись с ней наедине,не знал о чём говорить. И когда они подошли к её дому, обрадовался - закончилась пытка.
  С этого времени друзья стали встречаться реже. Всё свободное время Рома проводил с Таней. Но иногда,когда получали увольнительную вместе, друзья устраивали гулянки. Собирались обычно у Тани дома,так как её мать часто уходила в рейсы. Она работала проводницей.Таня оказалась очень интересной собеседницей. Они с Ромой были чем-то похожи. Дима смотрел на друга и завидовал ему. Инна была совершенно другая. Она казалась очень серьёзной и недоступной. Дима, вдруг, с ужасом для себя понял,что ему тоже нравится Таня. И, только для того,чтобы окончательно не потерять друга,Дима соглашался встречаться с Инной.

  Шло время. Впереди были экзамены и выпускной. А как сложится их жизнь дальше,никто не мог знать. После окончания  Диму отправили служить на Дальний восток,а Рому оставили при училище, только потому,что дядя у него имел генеральский чин. Вскоре Ромка женился на Тане, и у них должен был появиться ребёнок.А Дима привыкал к службе далеко от дома. Инна ему писала, но он так и не ответил ни на одно письмо.
  Дима приезжал в отпуск к матери и всегда старался встретиться с Ромой.Они обычно сидели где-нибудь в кафе. В один из приездов молодые люди зашли туда,чтобы посидеть и отпраздновать их встречу.Рома ничего не рассказывал о том,как он живёт. А Диме и рассказывать было нечего.Служба как служба. В личной жизни ничего не менялось,не считая того,что у него была любовница,к которой он похаживал иногда. Друг его спросил:
- Почему ты не женишься?
- А на ком?
- Ну-у, у тебя ведь есть кто-нибудь на примете?
- Так ведь на ком-нибудь не будешь жениться!Ты сам-то как? Доволен судьбой?Жена,сын,родители рядом - что ещё надо для счастья!
- Для счастья,мой друг,надо,чтоб тебя понимали! Кстати,с Инной ты виделся?
- А зачем?
- Как зачем? Она же очень хорошая девушка!
- Что ж ты на ней не женился?
- Глупый вопрос! Я Таню люблю!
  Друзья посидели ещё немного и разошлись. Дима вернулся домой. У дома стояла скорая помощь. Когда он поднялся на свой этаж, увидел выходящего из его квартиры врача. Дима,поздоровавшись с ним, пробежал в комнату,где около матери сидела её сестра,тётя Галя.
- Что с мамой?-спросил Дима и опустился на колени перед кроватью.
- Всё хорошо,не расстраивайся!-ответила тётя.- У матери был сердечный приступ,но ехать в больницу она отказалась.
- Ну, как я уеду? Ко мне же сын приехал! Ничего,я оклемаюсь,- говорила та сестре.
Тётя приходила к ней каждый день,измеряла давление,давала лекарство. И когда Диме нужно было уезжать,мама была уже на ногах.

...Прошло ещё два года. Дима привык уже к той жизни, которой жил. Ему предлагали продлить службу,но он думал только о матери:сможет ли она его ждать так долго?
Приближался Новый Год.Он собирался домой в отпуск. Пять лет  провёл вне дома.В последний день он пришёл попрощаться с Верой. Как-никак,но четыре года она его принимала. Дима не любил её,но что делать? Он же живой человек!
- Так ты уезжаешь? И надолго?-спросила его Вера.
- Пока в отпуск,а там видно будет! Может, вернусь и останусь ещё здесь,а может нет.
- Я буду скучать! - сказала женщина.
- Не скучай,у тебя муж под боком!
- Муж - это муж. А с тобой мне было хорошо!
  Не знал тогда Дима, что увидит мать живой в последний раз. Две недели он гостил дома и всё это время старался быть рядом с матерью.В последнее время она чувствовала себя плохо. Но нужно было вновь уезжать.
- Езжай сынок! За меня не расстраивайся! Всё будет хорошо! - успокаивала мать, прощаясь с сыном.
  Но, когда он вернулся в часть,его тут же вызвали на КПП, и вручили ему телеграмму"Срочно выезжай! Матери очень плохо!"
Дима вылетел самолётом в тот же день,но не успел. Мать умерла. Тётя Галя встретила его вся в слезах:
- Она так хотела тебя дождаться! У неё ведь сердце всю жизнь было больное.
- Вы были здесь,когда она умирала?
- Да,она мне позвонила накануне, сказала,что ей плохо. Я приехала и вызвала скорую. Отправила её в больницу,но там она и умерла.
  Кроме тёти Гали никого из родственников у матери не было,поэтому её сестра  взяла похороны на себя. Дима подал ей деньги,но та сказала,что у матери  на похороны всё было приготовлено.
- Ведь она все деньги,что ты ей посылал,откладывала.Говорила:"А зачем они мне? Вот приедет Димочка,они ему пригодятся!"
Дима не мог больше слушать. Он выбежал из комнаты и, закрывшись в ванной,зарыдал.
  Когда немного успокоился,позвонил другу.
- Рома,это я-Дима. У меня мама умерла! Завтра похороны!
На том конце провода молчали. Так и не дождавшись ответа,Дима положил трубку.Похороны прошли тихо,спокойно. Пришли все соседи огромного дома. Они все хорошо знали его маму. Ведь она много лет подрабатывала в домоуправлении дворником,чтобы Диме жилось не хуже всех, чтобы и у него было всё,что у других ребят. Она была женщиной очень доброй и справедливой! Сына  родила,когда ей было уже тридцать пять лет. Замуж так и не вышла. Дима до сих пор не знал - кто его отец.

...Тётя Галя убирала посуду, и Дима вызвался ей помочь. Когда всё было убрано,она зашла к нему в комнату.
- Дима,что ты будешь делать дальше? Здесь останешься или уедешь?
- Я хотел  бы продлить службу. Но теперь не знаю.
- Маша говорила,что ты собирался ещё остаться там. Может, это её и подкосило. Она ведь жила ради тебя! Но сейчас тебе решать!
- Мне в любом случае нужно туда ехать,а там на месте  решу.
- Ну, хорошо! Если хочешь,я буду приходить, проверять квартиру и платить  за неё. Деньги ещё остались.
- Хорошо, тётя Галя, спасибо!
- Ладно,ты поспи. Завтра утром сходим на кладбище, и потом я поеду домой.
  Дима лежал в своей кровати. В комнате, казалось, ничего не изменилось за пять лет. Всё на своих местах. Он лежал и разглядывал плакаты,которыми были заклеены все стены.И вдруг его внимание привлёк клочок бумаги. Он торчал из-за плаката. Дима вытащил его. Там был номер телефона,но чей? Как он ни напрягал память, вспомнить так и не мог. Лёжа на спине,он вспоминал детство,своего друга. Ведь тот так и не пришёл на похороны, и даже не позвонил. И тут,как молния, в его памяти вспыхнула встреча... Инна сидела тут на кровати, и они с ней разговаривали.
...Да,да,да! Он помнит её слова:"Дима,я знаю,что я тебе не нравлюсь. Но, если вдруг, тебе будет когда-нибудь скучно,позвони мне,поболтаем." И она тогда на клочке бумаги написала свой номер телефона. "Точно! Это её номер!"
  Но ведь прошло столько лет! Она, наверняка, замужем. Нет,звонить он не будет! Вскоре он уснул,как младенец. Тётя несколько раз заходила в комнату,но ей было жаль его будить.
В очередной раз она зашла,потормошила за плечо:
- Дима,вставай. На кладбище нужно до обеда сходить! Иди завтракай, и пойдём!

Подходя к могиле,они увидели,что там кто-то сидит. Подойдя поближе,Дима узнал друга. Рома сидел на корточках,а рядом с ним начатая бутылка водки. Друзья обнялись.
- Дима,ты извини! Я вчера был не в состоянии придти. Я тебе соболезную. Хорошая  была у тебя мать,добрая! Давай, выпьем, пусть ей земля будет пухом!- и он выпил. Потом  снова налил и подал стопку Диме. - "Давай,только извини,закусить нечем"!
Дима выпил. Тётя стояла и наблюдала за друзьями. Потом подошла к Диме и сказала:"Я, наверное, поеду сейчас домой! Ты когда будешь дома?
- Думаю, через час.
- Ну, ладно. Я тебя дождусь.
 Подойдя к могиле,наклонилась низко,посидела несколько секунд и,поднявшись,пошла.
  Друзья долго ещё сидели у могилки. Рома рассказал,что он разошёлся с женой... Что она начала крутить хвостом...Что ему надоело её враньё... Пожаловался,что  не даёт видеться с сыном... А Дима слушал и не верил своим ушам!
- Как же так? Ведь у вас такая любовь была?!
- Была,да сплыла! Сучка она!Какой была,такой и осталась!
- Мне жаль, - сказал Дима, не зная, чем можно помочь другу.
- А ты не жалей меня,не надо! Скажи спасибо,что не тебе она досталась! Я же знаю,что ты был в неё влюблён! Теперь она свободна! Валяй,иди к ней,она примет!  Она добрая,всех принимает!
  Друг уже изрядно набрался и Дима решил его проводить.
- Ты где живёшь? Куда тебя отвезти?
- Никуда меня везти не надо. Я - никто! И звать меня - никак!
- Тогда пошли ко мне,отдохнёшь у меня, может вспомнишь,где ты живёшь,-и, обхватив друга за плечи,Дима повёл его на стоянку такси.
  Дома Рома сразу же заснул. Тётя приготовила им ужин и собралась уезжать.
- Димочка,ты держись! Мама очень хотела,чтобы у тебя всё было хорошо!
- У меня и будет всё хорошо,я обещаю!
Тётя поцеловала племянника и пошла.
- Когда будешь уезжать, позвони мне! Я провожу тебя!- попросила она.
- Так я через два дня уезжаю! Мне в части нужно быть. Не нужно меня провожать. Спасибо Вам за всё!
  Тётя Галя обняла Диму и,растрогавшись, заплакала.
  Проводив тётю,он вернулся в комнату,где его друг крепко спал.И тут зазвонил телефон.
 - Странно! Кому этот звонок?- он снял трубку и услышал:
- Алло! Это Дима?
- Да,это я. А кто звонит?
- Таня.
- Таня? И что тебе нужно, Таня?
- Увидеться не хочешь?
- А зачем? И как ты узнала о том,что я приехал?
- Сорока на хвосте принесла.
- А тебе сорока на хвосте не принесла,что твой бывший муж у меня отсыпается?
- Пусть отсыпается. Он только и делает теперь,что пьёт да спит!
- А тебе всё равно?
- Абсолютно!
- Тем хуже для тебя.И потом,сейчас мне не до пустых разговоров.
- Да,я знаю,что у тебя мама умерла. Мне очень жаль.
- Таня,ты всё сказала?
- Нет,не всё! Я же знаю,что ты  в меня был влюблён!
- Ну, и что из того?
- Да так,ничего! Кстати,Инна до сих пор по тебе сохнет!
  Это, пожалуй, было то,что он больше всего хотел услышать!Дима попрощался с Таней и положил трубку.
  Когда Рома проснулся,был совершенно трезв.Друг не сказал ему,что звонила его бывшая жена.Они посидели ещё немного и распрощались. Оказалось,что через столько лет они встретились,а поговорить-то и не о чем! Рома только сказал,что живёт с другой  женщиной,а свою квартиру оставил жене с сыном. Что работает сейчас на заводе,со службы его попросили уйти.Вот и всё! А ведь когда-то они были - не разлей вода! Что делает жизнь с людьми!
  Когда Дима закрыл за другом дверь,сразу же решил позвонить Инне. Ведь ему скоро уезжать, и он не хотел, вот так, уехать,не встретившись с Инной. Он набрал её номер телефона.
-Да,я слушаю. Это кто? Дима? Неожиданно! Откуда ты звонишь?
- Из дома. У меня мама умерла.
- Прости,я не знала. Как ты?
- Да ничего,стараюсь привыкнуть к тому,что мамы больше нет. Инна,можно тебе вопрос задать?
- Да,пожалуйста!
- Ты всё ещё одна?
- Да.
- Давай встретимся! Я очень хочу тебя увидеть!
- Я тоже!