Идея реформы государственных отраслей

Валентин Левин
(Глава из "Зеленой книги России. Путь к истинной модернизации": http://www.proza.ru/2013/08/26/1526,декабрь 2011 г.)

 3.1.2. ИДЕЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ

     Идея состоит в рассмотрении государственных отраслей как подразделений общенациональной страховой компании, страхующей важнейшие риски граждан, их предприятий и организаций и принимающей превентивные меры для недопущения страховых событий.

    Важнейшим аспектом государственной деятельности выступит поддержание взаимной ориентированности способностей и потребностей людей в масштабе нации.

     Государство - вместо налогов - должно собирать страховые взносы с застрахованных лиц – предприятий и граждан, а также лиц без гражданства - и распределять их, по нормативам, между госучреждениями, призванными обслуживать население и организации услугами всесторонней защиты нации и, в частности, заниматься профилактикой и устранением последствий реализации рисков, включая войны, стихийные бедствия, иностранные диверсии, нарушения правопорядка, заболевания граждан и т.д.

     Финансироваться эти учреждения будут объективно, минуя всякие системы отчетности и иные бюрократические процедуры, в том числе, минуя всякие бюджетные механизмы, по схеме, которая прошла успешную проверку в рассмотренном выше Новосибирском эксперименте.

     Рассмотрим, например, как будет финансироваться полиция.

     Ее предназначение, согласно Закону «О полиции», - защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан и других лиц, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности (Статья 1 Закона, См. ниже п. 5.19).

     Предположим, что риски противоправных ситуаций и событий, от которых призвана защищать полиция, включены в перечень важнейших рисков, по которым государство выступает страховщиком.

     Для финансирования полиции будет открыт специальный счет, на который, вне всякого бюджетирования и полицейской отчетности, по национальному нормативу, уточняемому, при необходимости, законом, будет регулярно зачисляться доля полиции в едином страховом взносе по полному перечню социальных и гражданских рисков, страхуемых государством.

     С этого же счета будем автоматически снимать суммы страховок по свершившимся рискам (наступившим страховым событиям) и перечислять их в пользу пострадавших.

     С этого же счета полиция будет финансировать все свои мероприятия по устранению последствий наступивших страховых событий.

     На этот же счет зачисляются средства, взыскиваемые с лиц, совершивших противоправные действия, вина которых установлена в действующем порядке, в сумме, достаточной для покрытия убытков полиции из-за страховых выплат пострадавшим гражданам.

     Остаток средств, по итогам каждого месяца, рассматривается как вознаграждение полиции и используется для поощрения ее сотрудников и для развития ее материально-технической базы.

     Условный пример. Допустим, в больницу поступил покалеченный где-то гражданин.

     Считаем, что медицинские учреждения финансируются по полной страховой схеме, охватывающей все случаи нарушения здоровья людей. В их интересах не только восстановить здоровье гражданина, но и установить причину нарушения здоровья с тем, чтобы переложить затраты на виновную сторону.

     Установление виновной стороны – компетенция сначала следственных подразделений полиции, затем – суда.

     Возникает закономерная цепочка следующих событий.

     1) Медицинское учреждение, немедленно приступив к восстановлению здоровья поступившего, принимает на себя все затраты и страховые выплаты, соответствующие страховому событию: «нарушение здоровья гражданина».

     2) В целях выявления и устранения впредь причин данного страхового события, а также возможного перекладывания своих затрат на виновную сторону, медицинское учреждение, получив заключение компетентной экспертизы, указывающей именно на факт избиения, как чьих-то противоправных действий, как причину события, передает данное страховое событие под ответственность полиции.

     3) Со счета полиции автоматически снимаются две суммы: первая – в пользу гражданина, на возмещение страхового события «противоправное действие против гражданина», вторая – в пользу медицинского учреждения, как компенсация его затрат за счет потенциального виновника.

     4) Полиция, по предъявленному событию, проводит комплекс следственных мероприятий, находит виновника и передает дело в суд.

     5) суд устанавливает виновника и, в составе приговора, предусматривает взыскание с виновника сумм, взысканных со счета полиции по рассматриваемому страховому случаю, а также сумм затрат на следствие и на ведение судебного дела.

     В итоге, если преступление раскрыто, на счет полиции возвращаются суммы, снятые в пользу гражданина и медицинского учреждения, а также величина затрат на следствие.

     Данным механизмом гарантируется неотвратимость наказания самой полиции в
случае, если противоправные действия совершают ее собственные сотрудники. Представим, пропал человек. Например, его схватили «оборотни в погонах». В этом случае, со счета полиции немедленно снимается и бронируется на специальном национальном счете страховая сумма, соответствующая максимальному страхуемому риску – риску гибели человека. Только найдя человека живым и невредимым, полиция может рассчитывать на возврат этой суммы.

     Вознаграждение полиции будет автоматически тем выше, чем меньше происходит противоправных событий и чем выше раскрываемость преступлений. При этом не требуется никакой отчетности.

     Полиция, в рамках своего ведомства, будет вести систему региональных счетов, по которым будут распределяться и, при необходимости, перераспределяться адресуемые ей региональные страховые взносы, а также проходить снятия средств по страховым событиям, случающимся в регионах.

     При таком механизме полиция будет объективно заинтересована в профилактике правонарушений и в раскрываемости преступлений.

      Медицинские учреждения, финансируемые по схеме полного страхования всех без исключения событий нарушения здоровья, будут инициировать тщательное изучение каждого факта нарушения здоровья, и принимать меры для устранения выявляемых причин, в том числе путем предъявления регрессных исков к любым виновникам.

      Например, изучать жилищные условия граждан на предмет наличия скрытых источников радиационных излучений в строительных конструкциях зданий и т.п., как причин онкологических заболеваний, участвовать в контроле качества продуктов питания и т.д., - ибо каждая открытая и устраненная причина нарушения здоровья обернется автоматическим ростом их вознаграждений. 

     Ниже рассмотрен вариант механизма реализации данной идеи. (См. Глава 3.2. в http://www.proza.ru/2013/08/26/1526 )