О христианской доктрине брака - приложения

Сергей Станиловский
Приложения к разделу I

О Христианской доктрине брака

* * *
№1

Любовь и эротика не одно и то же. Если любовь - это сама жизнь в самых прекрасных своих проявлениях, дарующих нам возможность почувствовать всю полноту ее, то эротика - лишь отражение любви в искусстве, передающем ее чудесный образ всеми доступными ему средствами. Так же, как светлая полоса на воде в лунную ночь - лишь отражение истинного объекта света, - луны, эротика в искусстве лишь призывает найти в окружающей жизни отголоски того, что она воспевает и что только и дает людям подлинную радость в общении друг с другом, т.е. любовь. Когда же эротика переходит в порнографию (а точную грань между ними определить практически невозможно), т.е. начинает взывать к низменным инстинктам людей, о любви речи уже не идет, она превращается в некий духовный наркотик. Эротика в искусстве, пользуясь средствами его выражения, отражает в своих образах подлинную жизненную реальность, но может  быть лучше все-таки не увлекаться эротикой, чтобы потом неизбежно не перейти от нее к порнографии.

* * *
№2

Женщинам, одержавшим в свое время внушительный ряд побед, весьма трудно бывает адекватно ответить на подлинное чувство, ибо прошлые их заслуги на любовном поле брани тянут их на легкий путь отработанных приемов легкомыслия и кокетства.  Ведь гораздо проще чувствовать себя в уже привычном амплуа, нежели отвечать подлинным душевным порывом на встреченную любовь.
Вследствие этого иногда получается так, что женщина поддерживает отношения с тем, с кем это делать проще, и отказывает тем, кого в действительности любит. С возрастом эта политика неизбежно приводит к краху личной жизни, ибо не может прийти к согласию с другими тот, кто в разладе с самим собой.

* * *
№ 3

Нет любви счастливой или несчастливой - в том смысле, что пришедшая любовь, это всегда знак Божественной любви, Ее дар нам. А как поступить с ним - разбить ли драгоценный сосуд, или же, наоборот, пронести заключенную в нем бесценную влагу через всю жизнь - дело свободного выбора, который делает в жизни каждый сам.
Но как бы ни сложились любовные отношения - все равно, воспоминание о счастливых днях, прожитых полнокровно и радостно, навсегда остаются в памяти, напоминая людям, что за пеленой обыденности таится Высший свет, который сквозит сквозь тончайшие грани бытия, наполняя обыденность отблеском иной реальности, всякий раз напоминая, что жизнь есть лишь тонкая грань между светом и тенью, своим пологом скрывающая от нас видение вечности, к встрече с которой лучше быть готовым, умягчив свое сердце любовью к ближнему, нежели растратив его на бесконечную борьбу честолюбий.

* * *
№ 4

Чтобы получать радость от любви, нужно, прежде всего, научиться давать, т.е. избавиться от эгоизма, научиться предавать забвению собственные интересы, во имя интересов любви, но не, собственно, ду¬ховные интересы, являющиеся непременным условием развития всякой свободной личности, а пристрастия, проистекавшие из нашего самодовольства и сластолюбия, которые разбивают сердце, рано или поздно заставляя пере¬жить уход любимого человека.
Никто, не получает талант любви сразу, в начале жизни, как дар небес, но только тот, кто не переваливает собственные ошибки на чужие плечи, а, умея признать свою неправоту, в конце концов, обретает человека,  способного  освободить его от довлеющего  спуда забот повседневности.

* * *
№ 5

Эротизм в любви есть начало эстетического воскрешения личности, означающего пробуждение ее к жизни, не совсем уже лишенной духовной стороны.
Эрос, в отличие от секса, есть потому духовное возрождение, что он есть средство выражения любви в искусстве, а не просто возбужде¬ние низких инстинктов. Т.е. человек, воспевая любимую, не просто от¬дает дань своим сексуальным невостребованным фантазиям, но создает в себе некий высший образ, устремляющий его в конечном итоге к гар¬монии с собой и окружающими, в отличие от порнографии, которая испо¬льзует голое тело не в интересах собственно, самого искусства, но в корыстных целях, не преследующих, в конечном счете, ничего, кроме по¬лучения скотского, животного удовлетворения половых инстинктов, за¬мыкающих личность в прокрустово ложе ее животной природы, что ведет в конечном итоге к духовном смерти. Любовь есть средство и цель гар¬монизации личности, стремление и одновременно – воплощение в жизнь заложенных в человека способностей, призванное освободить его от злобы и ненависти, от спячки духа, породившей столькие комплексы и заблуж¬дения поколений, пришедшие к нам из мглы веков, и до сих нор переда¬ваемые из уст в уста.

* * *
№ 6

Период влюбленности, процесс узнавания в другом своего Я весьма многообразен в своих проявлениях. Но любовь на начальном своем этапе еще весьма призрачна, и хрупка. Уже после того, как любовь вступает в свою устойчивую форму, т.е. увенчивается браком, где муж и жена уже пере¬стают предавать столь большое значение чисто внешнем ее проявлениям, а больше, собственно, реальным нуждам семьи, любовь устремляется к своему истинному понятию, к тому, чем она, собственно, должна стать в конечном итоге, способствуя появлению семьи и детей.
 
* * *
№ 7
Женщина есть антипод мужчины, - по сути, его отрицание. Что это значит? Только то, что когда мужчина и женщина вступают в отношения, линия поведения женщины отличается от линии поведения мужчины. Когда между ними царит мир, первое дополняет второе, когда вражда - отри¬цает.
Женщина не делит любовь на обыденность и ее высшие порывы. Для
нее любовь есть любовь - в каком бы виде она себя не проявляла. Будь
то чистка картошки или стихи. Поэтому иным мужчинам следует поучиться у женщин не цепляться за прошлое, окутанное романтической дымкой, а строить отношения с жен¬щиной, неся ответственность за свои слова, подкрепляя их делом. Ис¬полняя свои обязанности, возлагать на женщину - ее, беря бразды прав¬ления в свои руки.

* * *
№ 8

Сохранить веру в любовь, суметь пронести ее через многие годы требует от человека большого мужества, быть может, даже большего чем в ратном бою с реальным врагом, ибо здесь врагом себя выступаешь ты сам.
Победить сомнения, неверие, пошлость, отвергающие любовь, видящие повсюду один лишь голый, животный инстинкт, может только вера, что помимо наносных, преходящих существуют еще нетленные ценности, что душа человеческая превыше корыстного расчета, в угоду которому она зачастую приносится, что человек, приносящий душу в угоду сиюминутной выгоде, по сути, не достоин себя.
И что бы ни нашептывал нам пошлый опыт, этот неизменный прида¬ток обывательской глупости, всегда и неизменно ведающей цену всему, мы всегда должны помнить, что есть истинные ценности, вовсе не навя¬зывающие себя узколобому мировоззрению тупиц, не признающих иных идеалов, помимо своей ненасытной утробы.
* * *
№ 9

Безропотное потакание женским капризам, неумение настоять на своем, вставить собственное разумное слово в спор ставит мужчину в положение человека, ходящего по лезвию бритвы. Неспособность его уго¬дить всем меняющимся женским настроениям, заведомо очевидна. Что бы он ни делал, он все равно оказывается не прав.
В данном случае, мужчина принимает слова и упреки за чистую мо¬нету, тогда как это - заблуждения его собственного ума. Женские кап¬ризы не имеют подлинной природа. Истинная женская природа - пустота (женщина - драгоценный сосуд, который призван быть наполнен живите¬льной влагой любви, через которую ей сообщаются черты личности любимого), без любви - она чистый лист,  на котором еще предстоит на¬писать ее судьбу
Мужчина должен заявить себя в глазах женщины, как личность. Сообщая любви мужское начало, он создает почву для ответного огня, загорающегося в женском сердце. И это как раз и есть то, ради чего стоит жить, ибо любовь преодолевает страны и континенты, возводит города, создает произведения искусства, делая ладей сопричастными Божественной лю¬бви и благим делам, вершимыми Ею на земле.


* * *
№ 10

Отказ от жертвы в любви есть, по сути, отказ от любви, ибо в жесте дара и содержится ее сущность. Не желающий принести себя в жертву другим, приносит себя в жертву своему эгоизму, рано или позд¬но неизбежно оставляющему его наедине е одиночеством и болезнями.

* * *
№ 11

 Женщина, находясь постоянно во власти чар собственного сердца, не способна мыслить рационально и в начале возникающего романа целиком принадлежит чувственной природе Любви, часто принимая условные ее проявления за большое чувство, так же, как и случайные знаки внимания ее возлюбленного другим за измену. Снять это противоречие между женской логикой и жизненными реалиями, когда женщина с одной стороны, - стремится к любви, принимая от возлюбленного знаки внимания, и в то же время, с дру-гой - всячески бежит от нее, создавая поводы для ревности на пустом месте, - может только уверенность мужчины в се¬бе, вера в то, что он достоин любви. Эта вера поможет сохранить тер¬пимость к женщине всякий раз, когда она проявит очередную слабость.
Таким образом, зло, воплощающее в себе вздорность женского ха-рактера, возвращается, к той, от кого оно изошло. Рано или поздно, всякая вздорность оборачивается, как правило, для женщины одиночеством и озлобленностью на всех мужчин, как лично виноватых в ее несложившейся судьбе.
Конечно, ревность в равной степени присуща и мужской половине, корни ее в эгоизме собственника, и те мужчины, которые концентрируют мысли лишь на плохом, кто сосредотачивается лишь на недостатках своей половины, неизбежно проходят мимо ее достоинств. Они не видят той радости, ко¬торую дарует любовь, сияющая Божественный светом в Небесах, на которых, как известно, только и совершаются браки, ибо глаза их опущены в землю, где они высматривают людские пороки. У та¬ких людей отравленное зрение, они видят в других только дурное, судя о других по собственной низменной натуре.



* * *
                № 12
Женщина более подвластна смене настроений, нежели мужчина. Она руководствуется своей интуицией в различных обстоятельствах, и не послушаться ее означало бы для женщины преступить через себя. Сам этот поток сознания без организующего его мужского начала - все рав¬но, что часы с испорченным маятником; стрелки кружатся спонтанно - то с бешенной скоростью, то стоят на месте.
Наполнение жизни женщины смыслом реализуется через создание семьи. Возможность реализовать себя в семье и детях, дает супружеской паре возможность вплотную подойти к гармонии и вза¬имному доверию.
Когда же брака, как формы отношений, не существует, мужчина зачас-тую становится козлом отпущения, он вынужден продвигаться в лабирин¬тах женской логики на ощупь, т.к. судит о ней с позиций здравого смысла. От этого он делается еще более глупым, ибо пытается мыслить рассудительно об эмоциональной стороне женской натуры, т.е. о том, что не подвластно логике. Женщина для него всегда загадка, из-за того, что женщина выплескивает эмоции, не задумываясь о последствиях, следуя своей натуре, данной ей природой.
Тогда как, осознав истинную женскую сущность - природу пустоты (т.е. то, что она является не вожаком, но ведомой - ей, чтобы начать действовать, нужно сначала воспринять определяющую идею, которую призван вложить в нее мужчина), он смог бы не обращать внимания на ее капризы, уверенно проводя свою линию поведения. Четко выстроенная линия поведения необходима, ведь собственной инициативы в принятии решений за мужчину у женщины нет и быть не может, так что, женские капризы и неуважение к нему есть своего рода наказание за его нерешительность в вопросах брака.
Казалось бы, мужчина мог бы уйти от женщины, которая его не ценит, но самолюбие держит его возле женщины надежней цепей. И потом женщина прекрасно чувствует, где можно, а где нельзя давить, и оказывает прессинг на мужчину лишь там, где тот дал слабину. Ведь она вправе требовать от него, что сказав: «А», - т.е. завязав с ней отношения, ей скажут и: «Б», - т.е. поведут под венец, так, что, не делая предложения, мужчина, по сути, сдается на милость победителя.

* * *
                № 13

Каждая женщина рано или поздно становится такой, какой ее хочет видеть мужчина, правда, подчас это становится неожиданностью для самого мужчины - он готов поклясться, что хотел видеть совсем другое. Тем не менее, он заблуждается: женщины получаются такими, какими их создают сами мужчины.
Женщина, ища в мужчине поддержки, т.е. того чего женщины не могут дать себе сами, получают то содержание, которое вложит в них мужчина, - и в его воле выбирать, каким примером он хочет служить для женщины.
Женщине будет не интересен мужчина, который плывет по течению, - ей не за кем следовать. Магический кристалл, рождающий в женщине волшебный свет любви, в данном случае меркнет, постепенно возвращая обыденным предметам их привычный уродливый характер. Конечно, она может следовать и за тем , кто не желает взваливать на свои плечи ответственность за принятие каких-либо решений, но рано или поздно повязка спадет, оставив женщину один на один с собственными проблемами.
Характер   поведения  женщины,   как  мы  уже говорили, в конечном итоге определяет мужчина, но если он впадает в спячку, или ударяется в очередную амбицию, превращаясь в домашнего тирана и деспота, тре¬буя в плату за ничтожные подвижки со своей стороны любви, которой и сам не стоит, женщина обретает в себе духовную пустоту, ибо пусты, по сути своей, разговоры о любви, прикрывающие собственный эгоизм. Пустота духовного бытия в семейной жизни иссушает всякую внутреннюю наполненность. Амбиции пробивают дыры в драгоценном сосуде любви, и он иссякает, подчас даже против нашего желания.
* * *
№ 14

Мужчина и женщина любят по-разному. Если можно так выразиться, в разных весовых категориях. В жизни мужчины любовь занимает меньше ме¬ста, чем в жизни женщины (помимо любви у него есть творчество, ра¬бота, поиск себя), но его любовь ровнее, она меньше подвластна обс¬тоятельствам и взрывам эмоций с его стороны. Женщина же, будем иметь смелость заявить, любят прямо противоположным образом. Любовь в ее жизни занимает на порядок больше места, по сути, для нее это главное дело всей жизни (и лукавят те женщины, которые отодвигают ее на 2-е, 3-е место после, как им кажется, более важных дед, а то и вовсе гонят ее за порог). В принципе, любовь может выте¬снить из жизни женщины все остальные реалии. Рискнем предложить та-кую совсем упрощенную схему: мужчина любит сильней, но для него любовь значит в повседневности меньше чем для женщины, для женщины же любовь к мужчине несравненно важней, но, все же, любит она слабей, т.к. именно она следует за мужем, а не наоборот.
Мужчина занимает главенствующее положение, что выражается в его всяческой заботе о семье. Когда же, в силу слабохарактерности мужчи¬ны, женщина занимает главенствующее положение, а мужчина находится у нее под каблуком, акценты смещаются - любовь оказывается в преврат¬ном отношении к себе, отрицает понятие первоначально заложен¬ное в ней; мужчина - ведущий, женщина – ведомая. В главенстве женщины заложено отрицание любовью самой себя; несоответствие любви своему понятию делается явным в неизбежных конфликтах, в которых не прав неизменно оказывается мужчина. Отношения приобретают, если так можно выразиться, характер затяжного однообразия, когда всему необозримому, потрясающему морю житейских мелочей придается характер фатально неразрешимых проблем. Придавая вселенский характер пустякам, женщине кажется, что она бесконечно разнообразит и разукрашивает жизнь любимого, теоретизируя по поводу каждой житейской мелочи (а по сути - житейской ловушки), исходя из жизненного опыта (абсурдного в своих велениях, ибо его нельзя распространить на все без исключения жизненные реалии). Женщина изобретает одно житейское правило за другим, которое каждый раз преподносится, как очередной перл мудрости, во имя забвения предыдущего.
Женщине, добившейся в семье главенствующего положения, кажется, что она, наконец, осуществила давнишнюю мечту всех женщин - верховенство над мужчиной. Ей чудится, что она, наконец, обрела то, чего никто не смог добиться до нее – совершенного, непротиворечивого порядка вещей, в который мужчина не вмешивается и не мешает ей управлять им в силу своего разумения, тогда как  в действительности бесконечные распоряжения, безропотно исполняемые мужем,  зачастую опровергающие одно другое, означают лишь, в отсутствие системного подхода к решению проблем, топтание на месте. Это - тупиковый путь развития, не дающий ни радости, ни духовной свободы ее членам, способствует неустроенности и общей косности взаимоотношений между ними.
Вот почему, прежде, чем строить семейные отношения, мужчине, как главе семейства, нужно состояться самому прежде всего, как личности, самоутвердиться, всячески реализуя то, что заложено в него от природы. Имея возможность созерцать себя в плодах рук своих, можно (и насущно необходимо!) среди немыслимого нагромождения хаоса зачастую абсурдных велений здравого смысла отстаивать собственную линию поведения.
Истинная свобода женщины в подчинении своей воли и поступков воле мужчины, как главе семьи, решающего все главные жизненные вопросы и несущего ответственность перед семьей за принятые им решения. В противном случае, повторим, любовь при наличии женского диктата погружается в бесконечное преодоление раздробленных житейских задач, никак не связанных друг с другом, в отсутствие общности между членами семьи. Зацикливание на бесконечных обыденных мелочах для женщины подобно перебиранию стеклышек калейдоскопа, слагающего радужные мозаики, которые кажутся ей чудесно расцветившейся реальностью, в то время как это в действительности есть завеса от действительности.
Любовь мужчины к женщине, опьяненной властью, может натворить неописуемых бед, ибо женщина в отсутствие реального виденья мира уже не в состоянии отличить добра от зла. Развеять грезы любви, вставшей уже над добром и злом, может лишь нелицеприятное слово правды. А правда состоит в том, что власть женщины над миром огра¬ничена властью над ее слабовольным мужчиной, без которого она, по сути, ничто.
Конечно, все вышесказанное нельзя понимать так, что предназна¬чение женщины - забываться, а мужчин - ставить их на место. Женщи¬ны, словно розы, украшают наш путь (на котором неизбежно встретишь и шипы), без женщин мужчины, вообще, наверное, ходили бы строем, и быть достойным иной женщины иногда оказывается не меньшая честь, чем удостоиться величайшей короны мира.


27.11.99