О национальности

Нина Измайлова 2
В начале 90-ых годов еду с работы домой на трамвае. Трамвайная линия проходит под виадуком. На одной из опор белой краской крупно намалёвано: «В России две беды – евреи да хохлы». Стало как-то не по себе. Я ведь по паспорту украинка, хотя всю жизнь живу в России, родилась в Казахстане. С национальностью в нашей семье вообще разнообразие. Отец – белорус, мать – украинка, родной брат – русский. В паспортном столе без всяких проблем моего брата записали русским. Когда в 16 лет я пошла, получать паспорт, то у меня спросили: «Какую национальность писать?». Я ответила, что я русская. На что мне сказали: «Это невозможно, вы должны быть либо украинкой, либо белорусской. Если все захотят быть русскими, то все национальности в СССР исчезнут». Что делать? Выбрала украинку, в то время я мать немного больше любила. В последствии, глядя на политический разлад в Украине, пожалела, лучше бы я уж была белорусской.

Мой дядя, родной брат моей матери, был по паспорту русский. Я ему говорила:
- Дядя Андрей, вы же украинец.
- Нет, я русский.

А получилось так. Мои бабушка и дедушка по материнской линии были родом с Полтавщины. Ещё до революции царь распорядился освоить Кулундинские степи в Казахстане. Мать и её брат дядя Андрей родились уже в Акмолинской области Казахской ССР. Достигнув 16-ти лет дядька пошел получать паспорт. Казашка-паспортистка спросила у него о национальности.
- Я украинец, - сказал дядя.
- Это всё равно «русьский», - сделала вывод казашка. Так мой дядя и стал русским.

Помотавшись по свету семья моего дяди осела в Славяногорске (ныне Святогорске) Донецкой области. Отстроил дядька дом, благоустроил приусадебный участок. Соседи слева и справа, естественно, украинцы. Жили дружно, выручали друг друга. Я с дочкой не раз приезжала в это красивое местечко отдохнуть, позагорать и поплавать в Сиверском Донце. Но грянула перестройка. Когда я в 1995 году приехала в очередной раз погостить в Святогорск, то в дядькиной усадьбе наблюдала следующую картину. Толстый сосед – украинец за забором справа поливает огород и приговаривает: «Скоро мы москалей-кацапов стрелять будем». На что мой дядя с удовольствием отвечает: «Ничего, ничего. Вот Ельцин вам, хохлам, бензину не даст. Будете до станции пешком ходить».

Вот такая ситуация. Часто приходится слышать, как в разных бедах и неурядицах винят, то хохлов, то евреев, то кавказцев. А я думаю, что дураков хватает среди людей разной национальности.