Эссе 14. Экзамен по оперативной хирургии

Олег Седышев
Как сейчас помню, экзамен по оперативной хирургии мы сдавали в зимнюю сессию.

В тот год сессия начиналась числа 10 января и должна была закончиться к первому февраля. Ну, а потом - каникулы пару недель. Я так подробно расписываю эти временные ориентиры, потому что волей студенческой судьбы два из трех экзаменов мне сдавать было не нужно - я получил по ним мехи.

И оставалась оперативная хирургия, которая по расписанию была где-то в середине января. Почему-то в тот раз мне очень хотелось побыстрее уехать домой во Фрунзе, куда переехали мои родители из Кедровского карьера.

Преподавателем в нашей группе по оперативной хирургии был Волков В.Г. Занятия я посещал добросовестно, готовился регулярно и считал, что я знаю предмет. Но ведь это была оперативная хирургия, и истории, которые передавались из поколения в поколение студентов, пугали. Так, ходили слухи, что сам Шерстенников Е.Н. на экзаменах ставит только две оценки: отл. и неуд., так как считал и заявлял всякий раз, что знать оперативную хирургию на тройку - это преступление.

И я решил пойти посоветоваться к Волкову В.Г., стоит ли рискнуть и пойти на экзамен по оперативке досрочно; как раз в конце декабря у стомфака было несколько экзаменационных дней. Фантазии у меня разыгрались — я представлял себе, что если сдать экзамен досрочно и сразу улететь домой, то мои каникулы будут больше полутора месяцев. Мне это так понравилось и так сильно этого хотелось, что я спросил у Волкова, не задействован ли он в приеме экзаменов у стомфака, и как он смотрит на то, что я собираюсь сдавать экзамен по оперативке досрочно, и мог ли бы он принять этот досрочный экзамен у меня. Нет, я не предлагал взятку, я объяснял это просто тем, что Волков меня знает по семинарам, он же вел нашу группу.


Бедный Волков обалдел от такой наглости. Он сказал, что еще никто на его памяти не приходил сдавать экзамен по оперативке досрочно, что он мне не советует рисковать, а лучше сдавать со своей группой, тогда он может на общих основаниях принять у меня экзамен, а если я решусь и приду на экзамен досрочно, то 100 процентов, что Шерстенников сам захочет принять у меня экзамен. Да, я был перед дилеммой: быть или не быть. Честно скажу, я рисковый человек с экстравертивным типом личности. Мне даже льстило, что я могу быть первым, сдававшим оперативку досрочно. И я пошел в деканат за направлением на досрочный экзамен. Такая была тогда процедура. Направление в деканате мне дали, но так многозначительно хмыкнули, что я ещё раз задумался: а правильно ли я поступаю.


Когда я пришел на экзамен, то все происходило, как и предполагал Волков. Шерстенников удивился, похоже прибалдел и наигранно вежливо, - мол, проходите-проходите, ну-ну. Я уже начал очковать. Взял билет и сел за стол. И, поверьте мне на слово, - успокоился. Глянул на билет и вижу, что все вопросы знаю. И расслабился окончательно. На кафедре оперативной хирургии было правило, что на экзамене можно пользоваться плакатами, которые могли быть хорошей подсказкой. Я встал и пошел отбирать плакаты. Я даже не обратил внимания, что Шерстенников встал со своего места, взял на моем столе экзаменационный билет, стоял у меня за спиной и смотрел, какие плакаты я отбираю; когда же я нашел необходимые мне плакаты, он показал на один из них и спросил, для какого вопроса этот плакат. Я ответил, что для проводниковой анестезии. И тут Шерстенников, обратившись почему-то к Шкловскому, сказал: "Вот так нужно сдавать экзамен досрочно!". И уже мне: "Поздравляю! Отлично!".

Я был счастлив. Я сдал экзамен досрочно самому Шерстенникову, который о себе говорил: "Захожу в туалет. На стене написано: "Шерст - дурак". Пишут, - значит, популярен". Второе: я увеличил себе каникулы больше чем на месяц. И третье: я понял, что следующий семестр буду получать повышенную стипендию.

Через пару дней я был уже во Фрунзе и Новый год встречал дома.
http://syedyshev.com/pages/studliferem.php?esse=14#a14
7 июля 2011г.