Глава 14. Кого люблю, тому дарю

Сергей Чекалин
        Кого люблю, тому дарю

Г о с п о д ь
Ты знаешь Фауста?
М е ф и с т о ф е л ь
Он доктор?
Г о с п о д ь
Он мой раб.
И.В. Гёте. Фауст». Пролог на небесах.

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твоё
на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле:
человек непорочный, справедливый, богобоязненный
и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу,
и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
Иов. 1:8,9.

Пожалуй, из всей толстенной Книги Ветхого и Нового Заветов, называемой Библией, содержащей более 1200 страниц, вот эти 30 страниц являются самыми антирелигиозными и самыми антибожественными. Другие, всё-таки, не такие «самые». С натяжкой их можно как-то принять, хотя натяжку следует сделать весьма и весьма основательную. Но всё познаётся в сравнении: из сомнительно божественных книг эта Книга является самой противобожественной, безо всякого на то сомнения. Это чисто моё мнение, определившееся во мне после очень внимательного прочтения полного Священного Писания.

А уж как мне пеняли многие коллеги по перу на сервере ПРОЗА.РУ, что я не так всё трактую, что не так понимаю со своей примитивностью, некоторые, самые кровожадные (по М.Зощенко), грозились и предстоящим Божьим судом. Да я и не отказываюсь от своей примитивности во взглядах на указанные вопросы, в своих еретических высказываниях по тем или иным действиям, описанным как священные. Какие мысли мне пришли в голову при чтении и сравнениях, то я и говорю, то и утверждаю, в полном согласии с моей субъективной логикой и моими Лунами в моих же глазах. А про угрозы в мою сторону Божьим судом могу только сказать: «Не ройте другому яму». Может вполне получиться так, как с Иоанном Кронштадтским (я об этом раньше говорил, о его полемике с Л.Н.Толстым).

Конечно, такой важный тезис, антибожественности какой-то части Библии, требует обоснований. Однако, как вы увидите дальше, все обоснования будут даны в виде вопросов. Потому что у меня, понятно, ответов нет, и обосновать я, естественно, по своему устоявшемуся отношению вообще  ко всем 1200 страницам Библии, не в силах. А непонятного здесь много. Где здесь? Да вот в этой сорокадвухглавой Книге Иова.

Во-первых, эта Книга не может быть Книгой Иова, если немножко коснуться правил русского языка. Так, как в ней рассказано, не мог написать человек, с которым творились указанные безобразия. Это Книга об Иове. Но, так принято в Ветхом Завете: Книга Иисуса Навина, но Книга об Иисусе Навине; Книга Руфь, но Книга о Руфь. И здесь – то же самое.

Во-вторых, спросите вы, кто такой Иов? Да кто же это знает-то! Это я абсолютно точно знаю, что такого человека не было, но другим этого рассказывать не буду. Пусть сами убедятся, если это будет возможно понять из прочитанного и если покопаться во всякой другой литературе.

В месяцеслове (календаре) православном, а это нашей церкви хорошо известно, указано, что праведный Многострадальный Иов жил около 2000 – 1500 гг. до Рождества Христова. Ничего себе – «около»! Разница в пятьсот лет! Но вот в биографических словарях, даже в словаре Брокгауза и Ефрона, об Иове ничего нет. Нет его биографии, только в Ветхом Завете приводится маленький фрагмент жизни Иова, перекорёженной вмешательством Бога совместно с Его неразлучным другом – сатаной.

Не являясь, по моему мнению, книгой божественной (в соответствии с заложенным в ней смыслом и содержанием), Книга Иова представляет собой сильнейшее по художественному содержанию литературное произведение того времени (V – IV вв. до н.э.). Вполне возможно, что именно по этой причине, как и Книга «Песнь Песней», и получила она своё место в сборнике Священных Книг. Как жертвоприношение: всё лучшее – Богу.

Что же произошло с этим Многострадальным, какие основания были у Бога сделать Иова многострадальным? Рассмотрим это с божественной точки зрения, раз уж в руках оказалась соответствующая книга, которой поклоняются ниже пояса и ссылаются на неё, в том числе и на миф об Иове, направо и налево, к месту и не к месту, с придыханием и вообще без дыхания.

Сам Ветхий Завет состоит из нескольких разделов, объединённых смысловом содержанием либо принадлежностью к тому или иному лицу. Так, первые семнадцать книг (от Бытия до Книги Есфирь включительно) содержат сведения о начале земли и всего живого и неживого на ней, а также, как продолжение, историю Израиля до определённого времени. Заключают Ветхий Завет Книги пророков, таких книг тоже семнадцать. А вот в середину помещены странные книги (пять книг), не относящиеся ни к истории народа, ни к пророчествам. Это книги, автором которых считают Соломона (книги: Притчей, Екклесиаста или Проповедника, Песни Песней), Псалтирь и Иова.  И первой среди них поставлен сказочный миф об Иове.


Проживал Иов в земле Уц или Уз, которая, как полагают, находилась где-то на Аравийском полуострове. Словом, был он уцяком или узяком. Как иногда читаем в народных русских сказках: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Без указания определённого места.

Иов был очень религиозен, прямо до умопомрачения любил Бога и ревностно исполнял Его законы, жил праведно. Была у него большая семья: три дочери и семь сыновей, одна, скорее всего, жена. Не бедняк, совсем даже не бедняк. Откуда только всё это у него взялось? Одного скота мелкого и крупного 12000 (двенадцать тысяч) голов! Он что, царь земли Уц (Уз) был? Нет, о царе Иове не говорится и ничего неизвестно. Ну ладно, взял и взял, может быть купил у кого, а деньги нашёл. Или просто нашёл это стадо где-нибудь в пустыне Уцяпской (Узяпской). Теперь уж и не выяснишь. Естественно, чтобы ходить за такой оравой скота, нужен был народ. И он был, была у Иова и прислуга. Сомневаться можно, что именно прислуга. Скорее – рабы. Да и последующие события покажут – именно рабы у него и были, штук с тысячу. Меньшее число со скотом и хозяйством таким и не управится, тем более, что домашние его, судя по содержанию этой истории, физическим трудом в своём хозяйстве не занимались. Умственным – тоже.

Поскольку Иов был человеком исключительно богатым, то он был, естественно, и исключительно уважаемым среди жителей странной страны Уц или Уз. Это естественно, мы и сами можем привести бесчисленное число примеров из нашей жизни, когда исключительно богатый человек пользуется исключительным уважением среди всех остальных жителей, в том числе и исключительно бедных. Я не буду приводить доказательные примеры, поскольку вы их, несомненно, знаете, все они на виду.

Жили они, Иовово семейство, поживали, веселились, особенно его дети. Чтобы им не веселиться-то при таком достатке! Тем более, что работать не надо было, всё делали за них рабы. Да и умственная работа полностью исключалась их страстью к веселью, к непрерывным застольям. Но Иов, на всякий случай, подозревая, что Бог может существовать где-то рядом, примерно один раз в неделю приносил жертву за детей: вдруг они, детишки его, по пьянке на своих гульбищах Бога похулят. А тут, понюхает Бог горелого мяса, глядишь, и сквозь пальцы посмотрит на шалости парнишек и девчушек. Скажете, что я это придумал? Никак нет! Я надеюсь, что, дочитав уже до этого места, вы поняли, что я, по возможности, не очень стараюсь что-то придумать от себя. У меня и изначально не было такой цели. Так вот, о шалостях мальчишек и девчонок Иова.

«Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своём доме в свой день (так вот почему у Иова было именно семь сыновей, чтобы на каждый день недели им собираться на пиршество, чтобы не было перерывов – С.Ч.), и посылали и приглашали трёх сестёр своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их, и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своём. Так делал Иов во все такие дни» (1:4,5).

Вот так и жил Иов, вот таким образом допуская веру в Бога, и одновременно допуская лесть и подаяния в виде самой настоящей взятки.

В з я т к а:  (см. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова) – деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.

Всё было бы хорошо, но Бог, вероятно, плоховато следил за жизнью Своих подопечных, не справлялся с этим вместе со Своим небесным воинством, поэтому и доверил сатане тоже прислеживать за народом. Как-то, по случаю, у назначенного сатаны и спросил, как, мол, там Иов Мой поживает? Я слышал краем уха, что очень уж он Меня любит, законы Мои соблюдает. А сатана и скажи: «Да ладно, Господи, Господь с Тобой! Так и всякий будет любить, если его добром завалить! И себе хватит попить-поесть, и Тебе лучший кусок запалит, нанюхаешься!» Бог прямо-таки остолбенел от таких возможных ситуаций. Судя по всему Бог и не знал о глубокой вере Иова, а значит и не слышал его молитв тем же краем и того же уха, а также и не чуял его подношений в виде жертв сожжения. Поэтому и решил Бог избавить Иова от его богатства. Как, интересно, он на это среагирует? Примерно такой разговор между Богом и сатаной и приведен в Книге Иова:

М е ф и с т о ф е л ь
Бьюсь об заклад: он будет мой!
Прошу я только позволенья –
Пойдёт немедля он за мной.
Г о с п о д ь
Пока живёт он на груди земной,
Тебе на то не будет запрещенья:
Блуждает человек, пока в нём есть стремленья.
М е ф и с т о ф е л ь
Благодарю: не надо мёртвых мне!
От трупов я держуся в стороне.
Нет, дайте мне здорового вполне:
Таких я мертвецам всегда предпочитаю.
Г о с п о д ь
Тебе позволено: иди
И завладей его душою
И, если можешь, поведи
Путём превратным за собою, -
И посрамлён да будет сатана!
Знай: чистая душа в своём исканье смутном
Сознаньем истины полна!
          И.В. Гёте. «Фауст». Пролог на небесах.

Вот тут и началась беда твориться со всем Иововым добром. И не только добром, поскольку за это интересное дело дружно взялись сразу оба, Бог и сатана:
– волов и ослиц угнали недруги (сатана помог), а отроков всех, кроме одного, который сообщил Иову о беде, поубивали острыми мечами (Бог помог);
– всех овец и пастухов, кроме одного, который сообщил Иову о беде, спалил огонь Божий (тут уж точно – Божьих рук дело);
– халдеи угнали всё стадо верблюдов (дело рук сатаны), а всех пастухов, кроме одного, который и сообщил Иову о беде, убили тоже очень острыми мечами (Бог помог);
– налетел ураган, разрушил дом Иова, где находились его дети и другие люди, все погибли, кроме одного, вестника, да жены Иова (Боговых рук дело, возможно, что и совместно с сатаной).

Таким образом, только живой кровной Иову людской силы погублено было десять человек, его детей, да ещё порядка тысячи человек пастухов и прислуги разной (я уж не говорю об их семьях), которых и считать в Книге Иова не стали, потому что это всё псы, рабы, и что о них очень-то печалиться, они того не стоят. Тем более – вряд ли они Боговы дети.

Заметьте, нигде в молитвослове, в церковном календаре, не записана память о десяти невинно убиенных детях Иова и с ними тысячи человек. Да и Иов, понятно, не сокрушался о слугах, Бог с ними, дело наживное. Он больше о детях, вероятно, печалился.

Иов, с горя, разодрал, конечно, на себе одежду: ничего не осталось, так и это не поможет (это такая в тех местах народная особенность – разрывать на себе одежду в случае некоторых неприятностей). Волосы на голове повыдирал (тоже вряд ли помогут в дальнейшем) и говорит: «Так, значит так! Чему быть – того не миновать. Бог дал, Бог и взял. Всё равно – слава Тебе, Господи! Благословенно имя Твоё!»

Что тут можно сказать? А вот что: даже если бы и был Бог, то в данном случае Иов – абсолютно больной человек, умом больной, что и не мудрено, при таком горе. Здоровый умом человек, видя такое, проклял бы этого ревизора-Бога, не боясь Его ада. И прав был бы.

А дальше – снова сказочный приём, повторение пройденного: опять сатана нашептал Богу мерзости об Иове.

Очень хочется отметить, что Бог здесь выставляется не Всеведущим и Всезнающим, а обычным человеком. Такие бредни сатаны позволительно выслушивать какому-нибудь царю в своём царстве (от наушников), а не Богу в Его Царстве, тем более – от сатаны.

И ещё очень чешутся руки отметить следующее. Читаем (1: 6 и 2:1):
«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господом; между ними пришёл и сатана».

Вот оно что! Дело-то в чём! Оказывается, что сатана самый что ни на есть один из Божьих сынов! Может быть, и не таких возлюбленных, как Иисус, именуемый Христосом, но на приёмах у Всевышнего присутствовал и сатана, не изгонялся.

Вот в этот второй раз Бог и упрекнул сатану, что Иов-то оказался твёрдокаменным, не сломили его веру гибель детей и имущества. А сатана говорит: «Всё это наживное. Прошло, так ещё прибудет. А Ты на жизнь его покусись, посмотрим, как он к Тебе тогда повернётся!» Богу в очередной раз это понравилось, потёр Он всеми Своими руками, которые у Него были, и разрешил сатане уже вплотную заняться самим Иовом, но не убивать его, а изрядно помучить.

Да не надо сомневаться, так именно всё и написано в Священной Книге. Делай, говорит, что хочешь, только жизни его не лишай. Почитайте, прямиком так и сказано!

Сатана, недолго думая, напустил на Иова проказу.

А тут уж тоже интересное начинается. По сценарию задумано, что о пари между Богом и сатаной в отношении Иова никто больше не должен был знать, иначе всё это липой будет. Но жена Иова, баба не дура, каким-то образом, Евина дочь, прознала про это пари. Иначе, с чего это она говорит, вдруг, Иову (2:9):
«Ты всё ещё твёрд в непорочности твоей! похули Бога и умри».

Предложение, надо сказать, разумное и дельное. За такую хулу Бог, по  определению, не должен наказывать Иова, а попросить у него прощения. Но куда там! Слова в бороде застревают. Однако Иов ответил жене: «Молчи, дура, что же мы, только добро, что ли, от Бога должны принимать? Зло тоже от Него терпеть надо».

О несчастье Иова услышали три его закадычных друга: Елифаз (значение слова установить не могли), прибывший из Фемана, находящегося на северо-западе Аравии; Вилдад, прибывший из Савхеи (скорее всего – потомок Авраама); Софар, прибывший из Наама, находившегося, вероятно, в Аравии. Пришли они к нему для его утешения. Семь дней и семь ночей просидели рядом. На восьмой день Иов не выдержал своих страданий и стал желать себе смерти. В 3-й главе приводится плач Иова. Понятно, что плач этот мог записать только искусный художник слова, маститый и талантливый литератор того времени. Вероятно, кто-то из друзей Иова таковым и оказался. Может быть, старший из них – Елифаз? Но, поскольку ничего этого не было, то искусным литератором оказался автор этой придуманной истории. Да, возможно, что и не один, поскольку практически все божественные книги со временем поправлялись, пополнялись и дописывались.

Вот тут я не пойму. Как это они, находясь в совершенно разных местах, одновременно услышали о несчастье Иова. Мало того, одновременно услышали, так ещё и снеслись между собой, да и договорились собраться у Иова. Какие там семь дней?!! И за семь лет не соберёшься! Уже тогда, вероятно, были мобильники и самолёты.

Вот этот Елифаз и стал укорять Иова за его слабость, стал говорить, что страдания Иову даны за его грехи. Что человек рождается на страдание, и нечего этому противиться. И Бога за это осуждать не надо, да и за другие Его дела тоже, «великие и неисследуемые, чудные без числа». Бог обо всём заботится неустанно: о пище людей, наказывает коварных, спасает бедных, если ранит, то Сам же и врачует и т.п. Но что интересно, этот Елифаз самому Иову праведному говорит (4:7):
«Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные были искореняемы?»

И это Иову, у которого только что Бог убил десятерых детей и тысячу слуг (рабов), не считая разного скота числом в 12000! Что же это, Иова-то праведного, оказывается, окружали одни грешники? Да и что это у них за грехи были такие, что Бог их смерти предал?

Но Иов не внимает словам Елифаза, ему очень больно, он с нетерпением ждёт смерти от Бога, а друзей укоряет в том, что они говорят ему не те слова утешения, не помогают эти слова. И в обращении к Богу Иов говорит (7: 20,21):
«Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! (Весьма прав Иов – С.Ч.) Зачем Ты поставил меня противником Себе (Опять прав – С.Ч.), так что я стал самому себе в тягость? И зачем было не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего?» (Действительно, сколько можно? Пора бы уже! – С.Ч.) Ибо, вот, я лягу в прахе; поищешь меня, и меня нет».

Все дальнейшие разговоры между друзьями Иова и им самим проходили под знаком того, что друзья его всю ответственность за случившееся возлагают на принцип божественной справедливости, который заключается в том, что любые страдания являются наказанием Божиим за грех. А Иов же отстаивал свою невиновность, не видел он за собой греха, за который так можно было страдать. Вилдад, например, говорил, что сыновья Иова согрешили, вероятно, поэтому и понесли заслуженное наказание. (Но мы-то с вами знаем, что это не так. О грехах сыновей ничего не известно. А сам Иов жертвоприношениями уничтожал возможные их прегрешения.) «Всё ещё будет хорошо у тебя, Иов, – говорил Вилдад, – ещё похохочешь вволю!» Иов на это ответил: «Так-то всё это так, но кто же скажет Господу, что это Ты, мол, творишь? Как к Нему обратиться? Не силой же победишь Непобедимого, не судом же засудишь Неподсудного! Даже если я и буду оправдываться, то всё равно Он скажет, что я виновен, и против этого не попрёшь! Да и никто мне в этом не поможет». А дальше, действительно, именно те вопросы задаёт Иов Богу, которые и я хотел бы задать Ему:

«Объяви мне, за что Ты со мною борешься?»; «Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Своих?»; «Что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей?»

Софар тоже не был молчуном: «Что ты, Иов, говоришь? Разве можно катить на Него бочку? Признайся в грехе своём, тогда и горе забудешь, бояться не будешь, и обо всём этом вспоминать будешь с ухмылкой». (Имеется в виду, что Иов будет вспоминать как о протекшей воде то горе, которое ему устроил Бог.)

Устали друзья спорить с Иовом. В спор вступился ещё один, откуда-то взявшийся мужик, Елиуй, из племени Рама, сын Варахиила Вузитянина. Он напёр на Иова вплотную, целых четыре речи толкнул. Хотел стать посредником между Иовом и его друзьями. Елиуй объяснил жизнь как предостережение и помощь, посредством которых человек возвратится к вере и чистоте перед Богом.

Исследователи полагают, что неожиданно появившийся Елиуй в ранней Книге Иова не был. Он как раз и нужен был для связки спора между Иовом и его друзьями. Тоже, конечно, этот эпизод представляет историческую ценность, хотя и вписан был, вероятно, значительно позднее первоначального.

У Елиуя тоже странные фразы прозвучали (34:10,11):
«Не может быть у Бога неправда или у вседержителя неправосудие. Ибо Он по делам человека поступает с ним, и по путям мужа воздаёт ему».

И примерно так: разве можно Всеправедного обвинять? Ты, Иов, безрассуден и легкомыслен.
«Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо» (36:26). «Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает» (37:23).

Господь слушал-слушал этот бред и не выдержал: пока Елиуй изливался в своём красноречии, Он наслал большую бурю. И из этой бури Иов услышал голос Господа (вот и опять – приходи и бери!). И вот Бог из бури устраивает Иову допрос с пристрастием или экзамен (не ошибусь, сказав, что экзамен был на уровне ЕГЭ).

Вопросы сложные не только для Иова, находящегося, практически в бессознательном состоянии, но и для любого хоть сколько-нибудь здравомыслящего человека, когда-либо жившего и живущего сейчас на Земле:  где ты был, когда Я творил землю? где ты был, когда Я управлялся с морем и облаками? управлял ли ты утром и приказывал ли ты заре её ход?  посещал ли ты хранилище снега и града, которые я берегу на смутное время, на дни войн и битв (крепко спрошено! – С.Ч.); что такое свет и почему дует ветер? (Вспоминаю вопрос и ответ мальчишки, Вождя Краснокожих, из фильма «Деловые люди» по рассказу О.Генри: «Потому, что деревья качаются».);  кто управляет дождём и молниями? откуда приходят иней и лёд? можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесель и вести Ас с её детьми? (Объяснений словам Хим, Кесель и Ас нет аж прямо до сих пор, даже и толкователи разные заморочились – С.Ч.); знаешь ли, кто кормит животных и птиц? знаешь ли, когда рожают дикие козы и лани? знаешь ли, кто пустил дикого осла на свободу?

Пожалуй, хватит этих одиннадцати вопросов, и так всё ясно.

Иов даже обалдел от такого напора на него и сказал Богу единственное приемлемое на этот бред (39:34,35):
«Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? (Действительно, что? – С.Ч.) Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, - теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду».

Если разумно подойти к ответу Иова, то, конечно, Бог получил то, что заслужил: что, мол, с Тобой связываться!

Но Бога было уже не остановить. Он стал укорять Иова в том, что он хотел ниспровергнуть Божий суд, хотел обвинить Его! Кого? Его-о-о! Сумасшедший! Да Я-а-а!!! Да разве можешь ты справиться со Мной! Подобного Мне нет!!! А дальше, похоже, сравнение Себя с бегемотом: так человеку, вероятно, несколько понятнее будет, что в самом первом приближении представляет Собой Бог. Бегемота, конечно. В дальнейшем так и следовало бы писать тождественное вместо Бога – Бегемот.

Иову снова трудно было возразить Богу. «Слыхать-то я о Тебе слыхал краем уха, а вот теперь и увидеть привелось!» – сказал Иов. А куда ему было деваться?

Господь остался доволен, что довёл-таки Иова до ручки. Тогда Он напустился с упрёками на друзей Иова и на пришлого Елиуя: «Ну, вы даёте, черти полосатые! Что это вы тут обо Мне наплели? А? Скажите спасибо, что притомился Я. Так что берите-ка по семь овнов и бычков (так вот прямо и берите! – С.Ч.), идите к Иову и принесите Мне за себя жертву искупления. А так, видеть вас не хочу, острословы!» Дословно (42:7,8):

«И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов, и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов».

А про Елиуя Бог не сказал ни слова, хорош он для Него, или не совсем хорош – это нам неизвестно. И гадать тут бесполезно, поскольку сие есть Божье произволение. «Дотумкать» поэтому не представляется возможным. О чём можно дотумкать? Именно о том, что запись про Елиуя была внесена позже, но предыдущий текст о трёх неверных друзьях Иова забыли поправить на четырёх. Просто пропустили.

Можно эту мистическую историю осмыслить и так, как написано выше и ниже. А если отринуть все другие вопросы, которые возникли у меня, то можно оставить и несколько обрубленный от содержания вывод Б.В.Шергина («Из дневников»):
«Видя богатство дарований Иова, тщится обокрасть его сильный в злобе враг. Враг разрушил крепость тела, но сокровищ духа не украл: непобедимо вооружена была талантливая душа».

Б.В.Шергин отстранил здесь плодотворную деятельность самого Бога по сокрушению крепости тела Иова. Иначе под словом «враг» подразумевался бы как раз именно Он, Господь, Бегемот, то есть.

А Иову Бог вернул всё, даже вдвое, чем было, кроме детей, их снова стало десять, новых. И стало у него уже 24000 (двадцать четыре тысячи) голов крупного и мелкого скота. Я добавлю, что, вероятно, было пропущено в Священной Книге Иова, к многочисленным головам всякого скота Бог дал Иову и новых рабов, которые должны были за этим скотом ухаживать. Если для 12000 голов скота я выше положил 1000 рабов, то для 24000 я положу в два раза больше рабов, то есть – 2000.


На радостях созвал Иов всех своих родственников и знакомых отметить такое событие. Они все ели и пили, утешали Иова за всё то зло (!!! – С.Ч.), которое совершил над ним Бог. Так прямо и написано:
«Тогда пришли к нему все братья его и все сёстры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за всё зло, которое Господь навёл на него…»

Вот и подтвердилось однозначно в Священной Книге шергинское «враг», то есть Сам Господь, Который Сам Себя назвал Бегемотом.

Надо полагать, что они завидовали Иову. Вполне такое могло быть. Вдобавок к свалившемуся богатству дали ему каждый по золотому кольцу и кесите (что это такое, кесита? – С.Ч.). Может быть, кисет для табака?

И снова родил Иов с помощью той же жены семь других сыновей и трёх других дочерей. И дал имена дочерям: Емима (голубица), Кассия (коричневый цвет) и Керенгаппух (булочка). Смех, да и только! Казалось бы, после такого и в честь чего-то надо назвать. Раз уж в Книге записано. Но лучше этих новых дочерей на земле не было женщин. (Ну, хоть так!) Стали они жить-поживать, добро проживать, да и всей семьёй ходить на могилки первых семи сыновей и первых трёх дочерей Иова, но вряд ли на могилки всех остальных невинно с ними убиенных. Так вот распорядился судьбой Иова Бог! Да и судьбой его жены, которой пришлось рожать в общей сложности двадцать детей, половину из которых – похоронить. Стать узякской (или уцякской) матерью-героиней.

И прожил Иов после всего пережитого ещё сто сорок лет, видел, конечно, сыновей своих и дочерей, и внуков с правнуками разными до четвёртого рода. Вполне вероятно, что не только от сыновей, но и от дочерей, которые были самыми лучшими на земле женщинами.

Многострадальным-то называют Иова. Ну а как же тогда быть с его женой, у которой Бог убил всех детей? Да и хозяйство тоже и ей принадлежало, частично. О ней – ни слова! Да что там говорить – женщина! Женщин в Ветхом и Новом Заветах не считали за людей. Так и писали, «не считая женщин и детей». Да и не только в Новом Завете. Вот, например, как написал в апреле 1944 г. епископ Уманский Иосиф в своём воззвании к верующим:
«Люди тогда (во времена ополчения Минина и Пожарского – С.Ч.) несли на спасение Родины все свои ценности. Люди кричали: если не хватит – продадим жён и детей, а отечество спасём».

Можно полагать, что рукой епископа водил Сам Бог.


И всё-таки Иову повезло! Повезло, что не дожил мужик до Нового Завета, в котором Богом было уже сказано другое: «Легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное!» До Нового Завета, который полностью отринул ветхозаветное материальное богатство, как милость Бога к соблюдающим Его Законы. По всему Ветхому Завету красной ниточкой бегут события вокруг разных земель с молочными реками и кисельными берегами, верблюдов, ослов и баранов, которыми время от времени Бог награждает любимых: сотнями тысяч гектаров (на наши единицы), стадами, стадами и ещё раз стадами. Я не просто сам это всё придумал. Если Вы почитали уже Библию, в частности, речь здесь идёт о Ветхом как раз Завете, то увидели и сами, что за любовь к Богу полагалось вполне материальное вознаграждение, а никак не болезни, воздыхания и печали, что пропагандируется сейчас в христианстве, ветвью которого является православие.

И чем ещё повезло этому Многострадальному, так это тем, что он вошёл и в народный фольклор. Известно выражение «бедный, как Иов», а ещё есть и такое: «как бедная индюшка Иова». Я посмотрел в Интернете про эти выражения. Про первое из них сказано, что имеется в виду то время, когда Иов страдал от наведённой на него проказы. Но это было совсем непродолжительное время, а во все другие времена Иов был богатеньким Буратинкой. А вот что означает второе выражение? Вероятно, что иронический намёк на как будто бы материально бедного Иова.

Думаете, что сейчас нет жильцов, подобных ветхозаветным, которые награждаются Богом за их богоугодные дела? Как и в давно прошедшее время. Даже и не задумывайтесь, есть такие. Далеко за примером не пойдём. Возьмём первого попавшегося ревнителя богоугодных дел, Его Святейшество Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, Гундяева Владимира Михайловича, миллиардера (по информации из Интернета на начало патриаршества Кирилла его состояние оценивали в 4 миллиарда  долларов). Он прославился в 90-х годах своими делами с табачными изделиями и алкоголем, нефтью и морепродуктами и прочими, приносящими доход богоугодными делами. Вполне возможно, что какая-то толика средств от этих доходов перепала и действовавшему тогда Патриарху Алексию II, иначе откуда у него скопилось 300 миллионов рублей? Но это можно только предполагать. Это всё можно было бы и проверить, но кто туда, где можно проверить, тебя пустит?

А уж российскими государственными наградами Кирилл просто засыпан до самого тына. Здесь и орденов «За заслуги перед Отечеством» полный набор: III степени (2000 г.), II степени (2006 г. – к 60-летию), I степени (2016 г. – к 70-летию). В советское время (1988 г.) – орден «Дружбы народов», и повторно он же (1995 г.) – орден «Дружбы». Орден Александра Невского (2011 г.), как, несомненно, великому полководцу заблудших овец московских и российских. Дополнительно 5 медалей, грамоты и благодарности Президента. Осталось только Героя России получить. Кроме всего этого у Патриарха Кирилла имеется 10 высоких правительственных наград иностранных государств, 10 ведомственных отличий и наград, 10 наград и отличий от российских регионов, 24 учреждения сделали его своим почётным членом (присвоили ему учёные степени). Конечно, как я уже повторил выше за Ветхим Заветом об Иове, Патриарх Кирилл, как очень богатый человек, пользуется и большим уважением в крупных населённых пунктах, поскольку они его 13 раз избрали своим очень почётным гражданином. Но, на мой взгляд, самой достойной наградой в середине 2012 года, «Серебряной калошей», он удостоился от радиостанции «Серебряный дождь» в номинации «Чуровищина Года или Руки по локоть в чудесах».

Вот мне, например, после этого перечисления вспоминается ещё один Патриарх – Никон, любивший всласть и попить, и поесть, и пожить. Многострадальному Иову с его многочисленным скотом и семейством до Патриархов Никона и Кирилла плыть сажёнками очень долго и далеко.

Но вот с жильём нашему Патриарху не очень повезло, как-то получается накладно. Квартирка в «Доме на набережной» с видом на Храм Христа Спасителя, называемая пентхаусом, домик в Переделкино (жаль только, что мешает близкая к нему железная дорога, поэтому Патриарх в нём не живёт), в Даниловом монастыре имеется небольшой закуток, оборудованный под дворец, да и в Геленджике небольшая вилла размером с Кремлёвский Дворец съездов. При строительстве этой виллы пришлось залезть в природоохранную зону и вырубить часть деревьев, которые необдуманно раньше были занесены в Красную Книгу.

И, заметьте, от всего, что на него сваливается, Его Святейшество не отказывается, ни скромно, ни постно, ни скоромно, ни, хотя бы, по своему высочайшему положению.
 
Хотя и Кирилла (Гундяева Владимира) можно с натяжкой назвать и многострадальным, поскольку с 1962 по 1964 гг. он был далеко от своих сегодняшних церковных дел, потому что работал в Ленинградской геологической экспедиции техником-картографом. Вряд ли кто-нибудь скажет, что эта работа лёгкая. Она весьма тяжёлая, но, как водится в нашей стране, весьма мало оплачиваемая. Это как раз и добавляет дополнительных страданий. 

А что же можно ещё сказать об Иове? Повезло мужику! В своё время жил! За любовь и награда. И успокоился Иов.
«Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно».

Господь снова дал. Но может и снова взять. Смотря как Он поговорит с сатаной.

Сие, о смертный, рассуждая,
Представь Зиждителеву власть,
Святую волю почитая,
Имей свою в терпеньи часть.
Он всё на пользу нашу строит,
Казнит кого или покоит.
В надежде тяготу сноси
И без роптания проси.
       М.В.Ломоносов. «Ода, выбранная из Иова,
глава 38, 39, 40 и 41».

Михаил Васильевич, кажется, не только так читал и излагал в стихотворной форме Священное Писание, но так и сам думал. Тяготы надо сносить смиренно, без ропота и обид на Вседержителя, поскольку всё, что Он делает, добро или зло, всё идёт нам только на пользу. Закаляемся мы тем самым в жизни, в которой тяготы достаются и от предержащих власть, чего уж Ломоносов натерпелся, часто ропща и выражая искреннее недовольство, за свою многотрудную жизнь. Сатаны и его детей для Ломоносова хватило с избытком, чтобы попортить крови. Но он, как и Иов, был вознаграждён впоследствии благодарной народной памятью, а недруги его были посрамлены и поминаются небрежением. Только вот одни сносят тяготы смиренно, а другие эти тяготы в виде различных благоденствий хапают безбожно лопатой.



Далее: Глава 15. Числа.