Глава 19. Каждый раз, читая...

Сергей Чекалин
         
           Каждый раз, читая …

Что есть лучшего? – Сравнив прошедшее,
свести его с настоящим.
Козьма Прутков. Мысли и афоризмы.

Каждый раз, это не значит, что каждый день. Но «каждый раз, когда …» А пока – читаю, хотя и знаю, какой у меня на всё это будет иносказательный смысл. Не при коллективном, а субъективном обсуждении между самим собой. Потому что, как уже надоедливо говорилось, Лун две, а то и больше, да и сам я каждый день – другой, как и бартовский Мухин (про бартовского Мухина см. здесь же в главе «In extenso»), даже при одной какой-то устоявшейся среди пыли звёзд Луне.

Читаю (Быт. 1:1-5):
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

Ну что тут скажешь. Воду-то Бог не создавал. Она существовала всегда вне и независимо от Его сознания. И тьма всегда была над всей этой всегда существовавшей бездной. А это значит, что «в начале» постоянно и безвременно существовала неразлучная четвёрка: Бог, Тьма, Бездна и Вода. А если, как говорят, Бог существует везде и во всём, то, можно полагать, что существовал тогда и существует теперь всего один объект, который состоял и состоит из Тьмы, Бездны и Воды. Вода – это Материя, Бездна – это Пространство, Тьма – это Движение. Хотя последнее и не очень сопоставляется с Движением, но можно сфантазировать: если Бездна (Пространство) не создаёт никаких препятствий, то существование Воды (Материи) вполне может определяться состоянием безразличного положения в каждый момент времени, то есть – Тьмой. Что и определяется выражением: «и Дух Божий носился…».

Первый день длинный, и наполнен он всякими важными событиями и моими размышлениями.

Во-первых, Бог не знал, что такое свет. Про Тьму (Движение) Он хоть какое-то представление имел. А свет, это что-то, похоже, застывшее, закостеневшее, что удивило даже Самого Бога.

Во-вторых, как и чем Бог разделил тьму со светом, не сказано. Просто, вероятно, вся эта смесь была сначала сумерками, часть которых очистилась (просеялась) от тьмы и стала светом, часть которых очистилась от света и стала непроглядной тьмой. Одна часть стала днём, другая – ночью. А где и как всё это хранилось – не сказано. Всё это было, вероятно, как холодец, как студень, субстанция такая из света и тьмы, называемая нами Вакуумом. Вакуум – это не просто ничего нет. Очень даже есть, и этого есть очень даже много.

Но этот день, из всей их бесконечности, был прожит Богом не напрасно.

А что же это за день, спросите вы? Поясним для тех, кто интересуется. Как достоверно установил в 1650 г. архиепископ Ашер Джеймс (1581-1656) из города Арма, что в Ирландии, опираясь исключительно на известную Поваренную Книгу, именуемую в простонародье Библией или Священным Писанием, произошло это долгожданное событие в октябре месяце 4004 г. до н.э. Завершилось оно сотворением человека в 9 часов утра 23 октября того же года. И это несмотря на то, что он был весьма учёным человеком, теологом, церковным историком, магистром, доктором теологии, профессором и даже вице-канцлером. Его придумка действовала в английской церкви до XIX в. Англичане, конечно, народ интересный, но не до такой же степени. Ведь в то время было известно, и англичанам – тоже, что люди на земле жили и задолго до полученной Ашером даты, были и государства, с которыми общались и древнейшие народы Англии. Ну что же тут можно сказать, только повториться: «Вот что Крест-то Животворящий вытворяет!»

Читаю (Быт. 1:6-8):
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая над твердью, от воды, которая под твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день вторый.

Вот оно, так и есть! Вода была всегда, и Бог её не создавал, зачем делать бессмысленную работу, если уже очень давно всё готово.

А я-то уж надеялся, что твердью будет земля. Вода, конечно, сплошняком вокруг да около, составляла эту первообразующую субстанцию. «Вода, вода! Кругом вода!» И посреди (?) этой воды воздвиг Бог твёрдокаменную чушь, которую назвал небом. (Конечно, посреди. Если «что-то» существует везде, то любое место на этом «что-то» или в этом «что-то» будет именно посреди.)

И что это за такая вода, которая оказалась над твердью? Под твердью – ещё кое-как понятно, может быть, только моим скудным умом. А вот про воду над небом нам ещё пока ничего не известно, кроме этих записей господина Моисея со слов его и нашего господина Господа. Скривили они как-то, для нас (во всяком случае – для меня) не совсем вразумительно. А кривое Божье, это доподлинно известно, никто не сможет распрямить, кроме Него Самого.

Как видим, земли ещё нет, поэтому Дух Божий продолжает носиться над оставшейся Бездной в оставшейся Тьме над вечной Водой. То Он вспрыгнет за сотворённое Им твёрдое небо и там немного поносится, то свалится, надо полагать, на нашу будущую сторону, и здесь поносится. Но не Сам Бог, а Его Дух. Где Сам находился в это время, нам не поведали. Но где-то, надо полагать, находился, поскольку наступил третий Его день.

И ещё повторюсь о Его метаниях над Бездной. Как достоверно установлено пророком Иезекиилем (я об этом выше уже писал) Бог метался не Сам, Его таскали на божественной колеснице, приводимой в движение самыми запростецкими пернатыми крыльями, как у божьих птичек. Но не два крылышка, а порядка сотни. Для этих запростецких крыльев необходим был воздух, естественно. А вот про эту атрибутику сотворённой Земли в Библии, которую я именую Поваренной Книгой, вы нигде не встретите ни слова. Никогда и нигде! А ведь это же так важно! Вероятно, настолько важно, что, как и положено в таких серьёзных случаях, упущено из вида, как само собой разумеещееся.

Читаю (Быт. 1:9-13):
И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произрастила земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

Вот тут я не понимаю. Да и не только тут, но и тут – тоже. По мне, оказывается, Бог создал ещё одного Бога – Землю, Который (Которая) Ему, Первому, подчиняется. Почему Бога? Да потому, что Первый Бог приказал, можно сказать, Земле создать всякую разную растительность с плодами и семенами по роду её. И этим сотворением уже и занималась Земля самостоятельно, а Первый Бог стоял(?) и смотрел(?), как это хорошо. Это во-первых.

Во-вторых, вопрос не в том, из чего состоит эта суша, названная Богом землёй. Просто явилось ещё одно твёрдое, не содержащее воды, плотнее воды, но плавающее в ней. И после этого вода эта стала называться морями (во множественном числе, потому что морей, не считая океанов, налито было вокруг земли и внутри неё довольно много). Деление растительности на траву и деревья исключило появление кустарников. Этот пробел с кустарниками потом восполнился (см. Быт. 2:5). А здесь Он имел в виду зелень, как кустарники. Но это уже на совести Бога-Земли, которая произрастила всё по Своему усмотрению, но по предварительному полученному куцему техническому заданию.

Почему я считаю, что созданная Богом Земля полагается мной ещё одним Богом? Очень просто. Ведь первоначальный Бог совсем даже не расписал новому Богу, какую зелень и каких её видов произрастить. Всё пошло на самотёк, определяемый новым Богом (Богом-2), а первоначальный Бог (Бог-1) только стоял (если это можно к Нему прицепить) и любовался этой лепотой. Как видим, Бог-2 очень расстарался в этом творении. Каких только растений Он не натворил! Но, я думаю, Он один из первых упустил очень большой континент, которого тогда не было (да и вообще континентов не было), но на котором произрастала другая совсем растительность, оставшаяся именно на этом неизвестном континенте. Я говорю об Америках, Северной и Южной, да и центральной части Америки – тоже.

И вот пришло время создания времени.

Читаю (Быт. 1:14-19):
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, И управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый.

Во время Своего первого трудового дня Бог-1 уже отделил свет от тьмы, да что-то, видно, получилось нескладно. Поэтому и пришлось в четвёртый день исправлять ошибки. Но и светила делали (и до сих пор делают) это тоже коряво. Солнце, например, большее светило, хотя, по видимым нами размерам, что Солнце, что Луна – практически одинаковые, отделяет свет от тьмы. Ну, с этим как-то можно согласиться. А Луна, что же, не отделяет? Ведь и в её функции входит не только управление ночью (но всегда ли это так?), но и освещение земли. По логике, никакого отделения света от тьмы не предусматривалось, наоборот, задача-то ставилась освещать землю постоянно и не пускать тьму на землю. Только что если считать это действием отделения того от этого.

Но это, вообще говоря, записано о местах, где была и написана эта история с созданием Земли. В этих местах и было отделение тьмы от света. Были день и ночь. А вот для других мест, в то время никак не известных, день почти полгода и ночь почти такая же длинная.

Это во-первых. А во-вторых, для кого это Бог-1 создавал светила? Для Себя? Ему это, вообще говоря, ни к чему. Вероятно, для произарстающей зелени. Ну, вот, зря я так напустился на Первого. Он же о растениях заботился. Но вот при чём тут знамения, я никак не врублюсь. С годами как-то ещё можно согласиться, нужна для растений, вероятно, смена года (сезона): весна, лето, осень, зима. Так им лучше живётся. Не всё же время весна да лето!

Сейчас мы уже хорошо представляем, что небесная твердь – понятие растяжимое. Она очень и очень толстая, просто даже невообразимо, какая она толстая. Какие-то, прямо, невообразимо большие сотни тысяч, миллионы, миллиарды световых лет в видимом только диапазоне. И потом, это во времена Моисея думали, что Солнце управляет днём (да и ночью), потому что и запущено оно скользить по тверди небесной (то есть все светила закреплены условно, с возможностью скольжения). А на самом-то деле оказалось, и с этим давно уже никто не спорит, что управляет днём и ночью именно второй Бог, Земля. Это Она лично поворачивается Своими непрерывными боками к Солнцу и Луне. Лучше, конечно, к Солнцу, потому что Луна и сама потихоньку осматривает земные бока.

Что говорить, конечно, всё это хорошо. Хоть стало на свои места. И всё это, естественно, можно уже и признать, но откорректировать в нужном священном месте не представляется никакой возможности, потому что период полураспада священных текстов очень и очень большой. Поэтому откорректируешь и станешь самым что ни на есть еретиком, причём, не взирая ни на что, еретиком у католиков и православных, да и других христиан. Не знаю, как с этими же вопросами у мусульман и буддистов.


Читаю (Быт. 1:20-23):
И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.

Вот тут на сцену выходит ещё один Творец, Вода (Бог-3), Которой Первый Бог поручил произвести на свет и тьму часть животного мира, включая, почему-то, и птиц, кроме больших рыб. Это Он оставил Себе. Кита, например, потому что тогда думали, что кит – это самая что ни на есть рыба, только очень большая. Сотворение больших рыб оказалось по трудоёмкости и трудозатратам сравнимым с сотворением, например, светил и звёзд, поскольку занимался этим Бог весь Свой пятый рабочий день. Попутно, вероятно, пришлось Ему заниматься душами творений Воды. Конечно сложно, что и говорить! Довольно длинный конвейер получился в этот пятый день, а день-то уже стал коротким, от восхода до заката. Вода тебе синицу, а Бог – ей  душу, Вода тебе осьминога, а Бог ему – душу.  И так – многотысячные передачи. И всего за один какой-то день! А тут и Самому надо не упустить тех животных, которых Он взял лично на Себя.
Про насекомых пока ничего не говорится.

Читаю (Быт. 1:24-31):
И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и пополняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу; А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый.

Земля-Бог (Бог-2) уже отдохнула после третьего дня, поэтому Первый Бог приказал Ей заняться земным (сухопутным) животным миром. А Сам принялся за сотворение Своего Образа в виде человека. Но похожего не на Себя, Первого, потому что Он сказал, что «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Если это понимать дословно, то, конечно, Первый Бог имел в виду всю тройку Богов: Себя, Первого, Воду (Третьего Бога) и Землю (Второго Бога). Он называет не одного Себя, а во множественном числе. Как я и предположил там, в начале этой главы, о том, что Богов было по меньшей мере три. Вот по этой совокупности и был создан человек. Ничего странного тут не усматривается: по образу похож на Первого, а по подобию – на Воду (действительно, в человеке очень много этой воды) и на Землю (это тоже так, потому что дальше, во 2-й главе, говорится, что «создал Бог человека из праха земного»). Тут тебе и образ, и подобие.

И ещё. Судя по произошедшему, Земля сотворила только животных-вегетарианцев. То есть антилопам и волкам, львам и коровам, и прочим, всем была дана возможность питаться только зеленью, причём – травной. Да и человеку была дана вся остальная, а то и вся растительность в пищу. А над животными можно было только владычествовать. Это только здесь, в единственном месте. А потом, если немного заскочить вперёд, можно узнать, что и речи дальше не шло о каком-либо вегетарианстве. Мяса – и побольше. Всем, человеку, Богу, хищным животным. Ничего хорошего из всего этого не получилось. Поэтому и слова «и увидел Бог, что это хорошо» говорят о Его слепоте, поскольку, вероятно, волк сразу же стал непосредственно после сотворения искать себе живое пропитание, а не зелень травную. Да чтобы волку, например, или тоже, например, льву или тигру питаться травой, для этого и пасть их должна быть особого устройства, да и желудочно-кишечный тракт должен быть приспособлен к вегетарианской пище.

И здесь – про насекомых ни слова.
Они потом просто появятся сами по себе, пёсьи мухи, например, саранча, пчела. Кроме этих трёх в Заветах ни о каких других, по-моему, нет упоминаний. А ведь их по видам только – видимо-невидимо!

Читаю (Быт. 2:7, 8, 18, 21-25):
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Ну, слепил из праха и душу вдунул, оживил, значит. Примем так, на веру. А что тут особенного? Обычное дело – создавать и вдувать потом душу. Как до этого со всякой живностью и было. А дальше-то пришлось рай насадить в Едеме на востоке. Это как понимать? Где это на востоке? На востоке от чего? Едем (Эдем) – он самый рай и есть. А, понятно, в раю насадил Бог райский сад, то есть не всю площадь Едема занял Бог всякими деревьями, приятными на вид и хорошими для пищи. Туда же, в сторонке, поместил Он и дерево жизни рядом с деревом познания добра и зла.

Может быть, не во-первых, а в каких-то других, но кто же дал имя Адаму? Прямо-таки в последнем стихе 2-й главы обозначается имя – Адам, без имени жены. Только потом он назовёт её Евой. На древнееврейском языке слово «адам» просто означает – человек. А слово «ева» – дающая жизнь. Поэтому Бог не очень затуманивал Свои мозги тем, как назвать первого человека: Он сотворял человека, поэтому и назвал его – Человек (Адам). И если уж Еве было Богом уготовано стать матерью всех других людей, то, понятно, самое правильное было и назвать её – Дающая жизнь (Ева).

Попутно дополню, что имя «Дающая жизнь» подразумевает дальнейшие события, которые при названии первой женщины ещё и не предусматривались, я имею в виду их дальнейший «грех», приписываемый только им двоим (в то время), за что они и были наказаны.


Пусть это будет во-первых. А во-вторых, хоть это и не столь важно, но в какой из дней Бог сотворил Еву? С одной стороны, в 1-й главе говорится, что Он сотворил сразу мужчину и женщину по образу и подобию. И тут же и благословил. А ведь дальше-то, не говорится же, в какой из дней насадил Бог рай в Эдеме на востоке (2:8), в который поместил потом человека, пока ещё одного, без жены. И ему наказал не есть от дерева познания добра и зла. И только потом спохватился и решил, что в таких условиях скучновато будет этому творению и решил вопрос о помощнике (помощнице), произведя такое своеобразное кесарево сечение. И соединил их Бог, назвав их одной плотью, и приказал им отшить от себя отца своего и мать свою (то есть Себя), как будто они – не Их (не Его) плоть. А первоначально-то, как у Адама, так и у Евы Отцом и Матерью был Первый Бог и два других, Земля и Вода. Вот Он и наставил их, первых людей, в первые минуты их жизни оставить Его (Их) в стороне. Что, впрочем, потом и исполнилось, как это можно проследить по дальнейшим Моисеевым записям. Так чего же тогда приставать к людям, что Тебя не почитают? Такой закон Ты им и дал первоначально, самый первый закон (как у А.Т.Твардовского): «Отринь отца и мать отринь».

И ещё, Адам и Ева были наги и не стыдились этого, потому что они этого не замечали. А это значит, что и Сам Бог был голым. Простите, не очень складно так говорить о Боге. Не голый Он был, а без одежды. Зачем во что-то одеваться, если это всё равно никем не замечается. (Да и было ли что закрывать?) Вот почему и были изгнаны из рая Адам и Ева после закуски от дерева познания добра и зла. Мало того, что они себя увидели в чём Отец родил, они и Отца своего увидели в том же самом, то есть без того же самого. А это уже чревато некоторыми последствиями. Помните, что Микеланджело нарисовал всех героев своего «Страшного Суда» нагими, и что из этого, в конце концов, получилось. Ведь заляпали же потом его картину, всех одели, поскольку голыми быть на виду у всех – недостойно есть (и пить).

Что я сюда хочу ещё добавить, совсем даже и не в укор Богу. Посмотрите картины и рисунки на тему Адама и Евы. Вы нигде не увидите, что они нарисованы без пуповин. А такого быть не должно, хотя нам это и не совсем складно видеть. А если есть у них пуповины, а Бог создавал их по образу и подобию Нашему (то есть – Своему), то такая же конструкция должна быть и у Бога, то есть Его тоже Кто-то рожал, и совсем Он не сирота, а только прикидывается. Но, будем считать, что это просто недомыслие художников, а не какие-то козни Бога.

Читаю (Быт. 3:7,8):
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями.

Дальше Бог, не показываясь, вероятно, Адаму с его женой, потому что увидели бы они и Его наготу (а это, как будет потом известно – смертный грех), отругал их изрядно. Но делать нечего, не возвратить юридически значимого действия, сшил Он им одежду из кожи (пришлось из-за этих неслухов осваивать ещё и профессию портного; мало того, пришлось и животных погубить для получения кожи), а потом и отправил из рая на остальную землю, данную им для тяжёлых испытаний.

Я совершенно упустил из виду тот факт, почему Ева с Адамом оделись. Хотя Бог и предупреждал Адама не вкушать плода с дерева познания, он, всё-таки, это сделал. История эта широко известна. Змей там по райскому саду ползал, причём, он мог говорить человеческим голосом на еврейском языке, таким его и создал Бог, теперь уже досконально известно – для чего. Вот эта гадюка и подсказала Еве отведать вкус плода с дерева познания. Вряд ли Ева пробовала этот фрукт в единственном числе, она бы сразу поняла, что к чему. Просто Ева дождалась Адама, и они по очереди откусили плод познания. А как только откусили по кусочку, то сразу же и увидели, что они оба голые. Вероятно, сразу застеснявшись друг друга, они и прикрылись какими-то лопухами. В таком же виде, вероятно, но без лопухов, они увидели и Бога.
Вот после этого и получили они кожаные одежды, сшитые на скорую руку их Отцом, и скоро же отправились из рая бродить в его окрестностях.

Читаю (Быт. 3:22):
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

Вот тебе и раз! Сам Бог снова говорит, что Их много. Во всяком случае – больше одного. Так что предположения о других Божествах, Земле и Воде, вполне подтверждаются. Хотя бы о Них.

Сначала, то есть – в начале, всё было, как будто, хорошо. Был Бог везде и во всём, что тогда могло быть, Его Дух, носившийся неприкаянно над бездной, был и ещё божок – Вода, заполнявшая бездну и тьму, потом появился с подачи Вечного и другой божок – Земля. Вместе Они принялись за устройство придуманного Им мира с разделёнными светом и тьмой, светилами на твёрдокаменном небе, с растительностью и морскими животными, часть которых превратили в небесных пернатых, с сухопутными животными, в том числе – с человеком. И вот, как только появился человек, созданный «по образу и подобию Нашему», Бог сразу же стал наделяться функциями этого человека. Я не буду уходить далеко вперёд, где эти функции тоже появляются постоянно, во времена Исхода, Левита, Чисел и другой еврейской истории. Я остановлюсь вот здесь, на этом, пока коротком отрезке истории, закончившейся изгнанием Адама с его супругой из рая.

Во-первых, конструирование первого человека из какого-то праха земного. При прочих Его чрезвычайно невообразимых способностях и возможностях представим себе, что сидит Бог (сидит, потому что мы с Него списаны) и, смачивая земной прах водичкой, лепит куклу, Адама. Потом, взяв ребро Адама, а никак не тот же самый прах, что было бы логичнее, каким-то образом, в лаборатории небесной, составляет из одной косточки вполне приятную особу, помощницу Адаму. Впрочем, зная, чем всё это дело кончится. На то Он и Бог. А если не знал, что как раз и следует из священного текста, то тут в Нём и проявляются именно человеческие качества: всё знать человеку не дано.

Во-вторых. Оказывается, что и Богу не чужды чисто человеческие страдания от жары. И Он выбирает для прогулок (?) по раю прохладу дня. Это в раю-то! Оказывается, что не всё там так хорошо, если Самому Богу приходится по-человечески плохо.

В-третьих. А кто же это ребятам шьёт трусы? Не пилот же!? Нет, не пилот. Бог шьёт трусы. И снова представим себе картину, в которой Всемогущественнейший опять сидит, естественно, как и мы, вдевает нитку в иголку, прищурившись одним глазом, сняв предварительно мерки с Адама и Евы, сделав выкройки из кожи, и сшивает всё это в подобие одежды. А потом, может быть, и что-то подправляет в пошивке, как и человеческие портные. Вот тебе и записали – «сшил». Не так всё просто.

В-четвёртых. Чисто человеческое бессилие при абсолютной всесильности – боязнь, что Адам может стать божеством, как и Они, что останется с Ними, вкусив от другого дерева. Похоже, что никакой защиты от этого Бог не мог придумать, как только отправить из рая Адама и Еву на землю, по задуманному Им сценарию.

И ещё вопрос: что подразумевается под «первородным грехом»? То, что Адам и Ева увидели себя нагими? И Бога – таким же? Либо то, что Адам познал Еву? Но это последнее было разрешено Богом ещё раньше (Быт. 1:24-31), когда Он им разрешил: «плодитесь и размножайтесь». Тогда о чём и для чего это было сказано раньше? Как Бог представлял Себе это их размножение?
Впрочем, одни бестолковые и не нужные вопросы, на которые не может быть никакого ответа.

Читаю (Быт. 4:16-22):
И пошёл Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла родила Тувалкаина, который был ковачём всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.

В те времена, когда Земля была плоская, как блин, на восток от Едема далеко не уйдёшь. Можешь остановиться, например, в современных государствах Афганистан или Пакистан, попасть в Индию или Непал, не пройдёшь и мимо Китая, оказаться в Бирме, Вьетнаме, в крайнем случае (уж куда тогда более крайний случай) осесть в Индонезии, на Филиппинах, по Австралии рассыпаться. Это если Земля плоская. А если она круглая, как шар, то восток становится делом тонким, спокойно может оказаться неизвестной тогда хотя бы Центральной Америкой, которая в последующем, через 1656 лет после сотворения Земли, не была затронута потопом. Если была бы затронута, то, конечно, это было бы записано в соответствующем месте соответствующих книг. Было бы записано, что часть потомков Ноя ушла на поселение в сторону востока, да так далеко, что их обнаружили только через семь тысяч лет после библейского сотворения Земли и стали нещадно истреблять уже в нашей (не библейской) истории это появившееся ноевокаиново не добитое семя.

И второе, к чему такие, хоть и не очень большие, но подробности в родословной Ламеха от семени Каина? Кто кого родил, чем занимались дети мужского пола Ады и Циллы? Тот – кузнец, другой – музыкант, третий – животновод. А ведь то, что пишется о них, что они животноводы, музыканты и кузнецы, то всё это благополучно было остановлено потопом. Все Каиновы специалисты погибли вместе с такими же и другими специалистами, которые жили от них на западе. Но тут, скорее, другое. Усматривается некая параллель с родословной Ноя от Сифа: Адам – Сиф – Енос – Каинаин – Мелелеил – Иаред – Енох – Мафусал – Ламех – Ной. А вот цепочка до Ламеха от Каина: Адам – Каин – Енох – Ирад – Мехиавель – Мафусал – Ламех. Логика подсказывает, что Ной именно должен быть из земли Нод. В этой земле творились противозаконные безобразия, взять, например, двоежёнство Ламеха, что и вывело из Себя Творца. А западные народы, размножившиеся от Сима, Хама и Иафета, кое-как законы соблюдали. Вот и произошёл потоп не на всей Земле, как потом стало утверждаться после редакций ветхозаветных историй, а только в земле Нод. Вероятно, так оно и было в ранних преданиях. Потом уже их объединили, тексты резали-клеили (известный в науке принцип «рекле»), и получилась такая куцая и не нужная информация о дальнейшей жизни потомков Каина, расположенных в похожей последовательности до появления очень праведного в земле Нод Ноя, ходившего по этой именно земле под Богом. 

Читаю (Быт. 6:1-6):
Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, каждую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, когда сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце Своём.

Какой короткий отрывок из Бытия, а сколько в него вместилось весьма интересного!

Во-первых, на сцене появляются параллельно с людьми Божии сыны. Кто это такие, объясни, Господи? Но поезд объяснений давно ушёл. Тогда на ум, если он есть, приходит следующее объяснение. Создав человека вместе с его неразумным помощником (помощницей), Бог продолжил священные дела с земным прахом, понравилось Ему это искусство – скульптурное дело. («И увидел Он, что это хорошо!») Но Он стал творить только одних сынов примерно мужского пола «по образу и подобию Нашему», без помощниц им, чтобы другие Евы не вкусили запретного. Сыны Божии пошли потоком из рук Божиих, но поскольку помощниц им в их мужских делах не нашлось, то они обратили внимание на разраставшееся в геометрической прогрессии население вокруг рая, где они, вероятно, и находились. Это их внимание переросло во взаимную любовь, поскольку сыны Божии стали брать в жёны дочерей человеческих. Как следует из повествования, по взаимному согласию, с добрым пирком и со свадебкой. Никаких противозаконных действий со стороны этих новоявленных сынов не было.

Во-вторых. С сынами Божиими как-то коряво разобрались. Но тут появляются на сцене ещё одни сыны – исполины, которые издревле были не только сильными, но и славными людьми. Не сказано, в чём их сила, не сказано, в чём они тогда могли так славно прославиться, не сказано – когда это издревле. Так вот, до того, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, были эти исполины, всего-навсего, исполинчиками. Не такими сильными и, похоже, не такими славными, как исполины – дети сынов Божиих и дочерей человеческих. Кто были эти исполины? Великаны? Богатыри? Насколько они были великанами, насколько – богатырями, об этом здесь и во всех строках потом ничего не говорится. Ведь в отношении этих сынов Своих не позвучало со стороны Бога никаких угроз. Угрозы были только в отношении простых людей (Быт. 6:7):

«Человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов (Может быть, скоты – это и есть исполины? – С.Ч.), и гадов и птиц небесных истреблю (А этих-то вместе со скотами зачем? Что же они-то такого натворили? – С.Ч.).

Теперь-то я точно знаю, кто построил египетские пирамиды. Конечно – эти самые исполины, о которых и сохранились кое-какие сведения, определяющие их в строителей этих замысловатых сооружений. А жили указанные исполины, Божьи сыны (я называю только примерное время, связанное со строительством пирамид и Сфинкса), почти 15000 лет тому назад. Примерно в то же время и случилась глобальная катастрофа на Земле, которая привела практически полной гибели всего живого. Катастрофа эта была вызвана, скорее всего, падением небесного тела. От Божьих сынов остались только пирамиды, разбросанные по всей Земле, да некоторые воспоминания, которые получили отражение в Ветхом Завете. А дальше продолжили жизнь на Земле другие человеческие ветви.

В-третьих, повторюсь вместе с И.Губерманом, у Бога были (и конечно, есть) руки и сердце, как и у нас с вами. Голова, конечно, тоже есть, а как же? Сердце бьётся, организм работает, голова думает и даёт команду рукам делать из праха земного Своё подобие, чтобы с этим подобием потом расправиться как подобает. Но перед этим, чисто по-человечески, воскорбев в сердце Своём: жаль, конечно, но ничего Я поделать с Собой не могу; хоть и силён Я чрезвычайно, но привести вас в чувство, кроме как уничтожить (истребить), способностей Мне не дано Мной же, потому что выше Меня нет никого.

А дальше был потоп.
В-пятых …, в-шестых …, в-седьмых … Читаю …, читаю …, читаю … Долго читаю, потому что после каждого стиха находит какой-то свой стих о великих странностях нашего большого Бытия, о которых ни в сказке сказать, ни пером описать.



Далее: Вместо послесловия.