Глава 23. Крещение

Сергей Чекалин
Крещение

К р е ьщ е н и е. Христианский обряд (таинство)
принятия к.-л. в число верующих,
приобщения к церкви, наречения имени.
С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

По 3-й главе Матфея.

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской. И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».

Вот с этого и начинают также свои повествования Марк и Иоанн. Но у всех четверых примерно одинаково описываются проповеди Иоанна Крестителя, его свидетельство о появлении Спасителя.

«Те дни» проходили примерно в 29 г. н.э., в пятнадцатый год правления императора Тиберия (если перевести на современный календарь, то это приходится в период с 19 августа 28 г. по 31 декабря 29 г.).

С кем же говорил в пустыне Предтеча? Какому здравомыслящему придёт на ум там жить. А если и найдутся такие, то очень их немного будет. И какой толк тогда от этих проповедей?

Но можно, не спросясь об этом читателя, немного отвлечься в отношении пустыни. Известно, что многие наши (и не только наши) святые тоже обретались некоторое время, а то и вообще всю свою святую жизнь, в пустынях, так называемые – пустынножители. К ним, например, относится иностранец Антоний Новгородский, приплывший к нам в Новгород из-за рубежа на камне, а до этого некоторое время пустынножительствовал у себя на родине. Так что, вполне вероятно, что пустыня, в церковном понимании, это место, где проживает очень мало людей. Это может быть и лес, и тайга, могут быть и горы, могут быть и степи. Словом, что угодно, а не просто пустыня Сахара или Гоби.

Но никуда не деться от этого, от пустыни, в которой проповедовал Иоанн Предтеча. Это-то, скорее всего, была самая настоящая пустыня, типа Сахары, в которой жарко, мало воды, но много песка. Так написано, чтобы показать, как Иоанну было трудно. Одежда у него сплошь состояла из верблюжьей шерсти, да ещё и пояс кожаный. Страх господний, как в ней туговато было, да ещё в пустыне, на жаре. Питался он акридами (саранчой) и диким мёдом. Саранче в пустыне хорошо жилось, вольно, лети куда хочешь – нигде ничего нет. Да и пчёлки дикие в пустыне какие-то особенные, песок, наверно, собирали. Откуда цветам-то взяться? Так что поймает Иоанн саранчу, обмакнет её в песок пчелиный и – хруст-хруст. А после – проповедует. Соответственно своей пище.

Ну, это ладно, для создания, так сказать, обстановки. А ещё главное – «в те дни». Какие это такие «те дни»? Во второй главе у Матфея Иосиф с семьей только-только вернулся из Египта в Назарет. И тут же – «в те дни». Оказывается в «те дни», когда Иоанн крестил Иисуса. То есть, когда Иисус был уже довольно-таки большим Младенцем, тридцати с небольшим лет, уже давно способным иметь и Своих младенцев. Возраст-то с Иоанном у них почти один, на полгода всего разница. (Иоанн старше ровно на полгода: это я ориентируюсь на установленные в православии праздники рождества того и другого по седьмым числам по новому стилю соответствующих месяцев, января и июля. А на самом деле точно неизвестен день рождения даже Самого Иисуса, не говоря уж о Его родственнике Иоанне Предтече, не только день, но и, как видим, – год.) А вот чем Иисус занимался до крещения, об этом история скромно умалчивает. Какие-то есть предположения о том, что Иисус до тридцати лет стажировался у буддистов в Индии, как будто есть этому даже и документальные подтверждения, которые в настоящее время намеренно скрываются от широкой публики. Но можно полагать, что Он помогал Своему отчиму Иосифу плотничать, ничем таким божественным не занимаясь до 30-ти лет, до совершеннолетия в отношении проповедей и набора учеников. И только после крещения для нас резко так и объявилось, что вот Он, Паренёк этот переросший, Сынок Мой:
«И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

И глас-то был для Иоанна, крёстного, который и без гласа, оказывается, знал, кого крестит. Надо было подтвердить, что не промахнулся Иоанн струёй воды. Это евангелист Иоанн, единственный из всех, решил, что Иоанн Предтеча не знал, кто будет Христос, пока на это ему не укажет Сам Бог. К последователю Иоанна можно отнести и Мигеля Отеро Сильву, который в своей книге «И стал тот камень Христом» тоже предложил такую же версию.

Единственный из всех, Лука (гл. 2), сравнительно сильно приверженный к фантазиям, привносит немножко сведений о детстве Иисуса (2:40–52), о Его возрасте в двенадцать лет. Дело тут, вероятно, не в фантазиях Луки. Фантазии появились как следствие. Скорее всего, Лука, склонный к фантазиям и драматургии, был сильно удручён отсутствием сведений о жизни Иисуса до Его тридцатилетнего возраста. Какой-то странный пробел в такой замечательной истории из жизни такого замечательного Человека. Если ничего не придумать сравнительно толкового, то никак не получится информация ЖЗЧ (Жизни Знаменитого Человека), как, например, наши книги серии ЖЗЛ. Но, правда, Лука, обладающий большими способностями фантазировать, приводит, несмотря на это, довольно странный поступок молодого ещё Иисуса.

Родители Иисуса каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи (Песах), брали с собой и Иисуса, а может быть, и остальных детей, которые должны были быть старше Его, поскольку у Его Матери Он был единственным Сыном, а у Иосифа больше детей, кроме детей от умершей первой жены, тоже не было. Ведь, как полагают в христианстве, у Марии был единственный сын – Иисус, Он же и Первенец (но можно полагать, как и было сделано автором выше, что у Марии с Иосифом были и ещё совместные дети, несколько братьев Иисуса). И вот в год, когда Иисусу исполнилось двенадцать лет (это могло быть и в 6-8-х гг., а не в 12-м), родители после празднования пошли домой. Но Отрок с ними не пошёл, а родители и не заметили этого (хороши родители!). Целый день шли, не замечая, что Мальчишки нет с ними. Ну что там за день-то пройдёшь? Километров тридцать, думаю, что не больше, по жаре-то. Получается три дня пути в один конец, поскольку от Иерусалима до Назарета немногим более 100 километров. Как, например, от нашей Москвы до нашего же Ступино.

Спохватились родители, пока ещё в дороге были, вернулись в Иерусалим. А это ещё один день (тридцать километров) пешкодралом. И только через три дня нашли они Иисуса, Который, как ни в чём ни бывало, посиживал в храме среди каких-то учителей, слушал их, вопросы задавал. Матери-то каково было! Ладно, отец не родной, но Мать-то уж куда как родная! А кругом все охали да ахали, дивились, какой Мальчик разумный, и родителей, наверно, почитает! Родители, конечно, обрадовались, что Сынок нашёлся. Но когда подошли, то набросились, естественно, на Него: «Что же Ты, такой-сякой, мы тебя ищем, с ног сбились, а он рассиживает тут! Ну-ка, марш домой!» На что им Иисус резонно заметил: «А что Меня искать? Да и к чему? Вы что, не знаете, что ли, что Отец у Меня другой?» Нет, Он чуть-чуть не так сказал. Зря я так напускаюсь, да ещё на несовершеннолетнего мальчишку. Он ответил:
«Зачем было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лук. 2:49).

Вот, наверно, Иосиф-то задумался: это в чём же должен был быть его Сын, что ему, Иосифу, принадлежит? Словом, так оно и было, напомнил родителям Иисус-Отрок , что Иосиф – приёмный отец, отчим.

Ну и что на это скажешь? Да, Отец-то другой, а вот Мать-то перед Ним. Родители, конечно, всё забыли, и Иосифова Ангела во сне, и Гавриила, за прошедшие двенадцать-то лет. Как и сейчас некоторые из нас про, например,  давнее ГКЧП с «Лебединым озером». Подумали только, что Сынок их несколько не того, это насчёт Его ума. Обстоятельства на то и указывали. Ведь вот так коснись, не дай Бог, каждого – сын или дочь пропадут, а потом окажется, что они на дискотеке задержались. Да и скажут тебе с упрёком:
– Какое такое дело тебе до моей дискотеки! Тоже мне – указчик нашёлся! Отец (мать) родной (родная)!

Но наш Малец-Отрок понял, что нескладно всё как-то получилось, дальше уж родителей слушался, да ума-разума набирался, в том числе и по плотницкому делу. Пропал для нас с вами ещё примерно на восемнадцать лет (считая по «исследованиям» Луки).

Если обратиться к предположениям С.Алексеева («Где пропадал Иисус 16 лет?». «Огонёк», 1999) о дальнейшем нахождении Иисуса после Его двенадцати (по Луке) лет до тридцати (появления на народе в родных местах), то можно сфантазировать, что двенадцатилетний Иисус (в 6-8-х гг. н.э.) беседовал тогда в храме с индийскими волхвами (буддистами), которые увидели в Нём не совсем простого, а одарённого мальчишку. Они же и взяли Его с собой в Индию для дальнейшего воспитания и обучения. Так что, вполне возможно, что Иисус до «тех дней» находился в отдалённых краях, а к нужному моменту, не к Своему крещению, а к набору учеников и последующих событий, возвратился домой. Можно даже кощунственно предположить, что он набрался у учёных индийских волхвов уму-разуму, что потом и применил на практике в хождениях по израильской земле.

Если это «взяли с собой в Индию» было, то родители Иисуса не возвращались Его искать, как об этом сообщил Лука по своим «исследованиям». Самостоятельно этот Отрок не мог решить такой вопрос, конечно, произошло это (если оно произошло) только с согласия родителей, да и не того и другого, а только отца. Известно довольно подробно, что женщин в то время не считали за людей, поэтому Мать Иисуса и не спрашивали бы.

Но это только в том случае, если версия С.Алексеева подтвердится. Я говорю об истории последующей жизни Иисуса после Его 12 лет до возвращения домой, а не про то, что женщин не считали за людей.


Далее: Глава 24. Первозванцы.