Глава 26. Отче наш!

Сергей Чекалин
Отче наш!

Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, –
чужой, а не язык твой.
Притч. 27:2.

Потому что, каковы мысли в душе его,
таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе,
а сердце его не с тобою.
Притч. 23:7.

Появление тов. Сталина на трибуне встречается продолжительной, бурной овацией всего зала. Весь зал встаёт. Со всех сторон несутся крики: «Ура тов. СТАЛИНУ!», «Да здравствует тов. СТАЛИН!», «Да здравствует Великий СТАЛИН!», «Великому гению тов. СТАЛИНУ ура!», «Виват!», «Рот фронт!», «Тов. СТАЛИНУ слава!».
И.В.Сталин. Доклад о проекте Конституции Союза ССР.

По 6-й главе Матфея.

Мне, после отдельной публикации этой главы в Интернете, один из читателей задал вопрос, а причём, мол, здесь Сталин. Я ему ответил, что в то время Сталин был нашим богом, так его встречали и провожали, славили и боготворили. Хотя он действовал как тиран, это же хорошо известно из истории. Вот я и сопоставил двух Богов. Как обращались с одним, и как требуют обращаться с другим. Тоже, ведь: «Слава Тебе, слава, Господи!» Просто не очень складно Богу кричать «да здравствует!» Чем же отличается одно от другого?

Начнём, пожалуй, с молитвы. Марк и Иоанн не знали об этой молитве, странно даже как-то. Ну, Марк рядом не был, не сподобился. А Пётр, с которым Марк был на короткой ноге, мог и не сказать об этой молитве, мог запамятовать, хотя текст её не очень сложный, тем более – для способностей Петра. А может быть, и сказал, но Марк забыл, и такое бывает. Никто не застрахован от забывчивости, от склероза. Более странным является то, что не знал о ней Иоанн, проживший в христианстве дольше всех своих коллег, ходивших вместе с ним и Иисусом. Уж этот-то ученик точно должен был знать о молитве. Да вот на тебе, запамятовал и Иоанн, да и Сам Иисус не подсказал ему этого момента, когда писалось Евангелие на острове Патмос рукой Прохора. Может быть, Прохор оказался засланным казачком и специально упустил такую важную часть, переданную Богом (Иисусом) Иоанну?

Впрочем, как Иоанну, так и Марку, было Кому подсказать, даже и при их сильном склерозе. Ведь ясно же, что все они, как и Лука с Матфеем, не сами написали про эти события. Церковь (католическая или православная) никогда не скажет, что Священные Книги написаны простыми людьми, без вмешательства на то Бога. Лука, вон, и не ученик вообще, а ведь помолился, как было Им велено. Но ведь и Марк – не просто человек со стороны. Он ведь был среди избранных семидесяти учеников. И не только был. Полагают, что Тайная вечеря состоялась в доме родителей Марка, и после там же встречались приверженцы Иисуса. Что же, Иисус не снарядил в путь этих Своих 12 да ещё 70 (по Луке) такой простой молитвой к Себе? Вряд ли. Такой момент не был бы упущен. А вот, оказалось, упущен, надо полагать, что и для всех дополнительных (по Луке) 70-ти учеников.

И ведь что ещё интересно, Матфей при подготовке своего Евангелия пользовался сочинением Марка. Но у Марка нет «Отче наш». Похоже, что Матфей первым и придумал эту молитву. Так, скорее всего, и было. Хотя зачем, казалось бы, это ему придумывать, если он сам находился рядом с Иисусом и слышал её? Лука же не пользовался Евангелием от Матфея. Откуда же у Луки появилась эта молитва? Ведь в Евангелии от Марка, которым Лука пользовался, её нет? Тут, надо думать, не обошлось позже без дописания этой молитвы в текст Евангелия от Луки. Но вполне возможно и другое: первым эту молитву придумал Лука, что вполне соответствует его таланту, а в Евангелие от Матфея она была вписана позже, поскольку сам Матфей Евангелия от Луки, похоже, не видел. Восполнили такой важный пробел, который у Луки был изначально. Только вот почему не поправили Евангелия от Марка и от Иоанна? Подогнать бы под одну гребёнку. Что там говорить, что было, то было, не воротишь. В этой неразберихе не только рогатый и копытный сломит ногу. Но вот почему же Иоанн не польстился на такую молитву? Тоже ведь, как и Матфей, слышал её. Посчитал её примитивной, вероятно, по отношению к своему яркому философскому уму? Скорее всего. Поэтому и возникает вообще подозрение, что молитву эту дописали кое-где гораздо позже, уже после всех писателей, но ещё до Иоанна, но гораздо позже Иисуса Христа. Ведь на собраниях ранних христиан эту молитву не пели, это же доподлинно известно, а пели псалмы из Ветхого Завета.

Приводится здесь молитва к Богу (по Матфею) «Отче наш», являющаяся одной из основных в христианстве, рекомендованная, как косо об этом можно подумать, Иисусом.

О т ч е   н а ш,… [Это обычное обращение к любому высокопоставленному либо тому, от кого ты зависишь. Но не «пап, а пап?», а, например, «Ваша честь!», «Товарищ генерал!», «Отец наш родной!» (вспомним отца родного Сталина, чем не бог?). И никак не «Слыш, ты!»];

…с у щ и й   н а   н е б е с а х,… [Подчеркивание величия, по сравнению с тобой, льстивое. «Государь Всея Руси, Великия и Малыя!», «Ваше Святейшество!», «Господин Президент (даже и Премьер Министр)», «Сидящий на своём месте», «Конечно, Ты есть, а как же?» – это утверждение на всякий случай. А потом, где-где? На небе, что ли? Да небо – это небольшое продолжение Земли. А дальше – бесконечность. Какое там небо? Чернота и кругом далёкая пустота, заполненная материей. Да и жил-то Бог сначала, как сказано в Книге Бытия, именно на Земле, в раю, в Эдеме, рука об руку с Адамом и Евой до определённого момента. Там Он и остался, а Адама и Еву прогнал из Эдема в остальные окрестности Земли. Да и сотворил Он небо и землю. А сначала ничего не было, и где Он обретался до этого – молчок. Что же Он, небо для жизни Себе сотворил? Догадался за бесконечное до того время. Он – Вездесущий, так говорят о Нём, да и Сам Он скромненько от этого не отказывается. А, значит, не на небе живёт, а везде, где ни попало. Даже, простите, в магазин вместе со мной за пивом ходит. Ну, отправили на небо и отправили. Неудобно как-то рядом с Богом жить, страшновато.];

…д а   с в я т и т с я   и м я   Т в о е,… [«Лучше тебя нет никого»,  «Мы все знаем Вас, как…», «Все с глубокой благодарностью относятся к Вашим…». Имеется в виду, вероятно, такой глубины любовь к Богу, как это изображено А.И.Куприным в «Гранатовом браслете». Но у Куприна эта любовь направлена не к Богу, а к определённой даме. Здесь я делаю некоторое сопоставление, как в Песне Песней Соломона. Упоминание имени Бога с придыханием и задержкой дыхания. Где же Оно должно святиться? Без подробных пояснений не понятно. В наших сердцах, вероятно? А возможно, что и в других местах.];

…д а   п р и и д е т    Ц а р с т в и е   Т в о е,… [Пожелание с сомнением, есть ли оно сейчас, это Царствие? А то Он всё говорит, а Царствия Небесного как не было, так и нет. Хотим, чтобы оно, наконец, пришло. Какая-то просьба для себя Царствия, как может вполне оказаться, не заслуженного. Его Царствия, конечно. А ведь все упоминаемые святые всегда говорили, что ничтожества они, грешные они, не достойны они. Но, на всякий случай, уничижив себя, вдруг это Богу понравится, а Он Царствие-то Небесное тебе и устроит, так и попрёт, так и попрёт.];

…д а   б у д е т   в о л я   Т в о я   и   н а   з е м л е,   к а к    н а   н е б е. [«Под Вашим мудрым руководством…», «Ваши указания являются…», «Ваши решения способствуют развитию не только…, но и…». Какая такая воля Его на небе, надо было бы пояснить. В чем она? Тогда уж и примерять её к земле. А то вдруг не подойдёт. Тогда о чём разговор? И что же имеется в виду под волей? В словаре много значений этой воли:
– способность осуществлять свои желания, поставленные цели. (Не совсем подходит, раз не получается Ему осуществлять свои желания, чтобы все Его любили. Ну а про поставленные Им цели мы вообще ничего не знаем и знать никогда не будем, потому что это тайна великая есть.);
– сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь. (Даже как-то неудобно говорить здесь про Бога, что у него имеется сознательное стремление.);
– пожелание, требование. (Если говорить о небе и земле, то нельзя отождествлять пожелание и требование к небожителям и простым смертным. Разные они, потому что прикладываются к разным объектам. Так что здесь получается, что мы приравниваем себя к небожителям, к серафимам, херувимам и прочим летающим Небесным насекомым.);
– власть, возможность распоряжаться. (Вот где собака-то зарыта! Давай, дуй, распоряжайся, властвуй! Но, дорогие мои, Он и так сильнее этого. Как же можно желать Ему властвовать, если Он и не помышляет другого? Он так и поставил Себя, что всеми управляет и ныне, и присно, и вовеки веков.);
– свобода в проявлении чего-нибудь. (Тогда это звучит как разрешение Богу свободно проявлять чего-нибудь. Давай, мол, мы Тебе ничего не сделаем. Разрешаем проявлять Твои дела в чем-нибудь.);
– свободное состояние, не в тюрьме, не взаперти. (Тут уж дошло и до смешного. До пожелания не попасть в тюрьму, да и не быть под стражей на небе.)];

Х л е б   н а ш   н а с у щ н ы й   д а й   н а м   н а   с е й   д е н ь… [Просьба незамысловатая. Уж чего-чего, а хлеб-то нужен каждый день. Только почему Он-то должен его давать? В поте лица добывай сам, как было Им установлено ещё раньше для Адама с Евой и последующего их потомства. Это как раньше, при крепостном праве: «барин, благодетель, нас кормит», не имея в виду, что «барин в поте лица», а имея в виду, что «Ваше сиятельство!» Хороша главная молитва, всё «дай, дай», нет, чтобы «возьми». Это как воспоминание о насыщении пятью хлебами. А ведь «дай мне» может для кого-то обернуться колом, не достанется. Закон М.В.Ломоносова, Божьей милостию, работает и в этом случае, несмотря ни на что: если где чего-нибудь прибавится, то уж, точно, где-нибудь этого же столько и убавится.];

…и  п р о с т и   н а м   д о л г и   н а ш и,   к а к   и   м ы   п р о щ а е м   д о л ж н и к а м   н а ш и м,… [Вот тут  не понятно! С одной стороны, «мы прощаем должникам нашим» –  это дело может быть и хорошее, даже, скорее, хорошее. Но, с другой стороны, если я сам кому-то должен, то с чего это Бог должен прощать этот мой долг? Хорошенькое дело! Я тому простил его долг, а мой долг другому – шиш! «Я попросил у Бога, Он мне простил, так что – извини, дружок». Так, что ли? И потом, чтобы говорить «мы прощаем должникам нашим», надо быть уверенным, что это так. Молитва читается поодиночке и всеми вместе, хором. Она обязывает не произносить её тем, кто не простил долгов других людей. Иначе всё это – липа. Для красного словца. Так что сначала прости все долги всем должникам, а потом только, хотя бы за это, даётся тебе право произнести эту строку: «Вот, видишь же, я простил все долги, так что давай, теперь Твоя очередь».];

…и  н е  в в е д и   н а с   в о   и с к у ш е н и е,… [Очень мощное подозрение на дьявольское лукавство Бога, как упрёк. Ты, мол, вводишь во искушение, Такой-Сякой, но, пожалуйста, не делай этого, слабенькие мы, ничтожные. Это как подлость, подбросить кошелёк с деньгами, а потом поймать за руку. А главные искушения идут ведь и от Самого Бога. Искушением тогда будет и Его милость. А как же, если ты обязан её принять. Искушением, как испытанием, будет и немилость Божья, для укрепления веры, как это произошло с Иовом Многострадальным. Самое настоящее искушение. Что, кстати, вовсю пропагандируется церковью: «Надо безропотно сносить все невзгоды»; «Бог наказывает того, кого любит»; и прочая дребедень. Тогда о чём просим Господа, господа?];

…н о   и з б а в ь   н а с   о т   л у к а в о г о;… [Это продолжение просьбы об искушении, но с подозрением тесной договорённости Бога с дьяволом. Как Пилат умыл руки, отдав Христа на заклание, так и Бог здесь подозревается Пилатом, умывающим руки, но отдающим приказ дьяволу заняться вон тем молящимся, а то как бы чего не вышло.];

…и б о   Т в о е   е с т ь   Ц а р с т в о   и   с и л а   и   с л а в а   в о    в е к и. [Последнее обращение весьма стандартное. Оно сродни с «Остаюсь, любящий Вас и уважающий Вас…», «Желаю доброго здоровья на долгие годы», «Желаем дальнейшего процветания и успехов…». Строка хвалебного гимна.];

А м и н ь! [Вот уж, действительно, аминь!].
Какую молитву придумал Иисус для Своего Отца! С дальнейшим расчётом и для Себя, конечно. Для ласкания слуха и Святого Духа. Словом, обращайтесь ко Мне на Вы, да и на колени не забудьте стать, а то не услышу, во искушение введу, чего доброго, а то и лукавого напущу, опыта в этом у Меня богато. А то и накажу и помилую, так что не узнаешь, откуда и за что пинка получил. А то и самого насущного лишу, не дам. Всё могу, потому что Я – Отче ваш!

Молитвы у всех разные, но все об одном и том же. Такую вот подслушал известный Анатоль Франс («Мысли Рике»):
«О мой Бержере, господин мой, бог, владычествующий над убоиной, я обожаю тебя. Будь благословен, ужасный! Будь благословен, несравненный! Я припадаю к ногам твоим, я лижу твои руки.
Как велик и прекрасен ты, когда за накрытым столом ты пожираешь груды мяса.
Как велик и прекрасен ты, когда из тоненькой щепочки извлекаешь пламя и ночь обращаешь в день. О, дай мне пребывать в доме твоём, но одному только мне из всех собак.
И ты, Анжелика, кухарка, божество прекрасное и великое, я страшусь тебя и почитаю, дабы ты давала мне обильную пищу».

А вот и несколько другое прочтение этой молитвы, данное Н.В.Гоголем («Размышления о божественной литургии»):
«Всё обняла собою сия молитва, и в ней всё заключилось, что нам нужно. Прошеньем: д а   с в я т и т с я   и м я   Т в о е, просится первое, о чём прежде всего мы должны просить: где святится Божье имя, там всем хорошо, там, значит, все в любви живут, ибо любовью только святится имя Божие. Словами д а   п р и и д е т   Ц а р с т в и е   Т в о е, вызывается Царство Правды на землю, ибо без прихода Божья не быть правде: ибо Бог есть правда. К словам: д а   б у д е т   в о л я   Т в о я – приводит человека и вера, и разум: чья же воля может быть прекрасней Божьей воли? Кто же лучше Самого Творца знает, что нужно Его творению? Кому же ввериться, как не Тому, Который весь есть благотворящее благо и совершенство? Словом: д а ж д ь   н а м   х л е б   н а ш   н а с у щ н ы й, просим мы всего, что нужно для дневного существованья нашего, хлеб же наш есть Божья Премудрость, есть Сам Христос. Он Сам сказал: Аз есмь хлеб, и ядый меня не умрёт. Словом: о с т а в и   н а м   д о л г и   н а ш а, мы просим и о снятии с нас всех тяжких грехов наших, на нас тяготеющих, - просим прощенья нам всего того, чем задолжали мы Самому Творцу в лице братий наших, Который ежедневно и ежеминутно в образе их протягивает нам руку Свою, надрывающим всю душу воплем умоляя о милости и милосердии. Словом: н е   в в е д и   н а с   в о   и с к у ш е н и е, мы просим о избавлении нас от всего смущающего дух наш и отъемлещего у нас душевное спокойствие. Словом: н о   и з б а в и   н а с   о т   л у к а в о г о, мы просим о небесной радости: ибо как только отступает от нас лукавый, радость уже вдруг входит в нашу душу, и мы уже на земле, как на небесах».

Всё объяснил Николай Васильевич, на то он и великий писатель, хотя в это время уже и отказался от всего великого, написанного им прежде.

Можно продолжить интерпретации этой молитвы. Вам это уже надоело? Очень просто, не читайте дальше. Но, хоть и очень длинно, но я приведу ещё одно её видение, выраженное, как полагают, М.В.Ломоносовым, в стихотворении «Ныне употребляемое саксонских крестьян «Отче наш»:

Солдат, как скоро в дом вступает,
Хозяина тут призывает:     Отче
Имение и весь твой дом
Теперь стал не твой уж он.     наш,
Молчит крестьянин, размышляет
И внутренно его ругает     иже еси
Счастливой век наш перервался,
Помощник нам один остался     на небеси,
У нас злодеев есть безмерно,
И нет достойнаго в них верно,     да святится
Что все народы почитают,
Они, о Боже, раздражают     имя твое,
Лишенным щастия, покою,
Спасение твоей рукою     да приидет
Когда тобой не защитится,
Разграбится и разорится     царствие твое,
Когда злодеев смерть постигнет,
Избавленной народ воскликнет:     да будет воля твоя,
Напастей, бед совсем лишася,
Все будем жить мы веселяся,     яко на небеси
Отколь животныя взялися?
Не с неба ль сшедши, развелися     и на земли,
Своим всё наше почитают,
И с жадностью из рук хватают     хлеб наш насущный
Крестьянин, – всяк из них кричит, –
Чтоб было нам что есть, что пить!     даждь нам днесь,
Коль подати тебе, царю нещастной,
Не заплатим в сей год ужасной     остави нам
Теперь нам всем не до тебя:
Платить нет сил и за себя     долги наша,
Противники владеют нами
И с нашими живут женами,     яко же и мы
Хоть в сердце злобу к ним имеем,
Но в том запретить им не смеем,     оставляем
Гостей несносных мы имеем,
Пусть чорт их в ад сведёт к злодеям,     должником нашим,
Пусть будет скот наш в их угодность;
Самих, о Боже, в ту же должность     не введи нас
Жён наших и дочерей отняли,
Чрез них они введены стали     во искушение
Всесильный, не оставь нас, бедных,
Между людей жестоко вредных,     но избави нас
Спаси нас, часть нашу исправи,
Помилуй, свободи и избави     от лукаваго
Чтоб все солдаты провалились
Или на Турков устремились.     Аминь.

Простите меня, но я приведу и свои соображения в отношении того или иного способа произнесения молитв вообще, а не только «Отче наш».

Началось всё с вопроса какого-то читателя в газету «Телек» (№ 12 за 2014 г., стр. 55): Что такое молитва по согласию? Можно ли такую молитву читать вдвоём?

А продолжилось следующим ответом:
«Это молитва на основании Евангелия. Спаситель утверждал: «где двое или трое во имя Моё, там и Я посреди вас». Когда двое или несколько человек молятся о здравии или другом деле, то молятся по согласию: «Твоими устами Ты сказал нам: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и безмерное милосердие Твоё просим Тебя – услышать рабов Твоих (назвать имена просящих), согласившихся смиренно просить Тебя о бедствующем (болящем, заблудшем и тому подобное) рабе Твоём (имя) – да подаждь ему. (Изложить просьбу). Однако не как мы хотим, а как Ты, Господи; да будет на всё воля Твоя святая. Аминь».

Указанную молитву по согласию применяют, исходя из стихов 19 и 20 главы 18 Евангелия от Матфея (речь о которой пойдёт в своё время), где и записано про двух или трёх собравшихся, среди которых окажется и Он, если от собравшихся к Нему будут какие-либо просьбы.

Но вот это «однако не как мы хотим…» – проскальзывает у всех евангелистов, кроме, пожалуй, Иоанна, в молитве Самого Иисуса к Своему Небесному Отцу.

У Матфея (26:39):
«Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».

У Марка (14:36):
«Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». 

У Луки (22:42):
«Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет».

Вот, оказывается, как надо молиться-то! Свои соображения на этот счёт я выделил в текстах.

Например, текст той же молитвы «Отче наш!» несколько изменится (привожу по Матфею):
«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Цартвие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого; однако не как мы хотим, а как Ты, Господи; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
Или, например, и другая молитва, не к Господу, а к ближайшему к Нему Помощнику в наших делах, к Богородице:
«Умягчи наша злая сердца Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши: на Твой бо святый образ взирающе, Твоим состраданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнуть, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение. Однако не как мы хотим, а как Ты, Мати Пресвятая Богородица, сердец наших Умягчительница! Аминь».

Даже есть и молитва при питьё святой воды, чтобы она сильнее подействовала:
«Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Однако не как я прошу, а как Ты считаешь, Господи.  Аминь».

А уж следующую-то молитву надо знать и употреблять, дело-не-дело, практически всем без исключения, поскольку она предусматривает налаживание отношений между родителями и детьми. Вот как она звучит с рекомендуемыми поправками и дополнениями:
«Владыко Человеколюбче, Царю веков и Подателя благих, разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабом Твоим, вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди: угаси всяку распрю, отъими вся разгласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Однако не как мы хотим, а как Ты, Господи!  Аминь».

Вот тебе и будет, «чего бы ни попросили». Совсем другой коленкор получается. Если получится после молитвы что-то ожидаемое с вашей просьбой, то, несомненно, сработала благость Божья. А если не выйдет что-либо толковое с вашей просьбой, то знайте, что сработало именно «однако не как мы хотим…». И совсем даже и без обид, потому что так сами Его и попросили, с такой вот оговоркой, как говорят про недвижимость – «с обременением».

Замечательное, на мой взгляд, исследование молитвы «Отче наш!» дано А.Н.Крыловым в произведении аналогичного названия, приведённом на сервере ПРОЗА.РУ (автор: Алексей Николаевич Крылов). Он доказал, что эта молитва неправильная, очень в ней много ошибок и опечаток переводчиков. Советую почитать.

А.Мень в «Сыне Человеческом» приводит эту молитву совершенно другого содержания, взятого из Евангелия от Назарян (скорее всего, именно выдержки из этой молитвы к Богу и были использованы кем-то из евангелистов либо тех, кто позже вносил поправки в текст Евангелия). Вот такое её звучание:
«Отче наш, который на небесах! Мы дети твои, и у тебя наша отчизна. Да святится имя Твое. Пусть пребудет в нас благоговение к твоей священной тайне. Да придет царство Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Мы ждем, чтобы Ты воцарился во всем Своем творении, чтобы исполнился Твой замысел и Ты один стал нашим Царем и Господом. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. Поддержи нашу жизнь сейчас, ибо мы верим, что о завтрашнем дне Ты позаботишься. И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим. Сыновний долг, который мы так плохо платим Тебе, есть ответная любовь. Научи нас любить и прощать друг друга, как Ты любишь и прощаешь нас. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Огради нас от зла, идущего извне и от нас самих. Ибо Твое есть царство и сила и слава вовеки. Аминь».

Кроме этой молитвы, «Отче наш!», глава содержит большое число указаний и разъяснений. Все они правильные. Вот, например, творите молитву тайно. Именно так и должно быть, от души. «Молись тайно», не напоказ перед людьми, широким крестным знамением. А дома, тихо, в комнатке либо ещё где, но для себя. Очень правильно. Хотя правильно-то будет молиться не за себя, а за других. А то получается правило: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Да и не к месту здесь: «Вот, я отстоял(а) всю службу на ногах». Ну что же, значит здоровье крепкое, только и всего. Вот примерно об этом и напоминал Лев Толстой в своём ответе Синоду в начале 1910 г. на его отлучение от церкви.

«А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мар. 11:26).

Тут снова, на зло – ответ злом, без вариантов.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, и на небе где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут».

Почти также написано и у Луки в главе 12.

Это относится к вполне определённым материальным вещам, потому что, понимая под сокровищем свое покаяние, свое соблюдение Божьих заветов, впитывание в себя Божьего Слова, то тогда нет логики в приведённом указании. «Не собирайте», – говорит вам служитель церкви и Бога, украшенный золотым крестом, в церкви, где признается единственным металлом золото, да ещё и серебро, да и теперь от платины не откажутся, где драгоценными камнями украшены церковные священные книги и ритуальные принадлежности. Церковь никогда не откажется взять в свои руки то, что ценно. Церковь раньше вообще владела и людскими душами, крепостными, рабами. «Не собирайте», но отдайте нам, избавьтесь от этого греха, мы с радостью этот грех примем на себя. А милостыню церковь не творит, ни тайно, ни явно, ни другим общедоступным способом. Да и о какой милостыне от церкви может идти речь, если свечи она продаёт за разные цены: 5, 10, 15 и более рублей? Сразу идёт разграничение на бедных и богатых. На Каинов и Авелей. Естественно, ведь, возникает мысль, что, чем дороже свеча, тем быстрее молитва дойдёт до Бога, тем больший от неё будет эффект. Говори тут, не говори, что всё равно какую свечку поставить, в душе у нас останется камень недоверия своей молитве, если придётся наскрести только на пятирублёвую свечку.

Это как у одного из авторов, не помню – кого, вероятно – Михаила Задорнова. Если, выходя из туалета, рука почувствует, что ручка выход-ной двери влажная, то, несмотря на то, что руки-то человек перед тобой и мыл, но какой-то осадок о другом, всё-таки, остаётся.

(Мне очень понравилось отношение к указанному в Троице Сергиевой Лавре, когда я работал в ней геодезистом по наблюдению за деформациями её сооружений. Там часть свечей предлагалась на усмотрение берущего: есть что дать за неё, дай, сколько сможешь, а нет – то можешь просто взять и поставить кому хотел.)

Это, вообще говоря, сродни молитве по соглашению. Я поясню, в чём тут дело. Молитва по соглашению выполняется так: если ты что-то захотел со стороны Бога, Его помощи тебе, то подбери несколько человек своих единомышленников в отношении твоей просьбы, соберитесь вместе и одновременно попросите Бога в этой помощи. Тогда, как утверждается церковниками, молитва быстрее дойдёт до Бога. Причём, молитва должна читаться вслух. Надо полагать, чтобы она не только быстрее дошла до Бога, но и была им услышана. А раз это так, то понятно, что за сторублёвую свечку тебе, естественно, достанется больше пышек, чем за десятирублёвую.

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец наш Небесный питает их».

(Примерно так же написано и у Луки в главе 12, но Лука из всех птиц выбрал только ворона, а остальных птиц заменил лилиями, которые не трудятся, ни прядут, а, поди ж ты, пахнут.) Это не ко всем, товарищи, это, по логике вещей, Он (Иисус) призывал учеников Своих бить баклуши, не работать. Да и оторвал Иисус учеников этих непосредственно от работы, которая давала им пищу, воду (вино), одежду, а не Отец Небесный. Как, впрочем, и птицам небесным всё перечисленное для жизни (кроме одежды) достаётся с великим трудом. Только человек со слабоватой логикой может считать, что птицы беззаботны, что всё им даётся очень просто. Вряд ли у А.С.Пушкина с логикой было слабовато, но и он поддался на это искушение, что, мол, птичка божия не знает труда и забот и не строит себе долговечного гнёздышка (см. «Цыгане»). Все мы видим, что это не так. Скольких трудов требует выкармливание птенцов! И себя-то нелегко прокормить. А заботы и труда не знает только птичка, которая в клетке. Но это случай особый, к этому никак не подходит, поскольку птичка эта уже не небесная, а клеточная. Да и не только у птиц. А у многих животных и собирание в житницы не считается грехом. Иначе этих животных мы и не видели бы. Того же суслика, например. Питает ли Отец Небесный тех же птиц в засуху, в неурожай? Стаями гибнут, животные – стадами, если такое случается. Наравне с человеком. А можно сказать, что чукчи и другие слишком северные народы тоже не сеют и не жнут. Куда им, по снегу-то почти вечному! Ловят себе рыбку, не выращивая её. Без всякого труда и забот. А другие северяне за тюленями, например, бегают, не разводя их. То есть за всем, что есть в природе от Бога, что Бог дал.

Объясняется-то просто всё это. Вот, например, больной Н.В.Гоголь («Духовная проза») написал:
«Удивляться ли тому, что милосердный Бог, видя такое неустроение нашей жизни, насылает нам наконец тяжёлые времена, неурожаи, увеличение податей?.. (Вот, оказывается, Кто налоги-то увеличивает! – С.Ч.). Он, милосердный, хочет нас заставить насильно вспомнить о том, что нужно повести другую жизнь, насильно хочет нас спасти, позабывших святое Его слово, что узкий только путь ведёт в Царствие Небесное, а широкий ведёт в пагубу».

Диагноз можно и не ставить, Гоголь действительно был болен, если так примитивно понимал действия Бога, милосердного. А сам-то Гоголь, как известно, крепостных имел, которым и доставались все неурожаи. Хоть и мало, но, всё-таки, крепостных.

Вот и о новом законе об увеличении пенсионного возраста. Сделал это только Бог, а не законодательные наши органы. И нечего сюда приплетать российского Президента. Вспомните, как говорил нам Президент: «Пока я Президент, никаких пенсионных реформ с увеличением возраста не будет». Но Бога он не смог осилить.

В Ветхом Завете собирание в житницы получалось и обязательным, потому что каждый седьмой год, по указанию Бога, земля должна отдыхать. Так вот для этого седьмого года надо было собрать запас. А как же? А заботу человека о себе дал как раз Бог, Он человека отправил на эту дорогу. А тут пришел Иисус, Посланник Возлюбленный Божий, и хотел заботу о себе заменить ничегонеделанием. Ждите, мол, когда вас накормят пятью хлебами. Причём – грешник и накормит, поскольку это грешник вырастит урожай и накормит бездельника. Так что это указание относится только к Его бездельникам-ученикам. И нечего было это указание так возносить, аж с придыханием: вот, мол, птицы-то небесные… Учеников-то Иисус кормил и поил, а денежки, если надо, у первой попавшейся рыбки изо рта доставал. Только зачем все эти спектакли? Достань нормально, из кармана. Ага! Подумают, что ты вор. Знали, ведь, что денег не было. Иуда, который Искариот, подтвердил бы точно, потряс бы пустым кошельком (или денежным ящиком). Попрекнули бы: «Что же это такое, дорогой Иисус Иосифович? Не кради, говоришь, а Сам?» А то, что творил Иисус с бесплатной кормежкой – хуже воровства материального. Это воровство духовное. Тем более, что ученики не были даже и нахлебниками, потому что ели не взращенное лично Самим учителем, а добытое по блату и Его божественными способностями и возможностями. А то и выклянченное у трудяги, оторвавшего пищу от его настоящих нахлебников – детей.


Далее: Глава 27. Продолжение заповедей.