Глава 27. Продолжение заповедей

Сергей Чекалин
Продолжение заповедей

Легко не красть. Тем более – не убивать.
Легко не вожделеть жены своего ближнего.
Куда труднее – не судить. Может быть, это и есть
самое трудное в христианстве, именно потому,
что греховность тут неощутима. Подумаешь – не суди!
А между тем «не суди» – это целая философия.
Сергей Довлатов. Записные  книжки.

По 7-й главе Матфея.

«Не судите, да не судимы будете».

Точно так же прозвучало и у Луки (6:37).               

Опять же, дорогой мой Иисус Иосифович (Гавриилович, Святодухович, Духосвятович), а что же Ты Сам судил книжников и фарисеев, язычников, которые, дураки, заботятся о еде, питье, одежде, запасают всё впрок? Что же Ты словами Своего Отца судишь не верящих в Тебя, в Бога, грозишь им в последующем тем же судом, да ещё каким?! Исполняй же Сам то, о чём говоришь!

«Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам».

В этих указаниях при их изложении получился некоторый разнобой. Если Матфей и Лука (11:9) относят их к отношениям между людьми, что можно охарактеризовать как попрошайничество, то Марк (11:24) и Иоанн (14:13) говорят совершенно о другом. Марк говорит:
«Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам».

Иоанн примерно также говорит (тоже словами Иисуса, конечно):
«И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю».

У Иоанна здесь прозвучало отождествление Отца и Сына, как единого Бога, о чём он как раз и писал в своём Евангелии. Похоже на слова Марка, но содержание и интерпретация этих слов совершенно иные. А у Матфея и Луки слова «просите» относится чисто к ученикам и к их житейским проблемам. Если перевести на обычный язык это указание, то явно: попрошайничайте, тем и прокормитесь; ищите, где бы вас покормили, попоили и дали переночевать – найдутся сердобольные; стучите, пока хозяевам не надоест – впустят, куда денутся, а эти не пустят, так и других дураков много. Потом-то Он говорил Своим ученикам, что если в какой город вас не пустят, если это случится, то городу этому совсем плохо будет, почище Содома и Гоморры.

Вполне приемлемо:
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Правда, у других евангелистов я таких древнейших философских мыслей не нашёл, может быть, и плохо искал. А может быть, они и не решились вложить их в уста Иисуса, поскольку такие мысли были весьма ходячими в народе, да и в его же писательских мыслях. О содержании (прямом и иносказательном) этой фразы я немного раньше высказал своё мнение в отношениях человека А к человеку Б и наоборот. Повторяться здесь не буду.

А как понимать, например, такую фразу Иисуса (19)?
«Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь».

Деревьев-то Бог наплодил разных, с добрым плодом (что под этим имеется в виду?), с худым плодом (что под этим имеется в виду?) и вообще без плодов. Худой плод или добрый плод – понятия весьма и весьма относительные. Взять то же яблоко. Худой это плод или добрый? Тот, у кого аллергия на этот фрукт или, положим, гастрит, тот наверняка скажет, что худой, но с субъктивной оговоркой, что именно для него. Но не будет же этот человек губить яблоню для последующего сжигания её в костре или печке. Если найдётся какое-либо дерево с худым плодом, то и к нему можно будет отнестись с такими же оговорками.

Или, например, ива, доброе это дерево или нет? От неё вообще никакого плода не было и нет, ни доброго, ни худого, не дал Сам Бог ей такого свойства. То есть изначально ива была обречена Богом вечно на сожжение. Правда, пчёлы с листьев ивы (и не только ивы) что-то иногда собирают. Это «что-то» называется падью. И мёд соответственно – падевый.

Что интересно, народ слушал все эти поучения и дивился. Чему дивился – не написано. Надо понимать, что мудрости Иисуса. Дивиться можно и другому, как удивляюсь этому я. А доказательство тому есть, ведь по просьбе того же самого удивлённого народа и распяли потом Христа, как распинаю Его и я, как это может показаться, на этих страницах. Ну что Он здесь произнёс такого, чему можно было дивиться? Это расхожая народная мудрость, определяемая чувствами и желаниями каждого отдельного человека. То, что она расхожая, сомнений нет, поскольку можно обратиться к источникам, ходившим до Иисуса, совсем даже и не ветхозаветного содержания, то многое там, в том числе и притчи Иисуса, найдёшь. Иисус не занимался плагиаторством. Его таким сотворили.


         
Далее: Глава 28. Кесарю - кесарево, а чудакам - расчудесное.