Несколько архетипических работ. Мнемозина и Геката

Екатерина Бычковская
В этой статье описывается опыт архетипической работы после учебного семинара под руководством профессора В. Лебедько, на котором изучался метод Трансактного анализа (Э. Бёрн). Работа велась интуитивно, но полученные знания, что называется «вылезли», так же как и моя работа по исследованию архетипа Мнемозины.
Опыт первый: в нем велась работа с приказанием не жить, не быть ребенком и не делать ничего. Также удалось поработать с контрприказанием быть лучшим и с негативными подкрепляющими воспоминаниями детства.
Запрос: Мне так плохо, что уже и предпринимать ничего не хочется, просто желание подождать смерти, потерпеть еще и умереть (приказание – «не делай ничего»?). Вроде надо что-то предпринимать, чтобы было хорошо, а сил нет никаких.
Ведущий: Почему ты считаешь, что должно быть хорошо? (чувствую, что речь идет о контрприказании «будь лучшим».)
Евгений (не слушая): …И мне сказали, что я еще не воплотился. Что я не принял родителей. Мне теперь надо принять родителей! И, самое ужасное, что, оказывается, я всех богов посылаю на х.! На богов плюю, ни в грош их не ставлю! И родителей не принял!!!! Я хотел родиться от других родителей! А этих не принял!
В: Подожди, то есть дело в том, что тебе просто не нравятся твои родители?
Е: Да… И, самое ужасное, богов я посылаю!
В: А мир, в котором ты живешь, тебе нравится?
Е: Нет.
В: Не нравится родители, мир. А Боги этот мир создали. По-моему, вполне естественно их не благодарить…
Е: Ой, точно, да… Но мне ведь надо принять своих родителей!!! Я не принял свое рождение! Я не воплотился! Я у этих родителей рождаться не хотел!
В: Ты хотел других родителей? Почему бы нет? Сейчас откроем магазин родителей. Выберешь себе других папу и маму. И я тоже заодно, мне тоже не нравятся мои родители.
Ведущий приносит ворох игрушек и кладет их перед запросивцем.
В: Вот, я выбираю среди них моих папу и маму (выбирает 2 фигурки), выбирай и ты.
Евгений выбирает папу – рыжего буратино с улыбкой до ушей, в шапочке профессора и с букварем в руках и маму – «даму с осанкой»,  в пелерине, с муфтой.
Ведущий: Расскажу сейчас о моих родителях, о моем детстве: Вот папа – он был такой запредельный авантюрист! С ним никогда не было страшно, мы ввязывались в разные приключения… Жили мы в фургончике, колесили по всей стране… Это была Америка… Мама делала так, чтобы там было очень уютно. Она очень любила стирать и убирать, делать для нас какие-то простые нужные вещи… (рассказывает еще)
Теперь ты расскажи.
Евгений: Мой папа тоже был очень веселый. Он немножко был такой же мальчишка, как и я. Рыжий, солнечный. Но он был профессор, его очень уважали, и мама его любила и уважала. Он как клоун, всех радовал, но был надежным, всегда дружелюбным. К нему и чужие дети все «липли»…. Я чувствую, что я не один был ребенок в семье, нас было много.
Мама у меня была особенная, как из прошлого века. Она была – прекрасной дамой. Не погрязла в быте, приветливая, общительная, спокойная. Но как-то незаметно  все в доме было в порядке, как по рельсам шло. Детей было много. Между родителями были такие уважительные отношения, такая теплота и любовь, что дети вливались в этот поток, усиливая его еще и еще…
Ведущий: Вспоминай свое детство. В деталях, звуках, запахах, телесных ощущениях. Вспоминай семейные праздники, совместные поездки всей семьей, может быть семейную стенгазету, всё, что приходит.
Женя вспоминает.
Ведущий: А мир, каков был мир вокруг в твоем детстве? Вокруг сына таких родителей и мир, наверное, был солнечным и радостным? Вспоминай школьных товарищей, учителей, свои игры, свои занятия… (воспоминания становятся все более живыми, яркими и насыщенными)….
Ведущий: А теперь вспомни самый-самый лучший момент своего детства!
Женя вспоминает  - они с отцом на солнечной полянке где-то в лесу, крутятся, взявшись за руки. Они счастливы – и папа и сын.
Ведущий: Усиль это ощущение и побудь в нем. Что ты чувствуешь в теле?
Женя: Что-то стягивает кожу в районе груди.
Ведущий: Там  - лягушачья шкурка, закорузлая, кожа под ней омертвела. Сейчас мы снимем ее (телесная работа). Теперь  глубоко дыши и на выдохе выдыхай тепло и золотой свет через это место, где была лягушачья шкурка. И - отправляй это тепло и свет мальчику на полянке.
Женя дышит, постепенно расслабляется.
Женя: Папа с мальчиком уходят по тропинке. Они идут к маме, она где-то там их ждет.
Ведущий: Теперь мы сфокусируем на тебя архетип Мнемозины, богини памяти, он давно уже присутствует тут (сгущает архетип). Мнемозина, можешь помочь Жене в работе с воспоминаниями его детства?
Мнемозина: Да.
Ведущий: Что ты можешь сказать Жене?
Мнемозина: Что всё в его руках.
Ведущий: Дашь ему сейчас энергии, сколько это возможно?
Мнемозина: Дам.
Ведущий: Соедини руки ладонями друг к другу, в «намасте». Ступни тоже соедини. В твоем теле начинает рождаться энергия. Она течет через сомкнутые ладони и ступни и в каждой половине твоего тела – много-много зеркал. Энергия отражается в них, усиливаясь ими многократно. Ты раскачиваешься из стороны в сторону и мощь этой энергии все усиливается…
Женя: Да, энергия наполняет мое тело и вибрирует в нем, отражаясь об зеркала.
Ведущий: Это зеркала Мнемозины. Много-много воспоминаний, бесконечно много вариантов  твоего прошлого. Все их можно активировать, все принесут тебе силу (происходит насыщение энергией и мы отпускаем архетип Мнемозины).
Женя: Я понял, что мой реальный папа тоже немножечко похож на этого папу-Буратино…
Ведущий: Я пришлю тебе фотографии твоих «папы и мамы», чтобы ты помнил об этих историях, в которых мы с тобой сегодня побывали. Спасибо тебе.
Опыт второй: Тут, в работе со сном, прослеживается базовое приказание «не живи» и приказания «не будь самим собой» и «не высовывайся». Запрос – на надличностном уровне, поэтому у меня, как у ведущего, он находит глубокий отклик.
Запрос: Я хочу поработать с моим сном. Мне сниться, и не в первый раз, что я поднимаюсь по лестнице, и вдруг на ней не хватает ступенек, или ступеньки – очень опасные. И я боюсь, не иду дальше…
Ведущий: Да, и мне такой же сон часто сниться. Рассказывай с начала сна.
Даша: Я прихожу в мою школу. Но она – не такая, как в реальности. Она больше, светлее, интересней. Очень современный дизайн, много детей, очень разных. И – среди них – моя одноклассница Надя. Она умерла, когда мы еще учились в школе, от опухоли мозга.  В школе много лестниц, я поднимаюсь по одной из них. Мне надо попасть  за какую-то дверь, там, наверху. И вот я поднимаюсь, дохожу до «опасных ступенек» и возвращаюсь вниз. До двери не дохожу.
Ведущий: Выберем образы, с которыми будем работать.
Даша: Школа, лестница, дверь.
Ведущий: И Надя! А дверь, по моему мнению, не так уж важна.
Даша: Вообще-то Надя мне снится не в первый раз… И с ней связанно чувство вины – надо было сдать деньги на ее похороны, мне родители дали денег, а я потратила их.
Ведущий: На мороженое?
Даша: Вроде того.
Ведущий: Итак, школа. Сюжет сна достаточно распространенный – привычное стало необычным. Школа с мозгом связана, с обучением… И Надя ведь умерла от опухоли мозга? Стань сейчас этой школой.
Даша: Я – Школа. Да, я, наверное, мозг. Я такая сложная и живая.  Дети  во мне разные –некоторые –голые, некоторые одеты. Одеты очень по-разному, в стиле разных молодежных субкультур. Они - разных наций, ведут себя очень по-разному. Они активны – прыгают, бегают, играют. Всюду светло, я - пронизана светом.
Ведущий: Какой у тебя вкус, какой запах?
Даша (Школа): Вкус у меня очень разный, в стиле фъюджн. Ароматы - разные, отчетливо ощущается запах ванили. Во мне все двигается, живет, дышит. Я – добрая матка, по Гроффу. Дети во мне – это мои дети, я их люблю.
Ведущий: Ты - Даша, в этой школе ты видишь Надю.
Даша: Все потемнело, дети - не такие юркие. Надя стоит у подножья лестницы, вся серая, скорбная и укоризненно смотрит на меня.
Ведущий: Ты становишься Надей. Поговори с Дашей.
Даша (Надя): Я - Надя. Мне холодно. Даша – гадина, будет жить, а я умираю. Это такая Обида…
Даша (Даша): Я - Даша. Мы стоим на краю пропасти. Кругом – всё темнее и темнее. Мне ее не жаль. Мне тебя не жалко, Надя!
Даша (Надя): Как ты смеешь быть живой, когда кто-то мучается! А кто-то всегда мучается! Хотя бы притворись не живой!
Дальше продолжается разговор с Надей «на двух стульях», в результате Надя просит Дашу только попрощаться с ней, посидеть, обнявшись на прощанье. Они сидят на краю пропасти и болтают ногами (а что еще можно делать над пропастью?)
Даша: Сейчас все посветлело и ощущения стали реальнее.   Теперь иду по лестнице вверх. Но уже не взбегаю, как раньше. Иду медленно и под ногами чувствую каждую ступеньку.
Ведущий: Ступенька, на которой ты стоишь, становится страной. Что ты там видишь?
Даша: Зеленое поле, дует ветер, трава колышется волнами… Ого! Ступенька-страна стала  моей одеждой. Это зеленое платье.
Ведущий: Ты идешь по лестнице дальше и доходишь до «опасных ступенек».
Даша: Я боюсь их. Заношу ногу и боюсь встать на ступеньку. Хлипкая она…
Ведущий: Какую одежду ты оденешь для этой ступеньки?
Даша: Хлоп! На мне – костюм парашютиста. Парашют – в рабочей готовности!
Ведущий: Ну что ж, больше добавить нечего. Наверх мы не пойдем, и дверь ты когда-нибудь откроешь в жизни, а не понарошку. А что за ней – неизвестно по определению…
… По моим ощущениям, дверь эта была Вратами Гекаты, о которых впрочем, ничего не знаю и я. Сон связан с познанием и восхождением  духа. Миг наивысшего подъема, наивысшего накала жизни – это также миг спуска. Поэтому идти к нему все боятся, боятся верхних ступенек. Сила Гекаты высвобождается в момент смерти. Вот ведь даже свежевыжатый сок – он насыщен энергией в первые 15 минут, потом – вкусный, но не больше. Или обычай всяких «варварских племен» приносить в жертву богам еще живое сердце или есть еще живую собаку. Это мне Геката так сказала. В доверительной архетипической беседе.