Принцип наименьшего зла. часть 34. окончание

Бартенева Наталья Евгеньевна
                *****
     -...Знаю, есть за облаками тишина
         И покой, что смертным только снится...
         Не страшусь услышать тихое «не та» -
         Не узнать тебя боюсь, ночная птица...

     Дейдра резко остановилась, будто налетела на стену. Песня? В Храме Ненависти?! Она побежала по коридору, почти не глядя, куда ведет ее негромкий голос нарушителя... и снова резко остановилась. Потому что голос привел ее в святая святых, как сказали бы смертные – в Алтарный Зал. А в Зале, на входе в который вместо привычного плюща отчего-то журчал водопад, перед Алтарем стояла Таэра и тихонько поглаживала его обеими ладонями.
     -Савора? – не веря себе, тихо позвала Дейдра. Таэра прервала песню и, не торопясь, обернулась. Сине-зеленые глаза ее были полны печали.
     -Вот видишь... всё и закончилось, - сказала она.
     -Савора... ты о сражении?
     Таэра кивнула и промолчала.
     -Но... но песня... – Глава Храма была в растерянности. – Не ты ли говорила, что песни в Храме Ненависти приносят беду?
     -Могут принести, - уточнила Таэра. – Могут, Дей. Но совсем не обязательно принесут... Успокойся. Это просто песня, Силы в ней нет. Ничьей Силы...
     -Что-то случилось? – осторожно спросила Дейдра. В таком странном состоянии она свою богиню видела впервые.
     -Ничего, - покачала головой та. – Только... ты поняла, что произошло? Астрал дОрого заплатил за мою... ярость многовековой данности. Ведь драконы пришли за мной! Не нужна им была Чаша, это так, предлог... Они пришли за местью, местью мне лично! – а  расплатились за меня все. Ты знаешь, сколько погибших?
     -Знаю...
     -А знаешь, что половина из них – "рекгхеры"?! Ведь пришла почти вся Сатрика – все те, кто владел Силой когда-то, но не забыл, что это такое, помнил о чести рожденного магом, чести воина – и гибель в бою, любая, даже самая страшная и мучительная! – была подарком для любого из них!
     -Я это знаю, савора, я ведь была там тоже...
     -Они закрывали нас своими телами, - немного потише проговорила Таэра, лицо ее  исказилось. – Понимаешь, Дей? "Полусмертные" спасали магов!
     -Это был их выбор! – твердо сказала Дейдра. – Никому из нас не в чем себя винить! Но я все же хотела бы услышать ответ. Ты нарушаешь собственный запрет! Запрет на песни в Храме! Как же после этого можно карать тех, кто...
     -Я всё это знаю, Дей, - прервала ее Таэра. – И прости, я просто задумалась.
     -А принцип, савора? Принцип наименьшего зла?
     Богиня Ненависти усмехнулась.
     -Разве ты не поняла?.. Впрочем, этого, кажется, не понял еще никто. Принцип наименьшего зла живет в каждом, и не только в Храме Ненависти. Это выбор меньшего из зол, а выбор перед нами стоит очень часто. И, выбирая, мы не задумываемся о темной его стороне. Ведь... тот же Торик, наткнувшись на раненое животное, должен выбрать, мучить ли его и дальше, будучи не вполне уверенным, что сможет ему помочь, или же просто и быстро добить, даровав покой. А Кай? Любой воин рано или поздно должен решить, добить  смертельно раненого друга, глядя ему в глаза – или просто остаться с ним, чтобы он умер у тебя на руках? Вызвать ли на поединок подонка, заранее зная, что за него придется ответить перед Конклавом – или просто отвернуться, пройти мимо, словно ты ничего не заметил?.. Беспристрастный законник уже знает, КТО именно виновен в этой бойне с драконами! И он тоже стоит перед выбором, обвинить ли меня в смерти многих и потребовать наказания – или... или нет, признав за мной право ответить ударом на удар.
     -Савора!..
     -Нет, Дей. Я знаю, что ты хотела сказать. Но я имела в виду удар тот, давний, с которого все и началось много веков назад. – Она вдруг протянула руку – и Антрацитовая Чаша удобно устроилась в ее ладони. – Думаешь, им была нужна Чаша? Им нужен был предлог, и ничего больше. А если меня вызовут на Конклав, я покажу им один час двухтысячелетней давности, час, когда был убит Ареатон, час, когда Чаша впервые познала Силу Ненависти, моей Ненависти!.. И Конклав не станет преследовать меня. А законник... кажется, он уже это понял.
     -Значит, принцип наименьшего зла... принцип всего Астрала? – Дейдра отступила от Чаши в руках своей богини: даже на расстоянии она ощущала нетерпеливую злую радость такого безобидного с виду, но страшного артефакта. Таэра снова усмехнулась, глядя ей прямо в глаза.
     -Не бойся, - сказала она. – Чаша знает хозяина, и чует твою Силу, а она не "пьет" своих. И песни ты не бойся. Это для Ареатона. Он бы не одобрил того, что я сделала, он был слишком милосерден. Потому меня так взбесило его убийство, потому я отомстила так, что... Впрочем, я повторяюсь. Они все знали, только надеялись... не знаю, на что. У меня тоже был выбор, Дей: забыть о смерти друга – или мстить, но подвергнув при этом  смертельной опасности многих из нас!
     -Ты выбрала месть.
     -Да. Но "полусмертные" поразили меня, этого я не ожидала. Хотя... выбор стоял перед каждым, и перед ними тоже. И каждый был вправе отказаться. Для них бОльшим злом оказалось смирение, а гибель в бою – величайшим подарком Вселенной... Прости меня, Ар. Я знаю, ты не понял бы меня.
     Когда Дейдра уходила, вслед ей несся негромкий печальный голос богини Ненависти.    Глава Храма шла, не оборачиваясь, жестами приказывая встречающимся адептам не вмешиваться, и они молча отступали в сторону.
     А песня летела по коридорам, и Страж Озера заслушался, положив огромную голову на бортовой камень:
     -...Не расслышать в шуме леса голос твой
         И не разглядеть блеск оперенья...
         Это все пустяк. Ты только мой.
         Облака ТВОЁ пронзает пенье,
         Будоражит неба тишину
         И покой, на смерть мою похожий...
         Разглядев во мне свою «не ту»,
         Отвернешься. Но забыть – не сможешь...


                КОНЕЦ