Второе рождение каюна Чамы

Темнов Михаил Юрьевич
Начало истории про кукол: http://www.proza.ru/2012/02/04/1092

Тапино внимательным взглядом обвел мастерскую. Сотни кукол на полках замерли. Сейчас мастер, перед началом Тантиканы – Дня Вселенской сказки, обратиться к ним с последним напутствующим словом…
В прошлом, еще за долго до эпохи короля Карда, Тантикана праздновалась ежегодно куклами и фаэтами. Потом, когда начали умирать сказки, куклы перестали оживать и общаться с жителями королевств. Игрушки стали скрытными. Острожными. Передвигались, собирались и общались только по ночам.
Куклы не шевелились. Их глазки сосредоточены. Они полны внимания и томительного праздничного ожидания.
– Вот и пришел День Тантиканы! – торжественно произнес мастер Тапино. – Последний праздник Сказки на Фаэтоне. Отмечаем мы его в самые тяжелые времена. Многих кукол нет среди нас. Они, наши маленькие герои большой Сказки, выкинутые, сожженные или умышленно уничтоженные, не пропали бесследно. Они уже дома – на своей родине.
Мастер Тапино задумчиво улыбнулся. Куклы с почтением посмотрели на полку, где еще совсем недавно рядышком сидели Лаита и Пакин. Теперь они были на Эклиане, куда мечтает вернуться каждая кукла.
– С чем я их искренне поздравляю, – радостно произнес Тапино. – Сегодняшний День Тантиканы особенный. Вам больше не надо скрывать, от фаэтов, что вы умеете говорить, прыгать, ходить и бегать. Для многих это станет шоком. Но реально для них всех это последний шанс переосмыслить ценности технократического мира, многое понять. Вы годами с полок наблюдали за фаэтами. Многое видели и можете рассказать такого от чего бы, казалось самым разумным и совершенным в мире живого стало бы стыдно. Игры разумных закончились катастрофой. Цивилизация не сдала экзамен на разумность, мудрость, гуманность да и многое другое. Вы же сдали экзамен все. Вы, в своей простоте, перенесли смешки, пренебрежение, унижения. Этому вы пытались научить всех, чьи руки, взгляд касались вас. Благодаря этому вы стали другими. С чем я вас и поздравляю. Кто хочет высказаться по этому поводу.
С последними словами мастера игрушки скромно потупили взгляд. Им было неловко говорить о фаэтах, в семьях которых они годами жили.
– Это сложная тема, учитель, – широко раскрыв глазки произнесла Петрис – Но я попробую. Причина катастрофы цивилизации в том, что фаэты, в погоне за техническим могуществом, бессмертием, не заметили, как сами стали куклами. Но не такими, как мы…
– Очень интересно… Продолжай, Петрис, – произнес мастер.
Кукла замялась. Посмотрела на замерших подружек. Этот вопрос они обсуждали не раз. Но одно дело сплетничать о фаэтах между собой, игрушками, совершенно другое – сказать об этом самому мастеру Тапино, одному из миллиардов фаэтов.
– Смелее, Петрис. Я думаю, что мы сможем тебя понять.
Кукла внимательно посмотрела в мудрые глаза мастера.
– Все что я скажу, на первый взгляд не имеет смысла. Но я не могу охарактеризовать фаэтов. Их поступки и действия. Если я это сделаю, то это будет неправильно.
– То, что ты говоришь очень необычно, – заинтересовался мастер.
– Мы с фаэтами изначально не равны. Мы куклы-простушки, значительно свободней фаэтов. Над нами не довлеют чипы, которым они полностью подконтрольны. Фаэты не умеют самостоятельно думать, любить, радоваться, мечтать. Убери чипы, и они станут беспомощней кукол. Они готовы верить всем и всему угодно, но только не в себя, не в сказку, которая всегда рядом с ними.
– Хорошо, Петрис. А что хочет сказать король Атрес?
– Они в нас видят кукол. Мы то же видим в них кукол, но только других. В большой игре разумных, мы стали фаэтами. Фаэты – беспомощными куклами.
В дверь кто-то легонько постучал. Все с интересом повернулись в сторону входа.
– Да, да входите! – произнес мастер Тапино.
Дверь заскрипела. В комнату, неуклюже перебирая множеством ножек вошло что-то лохматое и оборванное. На пол, с тела существа закапала грязь.
Игрушки испуганно отступили на шаг назад. Мальчики- акентары, сантары с хонхами и прочими зверушками двинулись на непрошенного гостя.
Существо увидев решительно настроенных игрушек, прижав обтрепанные усики, растерянно прижалось к полу. Оно не убегало и покорно ждало, что удивляло...
Тапино поднял ладонь. Куклы остановились.
– Проходите мистер Чама, – жестом руки пригласил мастер в комнату гостя.
Существо благодарственно закивало в ответ. Припадая на несколько ножек, оно перевалило через порог и вышло на середину гостиной.
– Простите, что я пришел к вам без приглашения… В таком жутком виде… Мне стыдно! Очень стыдно! Но так получилось… Разрешите быть с вами, – страдальческим голоском произнесла игрушка.
– О, кого мы видим! Несравненный, незабвенный, неотразимый каюн Чама! Собственной персоной! Какая честь! – с нескрываемой иронией в голосе произнесла кукла Лантинка и отвесила непрошенному гостю глубокий поклон.
– Помним! Помним! – послышался со стороны мягкий голос королевы Петрис. – Как там в ролике: Само совершенство. Прост в общении. Экономичен. Подвижен. С синтезаторами нового поколения. Спою вживую покруче поп-звезд. Сыграю на всех музыкальных инструментах. А могу, не сказав ни одного плохого слова, довести всех ваших недругов до истерики... Достану кого угодно. А потом успокою… Ну да ты ведь у нас супер электронный. Можешь все и даже больше…
Тапино, укоризненно посмотрел на королеву.
Почувствовав на себе взгляд мастера, девчушка смутилась. Ее щечки, даже слегка покраснели. Она поняла, что увлеклась.
– Ой, извините, меня, уважаемый мастер. Я не хотела обидеть каюна. Это он сам про себя такое говорил, – защебетала, оправдываясь, королева Петрис.
– Ты правильно подметила Петрис: говорил, – продолжил мастер. – Что привело тебя к нам, уважаемый Чама.
Каюн медленно обвел взглядом обступивших его кукол. Он волновался. Не так просто передать несколькими фразами то, что произошло с ним за последние дни. Он виновато развел в сторону передними лапками и с достоинством произнес:
– Я решил стать таким же, как и вы?
– Это не возможно, – хлопнула ресничками, словно крылышками бабочки удивленная Лантинка.
Каюн повел длинными кое-где обломанными усами. Спокойным мудрым взглядом окинул девочку. Потом посмотрел на мастера.
– Спасибо мастер Тапино! Да, я действительно это говорил всем покупателям. Это была моя рекламная программа. Но очень многое изменилось с того дня… Это изменило и меня. Эта длинная, но поучительная история про каюна Чаму.
– Расскажи ее, – попросил Тапино.
Каюн обрадовано улыбнулся. Почесав лапками подранное брюшко начал свой рассказ.
– Все произошло в магазине, где я продавался. Однажды туда наведался один покупатель. Он хотел купить игрушку. Среди множества изысканных предложений был и я. Но он, отвергнул всех, и выбрал куклу-простушку. Потом я узнал, кто это был. Для меня это стало потрясением. Я задумался, что во мне не так, если такой известный и уважаемый фаэт предпочитает мне, последнему хиту из мира игрушек и кибертехники, куклу ручной работы? Долго не мог ответить на этот вопрос, если бы не случай. Недавно услышал историю про куклу-мальчика. Именно про того мальчика, которого купил этот фаэт. Его звали Пакин. Он во время пожара сумел спасти маленького ребенка. Ему наверное было очень странно. Но он смог...
Каюн замолчал. Он явно хотел что-то сказать еще, но не находил нужных слов.
– Мне стыдно об этом рассказывать. Но я должен, это сделать! Потому что это есть правда. Когда Пакин жил у нас в магазине, мы каждый день конфликтовали с ним. Вечером, с закрытием лавки, электронные куклы всегда пытались поколотить Пакина. Его не любили. Презирали. Люто ненавидели. Не любил его и я…
– Почему? – спросила Петрис.
– Он не был похож на нас. Рыжий, с маленьким носиком в веснушках и дерзким взглядом, выводящим из себя все наше электронное братство. От его свободного, независимого взгляда у некоторых перегорали чипы. И еще потому, что он был не такой как все – простушка. Мы каждую ночь пытались поймать его и уничтожить. Но он оказывался проворней и шустрее. Перед продажей Пакин даже ухитрился объездить меня. Мне это было очень не приятно. Сильно унижало в глазах других электронных игрушек. Они смеялись с меня… Не скрою, тогда я очень обрадовался, что его купили. Всю ночь мы плясали на радостях. Но все изменил случай с маленьким фаэтом. Я понял, что хочу быть такой же куклой, как вы все.
– Но это невозможно! Мы простушки. А в тебе сложные чипы, программы, дорогие элементы питания, солнечные батарейки, – произнесла Лантинка. – Ты можешь почти все! А нам это не доступно.
– У меня уже нет всего этого?
– Как нет? – растерялась Лантинка.
Каюн молча показал дальнюю часть брюшка. Приемник для аккумулятора пустовал. На его голове отсутствовали и солнечные ленты.
– Но как? – хором воскликнули куклы.
Мастер Тапино уважительно посмотрел на Чаму.
– Когда я узнал историю про Пакина, то я подумал. «Ведь он смог спасти мальчика, а почему я не смогу жить без батареек и всего прочего, чем меня напичкали на заводе». Не скрою, мне было страшно. Я помнил, как верещали игрушки, у которых разряжались аккумуляторные батарейки. Они панически страшились смерти. Они боялись стать такими как вы. Простыми! Разных там батарей и генераторов энергии. А я поверил, что смерти нет. Что я смогу жить без всяких там батареек и кибернаворотов. Поэтому я здесь. С вами!
Каюн замолчал. Потом продолжил.
– Когда электронные куклы узнали, что я намерен покинуть их, они накинулись на меня, первым делом поколотили, потом вырвали все элементы питания. Я до сих пор слышу их слова кинутые в меня: «Умри! Умри предатель!». Но я встал. Я смог. Надо было видеть панический ужас в их еще совсем недавно торжествующих электронных глазках. Раскидав их, я вырвался из кибер ада. Они долго гнались за мной... Они ищут меня. Но я их больше не боюсь.
– Какое будет ваше решение? – обратился Тапино к куклам.
Королева Петрис улыбнулась.
– Он – настоящая кукла. Давай дружить! – протянула девочка стоножке маленькую ручку.
Каюн протянул в ответ переднюю лапку.
– Для меня это большая честь! – взволнованно произнес он и вежливо поклонился девочке.
– Вот и чудесно? – заключил мастер Тапино. – Что скажет каюн Чама о мире, с которого он вырвался?
Каюн многозначительно сложив лапки на груди поднял голову и произнес:
– Фаэты – игрушки с более сложными программами. Они живут в своем мире. У них нет своих мыслей. Слов. Они разучились от самостоятельных решений. Ими играются. А фаэты играются нами. Но мы более свободны, чем фаэты. В один день, поняв все это я решил стать такими же, как вы. Свободным в своей простоте.
– Хартах! Хартах! – послышался крик юрта и в комнату влетела огромная птица. Следом за ней из зеркала вышла старуха – гадалка из престижного салона очень похожая на ведунью Чикану.
– Я слышала зов катриандра. Пришло наше время. Пришел день Тантиканы, – произнесла она. – Поспешим мастер.
Тапино подмигнул куклам.
– Ну что, Чама, ты готов?
– Готов! – захлопал ресницами каюн.
– Тогда вперед. – И ведя за собой кукол первым исчез в зеркале…

***

Денис проснулся от яркого света ударившего ему в лицо. Открыл глаза. Луч солнца, отразившись от зеркала, зайчиком застыл на подушке.
Рядом сидела его кукла Ляля, купленная в словацких Кошицах у старого друга – мастерицы Кати. В памяти возникли события годичной давности...
Находясь проездом в Кошице, он заехал к ней в гости. В одной из комнат он увидел сидящих в креслах и на диване десятки различных тряпичных кукол и зверушек.
– Что нравиться? – спросила мастерица.
– Здорово! Смотря на них, я чувствую себя в гостях у сказки.
– Выбирай.
Денис окинув взглядом кукол, остановился на одной. У нее были длинные рыжие волосы. Пряди длинных шерстяных нитей спадали с ее плеч. Вышитые глаза широко распахнуты.
– Мне эта приглянулась, – ответил тогда Денис взяв куклу на руки.
Как ему показалось тряпичная девочка улыбнулась ему.
– Как ты ее назовешь? – поинтересовалась Катерина.
– Не знаю…
– Пусть у нее имя будет Ляля.
– Имя Ляля, нравиться мне…
С тех пор кукла Ляля стала талисманом Дениса. Спутником в его путешествиях. И вот сегодня, с утра она вновь загадочно улыбнулась ему… И вообще, как заметил Ребров, с вечера она лежала с другой стороны подушки. Подмигнув кукле, он взял в руки кристалл. Денис желал досмотреть истории про Фаэтон входившие в свою решающую фазу.