Тепе-Кермен, или ударим по бездорожью Ч. III

Федоров Александр Георгиевич
Тепе-Кермен, или «ударим по бездорожью пробегом» на квадрациклах. Ч.III
Начало http://www.proza.ru/2012/01/30/799
И так, сами не зная как, мы взобрались на плоскую вершину горы. Для того, чтобы прочувствовать последствие этого действа, вообразите обыкновенный девятиэтажный дом и представьте ваши ощущения, если вы поднимитесь-опуститесь по лестничным клеткам снизу доверху средним темпом без отдыха ПЯТЬ РАЗ. Потом умножьте вашу усталость на два, ведь половину расстояния вы шли ВНИЗ, да и крутизна лестничных маршей совсем иная, нежели у нашей «тропинки». И тогда вы сможете представить примерно ваше состояния после нашего подъёма.  Разгорячённые, все в поту, раскрасневшиеся мы несколько минут открытыми ртами судорожно хватали воздух. А он был изумительный, нежный, суховатый, настоянный на душистых степных  и горных травах.
   Я снял и выжал свою тоненькую безрукавку так, как выжимают половую тряпку. Поверьте, при этом процессе с неё тонкой струйкой стекал пот. Потом натянул мокрую одежку на тело. Килограмма два я сбросил. Вот куда надо отправляться, чтобы и быстро похудеть, получив при этом наслаждение от созерцания изумительных видов. Нам повезло, что на этой вершине, высотой более пятисот метров на уровнем моря, совсем отсутствовал ветер. А то бы верный бронхит нам был обеспечен.
   Название городища и горы, на которой оно расположено, переводится как Холм (Вершина)-Крепость и передает чисто внешнее впечатление от ее вида снизу, от подножия. Как называли ее здешние обитатели неизвестно. Письменные источники не содержат сообщений.

  Мы поднялись, пожалуй, к самому интересному объекту городища на этой вершине – скальной церкви, полностью высеченной в северо-восточном обрыве скалы. Время ее постройки, как сказал арафатец, (позднее выяснилось, что он военный капитан второго ранга в отставке) – VIII-IX век. Перед ней на выступе видны остатки прямоугольных гробниц.

Церковь - только часть большого монастырского комплекса, расположенного на шести ярусах. Помещения монастыря соединяются высеченными в известняковой белой скале ступенями с большой лестницей, по которой можно спуститься к подошве скалы и подняться выше.

 Скажу честно – я туда не поднимался и не спускался. Впервые понял выражение – «ноги не несут»…
      Храм имеет прямоугольную форму с округленными углами, плоским потолком и полукруглой алтарной частью.

 Уникальность этого памятника заключается в том, что помещение церкви имеет поперечное расположение, алтарь внесен внутрь и расположен в середине церкви, рядом крещальня (баптистерий) в виде каменного ящика, высеченного у стены.

   Стены алтаря – остов иконостаса – высечены из цельного камня, на нижних внешних стенах его вырезаны два больших концентрических круга с четырьмя спицами-крестами, а верхняя часть представляла собой когда-то шесть колонн, в промежутках между которыми были вставлены иконы. Сохранились только три относительно целые колонны.

 С правой стороны на стене у крещальни угадывается вырезанная монограмма Феос - Боже. Надписи есть и по краю баптистерия.

Молящие стояли полукругом перед алтарём. В крымской скальной архитектуре храмы с подобным решением отсутствуют. Наиболее близкую аналогию этой церкви мы видели храм на другого «пещерного города» – Эски-Кермена.
 Вдоль стен с западной и южной сторон высечена скамья с выемкой сверху, где мы отдыхали, положив под себя головные уборы – камень в глубине пещеры был холодный. В полу - две гробницы с пазами для каменного перекрытия. Конечно, они давно пусты.

  Вход в храм прямоугольный, с пазами для дверной коробки. Помещение скудно освещается двумя окнами, грубо прорезанными в стенах храма. Под которыми выступ-жертвенник.

Продолжение следует http://www.proza.ru/2012/02/04/634