Фаэнца в период синьории Манфреди Осада Фаэнцы Чез

Ковалева Марина 2
Очерк полностью содержится в монографии: Блейзизен С., Ковалева М.В., Киселева Е.П. Очерки по истории Италии эпохи  Возрождения.- Орел: ФГБОУ ВПО "Госуниверситет - УНПК", 2011.
По техническим причинам иллюстрации и сноски не воспроизводятся.

ФАЭНЦА В ПЕРИОД СИНЬОРИИ МАНФРЕДИ И ДО КОНЦА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

9. Осада Фаэнцы Чезаре Борджа, герцогом Валентино

Впервые появившись на землях Фаэнцы 4 ноября 1500 г. со значительными силами  и большим количеством артиллерии, герцог Валентино, не встретив сопротивления, прошёл по провинции и направился в уже принадлежавший ему Форли. Одного из своих командиров, Вителоццо Вителли он отправил по договору с Диониджи Нальдо занять Бризигеллу и крепости Валь де Ламоне. Часть гарнизона в Бризигелле сохраняла верность синьору.
В письме Асторджо Манфреди к подесте Равенны Антонио Соранцо говорится: «Как  в эту ночь, в 3 часу, прибыли четыре посланца из Бризигеллы, говоря, что господин Геркулес Бентивольо и граф Николо Гуэра с отрядом в 150 конников (под стенами крепости – авт.) выкликали Диониджи ди Нальдо с недовольством Долины , и сказали, они кричали: «Герцог!» - и люди из крепости кричали: «Асторо!» ; и для большей ясности сделали свет, и вся крепость откликнулась. Надеюсь на Господа и его милость подесту, чтобы собраться и разбить врагов, очень прошу о благоволении».  В письме от 10 ноября, которое получил из Форли Соранцо, сообщалось о попытке отряда из 700 человек под руководством брата синьора Фаэнцы,  Джованни Еванжелисты, 8 ноября отвлечь на себя войска Диониджи Нальдо, осаждавшие Бризигеллу. Раздражённый криками «Астор! Астор!», которые издавал отряд с вершины горной возвышенности, Нальдо  двинул в его сторону все силы герцога, имевшиеся в его распоряжении – 1500 пехотинцев и конных копейщиков. Противник обратился в бегство. Вероятно, именно этот манёвр дал возможность сторонникам Манфреди вырваться из Бризигеллы.  Большей части этих людей удалось покинуть крепость и ускакать к Фуньяно с криками: «Асторре! Асторре!» Спомощью предателя Нальдо в руки врага перешли башня Гессо, крепости Ронтана, Преда, Черапано и другие. Были сожжены владения дома Буози и Кастаньето. Простое население провинции очень страдало от грабежей и солдат со стороны вражеской армии.
10 ноября Валентино начал осаду Фаэнцы, разбив лагерь между реками Ламоне и Марцано. Артиллерия была установлена со стороны Форли. Его люди были посланы занять крепости вокруг города. Кастелланы Ориоло (Маттео дельи Анльи), Руссо (Федерико да Джерцо, Бернардо ди Джакомино, Пироне Гуаццо, Амброджо Вентура),  Гранароло (Галеотто де Барбьяно) и Солароло (Джакомо Филиппо да Буозо) сдались без сопротивления. Оттуда были посланы в столицу ложные призывы о помощи.  Героизм проявил лишь кастеллан Маоре Комперино Д`Аируно, который в результате смелой вылазки со своими людьми убил 12 врагов, множество ранил и обратил в бегство,  захватив обоз, арбалеты и лестницы, с помощью которых противник собирался штурмовать крепость. Впрочем, на этом сопротивление и закончилось. Маоре была оставлена. «Как мало крови пролилось для потери всей крепости!» - воскликнул по этому поводу неизвестный автор «Хроники города Фаэнца».
Жители яростно сопротивлялись всем попыткам взять город штурмом. На стены вышли даже женщины. Донна Диаманте Торелло смогла захватить вражеское знамя. Другая женщина умело сталкивала врагов со стены, причинив смерть и раны многим врагам. Арбалетчики синьора Асторре подошли к Бьянкавалло и захватили большое количество лошадей. Гарнизон Бьянкавалло вышел из крепости и прорвался сквозь строй  противника, нанеся ему урон в результате сильной перестрелки. Кастеллан Акилле Тиберто погиб.
Винченцо Нальдо был послан герцогом к монастырю Оссерванца  для переговоров с военными заседателями Фаэнцы. Он предложил им сдаться и перейти под власть Валентино. Те ответили, что не имеют привычки нарушать присягу, и намерены защищать власть Манфреди до самой смерти. Тогда Цезарь Борджа надоумил Диониджи Нальдо написать городскому совету, будто вся провинция перешла на сторону Манфреди, и он желает помочь вернуть её под власть законного государя. На этот раз «человеку, в дальнейшем великому», никто не поверил.
На пятый день битвы были оставлены ворота между городом и округой.
18 ноября пушкам Чезаре Борджа, непрерывно бившим по стенам города, удалось проделать брешь в крепостной стене.  Его солдаты в беспорядке бросились в пролом, в котором началась резня. Герцог Валентино, лично бросившийся в гущу своих войск, едва смог остановить их.
Начавшиеся снега и дожди, сопровождавшиеся сильным ветром, привели к дезертирству солдат и невозможности  для войск герцога оставаться в лагере. Дома же возле городских стен жители сожгли и разрушили сами. 
 23 ноября военный лагерь оставили пушки, 24 – гружёные повозки, затем поднялась пехота, а 26 – «герцог с оставшимися поднялся из лагеря под улюлюканье из этой Фаэнцы». Жители города совершили вылазку и убили некоторых из отставших солдат, стреляя из мушкетов.
 Герцог Валентино остановился в Форли, а его люди заняли окрестные города и крепости. Как только это случилось, в Равенну из Фаэнцы снова пришло письмо от синьора Асторджо с просьбой, чтобы Венеция выступила посредником в деле его примирения с папой, и уговорила принять его викарием. Письмо синьора дублировалось письмом с той же просьбой от членов городского совета. Одновременно юноша написал Доменико Тревизану, бывшему венецианскому управляющему в Фаэнце и своему опекуну, в котором просил ходатайствовать за него перед венецианской Синьорией.  Письма остались без ответа, так как в этот момент Венеция начала ощущать сильное давление со стороны папы. Александр VI желал, чтобы республика пре-доставила его сыну войска и лошадей для осады Фаэнцы, а также надавила на правителя Болоньи. В награду Венеции предлагалась крупная сумма денег на борьбу с турками. В ответ венецианские чиновники предложили заключить с Чезаре Борджа выгодную кондотту. Протянув время в отношении вопроса о военной помощи, они заявили, что «и его святейшества будет достаточно для Фаэнцы…» Папа организовал изоляцию мятежного города с помощью Франции. Французский посол монсиньор де Транс посетил Болонью, запретив Джованни Бентивольо помогать внуку, а также вынудив его отозвать свой отряд и открыть путь французским войскам, спешившим на помощь Борджа. Он побывал в  Фаэнце ради переговоров о сдаче, но не преуспел.  Предупреждение французского короля о запрете поддерживать Фаэнцу получили и во Флоренции, вызвав раскол в её политических кругах. Как пишет хронист Пьеро Паренти (1450 – 1519), «некоторые хотели дать помощь, только секретно», так как опасались, что падение города развяжет руки папе в деле водворения обратно изгнанного флорентийского тирана Пьеро Медичи. Однако, победила профранцузская партия.
По сообщениям из Равенны сера Соранцо, жители Фаэнцы использовали зимнюю передышку для укрепления городского замка и возведения в предместье бастиона с воротами и рвами - ответвлениями. Они регулярно делали вылазки в контадо, пополняя запасы. Глава гарнизона города, граф Бернардино да Марцано, в начале января сделал вылазку в сторону Форли, захватив 300 голов скота и 60 пленников на выкуп. В этом же месяце подеста Равенны получил последнее письмо от Асторджо Манфреди с просьбой о помощи.
Во время другой вылазки граф Бернардо с фаэнтинским ополчением добрались до Виллафранка и взяли там большую добычу, лошадей и  4.000 скуди.
21 января ночью люди герцога пытались нанести внезапный удар по Фаэнце, надеясь на небрежность часовых. Их атака была отбита. Однажды десяти испанцам удалось спуститься в городской ров и начать подъём на стены города, но там их уже ждали. Попытка провалилась.