Рассказ 7

Светлана Ивановна Обрезкова
Фото из домашнего архива
Москва. 50-е годы.
На переднем плане мама, брат и я.

Москва, какая она...
 
Хроника минувших лет

Отец получает очередной отпуск. Мы собираемся, и от предвкушения очередного путешествия на поезде, радуемся, как могут радоваться только дети. Такие дни наполняют нас с братом жизненным тонусом.

Мы излишне возбуждены и глаза начинают гореть ярким светом. Значит, опять будут вокзалы! Опять будут поезда!    Мы  вновь  почувствуем  их неповторимый запах, увидим  необыкновенную суету людского потока,  которые можно чувствовать и наблюдать только здесь.

Как это здорово! Мы снова поедем на поезде!   Будем считать мелькающие в окне столбы, смотреть и наслаждаться красотами нашей прекрасной земли.  А поездки ночью? В них была особая прелесть. К ним у нас был особый интерес.

Приятно лежать на верхней полке и смотреть в темноту ночи, а потом вздрагивать при очередной  вспышке яркого света, который мелькал так стремительно, что ты не успевал ничего толком рассмотреть. Но это привораживало, и заставляло смотреть и смотреть, пока глазки не уставали, и ты не засыпал под монотонный стук колес…

Конечно, нам никогда не понять тревоги и беспокойства наших родителей, которые  были озабочены сборами, но думаю, они тоже радовались вместе с нами в ожидании чудесных дней, когда мы будем все вместе. 

Но вот поезд замедляет ход, и мы медленно подъезжаем к городу, к столице нашей родины – Москве. Как остро мы чувствовали это незабываемое приближение к столице. Как волновались и радовались….

Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля.
Просыпается с рассветом
Вся советская земля.
Холодок бежит за ворот,
Шум на улицах сильней.
С добрым утром, милый город,
Сердце родины моей!

Прильнув к оконному стеклу, мы с удивлением, в который раз, взирали на приближающийся вокзал, на стоящие и медленно двигающиеся мимо окон поезда, бегущих с чемоданами, мешками, узелками, людей. Куда они все торопятся? Почему им не сидится дома? Куда  они все едут?

Наконец, поезд подъезжает к вокзалу, уже появляется перрон и платформы, по которым суетливо движется людской поток и среди них носильщики в белых фартуках, катящих впереди себя тележки…

Мы покидаем вагон, грузим наши огромные чемоданы «Великая Германия»  на тележку и  вновь окунаемся в такой удивительный, своеобразный мир вокзалов и поездов, перронов и носильщиков с блестящей бляхой на груди….

А потом начинается совершенно незабываемое путешествие по таким дорогим и близким сердцу улицам и площадям Москвы, которая потрясала нас своей красотой, своей мощью.

Кипучая,
Могучая,
Никем не победимая,
Страна моя,
Москва моя,
Ты самая любимая!

В нашем видении и понимании она и была такой, могучей,  такой непобедимой и такой гостеприимной! Такой она мне запомнилась до сих пор.  Моя Москва пятидесятых годов, таких далеких и таких близких…

***

Какими были самые яркие впечатления? Конечно в первую очередь высотки!

Московские высотки…. Они шокировали  нас  своей статью, своей мощью. Это было и есть нечто необыкновенное, что только могли придумать наши градостроители, по проекту  Сталина.

Строительство  высоток началось  после войны, и по проекту Сталина должны были быть заложены в один день,  в день 800-летия г. Москвы. В январе 1947 года Сталин подписал постановление о строительстве всех восьми высоток.
 
Информация из Интернета:

«Самое высокое 32- этажное здание, должно было быть заложено на берегу Москва –реки, в месте под названием Ленинские горы.
По проекту в доме должно было быть построено 750 жилых квартир и 520 комнат. По случаю закладки здания трудящиеся собрались на митинг, где выступил Б.Иофан – один из авторов, разработавший проект. Перед трибуной установили столбик из кирпича, к которому прикрепили бронзированную плиту с надписью о строительстве 32-этажного здания. Первое 26-этажное здание заложили в Зарядье недалеко от Кремля, а второе – на территории мраморного завода Метростроя. Пять шестнадцатиэтажных зданий торжественно заложили в этот же день в разных районах Москвы. Такое важное для жизни города событие как закладка этих зданий никак не было отмечено в столице. Это был одна тысяча девятьсот сорок седьмой год, в стране была послевоенная разруха, и многие архитекторы не верили вообще, что эти здания будут построены…
…В 1947 году было принято постановление о закладке в городе Москве высотных зданий, строительство затягивалось и началось только в 49-ом. Параллельно велось проектирование, решения иногда принимались прямо на строительных площадках….»

Московские высотки - это целая эпоха в жизни нашей страны. Для нас они символизировали тогда  победу, силу,  мощь и могущество нашей Родины и производили просто шокирующее впечатление.  Их строительство  началось в 1949 году и закончилось уже  в 1955. И это спустя 10 лет после тяжелой кровопролитной войны!

Ничего уже не напоминало нам и многим из нас  о том, что совсем недавно на подступах к Москве велись ожесточенные бои. А в небе над Москвой висели огромные   аэростаты, которые защищали город от  бомбардировки….   Аэростаты и дирижабли были, своего рода, символом военной эпохи.  Огромные и, казалось, совершенно неуклюжие, они висели в небе над головой,  выполняли свои защитные функции и  вносили свою лепту в победу.

Мы были одними из первых, кто увидел высотки, только что возведенными. Семь чудес света. Семь высоток.  Они до сих пор радуют всех, кто хоть однажды побывал в Москве.

***
 
Очень часто приходилось  созерцать и пользоваться  таким чудом Москвы как  метро!

Московское метро - метро 30-х – 50-х годов. Прекрасное архитектурное сооружение  ХХ века. Строительство началось в 1935году. А в 50-х мы уже пользовались его услугами, переезжая с одной станции на другую, любуясь ее архитектурой.

Конечно, мы не могли знать тогда, сколько тяжелого кропотливого труда  потребовалось для того, чтобы построить это чудо света. С какими трудностями и сложностями пришлось столкнуться инженерам и строителям Метро в нашей столице.

Об этом мы прочитаем потом, а тогда, наслаждаясь и гуляя по вечерней Москве, мы просто любовались ее красотами.  За 15 лет было создано  самое лучшее в  мире метро. Почему лучшее? Потому что другого я не видела тогда.

До сих пор помню изумительной красоты станции, которые поражали меня своей красотой. Каждая станция была неповторима. Почти по каждой из них можно было проследить историю страны.

Я была очарована Московским метро. Это просто была какая-то сказка!  Тогда, впервые,  увидела эскалаторы, такие длинные и глубокие. Кругом было очень чисто и красиво. Все блестело на мраморном полу и на  мраморных стенах. Необычные поезда и вагоны, и голос, который   торжественно объявлял: «Осторожно, двери закрываются, следующая станция …».

А мы ехали дальше….. Один раз, спускаясь вниз на эскалаторе, я держала в руках маленькую игрушку, купленную в ГУМе. Это был замечательный козлик, который стоял на подставке. Очень популярная в те времена игрушка.

Чтобы привести его в движение,  надо было снизу на него нажать, и тогда он начинал шевелиться, смешно двигая головкой и всем туловищем. Она, эта игрушка, мне очень нравилась.

Вот стою я на эскалаторе,  а козлика везу по перилам, держа его в руках, и   вдруг -отпускаю, совершенно случайно.  Он летит вниз по перилам между двумя эскалаторами. Какое это было для меня горе…, и какая была моя радость, когда, спустившись вниз, один дяденька отдал мне  козлика. Я была счастлива!…

***
 
Люблю Москву. Люблю ее такой, какая она была в далеких 50-х годах, в 60-х, даже в 70-х и 80-х….
Приезжая в Москву, будучи взрослой,  всегда спускалась в метро и вновь знакомилась с теми станциями, которые потрясли меня своим видом еще в детстве.  Сердце сжималось и радовалось….

Отношение к новым станциям было несколько другим. Они уже не были такими изысканными и неповторимыми. Поэтому не оставили столь шокирующего следа в моем сердце. А, возможно, сказывалось то, что все это  я видела в детстве?

Детство – это самый надежный, верный товарищ, который никогда не обманет, не подведет. Разве что самую малость, когда мы пытаемся вспомнить картины прошлого, а оно, детство, не пускает, закрывает перед нами свои двери, правда, иногда, оставляет открытым окно, в которое  мы снова и снова пытаемся заглянуть….


Зима 2010.-зима 2012года.