Еловые шишки

Алешъ
ЕЛОВЫЕ ШИШКИ

     Зимой 1972 года я с огромным трудом сдал в университете «хвосты» и вышел на диплом. У однокурсников уже были написаны десятки листов пояснительной записки, появились чертежи, а я всё никак не мог заставить себя засесть за работу. И когда, наконец,  дело сдвинулось с мёртвой точки, и работа захватила меня, от одноклассника пришла почтовая открытка с приглашением на свадьбу. Я отложил диплом в сторону, собрался и поехал, потому что только в молодости мы можем пожертвовать для друга всем.

Свадьба была небогатой. Столы с незатейливым угощением, водка, вино, тосты, крики «горько» молодожёнам, их неумелые поцелуи не оставили в моей памяти воспоминаний. Гости хорошо знали друг друга. Это были друзья детства и родственники жениха. Моё внимание привлекла невеста и её младшая сестра, приехавшие издалека, и которых я видел впервые.

За столом я оказался рядом с сестрой невесты и мог её развлекать разговорами, шутками, приглашал потанцевать, а когда гости расходились, предложил покататься на следующий день за городом на лыжах.

Нужно ли описывать то состояние, которое моя спутница испытала в тот солнечный день.

-Погляди, как красиво! - то и дело останавливала она меня, показывая на очередной пейзаж, привлёкший её внимание.

-Да, красота, - отвечал я, и меня охватывала гордость, будто я был творцом этого великолепия.

-Посмотри на эти шишки, - она указала лыжной палкой высоко в небо, где на самой вершине могучей ели висели гроздья коричневых шишек, утопавших в зелени веток. На фоне голубого неба они выглядели как дорогие украшения.

-Они тебе нравятся ? - спросил я, и девушка кивнула головой.

Я снял лыжи и подошёл к дереву. Ствол был в два обхвата и из него торчали во все стороны сучки. Мне удалось дотянуться до них и я полез вверх.

Ветки росли так тесно, что приходилось продираться сквозь них. Иголки кололи лицо и руки, за шиворот сыпалась кора. Чем выше я залезал, тем быстрее кончались мои силы и уверенность, что я доберусь до вершины. Я останавливался, чтобы передохнуть, и крепко держась за ветки, смотрел на спутницу. Она превратилась в пятнышко, которое там, далеко внизу размахивало руками и что-то кричало, но слова её до меня уже не долетали.

Наверху чувствовался ветерок, дерево слегка раскачивалось, и временами меня охватывал страх. Я останавливался и пережидал, когда он отступит, стараясь не смотреть вниз. Хотелось вернуться на землю, но какая-то сила заставляла меня карабкаться вверх.

Последние метры оказались самыми трудными. Ствол на вершине был так тонок, что казалось, ещё немного, и он переломится, и я полечу вниз.

Но вот, наконец, ветки, усыпанные шишками, совсем рядом. Они уже не кажутся мне такими красивыми, как с земли. Одной рукой держась за ствол, я дотягиваюсь до них и пытаюсь сломать. После нескольких попыток это мне удаётся, и я несколько мгновений смотрю на ветку, оценивая её, и бросаю к ногам девушки, стоящей внизу и с тревогой наблюдающей за мной, задрав голову. 

Ночью я уехал в Петрозаводск на пригородном поезде. Позднее друг рассказал мне что сестра жены не хотела уезжать из Медвежки и плакала на вокзале перед отъездом.

Диплом я защитил, но ещё долго мне снился сон, что я не успел закончить дипломный проект и меня не допустили к защите...


     Прошли года. Далеко на севере остались объекты, построенные мной, и коллеги по работе, о которых у меня остались самые добрые воспоминания. Я вернулся в родной город и не узнал его. Чужие, незнакомые мне люди. Предательство и ложь, интриги, зависть и циничный расчёт вытесняют простые, человеческие отношения.

Уже сильно постаревший я встретил случайную знакомую своих студенческих лет, приехавшую в гости к  сестре. Она почти не изменилась. Та же улыбка на лице, та же стройная фигура...

-Ну, что, ты всё также катаешься на лыжах ? - спросила она меня.

-Да. - ответил я и, как и тогда, пригласил её на лыжную прогулку.

Всё было, как и тридцать лет назад. Та же хрустальная прозрачность неба, шапки снега на ветках деревьев и её восторг от красоты зимнего леса.

-Ты помнишь, - спросила она, остановившись около высокой ели, - как ты лазил для меня за шишками при нашей первой встрече ? - и засмеялась.

Я забыл про то романтическое приключение молодости и никогда не вспоминал о нём. Другие впечатления вытеснили его из моей памяти.

Мы стояли перед елью и смотрели на её вершину, где в синеве неба красовались шишки, притягивая наши взгляды и будя воспоминания. Я размышлял: смог бы я сегодня повторить тот безрассудный поступок ? Эта ель была пониже и потоньше той, на которую я тогда забрался. Но ведь и сил у меня теперь поменьше. Наконец я решился.

Я испытал чувства, пережитые уже однажды: боль от уколов иголок, неуверенность, страх и сильное желание вернуться на землю. Но, как и тогда, я добрался до вершины и к ногам женщины, стоявшей внизу, полетела ветка с еловыми шишками.

-Это тебе на 8-е марта, - спустившись на землю, сказал я, и по её глазам я понял, что она довольна подарком.


     Проходят годы, мы стареем, редеют наши волосы, и лицо покрывают морщины. Но старимся мы только для окружающих и незнакомых людей. Для самих себя, для своих сверстников и друзей детства мы остаёмся молодыми. Прожитые годы ничего не меняют в нашей душе. Тот, кто способен покорить вершину в двадцать два года, сделает это и в пятьдесят два.


 ( примечание: автор Алешъ не бывает в сети. Он живёт в другом городе и не пользуется компьютером )