О вере и церкви. Мысли вслух

Вячеслав Абрамов
"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его,
 и это все приложится вам" (Ев. От Матфея, 6:33)
 
Свои взгляды никому не навязываю, просто делюсь мыслями. Эти мысли, вероятно, не новы. Выдающимся мыслителем отнюдь не являюсь, на понимание и изложение новых истин не претендую. Тем более, что речь идет о христианстве, в сферах которого искали и объявляли людям истину  в течении 1967 лет тысячи, а быть может, и миллионы богословов и просто мыслителей.
      
За более чем 20 лет исканий Бога читал много и про все. Хотел определиться, какая же вера правильная, истинная. Чем больше читал, тем больше росли неудовлетворенность и сомнения в своих умственных способностях. Совсем недавно вдруг понял, что таким вот образом, и такой вот самой правильной веры «от людей», не найти. А сейчас захотелось поделиться результатом своих исканий, может быть, кому-то это даст такое же облегчение, как мне. 
      
Возьмем неоспоримый факт. Одни люди верят в Бога, другие нет. То есть какая-то часть людей идет по пути веры, а часть живет без веры. Жизнь без веры для меня лично – дорога в никуда. Потому что в жизни тогда нет смысла. Кто живет без веры, обделен теми ощущениями, которые вера дает. Их можно испытать, только обратившись. Сами себя неверующие обделяют, либо Бог им это не открывает, я судить не удостоен и не берусь, хотя, по Писанию, все от Бога. С теми из них, кто идет по пути греха и зла, все понятно. Понятно, в чьей команде они играют, чему посвящают свою жизнь. «Наслаждайтесь, ибо завтра все умрем», - самый безобидный их слоган.
      
В отношении тех, кто верует. Большинство придерживаются каких-либо направлений, стандартов веры, каковых не счесть. Хотя, убежден, каждый верит по-своему даже в рамках какой-то религиозной традиции. Исследуя только христианство, никого не осуждая, не мудрствуя, опираясь только на свои убогие познания, а главное, ощущения, осмелюсь сказать вот что.
      
Верующих в Христа людей великое множество. И есть множество конфессий и деноминаций, к которому нельзя применить слово «великое» в силу того ущерба, который наносится христианству этим разделением. Не имею полномочий вдаваться в причины такого разброда и шатаний в отдельно взятой вере, проповедующей Единого Живого Бога. Кроме официально и повсеместно признаваемых православия, католичества, протестантских церквей имеются сообщества, причисляемые к сектантам. И даже в чреве узаконенных «мастодонтов» христианства возникают расколы, выявляются и «давятся» еретики. Борьба с инакомыслием часто ведется на уровне лучших традиций тоталитарных мирских режимов.
      
Читаешь высокодуховные наставления церковных светил и, как только речь заходит о «неправильных» христианах, перестаешь узнавать этих патриархов: куда пропадает мудрость и любовь, смирение, терпимость, упование только на волю Господа? А речь зачастую идет только о том, кто иначе толкует отнюдь не основополагающие вещи. В нескольких выступлениях защитников православия от сектантов встречаются такие аргументы, как указание на то, что миссионеры-сектанты выдворялись из страны, причем еще в советский период советскими властями. То есть даже безбожные советские власти в борьбе с сектантством становились более симпатичными.
      
Так называемые сектанты и сами агрессивно огрызаются, даже нападают на «мастодонтов». Заметного и публичного успеха, конечно, не достигают, так как не обладают «административным ресурсом».   
      
Священное Писание очень объемно, разнопланово, иносказательно и иногда даже противоречиво, из него можно искусственно надергать цитаты, обосновывающие все что угодно, даже причисляемое нами к явному злу. Разные толкования, разночтения на основе каких-либо выделяемых из Писания фрагментов объявляются принципиально значимыми и преподносятся как единственно верные. Причем преподносятся уже не как суждения людей, а как указания свыше. Одним вероучением кроме Ветхого и Нового Заветов на уровень боговдохновенного поднимается Святоотеческое наследие, другим заявляются доказательства того, что Священные Писания были переписаны. Каждое сообщество кричит о том, что только их установки истинные и Богоугодные. Соответственно, только их адепты спасутся, все другие погибнут. Если бы все это было от Бога, то для чего ему такой, извините, бардак и словоблудие? Делаю (для себя) вывод, что это - от людей. Не исключаю руководства этим процессом со стороны лукавого, но вопросы деятельности темных сил в объяснении этих же толкователей тоже не совсем логичные и такие запутанные… А люди любят списывать свои злодеяния на кого угодно.
      
Возьмем для исследования то, что незыблемо и чисто, несмотря на летающие комки грязи и неточности переводов, - Ветхий Завет и Новый Завет. Они тоже написаны людьми, но их несомненное воздействие на душу человека свидетельствует о боговдохновенности. В книге Бытия есть иносказание (в моем понимании) о стоящих посреди рая дереве жизни и дереве познания добра и зла, связанное с событиями изгнания из рая Адама и Евы.   
      
«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для жизни, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт., 2:9).
      
«Всякое дерево» предназначалось для пищи созданного человека. «Дерево жизни» - для жизни духовной. Полагаю, Бог задумал так, чтобы человек зависел от Него в своей жизни так же, как зависит от пищи для своего тела.
      
«А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт., 2:17).
      
Если бы человек не нарушил задуманного Богом порядка вещей, он бы жил вечной жизнью в согласии с Ним и вкушал от дерева жизни. Но человек поддался искушению стать «как боги, знающие добро и зло» (Быт., 3:5). За что и был удален из рая, а «на востоке у сада Едемского был поставлен Херувим и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт., 3:24). Кто познал добро и зло, тот стал опасен для задуманного Богом миропорядка и не мог быть допущен к дереву жизни, дарующему жизнь вечную. И действительно, человек, узнав про добро и зло, стал склоняться в сторону зла и жить в грехе. И при этом судить, что есть добро, а что зло, исходя из своих представлений. 
      
Евангелие свидетельствует о том, что через Христа и во Христе искупленный Им человек может получить жизнь вечную. Иисус открыл для людей доступ к дереву жизни и пригласил детей своих вкушать его плоды. Дерево жизни помещено в центре рая. Богом предназначено водительство посредством дерева жизни. Для дела спасения человечества Христос основал церковь как Свое Тело. Но на каком-то этапе люди, вошедшие в церковь, подменили принцип жизни, предлагаемый Богом. Говоря словами Бытия, церковь стала вкушать от дерева познания добра и зла, определяя от лица Господа, что есть добро, а что есть зло, что правильно, а что неправильно. Появились наместники Бога на земле, разрослись иерархии и касты. Если начаться этот процесс мог «из благих намерений», то развиваться ему помогали уже намерения меркантильные.
      
«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор., 1:10), «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор., 3:11), - эти слова апостола Павла остались только словами. «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело» (Колос., 2:18,19).
      
Я думаю, что христианство предназначено не для того, чтобы определять, где добро, а где зло и, тем более, кто верует правильно, а кто неправильно. Это не новый набор заповедей. Это не оценка с позиций критики тех, кто увидел Христа, но увидел своими глазами. Назначение служителей и богословов – проповедовать, а не критиковать инакомыслящих, тем более братьев во Христе. На этот счет в Евангелии от Иоанна, 21: 20-22, имеется недвусмысленное мнение Иисуса Христа: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус… Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? ты иди за Мною».
      
Дерево жизни, как я представляю, - водительство, воспитание человеческого духа, которое Господь осуществляет внутренне, посредством Святого Духа. Это обитающий внутри нас Христос. Когда кто-то начинает решать, что правильно, а что неправильно, тот выходит из-под водительства и вступает под сень дерева познания добра и зла.
      
«Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор., 4:5).
      
По моим ощущениям, водительство приходит издалека, в виде какого-то побуждения к мыслям не о земном, а о горнем. Потом все громче начинает звучать голос совести, реагируя на твои действия мгновенно. Потом появляется желание не только просить Бога о чем-то, но и вверять себя Его Воле. Иногда направляешь свои стопы, по своему разумению, вроде бы в нужную сторону, но почему-то посещает ощущение душевного дискомфорта. Затем происходит какое-то событие с тобой, свидетельствующее о том, что направлялся ты в лужу или болото.   
      
Я преклоняюсь перед Православной церковью и привязан к ней своими корнями. Благоговею, даже читая явно сказочные апокрифы. Но в храме я чувствую умиротворение и сердечный трепет только перед иконостасом наедине со своими мыслями о Господе и ощущениями. Когда видишь прейскурант цен на услуги «служителей Божьих», высокие заборы с камерами видеонаблюдения вокруг размещенных подле храма церковных «офисов», куда «слуги Божьи» подъезжают на «Мерсах», «Вольво» и «Лендкрузерах», душу покидает возвышенность. 
      
Я уверен, что кроме церквей на земле, есть Церковь на Небе, т.е. в том измерении, где пребывает Бог Отец и Бог Сын. В той Церкви состоят все, принявшие Христа. В той Церкви нет разделений и словоблудий.  Но почему земные христианские церкви сидят каждые за своим забором со своим «стадом» и спускают собак даже на соседей-христиан? Неужели не осознают, что заборы и собаки отпугивают огромное множество овец не из их стада от них и от веры в Бога вообще? Они что, одержимы и ведомы сатаной? Ждем исполнения событий, обозначенных в Откровении?
      
В Книге Откровений все уже предопределено и расписано. Похоже, Бог давно знает, что из людских осиных гнезд муравейника не получится. Для чего же нужна была искупительная жертва Христа? План спасения не удался? Для себя объясняю это такими доводами.
      
С крестной смертью и воскресением Христа была закрыта одна книга в духовном существовании человечества и с чистого листа открыта другая. В ней действующими лицами будут те, кто принял Спасителя. На небе уже известно, что полностью вылечить данное человеческое сообщество не получится. Иисус Христос спасает тех, кто на него смотрит, как Бог через сделанного Моисеем медного змея спасал израильтян, ужаленных змеями (Числ., 21:8,9).
      
Если принять, что земная жизнь есть горнило для подготовки духовных сущностей, то нужно учитывать, что в любом сложном процессе, а в такой глобальной «лаборатории» тем более, на пути к достижению совершенства бывает много брака. Тогда можно предположить, что Иисус был послан для увеличения производительности этого процесса. С той же целью роста эффективности он учредил свою церковь. И в такой «модели» задача церкви – нести весть, информировать, освещать мрак. Чтобы человек услышал зов духа, откликнулся на него и стал частицей Тела Христова, атомом Небесной Церкви – Царства Божия.