Нос как доминантная характеристика личности

Николай Малофеев
(На рисунке показано как надо девушкам ПРАВИЛЬНО целовать буратин. К сожалению, иллюстрацию пришлось снять).


Что такое нос для человека? Что можно сказать о этом анатомическом органе?

Нос (nasus externus) – это орган обоняния и наружная часть дыхательного пути, представляющий костно-хрящевое образование, имеющее корень, спинку, верхушку и крылья. Последние ограничивают ноздри, ведущие в носовую полость. Наружный вид носа определяют носовые кости и хрящевые элементы. Покрыт с наружи кожей.

Самая главная черта, которая объединяет Буратино с Пиноккио - это форма носа. Это своеобразное и заметное отклонение внешнего облика, поэтому они оба – у р о д ц ы!

Уродство - это определенное социальное к л е й м о, видимое всем. Ликург, легендарный основатель и законодатель античной Спарты (VIII век до н.э.) вообще требовал убивать таких младенцев – мальчиков, родившимися хилыми и уродливыми. Потом времена наступили менее суровые, но жизнь людей с отклонениями была совсем-совсем непроста. Вспомним персонажей Виктора Гюго, описанных с большим участием, как униженных и отверженных – уродов Квазимодо («Собор Парижской Богоматери») и Гуинплена («Человек который смеётся»).
       
Благодаря философам Просвещения и педагогам - гуманистам с конца XVII века стали восстанавливаться в правах и «ненормальные» дети. Среди них наиболее известен Луи Брайль (Braille), живший (1809-1852 г.). Сам ослепший в трехлетнем возрасте и в 1829 г. разработавший рельефно - точечный шрифт слепых, который используется до настоящего времени.

А кто такой урод?
Это - отверженный, это ребёнок с которым никто не дружит. Это изгой, подвергающийся насмешкам и оскорблениям, особенно в детской среде. Его все дразнят, давая различные унижающие оскорбительные прозвища.

Как отмечает московский дефектолог Николай Малофеев, общества, противостоящие всем видам дискриминации, начинают отказываются от терминологии, маркирующие отличие одних людей от других как недостаток. «Термины (идиот, имбецил, даун, калека, слабоумный, лунатик, слепой, глухой, умственно отсталый, дислалик, ринолалик и т.п.) признаются некорректными по причине их употребления в уничижительно-оценочном смысле в речи «нормальных» людей». Они постепенно должны перейти в разряд ненормативной лексики, вытесняться из средств массовой информации и речи людей, считающих себя приверженцами европейской культурной традиции.
Но это пока для нас в будущем. Я даже слышал такое новообразование - "ИДИОТИНА". Видимо "скотина" и "идиот" в одном лице.

24 июня 2009 года состоялась в центре «Преодоление» церемония награждения янтарным орденом - "Орденом Буратино" знаменитого слепоглухонемого учёного Александра Васильевича Суворова – доктора психологических наук, создателя «Школы взаимной человечности», профессора МГППУ и УРАО.   

 «Орден Буратино для меня – огромная честь!»- заявил Александр Суворов. Среди других орденоносцев: кинорежиссер Леонид Нечаев (2005), педагог Шалва Амонашвили (2005), художник Леонид Владимирский (2006), композиторы Максим Дунаевский (2007) и Алексей Рыбников (2008). А среди ребят медаль Буратино первыми получили дети Беслана.

Но элементы средневекового отношения к отклонениям во внешности ещё долго будут сохраняться. У человечества есть своеобразные социальные «музеи» под открытым небом - это АРМИЯ, ТЮРЬМА И ....ДЕТСТВО, где долго сохраняются остаточные «рудименты» и «реликты» прежних социальных отношений, обычаев и ритуалов. Недаром дети охотно смеются над клоунами – у них такая уродливая обувь, нелепая прическа, рот до ушей, а самая главная черта – смешной большой нос.
 
Кстати, в «Золотом ключике» А.Толстого первый, кто получает оценку своего шнобеля - это Джузеппе, по прозвищу «Сизый Нос». Именно он дает начальный толчок сюжету, когда полено (тогда ещё только - только эмбрион нашего антропомофного дендромутанта) смутило его самого.

А ведь что такое «НОС»?
Как было сказано суровым следователем (О.Ефремов) в популярной комедии Э.Рязанова «Берегись автомобиля» (1966) - «Это нога, у кого нужно нога». Повторим и за ним и мы, - этот нос, у кого нужно нос!

Существует новая интересная российская литературная премия "НОС"  (новая словесность), которая публично присуждалась на КРЯККе (Красноярской ярмарке книжной культуры). Она отмечает интересные и различные издания, которые  продавались тут же. Надо отметить, что во время обсуждения на КРЯККе по залу "прогуливался" сам НОС, точнее персонаж в этом маскарадном наряде. Это придавало очень жарким дискуссиям при  обсуждении  авторов некоторый элемент карнавальности и самоиронии.

Есть даже шутливая «Шнобелевская премия». Это своеобразная пародия на престижную международную награду — Нобелевскую премию. 
 
Десять Шнобелевских премий ежегодно вручаются  в начале октября, то есть в то время, когда называются лауреаты настоящей Нобелевской премии, — за достижения, которые «сначала вызывают смех, а затем раздумья» .

Премия вручается ежегодно вот уже 18 лет. Претендентов на премию Ig Nobel (так премия официально называется по-английски. Ignoble переводится как "низкий", "постыдный") выбирают читатели юмористического журнала о науке "Анналы невероятных исследований" (The Annals of Improbable Research). С момента своего создания Антинобелевская премия является очень популярной в научных, околонаучных и совсем ненаучных кругах.

Альтернативная Нобелевская премия (также известная под названием Шнобелевской) вручается в 10 номинациях: питание, медицина, физика, химия, биология, науки о мозге, экономика, археология, литература и содействие установлению мира

Например, предыдущие номинанты по химии - за превращение воды в непригодную для питья субстанцию. По медицине - за научный труд «Ранения, причиняемые падающими кокосами». По гигиене -— за изобретение стиральной машины для кошек и собак.  И т.д.

Вроде бы некоторое подшучивание, подсмеивание над работой учёных. Вроде, мол, ерундой люди занимаются  от нечего делать! Однако, когда к знаменитому Резерфорду пришел молодой физик и заявил, что он будет работать чуть ли не круглые сутки, то Резерфорд резонно заметил, а когда же он будет думать.
   
Но вот какая странная деталь...

Что наши молодые российские физики Константин Новосёлов и Андрей Гейм, получили долгожданную Нобелевскую премию в 2010 году, отметили все наши СМИ. Однако именно Андрею Гейму до этого в 2000 году была присуждена Шнобевская премия за тему - "Левитация лягушек".

В статье «Физики больше не шутят» обозреватель «Известий» Сергей Лесков пишет, что атмосфера капустников, шуток ушла из отечественной науки. А ведь склонность к шутке – верный признак парадоксальности ума, без которого открытие совершить невозможно. Иными словами, умный учёный – это в первую очередь весёлый ученый. В статье приводится характерная фраза Николая Тимофеева-Ресовского (или «Зубра», как его назвал писатель Даниил Гранин): «Важная заповедь ученого – не занимайся наукой со звериной серьёзностью, науку надо делать весело и красиво, иначе нечего в неё и соваться». Или его другая более резкая  фраза: "Наука баба весёлая, она скучных не любит".

Остроумный – это ведь всегда остро-умный, а не скучный зануда, не регистратор научных данных. Ведь КВН родился именно в этой задорно-ироничной студенческо-аспирантской среде.

Говорят, когда Нильс Бор приехал в СССР, то у него спросили – почему у него так много талантливых учеников в совершенно разных областях физики. Он отметил, что на многие их теоретические вопросы отвечал, что он дурак. Но переводивший его выступление Ландау перефразировал ответ так: «Говорил, что они дураки!» Присутствовавший академик Капица остроумно отметил, что в этом нюансе и заключается разница между стилем научной школы Бора и школы Ландау.

Когда Пиноккио лжет – у него удлиняется нос  – на этом основана вся сцена спасения в современном американском мультфильме про зеленого великана «Шрэк-2». Как отмечает Марк Липовецкий  нос у Буратино и так длинный – то есть он врун, выдумщик, сочинитель, фантазер по определению. Но не просто фантазер, а художник, творец новой реальности.
      
Пол Экман (Paul Ekman) в книге «Психологии лжи» приводит примеры, что непроизвольное прикосновение к своему носу или его почесывание (кстати, носящий название «синдром Пиноккио») выдает лжеца. 

В популярной работе Алана Пиза (Allan Pease) «Язык телодвижений» прямо увязывается почесывание носа как с замаскированным вариантом «защита рта рукой», то есть попытке «остановить» лживые слова или преувеличение реального факта. Специалист по психологии управления и управлению персоналом Александр Тарасов, характеризуя поведение в бизнесе, тоже большое внимание отводит поведении лжеца. Как и для политика, когда он трогает, трёт или теребит свой нос, эти действия тоже является признаками явного обмана.
Сейчас  во время выборов этот жест актуален. Следите за руками!

А отсутствие носа придаёт ещё больше отвратительности облику отрицательному персонажу безносому Волану-де-Морту в фильме по популярной сказке о Гарри Поттере.

Вообще нос - это такой очень странный объект.

От гоголевского «Носа», гуляющему по Невскому проспекту в виц-мундире, круто изменившего судьбу майора Ковалева и до киплинговского слоненка, который интересовался, что ест за обедом крокодил. За несНОСное любопытство он получил новое качество – хобот  и у такого носа появились масса новых замечательных достоинств! «Вот тебе ещё одна выгода» – меланхолично замечает ему Удав.

На носу кораблей ранее устанавливались различные аллегорические фигуры, а апофеозом побед служила собрание всех носов кораблей побежденных флотов – например, ростральная колонна в Питере. Кстати, в Москве гигантский памятник скульптора Зураба Церетели опирается на ростральную колонну, где на носах кораблей почему-то российские(??) флаги. Видимо, в честь победы Петра над Россией?

А в городе Красноярске учащиеся (чаще всего, конечно, студенточки педуниверситета) перед экзаменом старательно драют (чтобы вы думали?), бронзовый нос скульптуре местного художника Андрея Поздеева, предварительно наступив ему на ногу. Перед сессией нос просто сверкает, отражая, если не высокие баллы, то робкие девичьи надежды хорошо сдать сессию!

Анекдот в тему: Говорят, однажды Сократа спросили, какая часть тела самая нечувствительная. Он ответил: «Нос. Моя бабушка всю жизнь водила дедушку за нос, а он этого совершенно не чувствовал».

Мои авторские рисунки  «Любопытство», «Исследователь», «Когнитивный диссонанс», «Вуайерист» обыгрывают именно свойство носа «выхода за рамки». Кстати, направлен он вправо – это интерес к будущему, ведь самая главная проблема науки – прогноз, то, что будет. А у любителя негативной информации – наоборот, то, что уже было, компромат. Анализ проблемной ситуации  – это настоящее время, здесь и сейчас.
      
Гуляющие по Интернету рисунки показывают неувядающую любовь художников к этому персонажу. У Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле» самые веселые персонажи – безносые венерики . В изображениях роботов или механических андроидов – нос часто изображался механическим объектом: болтиком (например, Самоделкин из клуба «Весёлых человечков») или лампочкой, которые презентировали их как искусственные существа. Кстати, у снеговиков тоже острый нос из морковки.

Нос может выступать и как национальный признак: еврейская «сабелька», славянская «картошка», античный или кавказский орлиный профиль. На память приходит уникальные облики Фрунзика Мкртчяна, Жанны Агузаровой или Барбры Стрейзанд, про которую однажды написали, что её нос начинается от середины лба и кончается у дальнего саксофона в оркестре.

У Льва Кассиля в «Кондуите и Швамбрании» есть великолепная оценка семитского носа - «двоюродный брат… неутомимо был весел, изобретателен и носат». И далее, на маскараде брату «искусственные усы и естественный нос придавали ему вид зловещий и романтичный… не то испанский гранд, не то   …шарманщик». (А кто у нас самый знаменитый шарманщик, а?)

Итак, что же такое для личности его нос.

Как отмечают Д.Б.Гудков и М.Л.Ковшова в работе "Телесный код русской культуры" (2007) «первоначальной оппозицией, с которой начинается для человека осмысление бытия, является осмысление «Я - Мир». А нос выступает важнейшим знаком телесной границы. Чем он длиннее – тем самым владелец границу расширяет, это знак экспансии личности. То есть самая выдающаяся, как в прямом так и переносном смысле, часть личности. Выхода за рамки своего «Я».

Там же приводятся следующие фразеологизмы  связанные с носом:

1) Нос к носу, носом к носу – совсем близко, на минимальном расстоянии с другим лицом;
2) под <самым> носом – рядом, близко;
3) из-под <самого> носа – с самого близкого расстояния;
4) не видеть дальше своего носа – не замечать очевидного, в пространстве и во времени;
5) на носу – совсем скоро, вот-вот будет;
6) водить за нос – обманывать, дурачить;
7) натягивать/натянуть нос – провести, обмануть (с эротическим подтекстом);
8) держать нос по ветру – беспринципно менять взгляды, оценки, поведение в зависимости от изменения обстоятельств (зооморфная метафора, уподобляющая действия человека поведению животного, старающегося уловить запах, поднимает нос в направлении ветра);
9) совать/сунуть <свой> нос – вмешиваться не в своё дело;
10) зарубить на носу - крепко запомнить, учесть на будущее;
11) с носа, на нос – с каждого человека, на каждого участника;
12) оставить с носом – обмануть, оставить ни с чем.

Кроме того, существуют такие выражения, связанные с носом, как:

- нос не дорос,
- с гулькин нос,
- задирать нос,
- воротить нос,
- утереть нос,
- опустить нос,
- повесить нос,
- щелкнуть по носу,
- морщить нос,
- кровь из носу,
- крутить нос,
- ковырять в носу,
- сопеть носом,
- нос в тряпочку
- занюханный и т.д.

С.И.Левикова в "Словаре молодежного сленга" так определяет выражения, характеризующую нос:
- бардачок,
- дышло,
- дюбель,
- клюв,
- носопырка,
- паяльник,
- розетка,
- рубильник,
- слива,
- храповик,
- шпана,
- шнобель,
- шнопак.

Длинный нос - киль, крупный - бампер, хобот, с горбинкой – шнорхель .

Кстати, в этом же источнике термин «буратино» означает: 1) дурак, идиот; 2) пенис; 3) эрекция по утрам.
Обмануть или облапошить часто называют – буратинить, пробуратинить, видимо по аналогии со словом "динамить" или "продинамить".

В северный районах Белого моря выдающиеся части берега называют не мысами, а носами, например, Канин нос в Белом море.
По этому поводу есть хорошее детское стихотворение Самуила Яковлевича Маршака: «Учитель задал мне вопрос – где расположен Канин Нос?/ А я не знал, который Канин /и показал на свой и Ванин».

Как ранее отмечали Гудков и Ковшова «нос принципиально негероичен и нелиричен». Вспомним в связи с этим хотя бы эту характерную деталь героя пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» и его смерти как способа преодоления этой дегероизации - «…этот нос вредит и героизму».
Автор пьесы отмечает, что поэт глубоко переживает оценку своего облика именно как уродство, которое обрекает его на одиночество (выделено далее мной – Н.М.):

«Увы! Как все УРОДЫ,
Гнать должен бы я прочь любовную мечту.
Меня нельзя любить!»   

В другом переводе это место в пьесе Ростана звучит также резко:

«…И кончилась мечта; на каменной стене
Тень носа моего, как назиданье мне...
…Увы! Судьба ко мне жестока.
За то, что я УРОД, я должен одиноко
Всю жизнь влачить…» 

Однако Сирано не смиряется, а, наоборот навязывает новые нормы оценки личности, где превалируют другие качества:
«Не проживет на свете и минутку
Тот, кто заговорит про злополучный нос» .

Это не авторское преувеличение Ростана, так как в своих книгах Сирано де Бержерак сам отмечал это, правда с положительным оттенком: «Большой нос – признак остроумия, учтивости, приветливости, благородства, щедрости, маленький же нос свидетельствует о противоположных вещах».

Или возьмём известную сказку В.Гауфа «Карлик-нос», где в конце концов происходит освобождение от чар злой колдуньи (маленького роста, горба и, естественно, огромного носа).

Кстати, автор данной книги тоже носат и на себе прочувствовал, что означает для подростков негероичность их облика. Каково же приходится мальчикам, которые не могут или не хотят соответствовать предлагаемому нормативному канону, отметил Игорь Кон.

Кстати, феминизированная школа Буратино не понравилась, – не выдержал он испытание ЕГЭ Мальвины, и отправился прямиком в чулан с пауками. Эта ситуация до боли знакома и в нынешней школе. По оценкам социолога Владимира Собкина, только часть опрошенных учителей средних школ считают, что введение ЕГЭ повысит степень объективности оценки знаний и снизит при этом влияние различных негативных факторов (конфликтные отношения учителя с учеником, предвзятое отношение учителя к ученику и т.п.). Так, что «мальвино-оптимисты» от педагогики остаются в меньшинстве, так как; других учителей отмечают неадекватность ЕГЭ как инструмента итоговой аттестации учащихся в силу его недостаточной валидности именно как разового испытания по сравнению с традиционными методами педагогического оценивания.

В самом деле, какой надо быть ЕГЭдекватной, чтобы заставлять писать диктант Буратино, не умеющего ни читать, ни писать и даже не знающего алфавита.
«Как трудно воспитывать мальчиков», - соглашается Игорь Кон вместе с мальвинами от педагогики. Их (педагогических тёток) мальчишеская агрессия просто пугает , а ведь это совершенно необходимая форма становления мужчины.

Вот Буратино и подает образец такого мальчишеского поведения  – наперекор внешним обстоятельствам: «когда нос – на семерых рос, а одному достался». Кстати, в фильме Нечаева при первой же встрече с Барабасом на улице – он с ходу дразнит его , «показывая» ему нос!
    
Итак, нос (Гудков, Ковшова) в телесном коде культуры:

- является знаком границы внутреннего пространства человека;
- знак временной границы, при пространственном осмыслении времени;
- связан с символикой обмана;
- метонимически замещает человека вообще;
- метонимически связывается с представлениями о чувственном восприятии окружающего мира,               с  получением информации о нем;
- обладает фаллической символикой, связан с телесным «низом».

Надо добавить, что нос человека связан вообще с его наличностью в этой жизни (или как говорят философы, "укорененностью-в-бытии"), недаром иносказательно смерть называют курносой или чаще безносой. То есть, нос вечно живой, он вечно с нами.

Художник – иллюстратор являются одним из первых и часто очень вдумчивых читателей, тем более ему надо визуализировать, создать зрительный образ главного героя, наделить его характером.

Стиль и авторская манера разных художников отличаются, но в одном они единодушны. В иллюстрациях первого издания (1936 г.) Б.Малаховского, а также всех последующих - А.Каневского, Л.Владимирского, А.Кошкина и других – у Буратино нос всегда оптимистично, уверенно вздернут вверх, а у Пиноккио - нос горизонтален или чаще печально смотрит вниз. На некоторых иллюстрациях он даже выглядит скорее как печальный Пьеро.

Так что нос Буратино – это наше очень большое, ну очень большое, национальное достояние. Совсем не то, что жалкий обрубок - коротышка у пьерообразного итальянца Пиноккио.

Международная группа исследователей в 2010 г. обнаружила в горах Фоджа на западе острова Новая Гвинея лягушку не известного ранее вида, которую за удлиненный нос назвали «Пиноккио», а также других необычных животных. (http://www.rian.ru/#best).
Эх, видимо в составе ученых не было никого из бывшего СССР – они бы назвали её совсем – совсем иначе. Даже знаем как!

Кроме того, у Пиноккио нос изображается как бульбообразный либо просто ровная палочка. А у нашего героя острый, как гранёный  штык у русской трёхлинейной винтовки системы Мосина. Это уже не нос, а какое-то секретное оружие ближнего боя!

Из пантеона «весёлых человечков» похожим носом обладает только Карандаш, но у него нос орудие труда, он им рисует.

А что делает им Буратино?
Он сует везде свой нос, «протыкает» им своё незнание, это настоящий "инструмент" исследователя. То есть ведёт себя как настоящий нормальный растущий ребёнок, познающий окружающий мир.

Кстати, на съёмках фильма в 1975 года были большие проблемы с носом Буратино.  Вот что говорит исполнитель этой роли Дмитрий Иосифов  (http://botinok.co.il/node/51520):

Отдельная история была с длинным носом. Делали его из пенопласта. При этом он должен быть очень подвижным. В течение всей съемки нос Буратино меняли 45 раз.
45 носов - и все их делал один-единственный мастер. Первый нос не совсем подходил, и постепенно его укорачивали под мимику актера. На то, чтобы приклеить нос, гример тратил 1,5 часа. Представляете, какой усидчивости должен быть артист?! «Если кто-нибудь из вас был внимательным, то мог заметить, что в начале фильма у меня нос на 15 мм длиннее, чем в конце», - делится секретами Дмитрий.   

Смотри оглавление: http://proza.ru/2011/12/20/1656