Реклама, реклама

Алексей Аимин
         Хотелось бы поговорить о развивающемся бурными темпами жанре – рекламе. За создание рекламных „шедевров“ сейчас берутся все кому не лень. Благо названия многих иностранных фирм созвучны с хорошо нам знакомыми русским словам и прекрасно с ними рифмуются, например: „Адидас“ – пас, квас, пьем за вас. Или, например, „Равиолли“ с воля и поле. и такой список можно продолжить. Потому создание бодрых призывов на приобретение броских иностранных товаров (которые, по некоторым данным, оттуда попросту выбросили), идет в нашей стране легко и продуктивно.
         Возможно, на сегодня реклама это самый легкий способ сшибить поэтическую деньгу. В своем городке такса на двустишие или четверостишие у меня была, да и сейчас остается - пузырь. Правда, беру деньгами. А чего не написать-то:

                Идешь ты в лес, на озеро иль в поле –
                Возьми с собой пельмени „Равиолли“!

                Поедешь в Турцию, Египет иль Бахрейн –
                Учти, что там спасет лишь „Орифлэйм“.

          Я, думаю, пора убирать из торговых компаний стихоплетов-идиотов. Однако нельзя не позавидовать упорству и некоторой изощренности молодых авторов из рекламных агентств. Например, названия зарубежных фирм и товаров у них в основном подогнаны под свой язык (Спрайт – олл райт,  „Шелл“ – вери велл). Но наши ребята не стушевались. Вы попробуйте, найти рифму к продукции Сникерс – вряд ли вам это удастся, а они вывернулись:

                Свою подругу обними,
                Ну а потом и сникерсни!

           Тем, кто не сразу усек или врубился (других слов здесь не подобрать), поясню, что в рекламном клипе сникерснуть – это значит съесть шоколадный батончик. А то, о чем многие подумали, остается за кадром.
           Такое, наплевательское и не профессиональное отношение к рекламе, а заодно и к потребителю у меня всегда вызывает обратную реакцию. Я не остался в стороне, и у меня непроизвольно родилось несколько пародийных реклам:

                „Упса“ – хороший аспирин,
                Вот только после пучит, блин!

                Хоть памперсов значенье велико,
                Зато без них ходить легко!

                Жаль, поздновато завезли к нам „Бленд а Мед“,
                Когда уже зубов здоровых нет.

                Хотя б на каплю заподозрил, что ты трус, –
                Купи для подстраховки  „Олвейс-Плюс“.

            Тем, кто не смотрит телевизор, не ходит по магазинам, но еще не разучился читать готов пояснить, что „Упса“ – это шипучий аспирин, памперсы – детские подгузники, „Бленд а Мед“ – усиленно рекомендуемая стоматологами зубная паста, а „Ол-вейс-Плюс“ – женские гигиенические атрибуты. Все это именно то без чего жизнь нормального человека, по утверждению рекламодателей, просто невозможна, и потому теряет всяческий смысл.
            Иногда создается впечатление, что вся реклама пишется на глупых людей, и потому возникает вопрос: а с умными как же? Отнюдь не собираясь поучать создателей рекламы, все же позволю себе привести парочку жизненных примеров. Один из рекламных призывов я услышал в далеком-далеком детстве. Поучительно-рекомендательный, ненавязчивый и мягкий, он в свое время просто потряс меня своей выразительностью:

                Пей, сынок, томатный сок –
                Будешь крепок и высок!
                Если умным хочешь быть,
                Виноградный надо пить.

            Лишь позже я сумел определить, в чем состоит привлекательность такого совета – в нем есть, пусть небольшое, но право выбора. Да и мозгами все же надо шевельнуть, чтобы определиться что для тебя важнее.
            Как-то предложил своему приятелю-бизнесмену в его магазине над дверью рядом с табличкой „Выход“ сделать небольшую приписку: „Выходя от нас без покупки, – подумайте, ведь это никогда не вредно“. Но он забраковал, заподозрив антиправительственную трактовку изречения. Вот еще пример, еще более конкретный, но тоже забракованный:

                Будь без понта вы, иль с понтом,
                Всегда Вас ждет „Торговый дом“!

           Объясняю заказчику: главное, человека озадачить. Сначала он определит, к какой категории себя отнести, а потом обязательно заглянет в ваш магазин.
           Думаю, в рекламу всегда надо вкладывать и душу, и мысль, ну и мягкий юмор никогда не помешает:

                У нас подарки есть молодоженам,
                Родным, и сослуживцам, и друзьям,
                Что позарез необходимо женам,
                А если женам – значит и мужьям!

           Хотя можно и твердый, все зависит от продукции. Когда я уже поднабил руку мне подвернулся выгодный заказ от Ликероводочного завода. И хотя я пишу быстро, но в правительстве меня опередили, запретив рекламу этого насущного продукта. А жаль, там у меня и жестяной юморок проскальзывал:

                Сидим вдвоем и "Тигоду" мы пьем, -
                Ну до чего же водка хороша!
                С ней точно мы в дурдом не попадем,
                Хотя нас там и ждут два кореша.

           Считаю, что даже при уходе на рекламу на радио или телевидении необходимо подбодрить телезрителя или радиослушателя:

                Полезней чем принять сто грамм,
                Прослушать парочку реклам.

           Лет десять эта написанная мной отбивка, нет-нет и прозвучит на местном радио. И хотя мне за нее не заплатили, но все равно приятно.
           Вот такой, можно сказать, маленький экскурс в рекламный поэтический бизнес. Осваивайте его, не стесняйтесь и убирайте оттуда бездарей и идиотов. А уберете - все деньги будут ваши!