Веруня - Александр Сергеевич Пушкин

Пушкинский Ключ
http://www.proza.ru/2011/10/23/894


Я не литературовед, обычный читатель. Но мне кажется, что вряд ли при своей  бурной, сложной,  трагически-короткой, но и очень счастливой жизни  Александр Сергеевич Пушкин, творя, думал о будущем своём величии.  Человек из крови и плоти  писал то, что сердце подсказывало. И посвящал   тем, кому душа желала дарить бесценные строки.

Понятно мне и то, что сложнейшее  произведение" Я памятник воздвиг себе нерукотворный"- это не восхваление  Поэтом самого себя: 

"...И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно.
И не оспаривай глупца."


В каждом слове,строке просматривается  человек  тонкий, думающий, страждущий...


Талант и время сделали своё: Пушкин стал «нашим» и  « для всех». И «моим». Но не сразу.
К «своему» Пушкину я шла десятки лет. И поняла и приняла до конца в зрелости.

Иной раз мне кажется: изучение Поэта в школе отодвигает истинное знакомство с ним надолго. А для кого-то он так и остался   обязательной школьной программой.

…Онегин,  Татьяна… Дуэль... Письмо Татьяны  рождало смешки в классе. Что за страсти такие?!
А это: «но я другому отдана и буду…» и вовсе мне было непонятно.

Душа моя не соприкасалась, она не чувствовала, не сочувствовала, не сопереживала -  молчала. Отношения сводились: «выучила и забыла!»…

 Как ни странно, но к Поэту я пришла не через роман в стихах "Евгений Онегин",  любовную лирику или "Повести Белкина",  а благодаря его сказкам.

«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».**

Каждая сказка- Шедевр. Каждая строчка: ни добавить, ни убавить. 

А Кот учёный по-прежнему сводит  меня с ума. И я верю: он всё ходит и ходит по цепи кругом,  и не уйдёт, и не покинет нас, пока  мы, его истинные почитатели, живы и верим в его существование!



В годы вечного дефицита купленный  "с рук" трёхтомник казался  невероятным богатством, и огромной  удачей виделось приобретение выпущенного небольшим тиражом сборника незавершённых работ Великого на все времена Поэта.

А "Евгений Онегин", как и многое другое в моей  жизни, "вернулся"   ко мне в нужный час...




************

*1836 год написания

**«Сказка о рыбаке и рыбке» — сказка Александра Сергеевича Пушкина. Написана 14 октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения»[1]. В рукописи есть помета: «18 песнь сербская». Эта помета означает, что Пушкин собирался включить ее в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.

24.10.11



© Copyright: Веруня, 2011
Свидетельство о публикации №21110230894