Хотелось написать о том, что мешает творчеству. Не о тех ситуациях, которых может оказаться несчётное множество, но о некой общей черте.
Первая мысль, если не единственная, — это собственное сопротивление эмоциональному...
Почему взгляд, скажем, на пейзаж... в одном случае замечает необычное, красивое, а в другом — нет? Контроль, отсекающий поэтические отклонения. Желание держать себя в руках, а мир — в рамках. Недовольство?
Когда в уме — одни дела, корабль души в плену оставлен... В бездушном теле нет тепла, — Послать бы все дела те на ... (слово "растительного" содержания)! Недовольство может открыть дорогу эмоциям в поэтической форме. Желание разрушить преграду противоположно желанию поместить мир "за стекло".
"Чудо увиденного впервые" и "ценность теряемого навсегда" — это тоже инструменты возвращения к эмоциональной связи. Акцентированное планирование и контроль, говорящий чувствам "не сейчас", — убийство такой связи.
Ещё один способ возвращения к творчеству — заражение речью, когда читаешь произведения других или перечитываешь своё, чтобы "поймать настрой".
Похоже, что способов возврата набралось уже три:
1) Акцент на восприятии прекрасного "здесь и сейчас" через уловки вроде "есть только одна реальность..." Созерцание (картин, природы...)
2) Прорыв негативных эмоций, бунт.
3) Заражение речью.
Но является ли сопротивление пробкой, затыкающей творчество вообще, а не только, как мне кажется, художественное выражение в прозе или в стихах? Как насчёт интеллектуализаций на отвлечённые темы? Вместо актуальных в личной жизни тем — разносортная публицистика, религиозные трактаты и политические сплетни... Интеллектуализация ведь строится на запирательстве, сопротивлении ("не хочу об этом думать!"), а тематическую смежность с настоящим ядром не всегда просто заметить самому.
Отдельные мысли:
Увлечение конкретной формой речи (не тянет на прозу — льются стихи...)?
Ближними выставленные мозоли (Опять за компьютер, он бросил семью! Поймать эту музу, срубить на корню!) ?
Какие мысли на эту тему предложили бы Вы?