Третий стройотряд

Владимир Капустин
        Свой третий стройотряд я набирал уже после окончания университета. Многие, еще не закончившие вуз, знакомые студенты хотели со мной работать, но в связи с тем, что к университету я уже отношения не имел, возникли организационные трудности. Моя старая знакомая - Татьяна, кстати, не простой, а старший кассир агентства аэрофлота, узнав о моих проблемах, обещала помочь, тем более, что у нее большие связи в местной комсомольской элите.
        Следуя ее совету, мы взяли литр водки и пошли, вместе с ней, напрямую к первому секретарю обкома ВЛКСМ. Зайдя в кабинет, я скромно поставил на стол бутылки, закуску и, оглянувшись, посмотрел на широко открытую входную дверь. Секретарь, молодой мужчина, заметив мой вопросительный взгляд, с улыбкой молвил свысока:
        - Не обращай внимание. Наливай! Так с какими проблемами вы пришли?
        Я объяснил ему, что для моего стройотряда нужен официальный статус и  денежный объект строительства. Проблема разрешилась с последней выпитой рюмкой.
        Таким образом, стройотряд, в составе семи человек, попал на Томский нефтекомплекс, а точнее, объектом строительства были строящиеся теплицы, в которых выращивали овощи для местных столовых. Короче, необходимо было остеклить теплицы. По прибытии на место работа закипела - проблем с поставками стекла не было. Единственное, что мешало ударному труду, это непогода - в дождь стеклить нельзя, а дожди шли через день. Технология остекления теплиц не представляла из себя ничего сложного - каждое, выше расположенное, стекло крепилось к нижнему на клямера – это скобки из кровельной стали, нарезанные полосками шириной 20, длиной от 80 до 120 мм, и загнутые с обоих сторон. Клямера на стройке изготавливали местные рабочие и их постоянно не хватало - больше тысячи скобок в день они не стремились изготавливать. Мастер предложил нам самим организовать их производство, тем более, что клямера можно делать в строительном вагончике и не зависеть от погоды. За каждый клямер он обещал платить 1,1 копейки. Цифра была столь мизерной, что мы засомневались в целесообразности предприятия, но выбора не было – решили рискнуть.
        Через день, благодаря студенческой смекалке, скобка изготавливалась из заранее подготовленной заготовки одним ударом по рычагу соответствующего приспособления, далее, аппетит приходит во время еды, стали сдавать клямера мастеру ведрами. Одно ведро, примерно, тысяча скобок - не пересчитывать же каждое ведро. Работа приобрела финансовый интерес – штамповать клямера стало гораздо выгоднее, чем стеклить. А так как наша производительность, по сравнению с местными работягами, возросла десятикратно, то через неделю мы уже сдавали клямера ящиком – считалось, что один ящик 20  ведер. Через некоторое время мастер понял,  что клямеров уже перепроизводство – к этому моменту, мы изготовили и сдали ему 330 тысяч скобок и это параллельно основной работе. В результате, за студенческий сезон, лучшие из стройотрядовцев заработали, примерно, по сорок стипендий.

1979г.