Черногория - Банкир

Анатолий Косенко
Все началось с просьбы знакомых, которые попросили помочь одному из наших банкиров – у того возникли проблемы с купленной на Адриатике виллой. Отказать было нельзя, и я согласился, после чего в один из сентябрьских дней 2009 года банкир этот – назову его Михаилом  Михайловичем Проксиным - появился в моем черногорском офисе, выложил на стол пачку документов и принялся жаловаться на всех и вся…

Ему было лет шестьдесят.

Слушая его, я не верил в происходившее...

- Нам понравилась вилла здесь - в 60 метрах от моря. С участком земли, садом. Не дорогая, 500 тысяч евро всего… - рассказывал он. - Договорились о покупке, подписали договор. Этот вот… - он выложил его передо мной.

Я пробежал глазами документ. На полутора страницах было всего несколько коротких статей... Для сделки в полмиллиона евро этого было мало... Не прописанными оказались десятки важных моментов купли-продажи...

Я отодвинул договор.

- А план земли можно посмотреть?

Проксин вздохнул.

- Дойдем и до него сейчас… - он посидел, собираясь с мыслями, затем продолжил. – Я все оплатил в срок. Продавец пообещал переоформить землю и виллу на меня. Но затянул это на год. А когда передал мне свидетельство о праве собственности, я увидел на приложенном к нему плане, что вилла на нем та же, а земля – нет! Тот участок, который он показывал при покупке нам, заменил другим! Развернул его на плане на 90 градусов! У меня был выход с виллы к морю, а теперь между нею и берегом оказался какой-то чужой участок! - он положил передо мной план и ткнул в него пальцем. – Видите полоску земли? Раньше она шла от виллы к морю, а сейчас не к нему, а в бок уходит! Между моим участком и берегом оказалась чья-то земля! Со всех сторон чужие земли! Не могу никуда выйти!

Я прервал его.

- Правильно ли я понял, что при заключении договора план к нему не прикладывался, а получен Вами только сейчас? 

Он раздраженно махнул рукой.

- Да! Торопился! На два дня прилетал сюда всего, и продавец подгонял - ждать не будет! А мне так понравились вилла - жалко было терять! Вот и поверил на слово! – поморщился он. – Я и тогда про план спрашивал! Но он ответил, что получу его после перерегистрации собственности! Мол, уточнит все, замерит до сантиметра! Уточнил, называется… .

Интересные были дела! Человек ворачал миллиардами, подписывал сотни договоров ежегодно, а не знал, как заключить собственный договор...

- Мне все понятно, - ответил я, недовольный на своих знакомых за то, какого клиента подсунули. - Кроме одного… Чего от меня хотите сейчас?

Он покачал головой и посмотрел на меня нерадостным взглядом.

- И это не все еще... Увидев, что меня обманули, я год назад нанял здесь адвокатессу Драгану Павлович и поручил ей расторгнуть через суд сделку, как совершенную с обманом. Она согласилась и попросила 6 тысяч евро: половину – авансом, остальное – после выигрыша в суде дела... Вот договор…

Я пробежал глазами его - он тоже был ни о чем...

Проксин вернул документ в папку.

- А еще нанял адвоката Зорана Марковича, из отставных прокуроров. Ему поручил добиться возбуждения уголовное дело против продавца-мошенника. Тот тоже согласился. На тех же условиях. Вот договор и с ним...

То, что он назвал договором, было вообще на одном листке - просто бумажка...

Проксин грустно улыбнулся.

- Короче, заплатил обоим 6 тысяч, стал ждать. Год прошел - результатов нет! Стал советоваться с друзьями. Они направили к Вам. Вот и пришел...

- С чем? – поинтересовался снова я.

Он вздохнул.

- Хочу получить через Вас все документы от этих адвокатов. Я б и сам выбил их, но надо лететь уже... Время ведь нужно на это! Пытался связаться с ними, а они на звонки не отвечают…

Все стало понятным. Поручение было не сложным, ответственности на меня не налагало: просить – не выбивать...

- И все?

- Да, - ответил он, с надеждой посмотрев на меня.

- Хорошо. Я подготовлю договор, где все пропишу, что должен сделать. Согласны?

Через день договор поручения был подписан, и он улетел в Москву...



Признаюсь, поручение лишь с виду было простым. По сути же предстояло командовать его адвокатами, а возможно и конфликтовать с ними. Для адвокатской среды это был нонсенс! В чем дело? В волоките? Или не могут подступиться к влиятельному продавцу? А, может, в суде, прокуратуре что-то не сложилось? Впрочем, они могли удовольствоваться полученными от него авансами и вообще ничего не предпринимать! Как тогда быть?! Они всех знают тут! Один был недавно в прокурорских верхах! Неосторожное движенье мое - и я больше не въеду в эту страну! Однако, делать было нечего, и я направил обоим письма с сообщением, что представляю с этого момента в Черногории их клиента Проксина. После этого приписал, что он поручил мне принять их отчеты о проделанной работе.

Две недели ожидания результатов не дали.

Выждав еще несколько дней, я направил повторные письма им, в которых высказал свое удивление их молчанием...

И это не сработало...

Вопроса, как быть дальше, не стояло. У меня была своя, опробованная не раз уже, схема поведения в таких ситуациях, которую я называл «усилением вины»... Обращаясь к кому-то и не получая того, что просил, я писал еще раз, потом замолкал... Проходил месяц, и я возмущенно писал не отвечавшему типу: «Милостивый государь, я обращался к Вам тогда-то и тогда-то, а Вы, как последний не знаю кто, до сих пор не ответили! Как не стыдно?!». И он, не находивший разумного объяснения волоките, отвечал, решал, делал то, что мне и нужно было! Причем, делал мгновенно! Так решил поступить и в этот раз. Подождал еще три недели и, позвонив одному, затем другому, возмущенно удивился их молчанию, после чего пригласил к себе в офис.



Первой приехала миловидная черногорка лет пятидесяти Драгана Павлович.   

Мы познакомились, и она принялась радостно объяснять, что смогла сделать за год. Из ее объяснений следовало, что не сегодня-завтра работы закончатся. Но не в суде, а в кадастровой службе, где возникли сложности с перерегистрацией земли и виллы... 

- Драгана, - остановил ее я. - Давайте как два юриста! Что произошло? Вы в суд обращались? Или нет?

Ее глаза забегали, она улыбнулась.

- Нет, Анатолий! Туда обращаться бесполезно... Продавец объяснил, что они не поняли друг друга, и что он продал именно тот участок, который на плане! Доказательств обратного у нас нет!

Теперь уже улыбнулся и я, поняв все...

- Принимаю это к сведению, Драгана… С оговоркой, что оценивать работу Вашу - не мое дело... Я должен  лишь принять от Вас документы... Можете передать их мне?

Она засмелась.

- Конечно... Надо лишь получить ту бумагу в кадастре, о которой говорила уже…

- Отлично, - ответил я. – Сколько надо для этого времени?

- Я передам Вам документы до конца недели...

Теория «усиления вины» сработала. Не направь я ей писем и не выжди разумного времени, она сейчас не была б у меня или была бы, но дурила б голову отговорками. А тут четко все! Извините! Конечно! Есть! К концу недели передам!

Договорившись об этом, мы расстались, заверив друг друга в приятности общения...



Спустя день позвонил и второй адвокат – Зоран Маркович. Его важный голос сообщил, что он неожиданно оказался занятым, но с удовольствием познакомится со мной, когда я наведаюсь в главный град страны Подгорицу, где и располагался его офис.

Юмор ситуации был в том, что его офис был от моего в 60 км, которые он мог преодолеть десятки раз уже. А если учесть, что черногорцы не привыкли работать так, как в Европе или Штатах, и заканчивают работы во многих учреждениях уже к обеду, аргумент «занятости» был воспринят мной с улыбкой...

У черногорцев есть масса ироничных по отношению к себе анекдотов...

      О рабочей неделе, например… Пятница - подготовка к выходным. Суббота и воскресенье – выходные.
      Понедельник - отдых после выходных. Вторник - подготовка к рабочему дню. Среда - рабочий день.
      Четверг - отдых после рабочего дня....

      Или…

      Почему черногорцы ставят стул у кровати? А чтобы присесть и отдохнуть, когда встанут утром с постели…

      Или…

      Два черногорца ограбили банк, после чего один другому говорит:
      - Считать деньги будем? Или подождем, пока в новостях скажут?

      Или…

      У черногорца спрашивают:
      - Как ты собираешь маслины?
      - Расстилаю простынь под оливой и жду ветра: ветер подует - оливы осыпятся.
      - А если ветра нет?
      - Тогда значит - год будет не урожайным!

Это - наследие османского ига... Загнанный на столетия в горы народ выработал свой, неспешный, стиль жизни, которая не была связана с тяжелым - как у степняков, полян или древлян - трудом и укоренилась в них, милых, как я не раз убеждался, людях. Больше того, этот стиль пронизывал все общество, даже осовремененную молодежь. А потому, слыша о занятости какого-то черногорца, не стоит придавать этому большого значения! Значит, у человека не было просто времени вспомнить о тебе... Отдыхал... Так и я рассудил, услышав про «занятость» коллеги…

- Хорошо, господин Маркович, как раз завтра буду в вашем городе, - ответил я, хотя никаких дел там у меня не было. - Как смотрите на то, что загляну к Вам в полдень?

- С радостью! – проговорил на другом конце провода важный голос. – Жду! Увидимос!

«Увидимос» - обычное прощание черногорцев...



На следующий день я приехал к нему, и мы расположились для беседы в его офисе.

Помещение было необычным для адвоката. Я таких не видел ни в одной из стран, где бывал и работал. Маленькая комнатка в первом этаже жилого дома имела отдельный выход на улицу. В ней стоял микроскопический стол господина Марковича, на котором не было компьютера и бумаг. Зато остальное пространство занимал огромный кожаный диван с двумя большущими креслами. Между ними был зажат низенький стеклянный столик. Остаток пространства занимал дорогой стеклянный сервант, на полках которого стояли бутылки и рюмки с фужерами. На стенах висели картины. На одной был горный пейзаж. На другой – напоминавший запорожского казака черногорский воин с ружьем и саблей, на нем были куртка и красные шаровары…

Зоран Маркович, как и все черногорцы, был высоким и стройным, а главное - важным. Я передал ему визитную карточку и свое резюме на черногорском языке, из которого он должен был видеть, какая у меня за плечами практика в разных странах и какие фирмы я обслуживал. Этим преследовал свои цели – заставить его посмотреть на меня серьезно, а также - пресечь в зародыше возможную мысль о «войнах» между нами...

Пробежав глазами резюме, адвокат вскинул в удивлении брови и улыбнулся.

- Какая практика у Вас, коллега! – после чего встал, прошел к серванту и вернулся с рюмками и бутылкой сливовой ракии. Налив ее в рюмки, поднял свою.

- За знакомство!

Ну, кто б меня из американских или японских коллег встречал так же?! Это была победа уже!

Я улыбнулся, взял рюмку и, чокнувшись с ним, произнес.

- Живили! – это было традиционным местным тостом, означавшим, что «будем жить»...

- Живили! – ответил он и опрокинул рюмку в рот.

Мы посмотрели друг на друга.

- Вы представляете уважаемого банкира Проксина? – радостно уже, а не как до этого,  поинтересовался он.

Я кивнул и придвинул папку с бумагами.

- Да, тут доверенность его.

- Какая доверенность?! Я Вам верю! – остановил меня он и, достав сигареты, закурил. – Нет проблем! Все документы передам! Без вопросов! Лучше расскажите, чем занимаетесь тут, как можем сотрудничать? – спросил он и снова плеснул ракии в рюмки.

- Господин Маркович, - оторопел я. - Извините! Это просто за знакомство согласился по-рюмочке я... 

Зоран Маркович отставил руку с сигаретой, выпустил клуб дыма и протянул ко мне рюмку.

- Разве это много? Чуть-чуть... – и, взмахнув сигаретой, добавил. – В Черногории, хе-хе, второй тост: «Чтоб стоять на двух ногах!»… Потому что после первой рюмки будем стоять лишь на одной! – захохотал он.

Мы чокнулись и выпили.

- Что делаю здесь? – принялся рассказывать я. – Создаю совместные предприятия... Смотрю, какие у вас можно открыть совместные бизнесы...

Собеседник кивнул, показывая, что понял, и тут же спросил.

- А покупатели домов и земель у Вас есть?

Он не был бы черногорцем, если б не задал этот вопрос! Где б и с кем ни приходилось беседовать в Черногории, о каких бы интересных проектах и идеях совместных работ ни шла речь, в конце каждой встречи спрашивали об одном – о купле-продаже недвижимости. Помню, говорил как-то с одним из местных батюшек, интересовавшимся моими делами. Я предложил ему обдумать возможность строительства на церковных землях дома инвалидов для воинов-россиян, часть которого была б отдана церкви под паломнический центр, в котором та нуждалась. Но идея интереса не вызвала. Зато в конце разговора он, взяв меня за пуговицу пиджака, стал рассказывать, что и у него есть большой участок под городком Петровац, который он готов продать русским...

- Покупателей много, - ответил я Зорану Марковичу. – Но есть и проблемы… 

- Проблемы?! – удивился он, наливая по-третьей. – Мы их снимем! А какие? Давайте, кстати, по последней! Как у нас говорят: «Бог любит Троицу!»

Я улыбнулся, беря в руки рюмку.

- И у нас так говорят! Славяне же!

Мы выпили, поставили рюмки на стол.

- Проблемы? Несколько… Продавцы не хотят заключать эксклюзивных договоров с такими, как я, посредниками в продажах. В результате - ты должен бегать бесплатно с его землей или домом, предлагать их всем, а гарантий, что получишь хоть цент – никаких… 

Он удивленно выслушал это.

- Еще, - продолжил я. - Продавцы ваши требуют деньги сразу, не дожидаясь переоформления права собственности на покупателя. И покупатель месяцами переоформляет купленное на себя! Во многих странах такого уже нет! Деньги кладут в банковскую ячейку, и взять их продавец может лишь после того, как покупатель станет собственником недвижимости, переоформит ее на себя! В Черногории это не прижилось пока! Отсюда и столько судебных исков из-за проблем при переоформлении купленного…

Зоран Маркович внимательно выслушал меня, кивая, затем радостно произнес.

- Так это ж хорошо! Повышается наша роль в сопровождении сделок, урегулировании споров… А я, - он наклонился ко мне и, словно заговорщик, тихо закончил, - могу тут все! Так что объединяемся, коллега! Ведите ко мне клиентов, и мы с Вами все сделаем, что надо, для них! Сто процентов от сто!

«Сто процентов от сто» – тоже черногорская поговорка, из которой следует, что проблем – стопроцентно - не будет...



Возвращаясь от него в Будву, я вспоминал разговор, длившийся больше часа, и с удовлетворением подвел итог – знакомство состоялось, документы днями получу...



Спустя  неделю раздался звонок от Драганы Павлович, которая сообщила, что через минуту-другую заедет и передаст все, что у нее было по делу банкира.

Она действительно тут же появилась в дверях.

- Анатолий, тороплюсь! Вот все, что должна передать! – она положила передо мной пачку бумаг. – Только дайте расписку, что их у меня получили.

Просьба была понятной. Я пригласил ее сесть, взял чистый лист и принялся переписывать в него названия и даты полученных документов. Закончив, расписался и передал ей.

- Отлично, Драгана! Я проинформирую клиента, какие документы получены. В случае вопросов – свяжусь!

Мы попрощались, и она ушла.

А час спустя, явился посыльный и сунул мне в дверь пакет со словами: «От господина Марковича». Я не успел задать вопроса о расписке, как он пропал. Видно, адвокату из Подгорицы она не требовалась...

Пригласив свою помощницу, я попросил перевести полученные документы. 

- Ой, сколько! – испуганно принялась листать пачки она. – Это я только к послезавтрашнему утру смогу! Смотрите сколько тут!

Я засмеялся.

- К послезавтра - так к послезавтра! Год их не передавали! Подождет банкир еще два дня, не денется никуда...



Переводы были закончены к утру третьего дня...

Содержание бумаг убило...

Оказалось, еще год назад Драгана Павлович по полученной от Проксина доверенности «на всё» подписала мировое соглашение с продавцом виллы и земли! Ни в какой суд она не обращалась! Исков не подавала! Остальные документы в ее пачке касались перерегистрации купленной недвижимости, уточнения размеров «развернутого» участка и прочего… Потому она, видно, и не показывала банкиру бумаги эти… Зачем?! Наверное, ее «гонорар» от продавца превышал неполученный от банкира окончательный расчет...

Я закрыл в компьютере окно с текстами переведенных документов адвокатессы и открыл файлы с переводами документов, переданных мне Зораном Марковичем...

И он молчал не просто так… И у него уже год было на руках постановление прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела против мошенника-продавца… Основание отказа было законным - в связи с примирением сторон...

Молодцы ребята! Ловко сработали...

Я набрал номер московского телефона банкира.

- Михал Михалыч, можете говорить?!

- Кто это? – удивленно ответил мобильник.

Я представился.

- Не могу, Анатолий Тимофеевич. Я в Женеве на переговорах. Напишите, что нужно, и вышлите на мою электронную почту. Вечером ознакомлюсь в отеле и отвечу…

- Хорошо, - согласился я, а спустя два часа отправил ему письмо с изложением открывшихся обстоятельств дела.

Однако, вечером ответа не было…

Не было его и утром…

Не получил я его и две недели спустя…

Он пришел через три недели лишь, и я опешил.

«Уважаемый Анатолий Тимофеевич! Что Вы такое подписали, что послужило основанием для выплаты окончательных расчетов Драгане и Зорану? Я оставил деньги для этого одному из черногорских банкиров. Он выдал уже их обоим, ссылаясь на Вас! Вы не сообщали о том, что с кем-то что-то подписывали? Во всяком случае, не припомню, чтобы получал от Вас такой документ. Что ж Вы не проверили - все ли документы получены?! Поясните, пожалуйста! Искренне Ваш, М.Проксин»

Я посидел какое-то время, рассматривая записку, потом сел за компьютер.

«Уважаемый Михаил Михайлович!

Первое. Не понял Вашего письма. Я ничего не подписывал ни с кем, кроме перечня полученных от Драганы документов. Его копию я переслал Вам в тот же день! Но в нем нет оценки «полноты документов», а лишь перечислены их названия и даты. 

Второе. Полнота документации и расчеты с адвокатами – не мои вопросы. Вы мне не поручали их. Никаких встреч с черногорскими банкирами у меня не было. Думаю, Вам надо уточнить эту информацию и самому разобраться с ними.

Третье. Моя оценка ситуации. Зоран, по-видимому, пришел к вашему банкиру, сказал, что он и Драгана передали мне документы, и потребовал расчета. Тот не стал проверять это у Вас и отдал деньги.

Четвертое. Ситуация тупиковая. Дело развалено. Спасти его возможности не вижу.

С уважением, Анатолий».

Отправив письмо, я задумался.

Так всегда и бывает! Как дурные деньги приходят, так и уходят... Заплатить полмиллиона евро за Бог знает что! А потом и двенадцать тысяч адвокатам! Банкир, однако… Деловой...

А после этого еще удивляется: «Как это?! Не понял!»… 

Такие ребята и рулят в стране сейчас... 

Я достал сигарету, закурил...



Ответной реакции Проксина пришлось ждать еще три недели...

«Уважаемый Анатолий Тимофеевич! С некоторым недоумением прочел письмо. Никакого «развала дела» нет. Есть недоделки, которые следует устранить. Единственный вопрос сегодня - на каком основании мой коллега-банкир выплатил Драгане и Зорану деньги? Ведь я узнал об этом постфактум! Так и не понял, задавали Вы ему вопрос этот? И что он ответил?  Теперь важно получить официальный кадастровый план участка в городе Бар и передать его с имеющимися у Вас документами адвокату Йоксимовичу, которого я нанял для продолжения дела. По условиям такой работы, думаю, договоримся. Искренне Ваш, М.Проксин»

Это переходило границы разумного...

Черным по белому ведь написал, что не знаю никакого «коллеги-банкира» его, а он гнет свое – задавал ли я вопросы тому! Молодец! Я выбил из его адвокатов документы, которые те год прятали, а теперь должен еще и устранять какие-то "недоделки»?!

В кабинет зашла моя помощница Ольга Никанорова.

- Вы такой расстроенный... Что стряслось?

- Да вот… Помните банкира нашего?

- Михал Михалыча? Да, милый дядечка... – ответила с улыбкой она.

- Милый-премилый обвиняет нас в том, что сам нагородил! Сваливает на меня вину за расчет какого-то типа с его адвокатами! Заставляет ехать в Бар, выбивать там кадастровый план участка! А документы велел передать уже четвертому адвокату, которого нанял! И как мы потом получим деньги с него?!

Она засмеялась.

- А чего переживаете?! Не передавайте документы без оплаты и все. Пока не договоритесь о пересмотре договора и об авансировании дополнительных работ! И в Бар ехать не надо...



Спустя день я отправил Проксину письмо, в котором сообщил, что в Бар поехать не могу ввиду загруженности работой. И приписал, что документы новому адвокату передам после получения окончательного расчета...

Тут же пришел ответ, что он не согласен с этим, так как я виновен таки в окончательном расчете какого-то банкира с Драганой и Зораном, и что я, не передавая документов новому адвокату, блокирую работы того по его делу.

Моя переписка с ним уже переросла мыслимые и немыслимые пределы. Надо было ставить точку в ней и я поставил ее, написав, что работы выполнил и приостанавливаю их до получения полного расчета...



Появился он у меня через месяц.

Мы сели за стол: передо мною была пачка приготовленных для него документов.

- Анатолий Тимофеевич, - начал Проксин,– в деловом мире так не принято! Что у Вас за недоверие ко мне?! Вы из-за нескольких центов не передали документы Йоксимовичу! Убили этим! А что стоило съездить в Бар и взять пустяшную бумажку в кадастровой службе?! Ни в какие ворота не лезет! А ведь я пришел к Вам по рекомендации наших друзей... - его глаза презрительно сощурились...

Я кивнул и придвинул к нему счет.

- Что это? – наклонился над ним он.

- Счет на оплату моих работ, - спокойно ответил я, - и компенсацию расходов.

Он принялся перелистывать подколотые к счету чеки, квитанции.

Я вздохнул.

- Не хочу обслуживать Вас дальше! Расторгаю договор! И это мое право! Потерял доверие к Вам... Накрутили такого, что и бригада юристов не может разгрести это! Я сдвинул с мертвой точки все, раскопал, что адвокаты год морочат Вам голову! А Вы не нашли ничего лучшего, как обвинить меня в «недоделках»! Это Ваш стиль?! Если «да», он не приемлем! В Москве и Женеве Вы - царь и бог! А я - свободный! И могу сказать, что Вы не правы! Сначала в том, как купили виллу! Полмиллиона евро на ветер швырнули! Не могли составить договор, план участка к нему приложить! Спешили?! А в таких делах спешка глупа! Знаете, когда она нужна?! - улыбнулся я. - И потом... Наняли толпу адвокатов! Банкира какого-то! Надавали заданий всем! Не увязали друг с другом их! А теперь ищите «крайнего»! А крайний - Вы! Знаете, что надо было сделать?! Мне деньги оставить для расчетов! И Драгана с Зораном ни цента не получили бы от меня, пока я не согласовал бы это с Вами! Так что платите, Михал Михалыч, и ищите того, кто будет выполнять Ваши, меняющиеся день ото дня, команды! И еще... Вы сказали, что в деловом мире так не принято?! Да! В деловом мире так, как делали Вы, делать не принято…

Мы посмотрели друг на друга... На его щеках заиграли желваки, он помолчал, рассматривая с неприязнью меня, затем достал из пиджака бумажник, отсчитал деньги и положил передо мной... Я отодвинул к нему пачку полученных у адвокатов документов...



Прошло больше года…

Я и забыл о деле «банкира», когда вдруг о нем напомнила моя помощница-черногорка Зорица.

- Слушайте! – радостно засмеялась она, придя как-то на работу. – Оказывается, он до сих пор не может вернуть полмиллиона! Пытается судиться, а не получается! Вся Черногория смеется над ним уже!

Смеется или нет милая страна над ним, я не знаю...

Но то, что россияне шокируют Европу и весь мир своей «деловитостью», знаю давно…